Возврат и взыскание по банковской гарантии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат и взыскание по банковской гарантии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Исходя из моего личного опыта, большинство банков не имеют никакого особого желания разбираться с фактическими обстоятельствами, действует формально, не всегда надлежащим образом даже проверяет представленные заказчиком документы – направив копию требования поставщику осуществляет выплату банковской гарантии, не дожидаясь пояснения поставщика.

Повторное требование бенефициара после получения отказа гаранта

В первую очередь необходимо учитывать, что повторное требование после получения отказа и устранения замечаний гаранта должно быть направлено в пределах срока действия гарантии. В противном случае гарант может отказать в его удовлетворении (постановление АС Московского округа от 02.06.2015 по делу № А40-67070/14).

Правда в случае, если направление повторного требования бенефициаром за пределами срока действия гарантии было вызвано недобросовестными действиями самого гаранта по затягиванию направления бенефициару отказа на первое требование, повторный отказ гаранта в выплате по причине истечения срока действия гарантии не может признаваться правомерным.

Интересный вопрос связан с повторным представлением бенефициаром гаранту документов, направленных ранее с первичным требованием, после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа гаранта. В судебной практике сформирована позиция, согласно которой отказ по первому требованию бенефициара не лишает силы приложенные к нему документы, а бенефициар вправе рассчитывать на то, что гарант рассмотрит ранее представленные документы в совокупности с дополнительно представленными документами (сведениями) (постановление АС Московского округа от 12.01.2017 по делу № А40-25104/2016). Важно, что в приведенном деле суд округа указал на то, что «исправленное требование не является ни новым, ни повторным, так как представляется с учетом замечаний гаранта».

Банк обязан исполнить обязательство, даже если в гарантии не указано наименование бенефициара.

Обязательство из независимой гарантии нельзя признать отсутствующим по мотиву неуказания наименования бенефициара в тексте гарантии, если достоверно установлено лицо, в пользу которого эта гарантия была выдана (п. 2 Обзора). Данный факт может подтверждаться, например, тем, что банк сам направил оформленную гарантию конкретному лицу (бенефициару).

Пример 1

Банк выдал независимую гарантию, не указав в тексте гарантии бенефициара, перед которым он принимает обязательство уплатить денежную сумму в случае невыполнения принципалом (подрядчиком) предварительно оплаченных работ по строительству торгового центра.

Сославшись на неисполнение подрядчиком обязательств по договору строительного подряда, кредитор (заказчик) обратился к банку с требованием совершить платеж.

Банк отказался уплатить соответствующую сумму, руководствуясь на абз. 4 п. 4 ст. 368 ГК РФ, согласно которому указание наименования бенефициара является существенным условием гарантии.

Заказчик строительства обратился в суд.

Судьи обязали банк исполнить обязательства по гарантии, отметив следующее:

  • согласно ст. 156, п. 3 ст. 432 ГК РФ гарант, подтвердивший действие гарантии, не вправе заявлять о том, что она не породила юридических последствий;

  • гарантия, обеспечивающая исполнение подрядчиком обязательств по договору строительного подряда, была направлена самим банком конкретному заказчику строительства (бенефициару), раскрытому принципалом (подрядчиком) в ходе переговоров по вопросу об условиях выдачи гарантии;

  • текст банковской гарантии составлялся гарантом и недостатки данного текста не могли быть истолкованы в пользу самого банка.

Если контракт расторгнут по вине заказчика, подрядчик вправе взыскать с него средства на оплату банковской гарантии.

Расходы принципала (поставщика, подрядчика, исполнителя) на оплату банковской гарантии по государственным (муниципальным) контрактам, прекращенным по обстоятельствам, за которые отвечает бенефициар (покупатель, заказчик), являются убытками принципала, подлежащими возмещению бенефициаром (п. 13 Обзора).

Пример 5

Подрядчик заключил с администрацией (заказчиком) муниципальный контракт на выполнение строительных работ.

