Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Выдача (экстрадиция) — это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица — негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.

Что такое экстрадиция

Это — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, заключающаяся в аресте и передаче одним государством другому лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления , либо лиц, уже осуждённых судом другого государства.

В значение данного понятия входит процесс выдачи лиц между страними, которые совершили преступление или подозреваются в его совершении, также обвиняемых и осужденных за совершенное деяние из одной страны в другую для того, чтобы преступник был привлечен к уголовной ответственности или понес наказание в соответствии с обвинительным приговором.

Выдача лиц совершивших преступление на территории других стран не относится непосредственно к уголовному праву. Однако, в связи с актуальностью этого вопроса в современном мире, экстрадиция в уголовном праве лиц, совершивших преступления, урегулирована нормами 13 статьи УК РФ, УПК РФ (гл. 54).

Конституцией РФ установлено, что выдача лиц, совершивших преступление, и осужденных, проводится в порядке, определенном федеральным законом или международным договором.

Выдача иностранных граждан, находящихся на территории РФ и совершивших преступление

Конституцией России зафиксирована норма и принципы передачи иностранцев, которые обвиняются в преступных деяниях или уже осужденных для исполнения наказания.

Во второй части 13 статьи Уголовного Кодекса РФ регламентирован порядок и понятия, как может происходить экстрадиция иностранцев, которые совершили преступные действия на территориях зарубежных стран и проживающих в России.

Выдача или отказ от экстрадиции граждан иных государств также происходит на основе принципов международных соглашений.

Европейской конвенцией строго регламентированы нарушения, за совершение которых может быть гражданин выдан страной, в какой он находится и основные этапы передачи.

Основаниями могут быть преступления, которые согласно законодательству обеих стран наказуемы на заключение под стражу на срок не меньше чем один год.

В случаях просьбы экстрадиции лиц уже осужденных за совершенные преступления для заключения под стражу и отбывания тюремного заключения выдать можно, только если до конца присужденного срока еще останется не меньше чем четыре месяца. В противном случае, страна, делающая запрос на экстрадицию гражданина получит отказ.

Кроме тог, в Конвенции предусмотрено право одной из стран, которые договариваются о выдаче гражданина подозреваемого или совершившего преступление, если законом этой страны не предусмотрена экстрадиция за отдельные преступления, хотя и наказывающиеся сроком более года, просто исключить их из сферы, где применяется Международный договор о выдаче граждан. В таких случаях подается с документацией о присоединении к Конвенции список правонарушений, по отношению к которым разрешается и может отказывается выдача граждан.

Комментарий к Ст. 13 Уголовного кодекса

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

2. Часть 1 ст. 13 УК, основывающаяся на ст. 61 Конституции РФ, не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств. Вопрос о преступности и наказуемости деяния в таком случае решается в соответствии с нормами УК.

3. Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ не допускается также выдача другим государствам лиц: а) преследуемых за политические убеждения и б) за действия (бездействия), не признаваемые в России преступлением.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов России и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором (ч. 2 ст. 13 УК).

Что понимать под выдачей (экстрадицией)?

Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Институт выдачи одним государством лиц, совершивших преступление, другому иностранному государству (экстрадиция) давно известен международному праву. В этом случае государство, на территории которого находится преступник, по просьбе иностранного государства, ограничивая свою уголовную юрисдикцию в отношении этого лица, выдает его другому заинтересованному государству. Просьба о выдаче лица такому государству может основываться на том, что лицо является его подданным или совершило преступление на его территории, либо хотя и за ее пределами, но против интересов этого государства.

Условия, при которых преступник может быть выдан другому государству

Основанием для запроса о выдаче обвиняемого или подозреваемого является сам факт возбуждения уголовного дела, однако выдача предполагаемого преступника осуществляется при условии соблюдения всех правил.

Должно действовать правило двойной преступности. Инкриминируемое деяние, совершенное лицом, на которое пришел запрос об экстрадиции, должно быть уголовно наказуемым с точки зрения закона ив запрашивающем государстве, и в запрашиваемом.

Преступление, совершенное лицом, выдачу которого запрашивает государство, предусмотрено заключенным между взаимодействующими сторонами соглашением об экстрадиции либо инкриминируемое деяние попадает под один или несколько критериев, установленных данным договором.

