Правила организации общественного контроля за охраной труда на предприятии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила организации общественного контроля за охраной труда на предприятии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.
Уполномоченные по охране труда
Ключевые задачи уполномоченных:
- оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
- проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
- представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
- оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.
Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:
- контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
- участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
- получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
- возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
- возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
- возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
- участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
- обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
- участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.
По каким направлениям может работать уполномоченный?
Задачи заключаются:
- в помощи в организации безопасных условий работы;
- наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
- защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
- надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
- организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
- участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
- участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
- предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.
Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?
Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.
Контроль на рабочих местах направлен на:
- выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
- выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
- соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
- соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
- обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
- определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.
Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:
- лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
- уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
- виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
- периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
- формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.
Уровни административно-общественного контроля
ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:
- 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
- 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
- 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.
Кем проводится общественный контроль
Ст. 370 ТК РФ постановляет, что контролирует ОТ на уровне общественности профсоюз (или другой уполномоченный локальный орган). Для этого им создается трудовая инспекция.
Профсоюзные организации и иные органы:
- контролируют соблюдение норм трудового законодательства в субъекте, выполнение руководством обязательств, вмененных ему колдоговорами и иными соглашениями;
- осуществляют проверку соблюдения управленцем требований ОТ и формировать предложения по ликвидации найденных нарушений;
- инициируют экспертную оценку рабочих условий хозяйствующего субъекта;
- запрашивают у менеджмента информацию об ОТ, статистику производственного травматизма;
- отстаивают интересы членов в разбирательствах по поводу компенсации ущерба здоровью, полученного на работе;
- выступают независимыми экспертами при вводе в эксплуатацию производственных ОС;
- оповещают инстанции о необходимости привлечения к ответственности субъектов, игнорирующих трудовое законодательство.
Если по каким-либо причинам в компании отсутствует профессиональный союз, всеми указанными правами наделяются уполномоченные трудовым коллективом лица по ОТ (избирающиеся путем общего голосования работников).
Основные задачи уполномоченных субъектов:
- общественный контроль за охраной труда на предприятии с целью создания условий, отвечающих принятым требованиям норм и правил;
- консультирование штатных единиц по вопросам ОТ и защиты их права на нее.
Важный факт — управленец должен обеспечивать требуемые для их работы условия, снабжать информацией и запрашиваемыми материалами различного характера.
Уполномоченные по охране труда:
- отчитываются на коллективном собрании;
- могут досрочно отзываться по решению коллектива (если не выполняют свои функции).
Кроме того, согласно ст. 218 ТК РФ, для совместного обеспечения администрацией и сотрудниками требований охраны труда по инициативе любой из сторон могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда.
Нюансы их создания и деятельности прописываются в коллективном договоре, а состав – в приказе (распоряжении) управленца. Численность членов варьируется в зависимости от размера штата, производственной специфики и других особенностей хозяйствующего субъекта.
Уполномоченные по охране труда
Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.
Ключевые задачи уполномоченных:
- оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
- проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
- представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
- оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.
Обязанности работодателя
Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:
- получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
- иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативным и справочным материалам);
- беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
- иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
- проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
- иметь социальные гарантии.
За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Общественный контроль за соблюдением
законных прав и интересов работников
в области охраны труда осуществляют в
соответствии со статьей 22 Основ
законодательства РФ об охране труда
профессиональные союзы в лице их
соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные
органы, которые могут создавать в
этих целях собственные инспекции.
Профессиональные союзы в лице их
соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные
органы имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
- предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников;
- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
- осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.
В связи с этой статьей Исполнительный
Комитет Генерального Совета Федерации
независимых профсоюзов (ФНПР) своим
постановлением от 16 июня 1994 г.
№ 5-5
утвердил Положение о технической
инспекции труда ФНПР, Типовое положение
об уполномоченном профсоюзного комитета
по охране труда и одобрил Рекомендации
по организации и осуществлению профсоюзами
контроля за соблюдением законодательства
по охране труда и окружающей среды на
предприятии.
Уполномоченные (доверенные) лица по
охране труда профессиональных союзов
или трудового коллектива действуют в
соответствии с Рекомендациями по
организации работы уполномоченного
(доверенного) лица по охране труда
профессионального союза или трудового
коллектива, утвержденными постановлением
Министерства труда РФ от 8 апреля 1994
года № 30.
При организации общественного контроля
за охраной труда на предприятии необходимо
принимать во внимание, что успешное
выполнение уполномоченными поставленных
задач и функций возможно при условии
оказания им необходимой помощи и
поддержки со стороны администрации
предприятия, профсоюзных и иных
уполномоченных работниками
представительных органов, органов
государственного контроля и надзора,
инспекции профсоюзов. Правовые гарантии
для этого содержатся в Кодексе законов
о труде РФ, Основах законодательства
РФ об охране труда и других нормативных
правовых актах, регламентирующих
деятельность перечисленных органов.
Институт уполномоченных создается
для организации общественного контроля
за соблюдением законных прав и интересов
работников в области охраны труда на
предприятиях всех форм собственности
независимо от сферы их хозяйственной
деятельности, ведомственной подчиненности
и численности работников. В зависимости
от конкретных условий производства
в структурном подразделении может быть
избрано несколько уполномоченных.
