СОУТ: аналогичные рабочие места
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СОУТ: аналогичные рабочие места». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 16 426-ФЗ предприятие, имеющее несколько одинаковых рабочих мест, имеет право проведения СОУТ только для 20% из них. При этом на все такие должности будет заполняться только одна карта СОУТ, а результаты, полученные в ходе выполнения измерений и анализа этих данных, будут распространены на все места, признанные аналогичными. Однако важно, что процедура проведения СОУТ в отношении идентичных должностей предусмотрена только при условии, что в результате организации замеров на 20% рабочих мест оценка будет осуществлена хотя бы на двух позициях. Это значит, что в полном смысле воспользоваться таким послаблением могут только компании, в которых количество идентичных позиций по СОУТ составляет не менее 10. Впрочем, если в организации существуют 8 или 9 должностей с одинаковыми характеристиками, провести СОУТ на двух из них тоже будет вполне достаточно.
СОУТ при выявлении аналогичных рабочих мест
При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (426-ФЗ, статья 16).
Рассмотрим пример: в организации работают 5 экономистов, имеющих одинаковый график работы, идентичное оборудование, материалы и сырье, находящихся в одном или разных однотипных кабинетах 100% времени смены. Данные рабочие места соответствуют принципу аналогичности, согласно Статьи 9 Федерального закона 426-ФЗ, таким образом, СОУТ будет проводиться на 2-х рабочих местах экономистов, а ее результаты будут применимы для всех 5 рабочих мест.
В случае, если таких рабочих мест экономистов будет, не 5, а 13, то высчитываем 20% от данного количества и получаем (округлив до целого числа), — 3 рабочих места. То есть, в данном случае, СОУТ будет проводиться на 3-х рабочих местах, а ее результаты будут применимы для всех 13-и рабочих мест экономистов.
Что представляет собой спецоценка условий труда?
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.
- Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
- Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
- Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
- Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
- Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
- Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
- Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.
Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.
Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.
Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.
Когда рабочие места для одинаковых должностей не будут признаны аналогичными?
- Некоторые рабочие места, занимаемые сотрудниками с одинаковыми должностями нельзя считать аналогичными.
- Сменная работа является еще одним аспектом, усложняющим подсчет аналогичных рабочих мест при проведении СОУТ.
В штатный состав может входить пять менеджеров, выполняющих совершенно разные функции. Поэтому, подсчитывая аналогичные места при СОУТ, следует уточнить подразделения, возглавляемые этими менеджерами. Их рабочим местом может быть отдел по связям с общественностью, продаж или маркетинга, каждое из которых необходимо оценивать отдельно.
14 операторов предприятия задействовано в двухсменном режиме на линии разлива соков. Работодатель внес в список СОУТ три рабочих места. Но в одной смене трудится 7 операторов, поэтому в соответствии с признаками аналогии оценке подлежит два рабочих места, если операторы второй смены трудятся на одних и тех же, рабочих местах и выполняют на одинаковом оборудовании монотипные функции.
Понятие специальной оценки труда
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
Вследствие проведения специальной оценки труда:
- работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
- проводятся предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
- рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на травматизм;
- подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников. Однако специальной оценке труда не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):
- надомников;
- дистанционных работников;
- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В законодательстве есть определение специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест. Это ч. 6 ст. 9 профильного Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.
В итоге, специальная оценка условий труда аналогичных рабочих мест – это когда на этапе подготовки к проведению спецоценки они могут быть классифицированы по схожим характеристикам: каждая сформированная категория объектов будет состоять из аналогичных мест труда наемного персонала.
Закон № 426-ФЗ выделяет перечень критериев, по которым ведут объединение рабочих мест в группу аналогичных. Это когда:
- рабочие места расположены на одном производственном объекте, в одном или нескольких однотипных помещениях;
- условия работы идентичны или почти одинаковые;
- персонал при выполнении своей трудовой функции применяет однотипное оборудование, схожими характеристиками обладают системы кондиционирования, вентиляции, отопления и освещения;
- на схожих рабочих местах трудятся специалисты с одинаковыми должностными инструкциями, совпадают их квалификационные уровни, должности, профессиональные навыки;
- рабочий процесс на разных объектах, которые предполагается объединить, протекает однотипно;
- при выполнении заданий наемный персонал использует инструменты и средства защиты с одинаковыми техническими характеристиками.