Еще одной важной деталью процедуры выдачи является то, что экстрадируемое лицо может понести ответственность либо наказание, а также быть выдано третьей державе только за преступление, инкриминируемое ему в запросе о выдаче. При удовлетворении всех требований подозреваемого/обвиняемого экстрадируют.

Когда в экстрадиции может быть отказано

Для экстрадиции преступника мало послать иностранному государству запрос с требованием о его выдаче, просьбу необходимо конструктивно обосновать и соблюсти все правила, иначе запрашиваемая держава ее не удовлетворит.

Чаще всего в экстрадиции отказывают по следующим причинам:

  • регламент подачи соответствующего запроса был нарушен;
  • предоставленные в запросе доказательства вины были признаны недостаточными;
  • лицо, в отношении которого требуют применить экстрадицию, не является гражданином/подданным запрашивающего государства;
  • лицо, выдачу которого требуют, подпадает под условия, запрещающие это.

Уголовная ответственность иностранца в случае подлога документов

А вот фальсификация пакета документов, пусть даже одной справки вполне влечет привлечение иностранного гражданина к уголовной ответственности. Так, ч. 3 ст. 327 УК РФ предусматривает, что: «использование заведомо подложного документа — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев».

Получение подробной консультации по миграционным вопросам и защите прав обвиняемого (подозреваемого) в уголовном преступлении, а также индивидуальный подход к каждой определенной ситуации вы можете получить в нашем адвокатском бюро, где профессиональный юрист, поможет в решении Вашей проблемы уже сегодня.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео о защите прав обвиняемого адвокатом и подписывайтесь на наш канал YouTube, вам станет доступна бесплатная юридическая помощь адвоката через комментарии к видеоролику.

Привлечение иностранных граждан к уголовной и административной ответственности

Исключения из принципа равной ответственности согласно Конституции РФ могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами. Самые известные из них касаются юридической ответственности лиц, обладающих дипломатическими или консульскими иммунитетами. В этом случае действуют нормы Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961), а также Конвенции о консульских сношениях (Вена, 24.04.1963). Так, дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Исключения касаются лишь случаев гражданско-правовой ответственности в отношении деятельности, не относящейся к исполнению дипломатических функций:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Данное правило распространяется на членов семьи дипломатического агента, если у них отсутствует гражданство государства пребывания.

Нужно учитывать, что равная ответственность иностранных и российских граждан прежде всего означает одинаковые правила привлечения к ответственности. Ее реализация также оформляется идентичными для всех субъектов правонарушения процессуальными документами. В таком контексте следует воспринимать правовую позицию Конституционного Суда РФ, по которой «на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права». При этом ее нормативные основания могут отличаться. Данное утверждение обусловлено тем, что иностранцы обладают собственным правовым статусом. Это значит, что помимо общих с россиянами юридических обязанностей у них имеются и особые обязанности, которые могут быть связаны, к примеру, с необходимостью встать на миграционный учет, получить разрешение на право осуществления трудовой деятельности, покинуть российскую территорию. Кроме этого, для лиц, не обладающих российским гражданством, предусматривается особая мера ответственности — административное выдворение за пределы Российской Федерации. Конституция запрещает высылать лишь собственных граждан, на остальных субъектов данная норма не распространяется.

В остальных случаях иностранцы, совершившие преступления за пределами российской территории, могут выдаваться соответствующему иностранному государству. Основания и порядок выдачи предусматриваются международными договорами (ч. 2 ст. 13 УК РФ).

Другой комментарий к статье 13 УК РФ

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

2. Часть 1 ст. 13 конкретизирует положение ст. 61 Конституции РФ о том, что гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, не может быть выдан этому государству по его требованию. Однако это не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств, вопрос о преступности и наказуемости деяния решается в соответствии с УК.

Читайте также:  Налог на имущество организаций в Москве 2020

3. Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ не допускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения и за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов РФ и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с многосторонними и двусторонними международными договорами.