Численность, порядок их избрания и срок
полномочий могут быть оговорены в
коллективном договоре или ином другом
совместном решении работодателя и
представительного органа работников.
Профсоюзы, иные уполномоченные работниками
представительные органы или трудовые
коллективы организовывают выборы
уполномоченных в структурных подразделениях
или на предприятии в целом. Выборы
уполномоченных рекомендуется проводить
на общем собрании трудового коллектива
подразделения на срок не менее двух
лет. При наличии на предприятии нескольких
профсоюзов, иных уполномоченных
работниками представительных органов
— каждому из них должно быть предоставлено
право выдвигать кандидатуры на выборы
уполномоченных. Уполномоченные могут
быть также избраны из числа специалистов,
не работающих на данном предприятии
(по согласованию с работодателем). Не
рекомендуется избирать уполномоченными
работников, которые по занимаемой
должности несут ответственность за
состояние охраны труда на предприятии.
Уполномоченные входят, как правило, в
состав комитета (комиссии) по охране
труда предприятия. Уполномоченные
организуют свою работу во взаимодействии
с руководителями производственных
участков, выборными профсоюзными
органами или иными уполномоченными
работниками представительными органами,
со службой охраны труда и другими
службами предприятия, с государственными
органами надзора за охраной труда и
инспекцией профсоюзов. Уполномоченные
в своей деятельности должны руководствоваться
Кодексом законов о труде РФ, законодательными
и иными нормативными правовыми актами
по охране труда РФ, коллективным договором
или соглашением по охране труда,
нормативно-технической документацией
предприятия.
Уполномоченные периодически отчитываются
на общем собрании трудового коллектива,
избравшего их, и могут быть отозваны до
истечения срока действия их полномочий
по решению избравшего их органа, если
они не выполняют возложенных функций
или не проявляют необходимой
требовательности по защите прав
работников на охрану труда.
В процессе своей деятельности
уполномоченные решают следующие
основные задачи:
- содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
- осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.
Для выполнения возложенных на
уполномоченных задач им должны быть
предоставлены следующие функции:
- контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда;
- участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния здании, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
- участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
- осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
- участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.
Работодатель обязан создавать необходимые
условия для работы уполномоченных,
обеспечивать их правилами, инструкциями,
другими нормативными и справочными
материалами по охране труда за счет
средств предприятия.
Уполномоченным
выдается соответствующее удостоверение
и для выполнения возложенных на них
функций рекомендуется предоставлять
необходимое время в течение рабочего
дня, устанавливать дополнительные
социальные гарантии на условиях,
определяемых коллективным договором
или совместным решением работодателя
и представительных органов работников.
Общественный контроль за охраной труда
Важную роль в общественном контроле за охраной труда играют профессиональные союзы. Статья 370 ТК РФ предоставляет профсоюзам право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции профсоюзов, которые наделяются полномочиями в соответствии с положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов вправе:
· осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
· проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
· принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
· защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
· предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
· осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
· принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
· принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда и т.д.
Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или в организации в целом. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее 2 лет. При наличии в организации нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные, как правило, входят в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.
Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:
· контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда;
· проверять выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев;
· получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и организаций о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаев;
· предъявлять требования к должностным лицам о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
· обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
· принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменениями условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
Отличие общественного контроля от ведомственного
Кроме общественного, существует еще и ведомственный контроль охраны труда, который выполняется министерствами, а также вышестоящими организациями. К примеру, органы самоуправления контролируют соблюдение правил, гигиенических нормативов на территории конкретного района, на производственных объектах, государственный пожарный надзор определяет уровень следования требованиям к пожарной безопасности на каждом предприятии и так далее.
Ведомственный контроль охраны труда — это проверка комплексного характера. Она не имеет установленных временных отрезков проведения, поэтому осуществляется по необходимости. Его главные задачи:
- изучение условий работы на каждом предприятии;
- установление причин травматизма;
- расследование происшествий;
- организация обучения сотрудников предприятия;
- оценка состояния конкретного рабочего места.
Права общественных контролеров
Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:
- контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
- проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
- самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
- иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
- ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
- требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
- требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.
Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.
Как организован общественный контроль за охраной труда
Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.
В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.
Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:
- в отдельно взятом подразделении;
- на предприятии в целом.
Рекомендация такая:
- избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
- можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
- не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.
Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.
Виды надзора и контроля за безопасностью труда
В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:
Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;
Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;
Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.
Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.
В сфере реализации управления ОТ особое значение имеет контроль. Он реализуется в трех ключевых направлениях. В частности, обеспечивается государственный, общественный и ведомственный контроль. Первый осуществляется Федеральной службой занятости. В ее структуре находятся Управление по надзору за соблюдением ТК, территориальные органы по госконтролю исполнения законодательства и иных нормативных актов об охране труда. Ведомственный надзор осуществляется специальными службами концернов, министерств, ассоциаций. В учреждениях и организациях он выполняется уполномоченными структурами, инженерами по ОТ или лицами, на которых возлагаются соответствующие обязанности. Специальные комиссии профкомитетов предприятий осуществляют общественный контроль.