Как говорят разъяснения о специальной оценке условий труда на аналогичных рабочих местах, если не выявлены совпадения по всему набору признаков, нельзя объединять места труда для целей спецоценки. То есть, подходит только сплошной метод.
Определение количества рабочих мест подлежащих СОУТ
Основной дилеммой, с которой сталкивается работодатель перед проведением специальной оценки условий труда, является определение количества рабочих мест, подлежащих СОУТ. В большинстве случаев расчеты оказываются неверными, так как неверно используется понятие “аналогичных” рабочих мест. В данной статье постараемся разобраться, как избежать типичных ошибок.
Какие рабочих места можно отнести к аналогичным?
— расположены в одном или нескольких однотипных помещениях (зонах);
— оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения;
— заняты работниками одной профессии, должности, специальности с одинаковыми функциями и режимом работы; они должны использовать одинаковые – Оборудование
Все эти условия должны выполняться одновременно. Если хотя бы одно условие не соблюдаются, то рабочие места невозможно подвести под понятие “аналогичные” рабочие места.
Для примера: можно рассмотреть рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера, которые не являются аналогичными. Все потому, что у них разные названия должностей и, как следствие, разная трудовая функция.
Составление списка рабочих мест для спецоценки
Для составления списка позиций, на которых должна быть проведена спецоценка условий труда, работодатель обязан сформировать особую комиссию.
В ее состав обязательно включаются:
Пункт 1, статьи 9, 426-ФЗ уточняет, что число членов комиссии должно быть нечетным — это облегчит процесс принятия решений путем голосования.
Первая и основная задача комиссии — составить список всех позиций в компании и затем исключить из нее те, которые не подлежат проведению спецоценки в соответствии со статьей 3, 426-ФЗ. После этого членов комиссии ждет еще одна серьезная операция: им нужно определить, какие из включенных в список объектов являются аналогичными.
Это очень важно для компании, поскольку, в соответствии со статьей 16 интересующего нас нормативного документа, специальная оценка по условиям труда может быть проведена только на 20% из них.
Ясно, что это способно существенно упростить саму процедуру и снизить ее стоимость. Однако работодателю нужно тщательно следить за тем, чтобы не нарушить установленные правила выполнения спецоценки по этой упрощенной процедуре, поскольку иначе результаты СОУТ могут признать недействительными, и ее придется проводить заново.
Ошибки при определении списка рабочих мест
Однако роль кадровика при проведении аттестации по-прежнему очень важна. Именно он определяет количество рабочих мест, подлежащих ей. И вот тут часто возникают затруднения. Бывает, что аттестация необоснованно проводится на всех рабочих местах, имеющихся на предприятии, начиная со сторожа и заканчивая генеральным директором. Между тем существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Рабочие места признают аналогичными, если:
- профессии или должности имеют одно наименование;
- при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;
- используются однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
- ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- производственное оборудование, транспортные средства и т п. расположены на рабочем месте одинаково;
- существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
- присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
Кстати, на этапе формирования перечня кадровик определяет только предполагаемые аналогичные рабочие места. Если по результатам проведенных измерений хотя бы одно рабочее место не подпадает под признаки аналогичности, то оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. Затем составляется новый перечень мест, подлежащих аттестации.
Оценку производственных факторов на аналогичных рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух). Далее на все аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. Соответственно, условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных, являются едиными для всех аналогичных.
Наиболее распространенные ошибки при составлении перечня рабочих мест в организации:
- приравнивание количества рабочих мест к числу профессий (должностей) работников по штатному расписанию;
- определение количества рабочих мест без учета профессий и должностей сотрудников;
- несоответствие наименования профессий (должностей) штатному расписанию;
- приравнивание количества рабочих мест к списочной численности работников организации;
- смешение понятий «рабочее место» и «рабочая зона».
Небольшой совет: если на момент составления списка некоторые работники отсутствуют (например, прежний уволился, нового еще не приняли), то лучше зарезервировать их позиции в перечне на будущее.
Шаг №2. Составить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ (ст. 9 426-ФЗ).
Комиссия по СОУТ обязана составить перечень рабочих мест, подлежащих спеоценке и указать аналогичные рабочие места. Аналогичные рабочие места — это места, которые расположены в однотипных помещениях (зонах), с однотипными температурными и иными условиями (освещенность, шум ит.д.). Рабочие места должны быть одной и той же профессии, должности, специальности, осуществлять одинаковые функции в одинаковом режиме рабочего времени. При работе должно использоваться одинаковое оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье, а также должны применяться одинаковыми средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ).