Выдача лиц, совершивших преступление

Понятие института выдачи лиц, совершивших преступление. Будучи давно известным и хорошо апробированным в международной практике,. институт выдачи лиц, совершивших преступление (или институт экстрадиции), является новеллой для отечественного уголовного законодательства, ибо впервые закреплен в ст. 13 УК РФ 1996 г.

В теории права под институтом экстрадиции принято понимать совокупность нормативных предписаний, регламентирующий передачу лица, совершившего преступление, одним (запрашиваемым) государством другому (запрашивающему) государству для привлечения к уголовной ответственности и (или) отбывания наказания.

Нормативная база указанного института имеет двухуровневую структуру:

  1. внутригосударственное (в частности, конституционное, уголовное, уголовно-процессуальное);
  2. международное законодательство (в частности, многосторонние и двусторонние межгосударственные соглашения, заключенные с участием РФ).

Решение вопроса об экстрадиции напрямую зависит от государственно- правового статуса лица, совершившего преступление: является ли оно гражданином РФ либо иностранным гражданином или лицом без гражданства. Часть 1 ст. 61 Конституции РФ провозглашает, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Конкретизируя данное предписание, ч. 1 ст. 13 УК устанавливает: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Изложенное правило распространяется и на лиц с двойным гражданством (бипатридов), т.е. граждан РФ, имеющих также гражданство (подданство) иностранного государства. Такой подход российского законодателя основывается на незыблемости суверенитета РФ и служит дополнительной гарантией реализации закрепленного в ч. 1 ст. 12 УК принципа гражданства.

Иначе регламентируется вопрос о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства. Исходной в этом отношении является ч. 2 ст. 63 Конституции РФ: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации».

Свое дальнейшее развитие данное конституционное предписание получило в ч. 2 ст. 13 УК: «Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации». Подробная детализация решения данного вопроса содержится в соответствующих международных договорах РФ.

Главенствующее место среди них занимают многосторонние международные соглашения, специально посвященные вопросам экстрадиции либо правовой помощи. В этой связи необходимо назвать прежде всего Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г. и два Дополнительных протокола к ней от 15 октября 1975 г. и от 17 марта 1978 г., Конвенцию СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Конвенцию о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г., а также имеющий рекомендательный характер Типовой договор о выдаче, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.

Далее следуют многосторонние конвенции, посвященные борьбе с отдельными видами международных преступлений и попутно регламентирующие связанные с ними вопросы экстрадиции: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., Конвенция о борьбе с захватами заложников от 18 декабря 1979 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 г. и др. Замыкают рассматриваемую систему договоров многочисленные (их более 50) двусторонние межгосударственные договоры Российской Федерации об экстрадиции либо о правовой помощи: Договор с Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г., Договор с Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 4 марта 1993 г., Договор с Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 декабря 1992 г. и т.д.

Следует особо подчеркнуть, что в ст. 28 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. закреплен принцип приоритета названной Конвенции по отношению к положениям любых двусторонних соглашений о выдаче (за исключением случаев, когда выдача каждым из государств-участников таких соглашений осуществляется на основе унифицированных норм).

Основания и условия выдачи лиц, совершивших преступление . Анализ перечисленных международно-правовых актов позволяет сделать вывод, что единственным основанием выдачи выступает совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства экстрадиционного, т.е. влекущего выдачу, преступления. Исходя из принципа «тождественности» («двойной криминальности») экстрадиционным признается преступление, наказуемое в соответствии с уголовным законодательством запрашивающего и запрашиваемого государства лишением свободы на срок не менее 1 года или более строгим наказанием (п. 1 ст. 2 Европейской конвенции о выдаче 1957 г., п. 2 ст. 56 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.).

В рассматриваемую категорию преступлений не включаются политические, воинские и финансовые преступления (ст. 3-5 Европейской конвенции о выдаче 1957 г., ст. 1 Первого Дополнительного протокола 1975 г. и ст. 2 Второго Дополнительного протокола 1978 г. к этой Конвенции). Кроме того, любая договаривающаяся сторона, закон которой не предусматривает выдачу за некоторые другие преступления, уполномочена исключить такие преступления из сферы применения Европейской конвенции о выдаче 1957 г. (п. 3 ст. 2). Для этого нужно передать Генеральному Секретарю Совета Европы в момент сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о присоединении к Конвенции список преступлений, в отношении которых выдача разрешается или исключается (п. 4 ст. 2).

Воспользовавшись этим правом, Российская Федерация, к примеру, не включила в категорию политических преступления, предусмотренные Конвенцией о борьбе с захватом заложников 1979 г. Важно также подчеркнуть, что субъектом рассматриваемых преступлений наряду с иностранным гражданином может выступать любое лицо без гражданства, независимо от того, постоянно или временно оно проживает на территории РФ. В этом убеждает сопоставительный анализ ч. 1,3 ст. 12 и ч. 2 ст. 13 УК РФ.

Помимо наличия указанного основания экстрадиция предполагает выполнение целого ряда условий:

  • преступление совершено на территории запрашивающего государства либо направлено против интересов этого государства, либо преступник является гражданином этого государства;
  • лицо, совершившее преступление, находится на территории запрашиваемого государства;
  • запрашиваемое и запрашивающее государства, как правило, являются участниками соответствующего международного договора о выдаче;
  • соблюдается принцип «non bis in idem», запрещающий дважды привлекать к уголовной ответственности за одно и то же преступление;
  • не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление;
  • предоставление запрашиваемому государству, законодательство которого в

  • отличие от законодательства запрашивающего государства не предусматривает за совершенное преступление смертную казнь, достаточных гарантий того, что данный вид наказания к выданному лицу применен не будет;
  • преступление не преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего) и т.д.

Отказ в выдаче лиц, совершивших преступление. Из буквального толкования ч. 2 ст. 13 УК можно сделать вывод, что экстрадиция — это право, а не обязанность государства. В каждом конкретном случае компетентные органы должны рассматривать данный вопрос индивидуально. Однако при отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных условий экстрадиция по общему правилу не производится, т.е. следует отказ в выдаче. Кроме того, Российская Федерация при ратификации Конвенции 1957 г. оговорила сохранение за собой права дополнительного отказа в экстрадиции в следующих случаях:

  • если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные общепризнанными нормами международного права;
  • если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо, что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные общепризнанными нормами международного права;
  • исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;
  • если выдача лица может нанести ущерб суверенитету, безопасности РФ, общественному порядку или другим существенно важным интересам.

Следует отметить, что отказ в выдаче вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает обязанность РФ осуществлять уголовное преследование в соответствии с собственным законодательством, руководствуясь универсальным или реальным принципом действия его в пространстве (ч. 3 ст. 12 УК). Такой вывод не распространяется на отказ в выдаче, обусловленный реализацией конституционного права на политическое убежище. Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции РФ, «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

«В Российской Федерации, — гласит ч. 2 ст. 63 Конституции РФ, — не допускается выдача другим государством лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением». Подробная регламентация реализации указанного права содержится в Положении о порядке предоставления в Российской Федерации политического убежища, утвержденном Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 1417 (с изменениями от 1 декабря 2003 г.). В названном Положении предусматривается, в частности, что политическое убежище не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций (п. 5).

В соответствии с п. 7 данного Положения лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Выдача граждан рф иностранному государству

1. Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник. Конституция (ч. 1 ст. 61) устанавливает: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Это положение зафиксировано и в ч. 1 комментируемой статьи. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству.

Читайте также:  Не приходят квитанции за ЖКУ – должен ли я платить?

Реальный принцип действия УК РФ (принцип защиты действия уголовного закона в пространстве)

Реальный принцип состоит в распространении юрисдикции уголовного закона Российской Федерации на случаи, когда причиняется вред ее интересам вне зависимости от того, что преступление было совершено за пределами России.

Реальный принцип (принцип защиты действия уголовного закона в пространстве) закреплен в ч. 3 ст. 12 УК РФ. Для его применения необходимо, чтобы преступление совершило иностранное лицо либо лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицом без гражданства, не проживающим постоянно в России, признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, которое не обладает видом на жительство в РФ.

Данные лица подлежат уголовной ответственности по УК РФ в том случае, если:

  • привлекаются к ответственности на территории РФ;
  • преступление совершено на территории иностранного государства, приговор по которому в иностранном государстве не вынесен;
  • преступление было направлено против гражданина РФ, проживающего постоянно в РФ лица без гражданства либо против интересов РФ. Данные формулировки закона не имеют четкого предметного понимания в науке уголовного права и не представлены в систематическом виде в судебной практике.

Классификация выдачи преступников — это распределение всех ее разновидностей, предусмотренных международно-правовыми и национально-правовыми нормами, по категориям на основании одного существенного для них признака (единого основания) в целях установления их соотношения (сходства и различия), а также познания закономерностей их связи.

Многогранность института выдачи предопределяет многочисленность критериев ее классификации. В принципе, в качестве основы типологизации экстрадиции можно выбрать любой признак, вплоть довидов преступлении, в связи с уголовным преследованием за которые она осуществляется. [38, с 254]

Одним из главных оснований для классификации видов выдачи служит их функциональное назначение, поскольку же выдача осуществляется в целях уголовного преследования или приведения в исполнение приговора, постольку можно обозначить следующие ее виды: выдачу обвиняемого и выдачу осужденного.[34, c. 155]

Принимая во внимание формы институализации экстрадиционных обязательств, можно выделить договорную и бездоговорнуювыдачу.

По методу правового воздействия экстрадицию можно подразделить на обязательную(императивную) и добровольную(диспозитивную).

С достижением целей экстрадиции связано деление выдачи на первичную и повторную.Надобность в последней возникает тогда, когда выданное лицо возвращается на территорию запрашиваемого государства, уклонившись от уголовного преследования или отбытия наказания в запрашивающем государстве.

Различают условную выдачу, когда последствия принятого решения выступают еще как возможные, и реальную выдачу.

В зависимости от срока, на которое выдается лицо, выдача преступников может быть подразделена на срочную и бессрочную.

Что касается срочной выдачи, предполагающей возврат лица в выдавшее его государство не позже установленного в договоре срока, то она получила в договорной практике наименование временная выдача или выдача на время.

Бессрочная же выдача, не предполагающая возврат лица в выдавшее его государство, не имеет специального названия по той, видимо, причине, что обыкновенная выдача всегда таковой и является. Но в противоположность временной выдаче ее условно можно называть окончательной.

Договорная и бездоговорная выдача.

В зависимости от тех юридических форм, в которых воплощаются экстрадиционные нормы, экстрадиция может быть подразделена на договорную и бездоговорную,т. е. осуществляемую при отсутствии договора на началах взаимности.

В конституции России закреплено, что выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе не только международного договора, но и федерального закона (п. 2 ст. 63).

В качестве последнего пока выступает УПК РФ, согласно которому запрос о выдаче лица для целей уголовного преследования или исполнения приговора может быть направлен иностранному государству не только на основании международных договоров РФ, но и на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 460). Точно так же выдача для тех же целей иностранному государству иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории России, считается возможной и в отсутствие соответствующего экстрадиционного договора — на началах взаимности (ч. 1 ст. 462).

При запросе о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства, взаимность подтверждается письменным обязательством Генерального прокурора РФ выдавать в будущем иностранному государству лиц в соответствии с российским законодательством(ч. 1 ст. 460 УПК), а при исполнении запроса об экстрадиции лица, находящегося на территории России, взаимность предполагает получение аналогичных заверений от иностранного государства (ч ст. 462 УПК).

  • Обязательная и добровольная выдача.
  • По методу правового воздействия выдача преступников подразделяется на обязательную и добровольную.
  • Добровольной в литературе называется такая выдача, инициатива которой «исходит от самого затребованного к выдаче лица и от его гражданства не зависит».

Выдача, представляя собой многоплановое взаимодействие, включает в себя как отношения между запрашивающим и запрашиваемым государствами, так и отношения каждого из них с выдаваемым лицом. Обязательность выдачи предполагает соблюдение своих обязательств как запрашиваемым государством, так и запрашиваемым лицом.

Относительно субъектов представляется целесообразным использование терминов «обязательная» и «факультативная» выдачи. Каждая из них характеризуется двумя признаками.

Первый признак обязательной выдачи заключается в наличие экстрадиционного договора или соглашения о взаимной выдаче (понимание того, что обязательность выдачи может иметь место даже в отсутствие договора), а второй — в фактическом отсутствии каких бы то ни было оснований для отказа в экстрадиции.

