Чем бортпроводник отличается от стюарда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем бортпроводник отличается от стюарда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимости в обучении в ссузе или вузе на стюардессу нет. Очень часто авиакомпании, набирающие новый персонал, сами проводят обучающие курсы для своих будущих сотрудниц (длятся эти курсы, как правило, несколько месяцев). Но для того, чтобы попасть на учебу, понадобится пройти собеседование.
Особенности профессии
Вакансия стюардессы окутана неким романтическим флером, и нельзя сказать, что он абсолютно не оправдан. Однако каждый полет для такой работницы – это не столько романтика, сколько труд, который должен выполняться безупречно. Стюардессы и стюарды являются наиболее близкими к пассажирам представителями авиакомпании и, соответственно, их профессионализм влияет на престиж и статус последней. Основные обязанности стюардесс обычно таковы:
- Проверка комплектности спасательных приспособлений.
- Встреча пассажиров, проверка их посадочных талонов, оказание помощи в поиске мест в салоне.
- Подготовка перед полетом, в том числе, информирование пассажиров о способах использования спасательных средств и расположении выходов.
- Контроль за поведением пассажиров во время полета, предупреждение или разрешение конфликтных ситуаций.
- Оказание медицинской помощи при необходимости.
- Контроль за салоном: за уровнем влажности и температурой воздуха, наличием посторонних подозрительных предметов, соблюдением санитарных норм и т.п.
- Раздача еды и напитков.
- Прощание с пассажирами по прилету в пункт назначения.
При мыслях о том, кто такая стюардесса, в воображении большинства людей возникает стройная девушка в фирменном костюме известной авиакомпании. Это обосновано тем, что многие из таких компаний предъявляют определенные требования к внешности соискательниц на вакансии. Требования могут быть более или менее жесткими, однако они всегда есть.
Как стать стюардессой
Итак, если вы уверены в том, что хотите приобрести эту профессию, необходимо предпринять определенные шаги в направлении соответствующего обучения. Что нужно для поступления, и где можно получить профессиональное образование стюардессы?
Попасть в профессию можно несколькими путями:
- получить соответствующее образование на специальных курсах после окончания средней школы или вуза;
- окончить вуз авиационной специализации для получения возможности успешного карьерного роста.
К абитуриентам предъявляются определенные требования:
- отсутствие проблем со здоровьем,
- устойчивость к стрессам,
- коммуникабельность,
- способность к концентрации внимания,
- хороший вестибулярный аппарат,
- приятная внешность,
- размер одежды не больше 46-го,
- рост не ниже 165 см,
- знание английского языка.
Карьерный рост для стюардессы может выглядеть следующим образом:
- бортпроводник третьего класса,
- второго класса,
- первого класса,
- бортпроводник-инструктор,
- начальник соответствующей службы авиакомпании или аэропорта.
Стюардесса, стюард и бортпроводник: кто это и чем занимаются
Обязанности бортпроводника, или стюарда практически ничем не отличаются. Понятие «стюардесса» считается менее престижным, чем бортпроводник или стюард, но все они занимаются одним делом.
Перед полетом стюарды собираются на брифинг (обычно – за 2 часа до полета), распределяют командные роли: кто-то занимается встречей, рассадкой пассажиров по местам; кто-то назначается «главным» по прогреву еды, сортировке напитков отдельной «секции» судна, выполняя также другие обязанности. Если пассажиры указывают подробную информацию о себе по желанию, сотрудниками обращается внимание на места с маленькими детьми, животными (разрешенными к перевозу правилами авиакомпании), беременными женщинами, лицами с кардиостимуляторами и иными медицинскими отклонениями, аэрофобией. Если такой информации нет, стюарды «примечают» пассажиров во время посадки или полета – на тот случай, если им внезапно понадобится помощь.
После встречи, рассадки пассажиров бортпроводники проводят инструктаж по технике безопасности – текст зачитывает главный бортпроводник, а его команда жестами акцентирует внимание на правилах.
Перед взлетом бортпроводники раздают леденцы – с той целью, чтобы снизить страх пассажиров перед полетом, избавить их от ощущения «заложенных ушей».
От стюарда требуется знание английского языка – пассажир может обратиться к нему с любым вопросом или проблемой. Представитель авиалайнера обязан сделать все от него зависящее, чтобы решить задачу, сделав полет комфортным также для англоговорящих пассажиров.
После набора высоты стюард предлагает пассажирам напитки, пищу, по соответственно принятому меню. Пассажиры бизнес-класса составляют свой заказ, а в эконом-классе все немного проще: бортпроводник идет по проходу с тележкой, на которой стоят уже разогретые блюда. Выбор небольшой: либо мясо, либо рыба.
В полете пассажиры обычно ведут себя тихо и спокойно – не обращаются за помощью к сотрудникам на борту. Иногда же сотрудникам приходится вмешаться — если это грубые нарушения общественного порядка (правил поведения на борту воздушного судна), ухудшение состояния пассажира или аэрофобия.
Это так называемые внештатные ситуации, с которыми бортпроводников учат справляться еще на курсах. Для того чтобы помочь преодолеть аэрофобию, их обучают психологическим приемам, нацеленным на расслабление, четкое разъяснение степени опасности полета. Также каждый стюард сдает обязательные экзамены по оказанию первой помощи, которой может оказаться недостаточно, тогда он может попросить коллегу или ближайшего пассажира найти медицинского работника на борту. Если его не окажется, или он будет бессилен при сложившейся ситуации, придется принять решение о срочной посадке, передав его пилотам.
Внештатные ситуации встречаются редко, но их появление не должно выбивать работу стюарда из колеи. При случае нарушения общественного порядка приходится обращаться к коллегам и пассажирам, чтобы те применили физическую силу – только так получится сохранить комфорт, безопасность для остальных пассажиров — долететь до точки назначения.
Во время полета стюарды знают, на каком этапе начнется турбулентность – тогда они проходят по салону, успокаивают пассажиров, потому что это явление вполне нормальное для полёта. Но даже при худшем сценарии они готовы к решительным и героическим действиям – в случае авиакатастрофы либо террористического захвата судна им уже известен алгоритм действий.
После посадки старший бортпроводник (дежурный) просит пассажиров не вставать с места при рулении судна по взлетно-посадочной полосе, готовится к получению команды об открытии двери. Пассажиры покидают воздушное судно, бортпроводники могут немного расслабиться: «официальная» часть их работы закончилась.
Плюсы и минусы профессии
В работе есть весомые плюсы:
- высокий уровень оплаты труда;
- путешествия (если это «командировочный» полет с долгой остановкой в городе прилета, можно немного отдохнуть);
- незаменимый навык принятия сложных решений в экстренных ситуациях;
- повышение навыков общения с незнакомыми людьми, знание основ психологии;
- выход на пенсию в 45 лет.
Есть у этой профессии и свои минусы:
- работа на ногах, для женщин – в обуви на каблуках, которая вызывает проблемы с сосудами через несколько лет;
- вылеты проходят в любое время суток: неважно, что за окном — график работы измеряется продолжительностью рейса;
- большая ответственность;
- требования к стюардессам, стюардам при приеме на должность очень строгие;
- в любом недочете – задержке рейса, когда пассажиры рассажены по местам, неисправной мультимедийной системе – будут винить бортпроводника;
- стресс во время полета вызван не аэрофобией, а постоянным напряжением, перепадами давления, сменой климата, часовых поясов;
- независимо от своего психологического состояния приходится всегда быть доброжелательным с пассажиром.
Обучение на стюардессу
Необходимости в обучении в ссузе или вузе на стюардессу нет. Очень часто авиакомпании, набирающие новый персонал, сами проводят обучающие курсы для своих будущих сотрудниц (длятся эти курсы, как правило, несколько месяцев). Но для того, чтобы попасть на учебу, понадобится пройти собеседование.
Наличие диплома об образовании по некоторым специальностям может увеличить вероятность успешного трудоустройства. Например, ответом на вопрос о том, где получить профессию стюардессы, может стать направление подготовки в колледжах «Сервис на транспорте» (код 43.01.06). Зачисление проводится на базе среднего балла аттестата, обучение после 11 класса длится от 2 до 4 лет, после 9 класса – от 3 до 5 лет (в зависимости от формы получения образования: очной, вечерней или заочной).
Карьерный рост бортпроводника (стюардессы)
Как и многие другие профессии, которые относятся к сфере обслуживания, у стюардов и стюардесс нет возможностей для какого-либо серьезного развития в своей направленности.
Например, бортпроводник может начать летать на внутренних рейсах в эконом-классе, потом перейти в бизнес-класс. Далее для него открываются международные направления. В среднем такая карьера при должном знании обязанностей и хорошим уровнем владения языка может занять максимум год. И строго говоря, все члены экипажа совершают точно такое же развитие.
Также бортпроводник при желании может перейти в административную службу и стать начальником службы. Но это будет уже другая область деятельности, требующая других знаний и навыков. Иными словами, в этой профессии карьерный рост не предусмотрен.
Профессия является достаточно востребованной на рынке труда. В большинстве компаний всегда есть открытые вакансии, причем набирают даже без опыта и образования. Наиболее ужесточенные требования касаются состояния здоровья, внешних данных, что существенно сужает круг желающих. Наряду с авиакомпаниями работают обучающие курсы, в связи с чем требования определенной компании тесно переплетаются с учебной программой.
К примеру, отечественная компания Аэрофлот выдвигает следующие требования к кандидатам:
- оконченное среднее образование;
- высокий уровень владения английским;
- военный билет (для мужчин);
- стандартные внешние данные;
- идеальное состояние здоровья.
Некоторые вакансии открыты для тех, кто владеет другими иностранными языками.
Минимальный оклад стюардессы составляет 60 тысяч рублей (при минимальных часах полета). Российский Аэрофлот предлагает своим бортпроводникам от 80 до 120 тысяч за 80 воздушных часов. И это минимальная отметка. При увеличении рабочих часов заработная плата увеличивается соответственно.
История профессии бортпроводница
В начале развития авиаиндустрии не существовало такого понятия, как бортпроводник. Его функции выполнял второй пилот, перемещавшийся во время полета из кабины пилота в салон и обратно, обслуживая пассажиров. Через некоторое время стало понятно, что такой вид обслуживания является нецелесообразным и ставит под угрозу безопасность полетов.
Первый раз женщины на борту воздушного судна появились в 1928 г. в Германии. Их нанимали как медсестер, чтобы при необходимости была возможность оказать первую медицинскую помощь пассажирам. В обязанности бортпроводника также входила пробивка билетов, взвешивание и погрузка багажа, помощь в транспортировке самолета в ангар на стоянку и др. Кроме того, при полете пассажиры могли попросить стюардессу не только выдать им тапочки и плед, но и почистить обувь, т. к. это тоже входило в их обязанности в самолете.
Через небольшой промежуток времени после внедрения немецкими авиакомпаниями такого новшества, компании других стран стали практиковать такую модель.
Официально эта профессия появилась в 1930 г. Этот период ознаменовался тем, что авиа первый раз наняла на работу девушек-бортпроводниц (до этого момента стюардами работали мужчины).
В обязанности первых стюардесс входили перечисленные пункты и уборка в салоне, в кабине пилотов и в туалетах, помощь в заправке самолета и пр.
Теперь на их плечи ложится намного меньше обязанностей, которые сопровождаются высоким уровнем ответственности и компетентности:
- обслуживание членов экипажа и пассажиров;
- встреча и размещение пассажиров на борту самолета;
- объяснение правил поведения во время полета и контроль их выполнения;
- оказание медицинской помощи;
- разнос еды и напитков по салону;
- проверка наличия аптечки и аварийно-спасательных комплектов;
- проверка исправности средств связи перед началом полета;
- контроль санитарного состояния на борту.
Что сдавать на стюардессу
Профессия бортпроводник подразумевает соответствующее обучение. Для этого не обязательно поступать в высшее учебное заведение по своему профилю. Достаточным условием будет прохождение собеседования в авиакомпании. После этого соискателя отправляют на медицинскую комиссию, после прохождения которой необходимо будет пройти специальные летные курсы, включающие в себе теорию и практику.
Эта специальность требует наличия многих знаний и навыков: оказание медицинской помощи, принятие внеплановых родов, умение вести переговоры с террористами.
Это подразумевает приобретение знаний в различных областях. Соответственно, первой необходимости предметы – медицина и психология. Претенденты на эту должность должны иметь такую особенность, как быстрая обучаемость.
Длительность курсов составляет 4 месяца, после чего необходимо сдать все экзамены. Только после этого соискатели могут быть допущены к работе в качестве бортпроводников-стажеров.
Чему учат в Школах стюардесс
Обучение в Школе стюардесс длится, как правило, 3-6 месяцев. За это время вы узнаете, какие типы самолетов сегодня осуществляют пассажирские перевозки и чем они отличаются друг от друга, как оказать первую медицинскую помощь и как реагировать в нестандартных ситуациях, в чем заключаются особенности организации питания и техники обслуживания в воздухе. Программа обучения также включает в себя такие дисциплины как «Аварийно-спасательная подготовка», «Обеспечение авиационной безопасности», «Конфликтология» и «Психофизиологические возможности человека». Помимо этого, в процессе обучения в Школе стюардесс вы научитесь правильно наносить макияж и красиво дефилировать по салону самолета.
Подчеркнем, что все теоретические знания, приобретенные за время учебы, подкрепляются практическими занятиями как на современных тренажерах и симуляторах, максимально приближенных к реальности, так и в ходе летной практики.
После окончания обучения все «ученицы» сдают экзамен, результаты которого оцениваются по пятибалльной системе. При условии, что экзамен был сдан на «4» или «5» и «за плечами» будущей стюардессы имеется 30 часов летной практики под руководством инструктора, девушка получает свидетельство о прохождении обучения и сертификат, который удостоверяет квалификацию бортпроводника.
Карьерный рост бортпроводника (стюардессы)
Как и многие другие профессии, которые относятся к сфере обслуживания, у стюардов и стюардесс нет возможностей для какого-либо серьезного развития в своей направленности.
Например, бортпроводник может начать летать на внутренних рейсах в эконом-классе, потом перейти в бизнес-класс. Далее для него открываются международные направления. В среднем такая карьера при должном знании обязанностей и хорошим уровнем владения языка может занять максимум год. И строго говоря, все члены экипажа совершают точно такое же развитие.
Также бортпроводник при желании может перейти в административную службу и стать начальником службы. Но это будет уже другая область деятельности, требующая других знаний и навыков. Иными словами, в этой профессии карьерный рост не предусмотрен.
Плюсы и минусы профессии бортпроводник
К положительным сторонам профессии можно отнести следующее:
-
высокий уровень заработной платы;
-
возможность посетить новые города и страны;
-
оплачиваемый отпуск в 45 дней;
-
более низкие цены на авиабилеты компании для сотрудника и членов его семьи;
-
возможность выхода на пенсию в 45 лет.
Среди минусов профессии необходимо обозначить следующее:
-
большие физические нагрузки;
-
проблемы со здоровьем из-за длительных перелетов и частой смены климата;
-
возможные конфликтные ситуации с пассажирами.
Недостатки профессии бортпроводника
Казалось бы, о такой профессии можно только мечтать. Но почему же тогда во всех авиакомпаниях наблюдается такая большая текучесть кадров? Все дело в недостатках и издержках профессии бортпроводника, которых, кстати, немало. В частности, среди основных недостатков этой профессии можно выделить:
- неблагоприятные для здоровья условия труда – профессиональной болезнью бортпроводников является варикозное расширение вен. Также стюарды постоянно подвергаются облучению, а у девушек повышается риск развития бесплодия;
- ненормированный график работы – это и ночные перелеты, и работа в праздничные дни, и неожиданные вызовы на работу;
- проблемы в личной жизни – специалисты подсчитали, что в среднем бортпроводник проводит дома порядка 7 дней в месяц (о какой уж тут личной жизни вообще можно говорить);
- практически никаких перспектив для карьерного роста – максимум, на что могут рассчитывать бортпроводники, это повышение квалификации с третьего до первого класса.