Правильный анализ штатного расписания на предмет аналогичности может значительно сократить расходы работодателя на проведение спецоценки, так как лишь 20% аналогичных рабочих мест подлежат измерениям. При этом проведена спецоценка будет на всех аналогичных рабочих местах и оформлена одна карта СОУТ.
Шаг №10. Подать декларацию в ГИТ (ст. 11 426-ФЗ, пункт 5 Приказа 80н).
В специальной оценке появилась новая процедура — декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ей подлежат «невредные» РМ:
- на которых по результатам идентификации не выявлено вредных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям
- на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений установлен оптимальный или допустимый класс условий труда
«Невредными» рабочими местами можно считать рабочие места:
- на которых по результатам АРМ или СОУТ не установлен вредный и (или) опасный класс условий труда
- на которых не предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда
- которые не включены в списки на досрочное назначение страховой пенсии по старости
На такие рабочие места в течение 30 рабочих дней подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Декларация подается лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в Государственную инспекцию труда по месту нахождения.
Шесть токарей работают в две смены на трех станках в одном цехе. При этом в течение смены каждый работник поочередно работает на всех трех станках. В этом случае необходимо фиксировать три рабочих места. Однако в целях минимизации затрат данные рабочие места можно признать аналогичными в случае соответствия необходимым признакам, о чем будет рассказано далее.
Иногда для упрощения оформления перечня члены комиссии по проведению СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. В некоторых случаях это может быть оправданно, однако не будет правильным, например, при:
- использовании одним работником нескольких единиц оборудования;
- использовании одного и того же оборудования двумя или более одновременно работающими работниками.
Отметим, что с рабочими местами с территориально меняющимися рабочими зонами (т. е. нестационарными рабочими местами) используется тот же самый подход.
Неверно автоматически расценивать нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием как одно рабочее место.
Разобравшись с количеством рабочих мест, нельзя забывать и о наименовании рабочих мест в соответствии с законодательством. Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н, предписывает указывать наименование должности в материалах специальной оценки условий труда в строгом соответствии со штатным расписанием организации. Нередко экспертам организации, проводящей СОУТ, комиссия проведению СОУТ не предоставляет штатное расписание, руководствуясь соображениями коммерческой тайны, а предоставляет перечень, не соответствующий штатному расписанию. В дальнейшем, при применении результатов СОУТ, предоставлении гарантий и компенсаций и проверках контролирующими органами оказывается, что не все рабочие места организации оценены.
Проведение СОУТ государственных и муниципальных служащих
Регулированию проведения оценки в отношении условий труда служащих органов государственной и муниципальной власти посвящена ч. 4 ст. 3 закона № 426-ФЗ. Правда, данная норма является лишь бланкетной, поскольку отсылает к неопределенному кругу нормативных источников и определяет, что особенности проведения такой оценки должны быть утверждены соответствующими законами и иными правовыми актами, регламентирующими правовое положение указанных лиц на уровне Федерации и регионов.
К моменту написания статьи (конец 2017 года) на федеральном уровне не принято ни одного акта, регламентирующего порядок проведения СОУТ в отношении данной категории служащих. Аналогичная ситуация складывается и в регионах — в связи с этим ни проведение подобных мероприятий, ни тем более привлечение к ответственности за их непроведение пока невозможно.
Однако на практике надзорные органы в лице государственных инспекций труда нередко проявляют рвение при проведении проверок (особенно в отношении муниципальных органов власти), привлекая руководителей учреждений к административной ответственности за отсутствие результатов проведения СОУТ, а также выдавая соответствующие предписания по проведению оценки условий труда служащих.
Суды подобные пробелы правоприменения разрешают однозначно в пользу органов власти и их представителей, подвергнутых наказаниям в соответствии с КоАП. Так, например, Московский областной суд, рассматривая подобный спор в качестве апелляционной инстанции, вынес определение от 15.04.2015 по делу № 33-8631/2015, установив также (как и предыдущая инстанция), что предписание о проведение СОУТ было выдано незаконно. В частности, судом указывалось, что в связи с отсутствием принятых правовых актов, регулирующих порядок спецоценки условий труда данной категории служащих, проведение соответствующих мероприятий не представляется возможным.
Аналогичные решения уже рассматривались и разрешались верховным судом Республики Хакассии (от 06.10.2016 по делу № 33-3412/2016), Приморским краевым (от 02.07.2014 по делу № 33-5613) и Свердловским областным (от 14.07.2016 по делу № 33-11987/2016) судами. Таким образом, очевидно, что до принятия соответствующих правовых актов данная оценка проведена не будет ни одним из органов власти. Соответственно, судебная практика по данной категории дел будет только пополняться.
…на взносах в ПФР по доптарифам
Компания уплачивает страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, если работники заняты на вредных, тяжелых или опасных видах работ.
До 1 января 2015 г. такие виды работ были указаны в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 1 января 2015 г. вредные и опасные виды работ перечислены в п. п. 1 — 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ).
Размеры дополнительных тарифов страховых взносов установлены в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ).
Размер тарифа зависит от того, проводилась спецоценка или нет.
Примечание. Страховые взносы по дополнительным тарифам уплачивают без учета предельной величины облагаемой базы (ч. 3 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ).
Спецоценки не было. Если компания не проводила спецоценку, в 2015 г. она уплачивает взносы по фиксированному доптарифу в размере (ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ):
— 9% — если работник занят на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ;
— 6% — если работник занят на видах работ, указанных в п. п. 2 — 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Спецоценка проведена. Проведение спецоценки позволяет компаниям применять дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов (от 0 до 8%), установленные в ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Применять их компания может с даты утверждения отчета о проведении спецоценки (Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113 и от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).
Примечание. По итогам аттестации условия на рабочих местах признаны вредными или опасными
Если у компании есть результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, которыми условия труда на рабочих местах признаны вредными и (или) опасными, компания вправе уплачивать взносы по дифференцированным доптарифам.
Такое право ей предоставлено до окончания срока действия результатов аттестации, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).
Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, размер доптарифа в ПФР составит 0% (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ).
В чем отличие нестационарных рабочих мест от стационарных?
Рабочим местом признают часть пространства, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой. Можно выделить следующие признаки рабочего места (ст. 15, ч. шестая ст. 209 ТК РФ, ГОСТ 19605-74, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 20 марта 1974 г. № 636):
- работник на этом месте выполняет свою трудовую функцию;
- место оснащено необходимыми техническими средствами;
- работодатель может прямо или косвенно контролировать рабочее место.
Трудовой кодекс подразумевает, что рабочие места можно разделить на стационарные и нестационарные. Закон о спецоценке выделяет рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами (п. 4 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).
Как оценивают условия труда на нестационарных рабочих местах?
Главная цель спецоценки на нестационарных рабочих местах – выявить вредные или опасные факторы, оценить уровень их воздействия на работника. Спецоценку проводят в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, и в зависимости от отраслевой принадлежности объекта.Создайте комиссию, чтобы провести спецоценку на нестационарных
местах. Ее возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будут проводить оценку (ч. 1–5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Если работники трудятся на объекте заказчика, спецоценку, как правило, обеспечивает организация, чьи сотрудники выполняют работы. Это связано с тем, что организовать специальную оценку обязан работодатель. Но нужно изучить условия договора между заказчиком и исполнителем. В нем может быть указано, что именно заказчик предоставляет подрядчику рабочие места для выполнения работ и проводит на них спецоценку.
Границы нестационарного рабочего места. Это территория, на которой расположен объект, или санитарно-бытовые и производственные помещения, складские площадки. Если работы выполняют на объекте заказчика, то обычно каждая бригада имеет свой участок работы. В пределах рабочего места у каждого члена бригады есть определенная зона работы. В то же время для отдельных работников, например сторожей, дежурных электрослесарей и др., вся территория объекта является зоной обслуживания и может рассматриваться как рабочее место.
Допуск экспертов на рабочие места. Работодатель должен предоставить экспертам необходимую информацию для проведения исследований и допустить их на объекты, где трудятся сотрудники. Но для допуска на некоторые рабочие места, например, отдельных категорий медработников, сотрудников, занятых на подземных работах, и т. д., необходимо соблюдать ряд требований (приказы Минтруда России от 24 апреля 2015 г. № 250н, от 9 декабря 2014 г. № 996н и др.). Перемещаться по территории объекта, а также идентифицировать потенциально вредные или опасные производственные факторы в этих случаях эксперты должны под контролем уполномоченного лица работодателя.
Специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты экспертам выдает организация, проводящая спецоценку. У компании, в которой оценивают условия труда, нет такой обязанности (абз. 2 п. 18 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н).