Первый признак факультативной выдачи состоит в отсутствие каких-либо обязательств экстрадиционного характера, а второй в наличии факультативных оснований для отказа в экстрадиции, которые запрашиваемое государство вправе принять во внимание, но может и не принять. Соответственно и на лице, совершившем преступление при наличии известных условий, лежит обязанность быть выданным. Другое дело, что реализация этой обязанности может быть осуществлена в двух режимах: добровольном и принудительном.

Запрашиваемое государство должно принять решение по направленному ходатайству в соответствии со своим законодательством и незамедлительно сообщить об этом запрашивающему государству.

В процессе принятия решения о временном аресте разыскиваемого лица и рассматривается его согласие на добровольную выдачу.

Недвусмысленное (отчетливое) выражение такового освобождает государство от необходимости исполнения всех дальнейших формальностей по выдаче, а осужденного лишает права на обжалование решения об экстрадиции.

Первичная и повторная выдача.

Выдача любого преступника, единожды состоявшись, по определению является первичной в тех случаях, когда выданное лицо самовольно возвратится в пределы страны, в которой оно ранее скрывалось, возникает вопрос о повторной выдаче. Процедура повторной экстрадиции по вполне понятным соображениям упрощена, поскольку по новому запросу лицо может быть выдано без предоставления материалов, уже полученных при первоначальной выдаче.

В большинстве двусторонних договоров, участницей которых является Россия, это положение фигурирует обычно в следующем виде: если выданное лицо уклонится от уголовного преследования или отбытия наказания и вернется на территорию запрашиваемой стороны, оно может быть по просьбе запрашивающей стороны выдано снова. В этом случае не требуется прилагать к просьбе документы, необходимые для первоначального обращения.

г) Реальная и условная выдача.

Проходя через все стадии механизма экстрадиционного регулирования, любая имеющая под собой основания экстрадиционная просьба в конечном счете должна воплотиться в реальную выдачу предполагающую фактическую передачу лица под юрисдикцию запрашивающей стороны.

Возможны ситуации, когда при наличии оснований для удовлетворения экстрадиционной просьбы одновременно имеются препятствия для фактической передачи подлежащего выдаче лица.

Такого рода проблема возникает перед запрашиваемым государством в случаях, когда в отношении лица, выдача которого запрашивается, оно должно осуществить уголовное расследование в связи с совершением этим лицом преступления, не связанного с выдачей или исполнить заданное преступление наказание.

Возникающая при этом дилемма между обязательствами по международному праву и обязательствами по поддержанию внутреннего правопорядка разрешается обычно в пользу национальных интересов. Однако и необходимость оказания правовой помощи другому государству в данном случае не игнорируется.

Этой цели и служит так называемая условная выдача, представляющая собой принятие решения по запросу о выдаче под условием его реального исполнения по окончании на территории запрашиваемой стороны производства по делу о другом преступлении, совершенном лицом, выдача которого требуется, либо по отбытии им наказания.[34, c. 176]

Например, в Российско-латвийском Договоре о правовой помощи это положение выглядит следующим образом: если лицо, в отношении которого направлена просьба о выдаче, привлечено к уголовной ответственности или отбывает наказание за другое преступление на территории запрашиваемой стороны, выдача может быть отсрочена до окончания уголовного преследования, отбытия наказания или освобождения по любому законному основанию. В п. 1 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче говорится, что запрашиваемая сторона может, приняв решение касательно запроса о выдаче, отложить передачу запрашиваемого лица, с тем чтобы в отношении его эта сторона могла возбудить уголовное расследование или, если это лицо уже осуждено, с тем чтобы оно могло отбыть свое наказание на территории этой стороны за преступление иное, чем то, в связи с которым запрашивается выдача. По этой причине такого рода экстрадиция получила также название «отложенная выдача».

д) Окончательная и временная выдача.

По общему правилу предполагается, что лицо окончательно и безвозвратно выдается запрашивающему государству, где его ждет предварительное расследование, судебное разбирательство и отбытие назначенного наказания за соответствующее преступление.

Однако возможны ситуации, когда просьба о выдаче касается лица, отбывающего на данный момент наказание в запрашиваемом государстве за другое преступление.

Причем неотбытый срок этого наказания таков, что если дожидаться его исполнения, то срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступление, совершенное в другом государстве, может истечь, в силу чего выдача станет невозможной, а само ожидание — не имевшим смысла. С тем чтобы обеспечить неотвратимость ответственности в подобных ситуациях, и используется так называемая временная выдача.

Основные состовляющие правила временной выдачи сводятся к следующему:

  • просьба о временной выдаче должна быть мотивированной;
  • основаниями для обращения с такой просьбой могут быть либо предстоящее истечение сроков давности для привлечения данного лица к уголовной ответственности по законодательству любой из сторон договора, предсказуемо ведущее к невозможности его уголовного преследования, либо наличие серьезных трудностей в расследовании преступления в отсутствие этого лица;
  • в случае удовлетворения заявленного ходатайства лицо выдается на установленный договором срок, максимальная продолжительность которого обычно составляет три месяца, исчисляемые со дня временной выдачи;
  • целью данного вида экстрадиции является обеспечение условий для производства освидетельствований, очных ставок, допросов в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, рассмотрена уголовного дела по существу судом первой инстанции и других процессуальных действий, осуществляемых на территории обратившейся с просьбой о выдаче страны с применением ее уголовно-процессуального законодательства и участием выданного лица и необходимых для предотвращения ущерба производству по делу;
  • немедленно после окончания процессуальных действий, для которых было временно выдано лицо, а в случае их незавершения не позже указанного в договоре срока (если он не продлен), оно должно быть возвращено без приведения приговора в исполнение, если таковой был вынесен;
  • исполнение приговора или завершение необходимых следственных действий одной из договаривающихся сторон предполагается после того, как в отношении временно выданного и возвращенного на территорию другой договаривающейся стороны лица будет окончено производство по уголовному делу, либо отбыто назначенное по нему наказание, либо состоится освобождение от дальнейшего его отбывания по акту помилования и другим законным основаниям.
Читайте также:  Заявление о выдаче справки на возврат госпошлины в арбитражный суд

Временная выдача имеет место в случаях, когда скорое истечение срока давности уголовного преследования или угроза причинения серьезного ущерба расследованию настоятельно требуют выдать лицо на некий необходимый для нейтрализации этих негативных последствий срок, по истечении которого выданное лицо должно быть возвращено обратно.

Выдача преступников (экстрадиция)

  • В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников, совершивших преступления на территории одного государства, но находящихся на территории другого.
  • Выдача преступников — это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или для применения к нему наказания.
  • Вопросы выдачи преступников непосредственно связаны с проблемой предоставления убежища иностранцам, преследуемым в другом государстве.

Проблемы выдачи преступников и предоставления убежища возникли еще в древности и неоднозначно решались в различные исторические периоды. Особенно остро эти вопросы стояли в период холодной войны между государствами двух систем.

В современном международном праве утвердилась позиция, что убежище может предоставляться только лицам, совершившим политические преступления в другом государстве. Лица, совершившие общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища.

Однако единого понятия политического преступления выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого оно находится.

Конституция Российской Федерации содержит принципиальные положения о выдаче преступников и предоставлении права убежища. Так, в ст. 61 Конституции говорится, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».

В соответствии с Конституцией в ч. 1 ст. 13 УК указано: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Действующий же Уголовный кодекс не содержит положений о выдаче преступников.

Позиция о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к ответственности разделяется многими современными государствами.

Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то вопрос об их выдаче решается на основе международных договоров о юридической помощи или путем дипломатических переговоров.

Россия заключила ряд договоров о правовой помощи со странами ближнего зарубежья, например с Азербайджаном. На основе этого договора некоторые преступники, скрывавшиеся на территории Азербайджана, были переданы правоохранительным органам Российской Федерации.

  1. Италия обратилась к властям Туниса о выдаче бывшего премьер-министра Кракси, обвиняемого в серьезных преступлениях и связи с мафией.
  2. До настоящего времени не потерял актуальности вопрос о выдаче военных преступников второй мировой войны, совершивших тяжкие злодеяния на оккупированных территориях
  3. Проблема выдачи преступников приобретает особенное значение из-за возможности быстро переместиться из одной страны в другую, а также в связи с увеличением числа случаев терроризма, захвата и угона самолетов, захвата заложников, торговли женщинами, оружием, наркотиками на территориях различных государств Необходимость усиления борьбы с такими опасными преступлениями заставляет все государства объединять усилия и взаимодействовать.

Известны случаи, когда даже при отсутствии специальных договоров о правовой помощи осуществлялась выдача преступников. Так, Израиль выдал Советскому Союзу преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали большую сумму денег, самолет и улетели в Израиль, хотя в тот период между Израилем и Советским Союзом не были установлены дипломатические отношения.

В борьбе с преступлениями, признаваемыми всеми государствами, действует принцип «Выдать или наказать». Так, бежавшие из мест заключения России преступники, захватившие заложников, улетели в Пакистан. Пакистан не выдал преступников Советскому Союзу, но пакистанский суд осудил их по своим законам к пожизненному заключению.

Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против этой страны находится в другой стране. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника предъявляет государство в следующих случаях:

  1. когда преступление совершено на его территории;
  2. когда преступник является гражданином этого государства;
  3. когда преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

В случаях, когда преступник совершил преступления на территориях нескольких государств, вопрос о его выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права.

При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.

  • Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:
  • преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаться преступлением по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности);
  • если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
  • Такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств при выдаче лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку некоторые из этих стран отменили смертную казнь, а другие ее сохраняют.
  • Требование о выдаче преступника может быть заявлено для привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.

Выдача преступника может преследовать цель применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.

  1. Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, гражданином которого он не является, для отбывания наказания на родине.
  2. Однако в соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению для осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу.
  3. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившие выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служит основанием выдачи этого лица.

В Конституции (ч. 2 ст. 63) говорится: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».

В Уголовном кодексе вопрос о выдаче преступников решается в ст.

13 следующим образом: «Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации». Представляется правильным развернутое определение выдачи преступников, данное В.К. Звирбулем и В.П. Шупиловым: «Это акт правовой помощи, осуществляемой в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для привидения в исполнение вынесенного приговора».

Выдача лиц совершивших преступление

2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г.

в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам , где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, имеются у Российской Федерации с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией, Югославией и рядом других государств. Федеральным законом от 25.10.99 N 190-ФЗ ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.

Экстрадиция лиц, совершивших преступления

Говоря о действии уголовного закона по кругу лиц, нельзя не затронуть вопрос об экстрадиции лиц, совершивших преступления.

Так, согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и ч. 1 ст. 13 Уголовного Кодекса РФ, граждане РФ, которые совершили преступление на территории иностранного государства, выдаче этому государству для привлечения их к уголовной ответственности не подлежат.

Ст. 63 Конституции РФ гласит о том, что Российская Федерация может в соответствии с нормами международного права предоставить политическое убежище иностранцам и лицам без гражданства.

В Российской Федерации не осуществляется выдача (экстрадиция) другим государствам лиц, которые преследуются за политические убеждения, или за действие (бездействие), не являющееся преступлением на территории РФ. Выдача лиц, которые обвиняются в совершении преступления, а также передача уже осужденных для отбывания наказания в другом государстве осуществляется на основе федерального закона, либо международного договора РФ и страны, в которую происходит экстрадиция.

В этом случае имеются в виду иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории РФ и совершившие преступление на территории России, либо за границей. Поэтому две вышеназванные группы лиц, согласно ч. 2 ст. 13 Уголовного кодекса РФ и при наличии соответствующих международных договоров, могут выдаваться иностранным государствам для привлечения их к уголовной ответственности или для отбывания наказания.

Преступление признается совершенным на территории РФ, если:

  • само преступное действие (бездействие) было совершено на территории РФ и на ее же территории произошло наступление общественно опасных последствий;
  • само преступное действие (бездействие) было совершено на территории РФ, а наступление преступных последствий произошло за границей;
  • само преступное действие (бездействие) совершено лицом за границей, а наступление преступных последствий произошло на территории России.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *