Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Резервирование земель является одной из важнейших функций по управлению земельными ресурсами, способом обеспечения запланированного использования земель в будущем: этот институт направлен на удовлетворение публичных (общественных) интересов.
Комментарий к Статье 70.1 Земельного кодекса РФ
Вместе с тем существует и иное мнение. Так, например, А.П. Ревякин указывает, что, рассматривая отдельные основания резервирования, необходимо сделать вывод о том, что о соответствии этих оснований общественному интересу можно говорить не во всех случаях, поскольку перечень оснований для резервирования земельных участков исходя из смысла комментируемой статьи не является закрытым.
Поскольку законодатель, перечисляя основания резервирования земель, делает отсылку к основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а перечень оснований для изъятия является открытым, то дополнительные основания для резервирования земельных участков могут быть установлены как федеральными законами, так и законами субъектов РФ .
———————————
См.: Ревякин А.П. Публичные интересы и основания резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Экологическое право. 2011. N 6.
На какой срок резервируется участок
В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ сроки резервирования могут различаться в зависимости от оснований процедуры:
- В общем случае участок бронируется на период не дольше 3 лет, если иное не определено законом.
- Если резервируемый участок принадлежит государству или населенному пункту, а в заявке указан высший орган исполнительной власти субъекта РФ, либо планируется организация особой экономической зоны, срок резервирования не может превышать 2 лет.
- До 20 лет отводится на возведение и реконструкцию:
- федеральных автодорог;
- метрополитена;
- объектов, имеющих отношение к различным видам транспорта дальнего следования (воздушного, железнодорожного, морского).
Резервирование прекращается, когда земельный надел предоставлен для использования в целях, для которых он был выделен.
Допустимые сроки резервирования земли
В ст.70.1 ЗК РФ сказано, что:
- земли для муниципальных и государственных потребностей могут бронироваться на срок, не превышающий 3 года;
- земли, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней, и те, на которых планируется создать ОЭЗ, резервируются на срок до 2 лет. Для этого в заявке на бронирование следует указать решение высшего органа государственной власти административно-территориальной единицы РФ;
- на срок до 20 лет можно резервировать участки, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней для строительства и реконструкции:
- автомагистралей федерального значения;
- пересадочных узлов метрополитена;
- объектов воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта и так далее.
Для чего государство резервирует землю
Существует немало причин для госрезервирования, поэтому каждому владельцу земли нужно быть готовым к тому, что процедура бронирования надела может начаться в любой момент. Список основных причин указан в ст.49 ЗК РФ:
- Основания, связанные со строительством либо реконструкцией:
- инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, газо- и электроснабжения:
- линейных объектов, обеспечивающих функционирование субъектов естественных монополий и космической отрасли;
- объектов инфраструктуры авто- и Ж/Д транспорта;
- объектов безопасности государства и обороны страны;
- энергетических систем и объектов использования атомной энергии.
- Основания, связанные с выполнением принятых Россией обязательств по межгосударственным договорам.
Резервирование также необходимо при создании водохранилищ, организации природоохранных зон, оборудовании специальных объектов, формирующих инфраструктуру ОЭЗ (Особой экономической зоны).
Как проводится резервирование земель
Порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд регламентирует постановление Правительства №561 от 22.07.2008. Согласно этому документу, правом принимать решение о переводе участка в резервный фонд наделен орган исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.
Решение принимается на основе данных из государственного кадастра недвижимости. Следовательно, бронирование земли недопустимо, если надел не поставлен на кадастровый учет, не имеет индивидуального номера и паспорта.
Для перевода земли в резервный фонд предусмотрена подача документов:
- по планированию территории, если надел предназначен для возведения природоохранных сооружений либо объектов обороны и безопасности;
- содержащих сведения о границах зон предполагаемого размещения объектов на зарезервированной территории;
- подтверждающий факт бронирования надела в соответствии с госпрограммами, целью которых является рациональное использование территории и изучение недр.
После рассмотрения документов уполномоченный орган оформляет бронирование территории в виде отдельного акта. В нем содержатся:
- сведения о целях резервирования;
- предельные сроки окончания процедуры;
- перечень документов, с учетом которых осуществляется бронирование;
- кадастровые номера всех наделов, находящихся в границах резервируемой территории.
Окончательно ограничение прав на бронируемые наделы с последующей их постановкой на госучет оформляется путем направления вышеперечисленных бумаг в Госреестр. Данное решение обретает силу только после публикации в региональных СМИ.
Решение о резервировании земельного участка можно отменять через суд, если на то есть веские основания. Обычно с иском в суд обращается заинтересованная сторона, которая имела планы на данный земельный надел или которая считает принятое о резерве решение незаконным.
Подаваемый в суд иск обязательно должен содержать в себе информацию следующего характера:
- сведения об участке земли, его характеристики;
- основания, по которым участок был зарезервирован;
- основания, по которым участок не может быть использован по резерву.
Получить положительное решение по отмене резерва можно, если доказать, что существуют другие территории, подходящие для осуществления целей резерва, или доказать несоблюдение порядка резервирования земли. В остальных случаях с большой долей вероятности суд примет позицию государственных или муниципальных органов власти.
Резервирование земель используется для того, чтобы защитить участки от передачи другим собственникам или использования земли не по назначению. Зарезервированные земли представляют особый интерес для государственных или муниципальных органов власти, потому изымаются из владения и пользования на законных основаниях, но только в случае, если не могут быть заменены иными земельными территориями.
В положениях статьи 70.1 земельного законодательства отражено, что процедура резервирования не может производиться на срок более трех лет. Этот процесс в полной мере касается участков, которые отнесены к собственности властных органов. Цели могут заключаться в том, чтобы воздать зону экономического значения. В этой ситуации сроки сокращаются до пары лет. Здесь дополнительным условием выступает то, чтобы в заявке на резерв было указание, вынесенное высшим органом государства.
ВАЖНО !!! Когда участок отнесен к собственности государства или муниципального образования и в этой местности нет наделов, которые передавались в использование другим лицам – срок резерва может достигать 20 лет. Тогда целью проведения данного процесса становится возведение магистралей для авто, а также ветвей ж/д дорог, метро.
Когда указанный период закончился – в течение месяца гос. органы должны передать сведения об этом в отделение Росреестра. Это нужно для того, чтобы данные были исключены из базы. В остальных ситуациях у государства есть возможность в окончательном виде провести изъятие надела у граждан. Это производится при использовании процесса выкупа.
Что собой представляет резервирование земли, и для чего оно проводится
В юридической терминологии существует множество понятий, касающихся вопросов землепользования. Чаще всего клиенты адвокатских контор хотят знать, что такое резервирование зем.участков для госнужд, и чем оно отличается от изъятия и передачу в госсобственность.
По большому счету, резервирование – это еще не изъятие, а только наложение некоторых ограничений. Зачастую за этим следует изъятие земли, но в этом случае собственник или арендатор де-факто предупрежден о возможных последствиях.
Можно также сказать, что земельный участок, попавший под резервирование, это своеобразная гарантия государства, ведь после проведения этой процедуры земля уже не сможет быть перепродана или приватизирована, так как де-юро она уже принадлежит муниципалитету или другой госструктуре. Что касается владельцев земли, если речь идет о резервировании участков, находящихся в частной собственности, то, несмотря на абсурдность звучания, в этом для них также есть преимущества. Зная, что земля в любой момент может быть изъята, без компенсации потерь, собственник не будет планировать строительство, хотя бы.
Резервирование участка на примере
В качестве примера, что может произойти, если вы решите использовать по собственному усмотрению участок из перечня госрезерва, можно привести случай из юридической практики одной компании.
С соблюдением всех законных норм органами государственной власти было зарезервировано несколько участков, находящихся на территории садового товарищества. В том районе местные власти планируют возвести перерабатывающее предприятие, предназначенное для решения проблем с утилизацией отходов. Собственники участков решили их приватизировать, но был получен отказ, так как земли находятся в госрезерве. Суд, рассмотрев иск собственников участков, признал такое решение чиновников оправданным. Юристы советуют подождать три года, а именно такой срок считается максимальным для резервирования данных участков.
Порядок резервирования земли для государственных и муниципальных нужд
Процесс земельного резервирования, проводимый в рамках реализации региональных и общенациональных проектов, обладает рядом отличий, в сравнении с иными ограничениями прав собственности, в том числе с прямым изъятием наделов земли для государственных нужд.
Перевод земли в резерв означает, что данная территория может быть использована исключительно для определенного перечня целей, сформулированного местными или центральными исполнительными органами власти. Иными словами, собственник такого участка будет ограничен в возможностях его использования.
Описание процедуры резервирования
Процесс резервирования заключается в фиксации в документах, описывающих структуру планирования территории, зонального распределения участков, на которых будут в последствие размещаться важные государственные объекты.
Порядок проведения резервирования утвержден правительственным Постановлением № 561, принятым 22 июля 2008 года. Согласно данному законодательному документу, процесс резервирования должен проводиться в следующей последовательности:
- Ответственный орган исполнительной власти принимает официальное решение, касающееся резервирования определенного участка. Если земля будет использована для нужд федерального правительства, то решение принимает федеральный орган власти, нужды территориальных субъектов и муниципалитетов обеспечиваются соответственно органами исполнительной власти местного уровня;
- Определяется схема, по которой будет проводиться резервирование. Формируется список участков, частично или полностью находящихся на резервируемой территории, с указанием их кадастровых номеров. Разработанная схема и перечень участков являются неотъемлемой частью процедуры резервирования;
- Сведения об ограничении прав использования земельных участков, находящихся в пределах резервируемой территории, следует обязательно занести в ЕГРП. Аналогичная регистрация проводится в случае отмены ограничений, например, после истечения срока резервирования;
- Информация об участках, на которые распространяется ограничение прав в связи с резервированием, должна быть внесена в государственный кадастр.
Что собой представляет резервирование земли, и для чего оно проводится
В юридической терминологии существует множество понятий, касающихся вопросов землепользования. Чаще всего клиенты адвокатских контор хотят знать, что такое резервирование зем.участков для госнужд, и чем оно отличается от изъятия и передачу в госсобственность.
По большому счету, резервирование – это еще не изъятие, а только наложение некоторых ограничений. Зачастую за этим следует изъятие земли, но в этом случае собственник или арендатор де-факто предупрежден о возможных последствиях.
Можно также сказать, что земельный участок, попавший под резервирование, это своеобразная гарантия государства, ведь после проведения этой процедуры земля уже не сможет быть перепродана или приватизирована, так как де-юро она уже принадлежит муниципалитету или другой госструктуре. Что касается владельцев земли, если речь идет о резервировании участков, находящихся в частной собственности, то, несмотря на абсурдность звучания, в этом для них также есть преимущества. Зная, что земля в любой момент может быть изъята, без компенсации потерь, собственник не будет планировать строительство, хотя бы.
Сроки бронирования земли
Согласно положением ЗК Российской Федерации, участок, который был ранее забронирован, может резервироваться на срок, не более трех лет. Исключением являются объекты, находящихся в госсобственности, и предназначенные для создания специальных экономических зон. Срок действия разрешения на такие участки завершается автоматически через 2 года после регистрации.
В случае если на объектах госрезерва нет участков, находящихся в собственности третьих лиц, а предназначены они для строительства транспортных развязок и автодорог, других жизненно важных объектов, резервирование может выполняться сроком на 20 лет.
После того, как сроки бронирования вышли, специалисты органа власти, выдавшего разрешение на резервирование, обязаны в 30-дневный срок уведомить об этом Росреестр и Госкадастр. Специалисты этих инстанций примут решение о прекращении действия разрешения и снимут ограничения на эксплуатацию земли. Не исключается также возможность изъятия земли из собственности третьих лиц, но закон в этом случае предусматривает выкуп участка, после чего собственнику участка передается необходимая сумма. С окончанием срока резервирования участок исключается из перечня зарезервированных земель.
Уполномоченные органы
Решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.
Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:
- федеральный транспорт;
- оборона страны и безопасность государства;
- энергетика;
- высшее образование;
- здравоохранение,
решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру, Правительство Российской Федерации.
При размещении объектов регионального значения, таких как:
- транспорт;
- предупреждение ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
- образование;
- здравоохранение;
- энергетика;
- физическая культура и спорт,
решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.
При размещении объектов муниципального значения, таких как:
- электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
- автомобильные дороги местного значения;
- образование;
- здравоохранение;
- физическая культура и массовый спорт;
- обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,
решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.
Понятие резервирования
Изначально нужно разобраться с тем, что такое резервирование. Это представлено процессом наложения некоторых ограничений относительно использования конкретных наделов. Причиной выступает вероятность того, что в дальнейшем участок будет использоваться для достижения целей, которые перед собой ставят государственные органы. Ограничения могут касаться не только граждан, но и организаций. Данный процесс можно относить к действительным, если соблюдались условия, касающиеся регистрации наделов в качестве гос. собственности. Производится это сотрудниками федеральной регистрационной службы.
Порядок резервирования нельзя не может рассматриваться наравне с обычным изъятием участка. Этот процесс допустимо понимать, как предпосылку относительно дальнейшего изъятия надела. Если говорить по-другому, то выступает резерв определенной гарантией того, что выбранный участок через какое-то время будет передан государственному или муниципальному органу.
ВНИМАНИЕ !!! Иногда данный процесс затрагивает собственность частного значения, тогда владелец может найти положительные моменты в резерве для себя. В том числе, это касается того, когда гражданину заранее было направлено уведомление о резерве.
В этом случае не нужно возводить на наделе строений капитального типа. Стоит учитывать, что при изъятии участка, никто не будет возмещать понесенные ранее расходы на проведение строительных работ. Поэтому указывают на то, что предварительный процесс резервирования помогает в определенной мере освободить человека от несения значительных материальных убытков.
Ограничение прав собственников
Статьей 40 Земельного Кодекса РФ предусмотрены права собственников земельных участках. В соответствии со ст. 56.1, указанного кодекса, права собственников могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Ограничения прав собственников устанавливаются в Решении о резервировании. Обычно устанавливаются следующие виды ограничения:
Данные ограничения создаются в целях ограничения повышения выкупной стоимости объектов недвижимости, в случае их изъятия.
Данные ограничения подлежат государственной регистрации в Управлении Росреестра РФ. В дальнейшем, после регистрации, в выписке из ЕГРН в графе «Ограничения» будут указаны реквизиты решения о резервировании.
Важно: В том случае, если собственник самостоятельно построит новый объект недвижимости или произведет реконструкцию существующего в период резервирования, то в случае изъятия земельного участка, собственнику будет возмещена стоимость лишь за те объекты, которые были созданы и зарегистрированы до резервирования.