В связи с неисполнением муниципальным заказчиком своих обязательств по контракту подрядчик неоднократно уведомлял его о невозможности выполнения работ на объекте, о приостановлении работ до выполнения заказчиком своих обязанностей и впоследствии заявил отказ от исполнения муниципального контракта (ст. 719 ГК РФ).

Сославшись на то, что договорные отношения прекращены по обстоятельствам, за которые отвечает заказчик, подрядчик обратился в суд с иском к администрации о возмещении убытков в размере фактически понесенных расходов на оплату банковской гарантии, предоставленной в целях обеспечения исполнения муниципального контракта.

Требуя удовлетворения иска, подрядчик должен заявить в суде следующие аргументы.

Согласно п. 2 ст. 719 ГК РФ если подрядчик отказался от исполнения договора в связи с тем, что допущенное заказчиком нарушение обязанностей воспрепятствовало исполнению договора подрядчиком, то заказчик обязан возместить подрядчику убытки.

Размер убытков определяется по правилам ст. 15, 393 ГК РФ.

Расходы на оплату независимой гарантии понесены принципалом исходя из сформулированных заказчиком требований к победителю торгов, обусловлены намерением общества вступить в договорные отношения, исполнить муниципальный контракт в полном объеме и получить за выполненные работы установленную контрактом цену, за счет которой, помимо прочего, компенсировать упомянутые расходы. Однако затраты подрядчика остались некомпенсированными в связи с нарушением бенефициаром контрактных обязательств, ставшим причиной преждевременного прекращения договора подряда.

Таким образом, данные расходы являются прямыми убытками подрядчика, возникшими в результате неправомерного бездействия муниципального заказчика (бенефициара).

Последствия отзыва лицензии у банка, выдавшего гарантию

Для госзаказчиков и участников госзакупок последствия отзыва у банковской организации-гаранта лицензии могут быть весьма серьезными. Если это произошло до момента перехода гарантии от принципала к бенефициару, государственный заказчик, вероятнее всего, откажется от подписания контракта. Если же лицензия у банка отозвана после поступления банковской гарантии от принципала к бенефициару, это не приводит к утрате обеспечения обязательств. В подобном случае бенефициар вправе требовать от должника исполнения прочих обязательств (если договором между ними предусмотрены подобные меры).

Читайте также:  Как получить звание ветерана труда

Когда в контракте не предусмотрены действия на случай лишения банка лицензии, суды при рассмотрении таких дел опираются на то, что на момент передачи обеспечения гарантия соответствовала необходимым требованиям, должник предоставил нужное обеспечение, а значит, последствия лишения банка лицензии на него не распространяются.

Чтобы все операции, проводимые с банковскими гарантиями, являлись правомерными и надежными, необходимо квалифицированное юридическое сопровождение и строгий финансовый контроль. Тогда интересы всех сторон будут учтены, что поспособствует дальнейшему эффективному сотрудничеству.

Расторжение договора в одностороннем порядке

Если в расторжении договора заинтересована какая-либо одна сторона, то инициировать его можно посредством письменного заявления. В качестве оснований для этого приводятся условия, прописанные в договоре, либо предусмотренные законодательством. Договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в нескольких случаях:

  • отзыв банковской гарантии;
  • невыплата принципалом (поставщиком) гаранту компенсации, указанной в договоре, или неполная выплата;
  • невыплата принципалом гаранту требуемого обеспечения соглашения, подвергшая последнего значительным финансовым рискам.

Причины прекращения действия банковской гарантии

Когда речь идет о тендере, основным документом считается договор между исполнителем и заказчиком. Соглашение банка с поставщиком не имеет такого высокого приоритета, однако пренебречь его условиями тоже не удастся. В соответствии с Законом № 44-ФЗ, отзыв банковской гарантии возможен при условии, что:

  • три стороны пришли к соглашению о передаче заинтересованной стороне отступных в виде финансовых средств или имущества;
  • банк и заказчик являются одним и тем же лицом, хотя такие ситуации встречаются редко;
  • гарантийное соглашение дополнено новыми условиями, отсутствовавшими в изначально подписанном документе;
  • возникли обстоятельства, из-за которых выполнение обязательств по гарантии не представляется возможным;
  • банк или заказчик были ликвидированы в качестве юридического лица.

