Составляем и заключаем коллективный договор

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Составляем и заключаем коллективный договор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Процедуру заключения коллективного договора можно назвать достаточно сложной и громоздкой. Конечно, когда такой договор подписывается от имени большого коллектива работников, то объяснение этому есть, но процесс заключения нельзя упростить и в небольших организациях.

Немного о коллективном договоре

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их (ст. 40 ТК РФ ). Такой договор может заключаться в организации в целом, в ее представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ).

Отметим, что коллективный договор — это двухстороннее соглашение, и изменять его положения в одностороннем порядке работодатель не может.

Ответственность работодателя

К сожалению, действующее законодательство предусматривает ответственность только для работодателя и его представителей. То есть если работодатель уклоняется от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора или затягивает сроки проведения переговоров, ст. 5.28 КоАП РФ за такие действия предусмотрена ответственность в виде административного штрафа от 1 000 до 3 000 руб. Таким же штрафом могут наказать работодателя за непредоставление в установленный срок информации, необходимой для проведения коллективных переговоров (ст. 5.29 КоАП РФ ). А если работодатель или его представитель вовсе откажется от внесения изменений в коллективный договор, возможны санкции по ст. 5.30 КоАП РФ — штраф от 3 000 до 5 000 руб.

Кроме административной ответственности, работодатель может нести материальную ответственность, если не будет соблюдать порядок внесения изменений в коллективный договор. Этому есть множество подтверждений в судебной практике.

Б. обратилась в Надымский городской суд с иском к ООО о взыскании оплаты проезда к месту отдыха и обратно за 2010 — 2011 годы и материальной помощи на оздоровление. В обоснование иска Б. указала, что согласно положениям коллективного договора ООО работодатель обязан ежегодно оплачивать работнику и членам его семьи, находящимся на его иждивении, проезд к месту отдыха и обратно, а также предоставлять ежегодно материальную помощь на оздоровление к отпуску. В 2010 — 2011 годах по выходу из отпусков Б. передавала работодателю авансовые отчеты о расходах на проезд к месту отдыха и обратно на себя и своего несовершеннолетнего ребенка с приложением необходимых документов, однако ответчик не компенсировал ей понесенные расходы на проезд и не выплатил материальную помощь на оздоровление.

Представитель ООО исковые требования не признал, пояснил, что требуемые истцом выплаты действительно предусмотрены коллективным договором при наличии финансово-экономических возможностей общества, однако в связи с тяжелым положением на предприятии выплата данных социальных компенсаций приостановлена со II квартала 2010 года.

Городской суд отказал Б. в удовлетворении требований о взыскании материальной помощи, а расходы на проезд к месту отдыха взыскал. Не согласившись с таким решением суда, Б. подала апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, судебная коллегия апелляционной инстанции посчитала, что ранее состоявшееся решение суда подлежит отмене и вот почему.

Пунктом 7.2.1 коллективного договора ООО на 2010 — 2012 годы предусмотрена оплата работодателем расходов, понесенных работником на проезд к месту отпуска и обратно любым видом транспорта. Кроме того, работодатель производит оплату стоимости проезда членам семьи, находящимся на иждивении работника. Пунктом 7.1.1 коллективного договора предусмотрена обязанность работодателя оказывать материальную помощь на оздоровление к ежегодному отпуску работникам, отработавшим не менее двух лет в данной организации. В разделе «Условия оплаты труда» (п. 4.4) трудового договора, заключенного ответчиком с истцом, предусмотрена выплата работнику материальной помощи к отпуску на оздоровление.

Вывод городского суда в части правомерности приостановления предусмотренных коллективным договором социальных выплат на оздоровление к отпуску в связи с тяжелым финансовым положением ООО основан на неправильном толковании норм трудового законодательства. Апелляционная инстанция обосновала свою позицию следующим.

В соответствии со ст. 44 ТК РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором. Коллективным договором данный порядок не установлен, комиссия по регулированию социально-трудовых отношений полномочиями по изменению коллективного договора не наделена. В связи с этим изменения в коллективный договор ООО, в том числе в части временного приостановления действия отдельных пунктов коллективного договора, могли быть внесены в том порядке, в котором коллективный договор был принят, — на конференции трудового коллектива.

ООО не предоставило доказательств, свидетельствующих о внесении в коллективный договор изменений в определенном законом порядке, следовательно, доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности приостановления ответчиком социальных выплат являются обоснованными.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании материальной помощи на оздоровление подлежит отмене, а исковые требования Б. — удовлетворению (Апелляционное определение суда автономного округа от 04.06.2012 по делу № 33-1136/2012).

Процедура внесения изменений в коллективный договор не так уж сложна, если строго следовать положениям Трудового кодекса. Не бойтесь корректировать положения договора, если в учреждении есть для этого основания. Ведь если, например, в законодательстве появились новые работникам, а по коллективному договору они не полагаются, велика вероятность возникновения трудовых споров — а это лишняя трата времени, сил и средств.

Довольно часто требуется внести в коллективный договор учреждения изменения. Причиной может стать изменение законодательства, (например, установление новых льгот), утверждение нового отраслевого соглашения, инициатива работников или работодателя. В любом случае необходимо соблюдать определенную процедуру. Кто может инициировать внесение изменений в коллективный договор? Нужно ли проводить коллективные переговоры? Какова процедура согласования изменений? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответ, прочитав статью.

Читайте также:  Штраф за превышение разрешенной максимальной массы

Стороны коллективного договора

Итак, как следует из ст. 40 ТК РФ, сторонами договора являются работники и работодатель, интересы которых представляют их представители.

В силу ст. 29 ТК РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

При этом первичные профсоюзные организации и их органы могут представлять интересы всех работников организации, только если более половины работников являются членами профсоюза (ч. 3 ст. 37 ТК РФ). В организации может существовать два и более профсоюзов, и если они в совокупности объединяют более половины работников, то по решению их выборных органов они могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки и заключения коллективного договора. В состав такого органа должны быть включены представители каждой профсоюзной организации пропорционально количеству ее членов.

Но это не означает, что если в профсоюзе (профсоюзах) состоит менее половины работников, то представлять интересы работников некому. В таком случае работники, не состоящие в профсоюзе, на общем собрании могут уполномочить один из профсоюзов на проведение коллективных переговоров (ч. 4 ст. 37 ТК РФ). Если же такая первичная профсоюзная организация не определена или в организации вообще отсутствуют какие-либо первичные профсоюзные организации, то общее собрание работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Обратите внимание! Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями (ч. 3 ст. 36 ТК РФ).

Представителем организации при проведении коллективных переговоров является руководитель организации или уполномоченное им лицо в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ или субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ч. 1 ст. 33 ТК РФ).

Так, в силу ст. 34 ТК РФ представителями работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Кроме этого, при проведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения интересы работодателей могут представлять соответствующие объединения работодателей — некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ).

Поскольку коллективный договор может заключаться не только в организации в целом, но и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях, для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в таком обособленном подразделении работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо. Интересы работодателя в данном случае представляются на основании доверенности.

Если право проводить коллективные переговоры от лица работодателя дано, например, заместителю руководителя, начальнику правового отдела или другим сотрудникам, руководитель издает приказ о назначении этих лиц представителями работодателя в коллективных переговорах.

Представителем работодателя может быть любое уполномоченное им лицо

Вопрос: От профсоюза поступило предложение начать переговоры с целью заключения коллективного договора. Но наш директор очень занят, ему некогда этим заниматься. Скажите, можно ли назначить в комиссию по переговорам кого-то другого из сотрудников.

Л.Б.Феофанов, г. Москва

Ответ: Представителем работодателя может быть как руководитель организации, так и любое уполномоченное им лицо. Например, его заместители, руководители структурных подразделений, сотрудники бухгалтерии, юридического отдела и др. Главное, чтобы это не был сотрудник, выступающий представителем от работников.

Если руководитель назначает кого-то представителем , а подобные обязанности не входят в трудовую функцию сотрудника, то сначала необходимо заручиться его согласием на участие в ведении переговоров.

О назначении представителей нужно издать приказ, образец которого приводим ниже.

Игнорирование призыва работников начать переговоры чревато штрафами

Вопрос: Руководство получило письменное обращение работников по поводу переговоров о заключении коллективного договора. Скажите, пожалуйста, что будет, если проигнорировать это обращение.

Н.А.Коржева, г. Саратов

Ответ: Если руководство компании получило «послание» работников о начале переговоров, то оно должно в 7-дневный срок подтвердить свою готовность к диалогу и сообщить имена представителей компании .

За уклонение от переговоров трудинспекция может оштрафовать компанию или ее руководителя на сумму от 1000 до 3000 руб., а за открытый отказ от заключения коллективного договора — на сумму от 3000 до 5000 руб. .

Статья 36 ТК РФ.
Статьи 5.28, 5.30, 23.12 КоАП РФ.

Коллективный договор подписывается уполномоченными представителями работников и работодателя

Вопрос: Кто должен подписать коллективный договор?

Г.Л.Лунева, г. Подольск

Ответ: Коллективный договор подписывают уполномоченные представители работников и работодателя .

Обычно это члены комиссии по ведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора. Их полномочия на подписание коллективного договора, как правило, указываются в документах об их избрании (назначении) в указанную комиссию (например, в протоколе общего собрания работников об избрании представителей для ведения переговоров и заключения коллективного договора, а также в приказе руководителя о назначении представителей работодателя в упомянутую комиссию) либо могут быть закреплены в отдельных документах.

Статьи 40, 42, 43 ТК РФ.

Сроки действия соглашения

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в нем. Срок действия соглашения не может превышать 3 лет. Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников этого соглашения заключить его от их имени.

Заключенные на федеральном уровне отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение или профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которых включены не менее чем 50% работников отрасли (отраслей) или профессии, могут распространить свое действие и на работодателей, не участвовавших в их заключении. Необходимыми условиями для этого закон устанавливает: направление министром труда РФ этим работодателям предложения о присоединении к соглашениям и отсутствие заявленного несогласия работодателей или соответствующих представителей работников с предложением в течение 30 дней с момента его получения.

Читайте также:  Внуков ликвидаторов чернобыльской катастрофы лишают выплат

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, для них действуют наиболее благоприятные условия соглашений.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в 7-дневный срок направляется для уведомительной регистрации представителями работодателей участниками соглашения:

— заключенного на федеральном уровне — в Минтруд России;

— заключенного на уровне субъектов РФ — в орган по труду субъекта РФ. Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.

Единый представительный орган от работников на ведение коллективных переговоров

Интересы работников должны представлять только представители работников, которым предоставлены полномочия в соответствии с установленными требованиями трудового законодательства. То есть, лица представляющие интересы работодателя либо организации, финансируемые работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления не могут представлять интересы работников.

Интересы работников представляют только профсоюзы. Если же на соответствующем уровне существуют несколько профсоюзов или объединений профсоюзов, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется каждому из них. В таком случае представитель от каждого профсоюзного органа входит в состав единого представительного органа от работников на ведение коллективных переговоров. Именно для этих целей формируется такой орган с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

ВНИМАНИЕ! Что такое профсоюзная организация и как её создать?

Если же между профсоюзами отсутствует договоренность о создании единого представительного органа на ведение коллективных переговоров, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу, который объединяет наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

На локальном уровне в организации у работодателя может существовать несколько первичных профсоюзных организаций, которые в совокупности объединяют более половины работников. Такие профсоюзы могут создать единый представительный орган. Он формируется на основе принципа пропорционального представительства, т.е. в зависимости от количества численности членов профсоюза.

В состав единого представительного органа должен входить представитель от каждой первичной профсоюзной организации. Данный орган обладает инициативным правом по проведению коллективных переговоров по вопросам трудовой деятельности. Закон предоставляет первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, право инициировать коллективные переговоры без создания единого представительного органа на ведение коллективных переговоров.

Как протоколируются коллективные переговоры

Коллективные договоры должны фиксироваться документально, поскольку процедура их проведения регламентирована законом. Во время ведения переговоров оформляется протокол, включающий в себя следующие сведения:

  • регистрационный номер протокола;
  • название заседания;
  • время и дата ведения переговоров;
  • состав комиссии (фамилии, имена, отчества, должности);
  • повестка дня;
  • выступающий по каждому вопросу;
  • принятое решение по каждому вопросу;
  • количество голосов «за» и «против» (в случае проведения голосования) по всем вопросам в отдельности;
  • подписи участников (по окончании ведения переговоров).

Коллективный договор как форма взаимодействия работодателя с трудовым коллективом в интересах компании

В начале 1930-х гг. в рамках дискуссии А. Берле и М. Додда появилось новое понимание роли менеджмента в корпорации, из которого позднее сформировалась теория стейкхолдеров. Если А. Берле полагал, что менеджмент корпораций должен заботиться только о богатстве акционеров, то М. Додд считал, что в действительности цели корпорации включают также обеспечение безопасных рабочих мест для наемных работников, лучшее качество продукции для потребителей, а также повышение вклада в благосостояние местного сообщества.

Развивая идею существования заинтересованных сторон, Г. Саймон в 1952 году опубликовал свои исследования модели «поощрение-вклад» (inducements-contributions model) как логической основы формирования организаций. Согласно этой модели каждому из потенциальных участников организации (предпринимателю, наемному работнику, потребителю) предлагается за вступление в нее некоторое поощрение (выручка от продаж, заработная плата, приобретаемые блага и услуги), в обмен на соответствующий вклад в функционирование организации (усилия по организации производства и управления, трудовые затраты, плата за покупки).

В 1984 году Р. Фриман сформулировал теорию стейкхолдеров (Freeman R.E. 1984, Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman.) и эта теория стала одной из концепций в современной этике бизнеса. Теория стейкхолдеров, после 2000 года активно изучаемая и развиваемая российскими исследователями, легла в основу идеологической базы концепции корпоративной социальной ответственности, активно пропагандируемой в России, а потому способной серьезно повлиять на поведение отечественного бизнеса, а принятый в 2002 году Трудовой кодекс Российской Федерации в своих законоположениях облачил в правовую форму некоторые позиции этой теории.

В Российском законодательстве не применяется термин стейкхолдер, но стороны социального партнерства в терминологии российского трудового законодательства очевидно являются заинтересованными, причастными сторонами из теории стейкхолдеров. Любой работник заинтересован в своей заработной плате и премиях, возможностях кадрового роста, условиях, на которых он нанят, социальных гарантиях, включая медицинскую страховку. Еще один важный интерес: уровень полномочий и ответственности, а также уровень удовлетворенности своей работой. Высшее руководство компании, как впрочем и любые работники, заинтересованы в своей заработной плате, бонусах и премиях. Немаловажно для них и такое нефинансовое понятие как статус. Занимая высокую должность, менеджер приобретает вес в обществе и в своих собственных глазах. Помимо этого, любого менеджера волнует зона его ответственности. Акционеры (или участники общества), как люди, которые вложили в компанию деньги, ждут финансовой отдачи. Они заинтересованы в росте прибыли компании и ее годовых дивидендов. Государство полагает, что бизнес должен быть социально ответственным и нести часть расходов по поддержанию установленных государственных гарантий, но понимает, что без государственной поддержки бизнес не сможет выполнять финансовые обязательства.

Трудовой кодекс РФ назвал правовое регулирование отношений по социальному партнерству, создание правовых возможностей индивидуального и коллективного регулирования трудовых отношений с использованием механизма социального партнерства, установление правовых гарантий для сторон этих отношений одной из основных задач трудового законодательства (ч.2 ст.1, ст.2 ТК РФ), а также выделил участие работников (их представителей) в управлении организацией в отдельную форму социального партнерства (ст. 27 ТК РФ). Реализуя указанный принцип, законодатель включил названное право в круг основных прав работников (ч. 1 ст. 21 ТК РФ), а создание условий по его обеспечению — в основные обязанности работодателя (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Основными видами участия работников, их представителей в управлении организацией являются следующие.

  1. Учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором.
  2. Проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов.
  3. Получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников.
  4. Обсуждение вопросов работы организации, внесение предложений по ее совершенствованию.
  5. Обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации.
  6. Участие в разработке и заключении коллективных договоров.
  7. Иные способы участия работников и их представителей в управлении организацией, определенные Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом (ст. 53 ТК РФ).
Читайте также:  Все об алиментах в России в 2023 году

Коллективный договор является одним из самых эффективных способов решения этой задачи, но зачастую предоставленная законодателем возможность недооценивается как работниками, так и работодателями.

Уже не первый год в своих отчетах (в части «Оценка проверенных коллективных договоров на соответствие требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, выявленным нарушениям в сфере действия коллективных договоров) Федеральная служба по труду и занятости, осуществляющая контроль и надзор в сфере труда, отмечает, что: «Зачастую коллективные договоры и соглашения не содержат в себе норм улучшающих положение работников (стимулирующих их трудовую активность), дублируют минимальные стандарты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

Формализованный подход сторон социального партнерства к заключению коллективного договора влечет за собой переписывание правовых норм Трудового кодекса, определяющих основные условия труда, в результате чего это затрудняет восприятие корпоративного акта и в то же время не несет никакой правовой нагрузки, так как указанные нормы действуют независимо от принятия коллективного договора.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением.

Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Коллективные переговоры — этапы ведения

Важно! Коллективные переговоры проводятся в 2 случаях: когда коллективный договор заключается впервые, и когда подходит срок окончания действия предшествующего коллективного договора (не ранее чем за 3 месяца).

Коллективные переговоры проводятся в несколько этапов:

Этап ведения коллективных переговоров Описание
1 этап — Право на представительство Выбираются представители сторон переговоров. Наниматель может назначить руководителя компании или уполномоченное лицо с правом подписи. А работники действуют следующим образом:
  • представитель выбирается на тайном голосовании во время общего собрания сотрудников (при отсутствии на фирме профсоюзной организации);
  • проводится тайное голосование, на котором решается вопрос наделения профсоюза полномочиями выделить представителя (если профсоюз в компании имеется, но в него входит менее половины сотрудников фирмы);
  • представитель назначается профсоюзом (если членство в профсоюзе поддерживают более 50% сотрудников фирмы);
  • формируется единый представительный орган, в котором равное число представителей от каждой профсоюзной организации (если в компании несколько профсоюзов).
2 этап — Предложение о переговорах Переговоры начинаются со следующих действий:
  1. Представитель сотрудников (или представительный орган) направляют работодателю письменное предложение о начале коллективных переговоров.
  2. Наниматель формирует ответ на предложение и выбирает своего представителя в течение 7 дней с момента получения письменного предложения, издает приказ о сборе комиссии для ведения переговоров с перечнем членов комиссии.
  3. Сотрудники получают ответ на предложение.
  4. Переговоры начинаются на следующий день после получения сотрудниками ответа от работодателя (на 8 день после отправки предложения о проведении переговоров).
3 этап — Уточнение полномочий Каждый представитель должен быть проинформирована о правах и обязанностях на переговорах. Необходимо предусмотреть:
  • вопросы взаимной ответственности между сотрудниками и работодателем;
  • обязательства о неразглашении коммерческих тайн, которые могут прозвучать в ходе ведения переговоров;
  • время и порядок предоставления сведений по запросам сторон.
4 этап — Время, место, регламент Датой окончания ведения переговоров считается день подписания окончательной версии коллективного договора по достижении согласия представителей сторон.

Место проведения переговоров и сроки должны быть согласованы сторонами заранее. Длительность переговоров не должна превысить 90 дней.

5 этап — Обсуждение проекта коллективного договора Стороны предлагают к рассмотрению волнующие вопросы, решают, какие разработать положения коллективного договора. Если решено внести корректировки в первоначальный текст договора, они фиксируются в документе. Даже если срок предшествующего коллективного договора истек, в период проведения переговоров действует старый договор.
6 этап — Заключение нового коллективного договора

либо

открытие коллективного трудового спора

Утверждается новый проект коллективного договора, когда все возникшие вопросы решены, и стороны пришли к соглашению. Обе стороны подписывают проект — со стороны сотрудников должна быть подпись каждого участника как члена представительного органа.

Если решить некоторые вопросы так и не удалось, открывается коллективный спор.

7 этап — Актуализация коллективного договора Утвержденный документ направляется в Департамент труда (в течение 7 дней после подписания проекта). Отказать в регистрации документа территориальный орган контроля труда не может.

Сроки, подписание и регистрация колдоговора

Максимальный срок, на который может быть заключён колдоговор, составляет три года. Стороны вправе осуществлять продление действия договора на срок, не превышающий трех лет. Колдоговор вступает в законную силу с даты его подписания сторонами или же с даты, предусмотренной в договоре.

Подписание коллективного договора не является обязательным, однако в том случае если работник организации письменно уведомляют работодателя о намерении подписать колдоговор, последний не может уклоняться от подписания, в противном случае, это может расцениваться как нарушение положений действующего трудового законодательства.

Составление коллективного договора предусматривает, что после подписания последний подлежит обязательной регистрации. Для этого договор, в течение недели после того, как он был заключен, направляется в соответствующий госорган по труду. Все изменения и разного рода дополнения, которые вносятся в колдоговор, должны производиться посредством проведения соответствующих коллективных переговоров.

Таким образом, исходя из всего вышеописанного, следует отметить, что перед тем как составить коллективный договор, сторонам следует тщательно проконсультироваться с опытными и профессиональными юристами. Только в этом случае можно быть уверенным в том, что колдоговор составлен в полном соответствии с правовыми нормами и максимально учитывает интересы сторон.

Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам

8796

юристов ждут Вас Быстрый ответ,
бесплатно!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *