В каких регионах самые низкие налоговые ставки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких регионах самые низкие налоговые ставки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Интересно посмотреть на выплаченные федеральные налоги в контексте того, в бюджет какого уровня они идут. Среднероссийский показатель по этому параметру составляет 47%, то есть почти половина налогов, отчисленных в виде федеральных налогов, пошли в консолидированный бюджет региона.
Татарстан и хорошо отдает, и хорошо забирает, а национальные автономные округа кормят Россию
Однако в зависимости от региона этот показатель очень сильно варьируется — от 12% до 119%. Любопытно, что меньше всего денег возвращается в консолидированный бюджет региона в случае одного из крупнейших регионов-налогоплательщиков России — Ханты-Мансийского автономного округа. Перечисляя в виде федеральных налогов сумму в 1,6 трлн рублей в консолидированный бюджет региона, он получает лишь 189 млрд рублей. Это лишь на 22 млрд рублей больше, чем получает в бюджет региона Татарстан, который платит федеральных налогов на сумму в четыре раза меньше, чем ХМАО. Есть, впрочем, и еще более яркие примеры — в Свердловской области собирают федеральных налогов почти в восемь раз меньше, чем в ХМАО, а в бюджет региона получают почти столько же — 147 млрд рублей.
Больше всего в региональный бюджет получает Москва — 1,35 трлн рублей, или 56% от уплаченных федеральных налогов. Это больше, чем получает любой из федеральных округов, кроме Центрального, в который, собственно, и входит Москва. На втором месте по отчислениям в консолидированный бюджет — Московская область с 374 млрд рублей, или 55% от уплаченных федеральных налогов. Замыкает тройку Санкт-Петербург с 337 млрд рублей, или 41% от уплаченных налогов. В пятерке, кроме того, Ханты-Мансийский округ и Татарстан (167 млрд рублей в консолидированный бюджет, 42% от уплаченных федеральных налогов).
Меньше всего из перечисленного в виде федеральных налогов получают обратно три сырьевых региона — ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ (13%) и Ненецкий автономный округ (14%). Также большая часть денег достается федеральному центру из налогов Оренбургской и Калининградской области (26% и 28%, соответственно), Томской области и республики Удмуртия (31% и 34%).
Поквартальная уплата авансов
Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:
- по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
- по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.
По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.
Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:
- аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
- база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
- авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
- налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.
Помесячная уплата авансов
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны два варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Основные налоги юридических лиц
Налоги, которые подлежат уплате организациями, напрямую зависят от режима налогообложения. От условий исчисления доходов и расходов происходит отличие в налоговых ставках и видах налогов. Однако есть ряд платежей, которые осуществляются любой организацией, независимо от режима:
- НДФЛ. Организация в качестве налогового агента делает платежи за сотрудника в размере 13% его доходов. Если сотрудник не является резидентом РФ, то ставка составляет 30%. Эти нормы установлены в статье 224 Налогового Кодекса РФ.
- Страховые взносы. Отчисления по взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) составляют 22%, на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) — 2,9%.
- Имущественные налоги (на имущество, на землю, на транспорт). Ставка налога на имущество для юридических лиц составляет 2,2%, ставка налога на землю (от 0,1 до 1,5%) определяется региональными властями и зависит от типа участка земли, ставка транспортного налога зависит от мощности транспортного средства.
- Госпошлина. Если организация вносит изменения в учредительные документы, например, меняет юридический или фактический адрес или состав собственников, то за обращение в госорганы необходимо оплатить государственную пошлину.
- Прочие налоги, например, водный налог или отчисления за воздействие на окружающую среду.
Таким образом, организация платит налоги за имущество, которым владеет. Если в собственности находится недвижимость, транспорт или земля, то фирма обязуется делать взносы по имущественным налогам. Также компания перечисляет НДФЛ и страховые взносы за своих сотрудников.
Налог на доходы физических лиц удерживается с заработной платы сотрудника, а страховые взносы удержать нельзя. Они выплачиваются полностью за счет организации. Прочие налоговые платежи зависят от режима налогообложения компании.
За 2021 год в России было собрано 28,53 триллиона рублей налогов и сборов. По сравнению с 2020 годом номинальные поступления выросли на 35,8% (с 21 триллиона рублей). Из них в федеральный бюджет ушло 15,88 триллиона рублей, в консолидированные бюджеты субъектов — 12,65 триллиона рублей.
Самые крупные поступления обеспечил налог на добычу полезных ископаемых (7,24 триллиона рублей зачислены в федеральный бюджет, 98 миллиарлов рублей — в бюджеты регионов), налог на прибыль (6,08 триллиона рублей, из которых 4,53 триллиона рублей получили регионы, а 1,55 триллиона рублей — федеральная казна), НДС (5,79 триллиона рублей в федеральный бюджет), НДФЛ (4,79 триллиона рублей в региональные бюджеты плюс 90,7 миллиарда рублей в федеральный), налог на имущество (1,44 триллиона рублей в региональные бюджеты), налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (1 триллион рублей в федеральный бюджет), а также региональная часть акцизов (950 миллиарлов рублей).
Региональные налоги: половина результата ЦФО — заслуга Москвы
Все описанное выше, однако, касается лишь одной из категорий налогов — федеральных. Помимо этого, есть еще три уровня налогов — объем их в разы меньше, но и они заслуживают внимания. Суммарный объем их составляет 1,6 трлн рублей — лишь 12% от объема федеральных налогов.
Большую часть из этих 1,6 трлн рублей составляют региональные налоги — к началу года их было перечислено на сумму в 904,5 млрд рублей. К региональным налогам относятся всего три категории налогов, но довольно крупных: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Все эти налоги, соответственно, отправляются в региональные бюджеты дополнительно к федеральным налогам, перечисленным в консолидированные бюджеты регионов.
Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд рублей) — в основном благодаря показателю Москвы (122 млрд рублей). Второе место среди федеральных округов занимает Уральский федеральный округ со 169 млрд рублей, а на третьем месте — Приволжский федеральный округ со 134 млрд рублей.
В лидерах по регионам, кроме Москвы, также Ханты-Мансийский автономный округ. Показатель этого региона составил около 60 млрд рублей. Также много региональных налогов перечислили Ямало-Ненецкий автономный округ (54,7 млрд рублей), Московская область (54 млрд рублей), Санкт-Петербург (40,4 млрд рублей), Краснодарский край (31,4 млрд рублей), Татарстан и Свердловская область (примерно по 26,5 млрд рублей).
Какие регионы живут на дотациях, а какие остаются без них?
Самый высокий уровень бюджетной обеспеченности на 2022 год в ПФО у Татарстана — 1,160. Дальше идут Самарская область — 1,056, Нижегородская область — 0,956, Пермский край — 0,900. Это регионы-лидеры ПФО, которые обходятся без бюджетных дотаций.
Лидеры по России вполне ожидаемые: Москва (3,019), ФТ “Сириус” (4,284), Ямало-Ненецкий а.о. (2,563), Тюменская область (2,156), Санкт-Петербург (2,107).
Пяти регионам ПФО в 2022 году не хватит денег для бюджетной обеспеченности: Марий Эл (6,5 млрд рублей), Мордовия (338 млн рублей), Чувашская республика (7,4 млрд рублей), Кировская область (7,4 млрд рублей), Пензенская область (3,9 млрд рублей).
Несмотря на то что в бюджетной обеспеченности есть только пять регионов, дотации выделяют гораздо большему числу субъектов. Например, Башкортостана в списке антилидеров по бюджетной обеспеченности нет, но дотации ему все равно выделяют в крупном размере.
Согласно этим данным, дотации выделяются в 2 этапа. После двух этапов больше всего в дотациях, согласно аналитическим данным, нуждается Башкортостан — 19,4 млрд рублей, Кировская область — 15,4 млрд рублей, Чувашская республика — 14, млрд рублей, Марий Эл — 10,5 млрд рублей, Саратовская область — 9,9 млрд рублей.
Сколько налогов собирает Башкирия?
Республика Башкортостан в 2022 году должна собрать 190,3 млрд рублей налоговых сборов. Больше всех региону приносит налог на доходы физлиц — 78,3 млрд рублей и налоги на прибыль — 46,4 млрд рублей. Далее идет налог на нефтепродукты — 14,5 млрд рублей и налог на имущество организаций — 13,3 млрд рублей. Меньше всех республика собирает по налогу на добычу полезных ископаемых — 797 млн рублей.
В 2019 году организации РБ собрали 51 млрд рублей налога на прибыль, в 2020 году — 31 млрд рублей, в первом полугодии 2021 года — 20, 2 млрд рублей.
Сумма льгот по налогу на прибыль в 2019 году составила 1,7 млрд рублей, в 2020 — 720,5 млн рублей. И в отличие от Татарстана Башкортостан льготы в основном получают список организаций, установленных региональным законодательством.
Основная характеристика и различия
Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.
Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.
Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:
- федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
- региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
- местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).
Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.
Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.
Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.
Транспортный налог в региональный бюджет
К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.
Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.
Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ. Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.
Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.
Общая характеристика региональных налогов: транспортный налог
В роли плательщиков выступают лица, у которых имеются зарегистрированные на них транспортные средства. К объектам обложения относятся воздушные, наземные и водные виды средств передвижения. В ст. 358 НК РФ приведен полный перечень исключений из числа транспортных средств, владение которыми не сопряжено с появлением расчетов по налогу.
Все региональные налоги обязательны к уплате, транспортный перечисляется в течение года авансовыми суммами, которые по итогу года корректируются. Формула расчета данного вида налога – ставка перемножается с налоговой базой и повышающим коэффициентом. Налоговую базу вычисляют путем деления общего количества месяцев нахождения в собственности у конкретного плательщика на 12. Транспортные региональные налоги устанавливаются по отдельным субъектам в разном диапазоне ставок. На их размер оказывают влияние мощность двигателя, категорийность средства передвижения, его вместимость и год выпуска. Отчетность (только организациями) представляется по окончании налогового периода, крайний срок – 1 февраля следующего года.
Акциз — налог, налагаемый в момент производства на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.
Это косвенный налог, поскольку величина акциза включена в цену товара или тарифа на услугу, и фактически уплачивается конечным потребителем.
Как правило, величина акцизов довольно большая (до 1/2 или даже 2/3 от цены товара), а потому они считаются крупным и важным источником пополнения бюджетов современных государств.
Объектом налогообложения является реализация производителями подакцизных товаров на территории РФ, их передача в уставный капитал организаций или для собственных нужд, импорт и ряд других операций.