Можно ли изменить срок банковской гарантии?

Время, в течение которого банковская гарантия будет актуальна, указывается в ее тексте. Но в некоторых случаях срок действия БГ можно изменить:

  1. Продлен срок исполнения госзаказа и БГ не укладывается в эти временные рамки. В этой ситуации следует обратиться в банк, ее выдавший, и продлить гарантию на необходимый период. Берется новая (измененная) дата окончания договора и к ней добавляется минимум 1 месяц, как указано в 44-ФЗ.
  2. Контракт выполнен быстрее указанного срока. В этом случае срок БГ можно уменьшить. Для этого необходимо вернуть документ в банк. Некоторые банки возмещают поставщикам часть уплаченной комиссии.
  3. Если контракт является долгосрочным, и поставщик будет выполнять работы несколько лет, то банк может порекомендовать оформить гарантийное поручительство на 1 год и продлевать его раз в год. Данное условие указывается в тексте безотзывной банковской гарантии.

Таким образом, есть много нюансов при оформлении банковской гарантии.

Что делать если в договоре не указан срок банковской гарантии

Срок банковской гарантии – обязательное условие в соглашении между гарантом (банком, страховой компанией или иным коммерческим лицом) и принципалом (должником по гарантируемой сделке). В его отсутствие сделка не считается заключенной. Поэтому если между должником и банком не согласован срок, то договор является недействительным. В этом случае кредитная организация не обязана платить бенефициару – но и должник имеет право не платить банку вознаграждение за то, что было предоставлено обеспечение с его стороны.

Иногда вместо конкретного срока банковской гарантии (число, месяц и год прекращения гарантирования) стороны в соглашении указывают что-то вроде: «До полного исполнения обязанностей по договору между принципалом и бенефициаром». Такой подход совершенно недопустим. Временной период, когда действует гарантирование, должен быть указан совершенно точно. В противном случае можно считать, что банк гарантии не давал.

Однако нужно учесть: в качестве временной границы допускается ссылка на событие, которое неизбежно наступит. Такой вариант по ст. 190 ГК РФ вполне допустим. Но если это событие не является неизбежным – можно считать, что время действия не согласовано.

Примерный перечень документов, необходимых для рассмотрения банком вопроса о выдаче банковской гарантии

  1. Заявление о предоставлении банковской гарантии (по форме банка);
  2. Информация о лице, которому предоставляется банковская гарантия (как правило, в форме анкеты);
  3. Копии учредительных документов названного лица, выписка из ЕГРЮЛ, выданная не ранее чем за 30 дней до момента подачи заявления на получении банковской гарантии;
  4. Копии документов, подтверждающих полномочия руководителя и иных лиц, уполномоченных на осуществление действий от имени организации;
  5. Бухгалтерская отчетность за последние отчетные периоды (как правило, за год) и расшифровки к ней;
  6. Проект заключаемого контракта, № закупки;
  7. Иные документы на усмотрение банка.

Какими правовыми нормами регулируется

Вопросы оформления и требований к банковской гарантии достаточно хорошо регулируются в законодательстве о контрактной системе. Требования к банковской гарантии прописаны в ст. 45 44-ФЗ, а условия обеспечения госконтракта содержатся в ст. 96 44-ФЗ.

Также важное значение в вопросе регулирования требований к данной форме обеспечения принадлежит Постановлению Правительства от 2013 года №1005 «О банковских гарантиях…».

До 30 июня 2020 года участник вправе предоставить документ только в качестве исполнения контракта. Но после указанной даты он сможет использовать ее для обеспечения заявки в электронных конкурсах и аукционах. Эти изменения закрепило Постановление Правительства №626 от 2018 года.

Использование такой формы обеспечения имеет немало преимуществ для поставщика: она позволяет ему не отвлекать крупные денежные суммы из оборота при участии в закупках и дает возможность участвовать в реализации одновременно нескольких госконтрактов.

Причины прекращения действия банковской гарантии

Когда речь идет о тендере, основным документом считается договор между исполнителем и заказчиком. Соглашение банка с поставщиком не имеет такого высокого приоритета, однако пренебречь его условиями тоже не удастся. В соответствии с Законом № 44-ФЗ, отзыв банковской гарантии возможен при условии, что:

  • три стороны пришли к соглашению о передаче заинтересованной стороне отступных в виде финансовых средств или имущества;
  • банк и заказчик являются одним и тем же лицом, хотя такие ситуации встречаются редко;
  • гарантийное соглашение дополнено новыми условиями, отсутствовавшими в изначально подписанном документе;
  • возникли обстоятельства, из-за которых выполнение обязательств по гарантии не представляется возможным;
  • банк или заказчик были ликвидированы в качестве юридического лица.

Банк обязан сообщить принципалу об отзыве гарантийного соглашения, так как в нем может быть пункт о частичном возврате комиссии за оформление договора. При расчете данной суммы опираются на количество дней валидности гарантии и оставшихся до конца ее действия после отзыва. При соблюдении определенных условий исполнитель может вернуть НДС.

Срок действия банковской гарантии – одно из существенных условий. В 44-ФЗ прописаны обязательные требования к срокам банковской гарантии. Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, она должна действовать не менее 1 месяца после окончания срока действия контракта.

Указанное требование означает, что сроки действия документа должны как минимум на месяц превышать сроки госконтракта. Но заказчик в закупочной документации может установить иные требования: по ним гарантия может превышать сроки госконтракта на два и три месяца.

Стоит учитывать, что сроки действия контракта не всегда совпадают со сроками выполнения работ. Так, сюда дополнительно могут включаться сроки по оплате и гарантийные обязательства. Все это может привести к необходимости оформления гарантии, покрывающей более длительные сроки.

Организации-заказчики публикуют следующие информационные блоки:

  1. Плановая деятельность — планы закупок и планы-графики. Размещение плана закупки в ЕИС осуществляется заказчиком ежегодно в течение 10 рабочих дней после составления учреждения (аналогично с планом-графиком). Для размещения в ЕИС плана закупки заказчик должен подготовить и опубликовать не только сам документ планирования, но и грамотное к нему (ч. 9 ст. 17 44 ФЗ). Правила № 1414 содержат информацию о том, как
  2. Процедуры определения поставщика. В рамках этого блока организация публикует извещение о проведении закупочных процедур с подготовленной документацией и предлагающимися разъяснениями. По факту завершения торгов подготавливает и размещает итоговые протоколы своей работы.
  3. В качестве сведений об исполнении контракта учреждение размещает контракт после его подписания, (ч. 9 ст. 94 44 ФЗ), а также, при наличии, решение об одностороннем отказе (ч. 12 ст. 95) и данные об изменении или расторжении контрактных отношений (ч. 26 ст. 95 44 ФЗ).
  4. По итогам финансового года публикуется
  5. При необходимости в Единую информационную систему вносятся сведения об

В рамках Федерального закона № 223 в системе обязательно размещаются в срок, не превышающий 15 дней с момента его согласования (ч. 1 ст. 4 223 ФЗ), и документы планирования — ПЗ (ч. 2 ст. 4).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 223-ФЗ, при определении исполнителя публикуются извещение, закупочная документация с разъяснениями, проект контракта и итоговые протоколы.

Как заключить контракт по результатам участия в запросе котировок в электронной форме по 44-ФЗ

Контракт по результатам проведения запроса котировок заключается в порядке, определенном ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ (ст. 82.5 Закона N 44-ФЗ).

Читайте также:  Особенности замены отпуска денежной компенсацией

Победитель должен подписать усиленной электронной подписью проект контракта и разместить его на электронной площадке в течение (ч. 2, 3, 6 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ):

  • пяти дней с даты, когда заказчик разместил в ЕИС проект контракта впервые;
  • трех рабочих дней с даты, когда заказчик разместил в ЕИС и на электронной площадке проект контракта, доработанный на основании протокола разногласий;
  • трех рабочих дней с момента, когда заказчик повторно разместил в ЕИС и на электронной площадке проект контракта и документ, где указаны причины отказа полностью или частично учесть замечания в протоколе разногласий.

Если извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено в ЕИС до 01.10.2018 , контракт заключается в порядке, который действовал до этой даты (начало функционирования электронных площадок, операторы которых включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р). Это следует из ч. 10.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Информационного письма Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718, п. 2 Информационного письма Минфина России от 25.06.2018 N 24-06-08/43650.

Как составить и разместить , заключаемому по результатам запроса котировок в электронной форме по 44-ФЗ

При заключении контракта по результатам запроса котировок в электронной форме участник может один раз составить и разместить на электронной площадке протокол разногласий к проекту контракта. В нем надо отразить замечания к положениям проекта контракта, которые не соответствуют извещению и заявке участника, с указанием конкретных положений данных документов. Протокол разногласий размещается в течение пяти дней с даты, когда заказчик впервые разместил проект контракта (ч. 4 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).

Победитель запроса котировок в электронной форме должен , указанном в извещении (если обеспечение предусмотрено документацией). Документы (информацию), подтверждающие предоставление такого обеспечения, нужно разместить на электронной площадке в тот же срок, что и подписанный проект контракта (ч. 3, 6 ст. 83.2, ч. 4, 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Контракт можно заключить не ранее чем через семь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок. Контракт считается заключенным с момента, когда в ЕИС размещен контракт, подписанный усиленной электронной подписью заказчика (ч. 7, 8, 9 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).

Победителя признают уклонившимся от заключения контракта, если в указанные сроки он не подписал проект контракта и не разместил его на электронной площадке либо не предоставил обеспечение исполнения контракта (при необходимости). Информацию об этом направят в антимонопольный орган для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 13 ст. 83.2, ч. 1 — 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

С победителя, даже в случае его уклонения от заключения контракта, оператор электронной площадки может взимать плату за участие в закупке (ч. 4 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.05.2018 N 564, п. п. 7, 8 Правил, утвержденных указанным Постановлением).

  • On 13.01.2018
  • 0 Комментарии
  • ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, СМП, Статьи

Закон о госзакупках жестко регламентирует действия заказчика и сроки, которые на них отводятся. Штраф может быть наложен не только за нарушение сроков и порядка публикации информации в ЕИС, но и за другие неправомерные действия заказчика.

Допустим, закупка состоялась, а подписание протокола просрочено более чем на 2 дня — за это налагается штраф в размере 30 тыс. рублей .

Закупаете у субъектов малого предпринимательства меньше положенного лимита? Рискуете получить штраф в размере 50 тыс. рублей . Такой же штраф может быть наложен на заказчика за то, что он выбрал победителя, нарушив требования процедуры.

Спектр самых разных штрафных санкций предусмотрен для нарушений, связанных с заявками поставщиков. Если заказчик неправомерно отклонил заявку участника на участие в конкурсе, отказал в допуске к процедуре, посчитал его заявку недействительной или, наоборот, не соответствующую требованиям заявку допустил к процедуре закупки, то за любое из этих действий он может получить штраф в размере 1% от НМЦ контракта. При этом размер штрафа должен укладываться в сумму от 5 до 30 тыс. рублей .

То же самое грозит заказчику за собственное «творчество» — установку дополнительных требований к участникам закупки или критериев оценки заявки, которые в законе отсутствуют. Заказчик, пожелавших самовольно сократить срок принятия заявок, заработает штраф в сумме 30 тыс. рублей .

Если заказчик проводит запрос котировки или предложений и при этом нарушает правила вскрытия конвертов либо допуска участников к процедуре, за это он может поплатиться суммой в размере 5% цены контракта , но не более 30 тыс. рублей .

Это не полный перечень штрафных санкций, которые могут быть наложены на заказчика в рамках госзакупок. Будьте внимательны и не нарушайте требования, установленные законом!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *