Миграционная статистика России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционная статистика России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие жители соседних государств хотят переехать в России на ПМЖ. Для упрощения взаимодействия с ФНС необходимо получить гражданство РФ. К подданным разных стран предъявляются разные требования, зависящие в первую очередь от отношения между государствами.
Появится новый документ — РВПО
С 1 января 2023 года принимать на работу иностранцев, которые учатся по очной форме в государственных образовательных или научных организациях можно будет вне квоты (п. 5 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ).
В целях получения образования, иностранцы-студенты смогут получить разрешение на временное проживание в РФ, а также возможность оформить вид на жительство вне зависимости от времени нахождения в России на основании разрешения на временное проживание.
Поскольку право на временное или постоянное проживание в РФ позволяет иностранным работникам трудоустраиваться вне квоты (ч. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), то для привлечения их к работе не потребуется разрешение от МВД.
При приёме на работу иностранцы-студенты могут представить новый документ — разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО). Его реквизиты нужно указать в трудовом договоре (ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 349-ФЗ).
Справка! РВПО — это разрешение на временное проживание в России в упрощённой форме для иностранцев, проходящих обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
РВПО будет выдаваться по заявлению иностранного гражданина на срок обучения в государственной образовательной или научной организации и последующие 180 календарных дней. По истечении срока действия РВПО или его аннулирования, трудовой договор с сотрудником следует расторгнуть.
Не забудьте внести корректировки в локальные документы
Ввиду вносимых изменений компаниям нужно подкорректировать локальные нормативные акты, в частности — правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР).
Нужно внести правки в пункты о предоставляемых работникам-иностранцам гарантиях, в раздел о приёме на работу, отстранении и увольнении. Правила о том, что работники-иностранцы обязаны приобрести ДМС или об обеспечении их платной медицинской помощью за счёт работодателя следует исключить. Если в трудовом договоре есть условие о праве работодателя оплачивать работникам-иностранцам медуслуги, такое условие можно оставить и в ПВТР.
Подготовьте приказ о внесении изменений в ПВТР. Учтите мнение профсоюза (при его наличии). Ознакомьте всех сотрудников под подпись с новой редакцией ПВТР.
Что происходит в случае развода?
К сожалению, статистика по разводам довольно неутешительная. Довольно большое количество созданных семей распадаются в ближайшие несколько лет после заключения союза. Поэтому один супругов может не успеть сменить гражданство, а найти нового спутника жизни – не так уж и легко. На самом деле, данная проблема не является очень серьезной.
В ситуации, когда развод происходит во время действия разрешения на временное проживание, данный документ не будет отозван. При этом также будет возможность получить ВНЖ. Основное условие для получения вида на жительство – наличие разрешения на временное проживание, а не подтвержденный факт бракосочетания.
В случае развода во время действия ВНЖ, его статус также аннулируется. При этом пропадет возможность получить гражданство упрощенным способом, а не на общих основаниях. Чаще всего мигранты ищут иные способы ускорить процедуру смены подданства, соответствующих программ проводится достаточно много. В противном случае потребуется прожить в государстве не три года, а пять лет
Тенденции международной миграции
Согласно последним исследованиям Международной организация труда ООН, во всем мире насчитывается 277 млн мигрантов. Большая часть из них (164 млн) принадлежит к категории трудовых мигрантов, еще 19 млн человек являются беженцами. За последние пять лет количество граждан, сменивших место жительства с целью устроиться на работу, выросло почти на 10%.
Главные районы миграции, лидирующие по притоку переселенцев, – страны Северной Америки и Европы. Больше всего мигрантов проживают в США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании. В последние годы наблюдается тенденция роста трудовой миграции в странах со средним уровнем дохода. Это такие государства, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия и Китай.
В связи с этим можно выделить следующие положительные особенности мирового миграционного процесса:
- за счет мигрантов, которые переводят заработанные деньги на родину, осуществляется социальная поддержка малообеспеченных граждан;
- мигранты получают высокую зарплату, возможность для карьерного роста и профессионального развития;
- работодатели выбирают среди соискателей наиболее талантливых специалистов;
- страны, которые принимают мигрантов, получают экономическую выгоду от притока инвесторов, а также работоспособных, умных и одаренных работников.
Миграционное положение в России
Ни для кого не секрет, что Россия ежегодно принимает огромное количество мигрантов. В основном иностранные граждане приезжают с целью устроиться на работу. Логично предположить, что наиболее развита миграция из Центральной Азии в Россию. Объяснить это можно тем, что страны находящиеся именно в данной части материка, близко расположенной к Российской Федерации, экономически менее развиты.
Также на то, что в Российской Федерации преобладают мигранты, приезжающие стран СНГ, влияет и действие программы добровольного переселения соотечественников. Именно поэтому граждане соседних государств, правительство которых не обеспечивает достойного уровня жизни, стремятся в Россию.
Стоит отметить, что в некоторых странах – бывших республиках СССР до сих пор высоко ценится российское образование, что обеспечивает еще одно миграционное направление – получение образование в РФ.
Привлечение потока мигрантов страну, конечно, обеспечивает прирост населения, однако современная миграционная ситуация в РФ в 2017 году, вернее, статистические данные говорят о том, что большое количество самих россиян ежегодно покидает страну, они отдают предпочтение таким промышленно развитым государствам, как США, Австралия, Канада, Финляндия и Германия.
Польша и Чехия – лучшие страны для эмигрантов
В течение 2020 года граждане Украины и Российской Федерации останавливали свой выбор на эмиграции в Польшу и Чехию. У каждого клиента компании International Business были разные основания для переезда на ПМЖ в данные европейские страны. Однако даже разнообразие мотивов не повлияло на снижение популярности этих миграционных направлений, чему есть вполне логичное объяснение.
Переезд в Польшу – оптимальное решение для тех, кто желает улучшить свое финансовое состояние, найти хорошо оплачиваемую работу, открыть собственный бизнес. Здесь можно получить качественное высшее образование, квалифицированное медицинское обслуживание, воспользоваться рядом привилегий, доступных полноправным гражданам Евросоюза. Гражданам Украины и России достаточно просто адаптироваться, что существенно упрощает процесс получения польского гражданства по натурализации.
Все права и свободы резидентов Польши регламентируются европейским законодательством.
В Чехии мигрантов со всего мира, в том числе и жителей СНГ, привлекает высокий уровень безопасности в стране, хорошая экология, качественная медицина, возможность получать бесплатное высшее образование. Чешская Республика – это экономически развитое и политически стабильное государство, в котором каждый чувствует себя под защитой. К перечню весомых преимуществ переезда в страну можно отнести быструю интеграцию в общество, что позволяет после 5 лет проживания в статусе ВНЖ оформить ПМЖ, а затем и чешское гражданство по натурализации. Главное – соблюдать требования миграционной программы, не нарушать закон и своевременно продлевать разрешение на пребывание в стране.
Сколько было выдано РВП, ВНЖ и сколько иностранных граждан получили гражданство Российской Федерации
в 2016 году | в 2015 году | |
Оформлено разрешений на временное проживание | 323 141 | 365 161 |
Оформлено видов на жительство | 184 578 | 146 720 |
Получили гражданство Российской Федерации | 265 319 | 209 799 |
Прибыло в Российскую Федерацию и поставлено на учет соотечественников и членов их семей | 146 585 | 183 146 |
Алтайский край | Липецкая область | Республика Северная Осетия |
Амурская область | Московская область | Республика Татарстан |
Архангельская область | Мурманская область | Республика Тыва |
Астраханская область | Ненецкий АО | Республика Хакасия |
Белгородская область | Нижегородская область | Ростовская область |
Брянская область | Новгородская область | Рязанская область |
Владимирская область | Новосибирская область | Самарская область |
Волгоградская область | Омская область | Санкт-Петербург |
Вологодская область | Оренбургская область | Саратовская область |
Воронежская область | Орловская область | Сахалинская область |
Еврейская АО | Пензенская область | Свердловская область |
Забайкальский край | Пермский край | Севастополь |
Ивановская область | Приморский край | Ставропольский край |
Иркутская область | Псковская область | Тамбовская область |
Кабардино-Балкария | Республика Адыгея | Тверская область |
Калининградская область | Республика Алтай | Томская область |
Калужская область | Республика Башкортостан | Тульская область |
Камчатский край | Республика Бурятия | Тюменская область |
Карачаево-Черкесия | Республика Дагестан | Ульяновская область |
Кемеровская область | Республика Ингушетия | Хабаровский край |
Кировская область | Республика Калмыкия | Ханты-Мансийский АО — Югра |
Костромская область | Республика Карелия | Челябинская область |
Краснодарский край | Республика Коми | Чеченская Республика |
Красноярский край | Республика Крым | Чувашская Республика |
Курганская область | Республика Марий Эл | Чукотский АО |
Курская область | Республика Мордовия | Ямало-Ненецкий АО |
Ленинградская область | Республика Саха (Якутия) | Ярославская область |
ФМС была основана в 1992 году Указом Президента РФ. Данная структура стала звеном исполнительной власти. Эту государственную службу до 1999 года возглавляла Татьяна Регент, известный научный деятель, обладатель кандидатской степени в области географии. Организация несколько раз меняла свое именование. В существующем виде утвердилась с начала 2004 года.
Дата проведения профессионального праздника приурочили к пятнадцатому юбилею образования государственной миграционной службы. Он был утвержден Указом № 701 «Об установлении Дня работника миграционной службы» от 4 июня 2007 года с подписью Президента РФ В. Путина.
Утверждение торжественной даты для специалистов данной области обусловлено значительным вкладом сотрудников ФМС в решение проблем, связанных с предоставлением гражданства и миграцией, повышением культуры обслуживания, постоянным внедрением передовых технологий в процесс ведения профессиональной деятельности и оказания услуг.
«Поздравляю с Днем работников миграционной службы! Желаю профессионального роста, важных и нужных достижений, легкого труда и беспрепятственного карьерного роста. Будьте бдительны и внимательны, ответственны и щепетильны. Любите свое дело и достигайте в нем максимума»!
«Миграционная служба России хранит львиную долю порядка в стране и решает массу вопросов, помогая гражданам и приезжим жить, гостить и трудиться по закону! В День работников ФМС – примите мои поздравления! Пусть ваши будни не приносят усталости, а выходные дни будут светлыми и радостными»!
«Поздравляем с Днем миграционной службы всех работников этого ведомства. Пусть границы вашего личного счастья никогда не будут нарушены, а родные и близкие всегда будут стоять на страже вашего счастья и спокойствия».
Россия забирает русских с Украины
По данным исследовательской украинской компании «Рейтинг», все больше украинцев готовы покинуть страну ради заработка — 40% населения Украины хотят податься за рубеж, чтобы найти там новую работу. Местные СМИ неодобрительно называют своих гастарбайтеров «людьми-банкоматами», и это еще не самая жесткая оценка тех, кто вынужден искать лучшей доли на стороне.
В Украине сложилась парадоксальная ситуация — никто толком не знает, сколько человек проживает на данный момент в стране. Точно известно лишь то, что нас уже давно не 52 млн, как гласила нашумевшая на всю страну социальная реклама. Как можно посчитать украинцев и что не так с цифрами Госстата, разбирались «Вести» в традиционной рубрике.
Климкин назвал такую ситуацию печальной и отметил, что «постоянно так продолжаться не может». «Сейчас есть определенные идеи, и мы их обрабатываем таким образом, чтобы в России постоянно три миллиона украинцев не находились», — поделился министр.
Нацбанк Украины в марте изменил методику оценки денег, переведенных трудовыми мигрантами в страну из-за границы. В 2017 году объем денежных переводов составил около 9,3 миллиарда долларов, на 2 миллиарда больше, чем считалось ранее.
С 2022 года в Москве подорожает патент для трудовых мигрантов
27. Настоящей Концепцией предусматриваются следующие основные механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции с учетом норм международного права;
б) развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции, гармонизация миграционного законодательства Российской Федерации и унификация статистического учета в этой сфере в рамках межгосударственных объединений;
в) включение задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в государственные, федеральные и региональные программы;
г) учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики Российской Федерации;
д) формирование приоритетных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации для различных типов регионов с учетом складывающейся миграционной ситуации;
е) совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;
ж) постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории Российской Федерации миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития страны, а также последующая корректировка конкретных мер государственной миграционной политики Российской Федерации;
з) развитие научных исследований в сфере миграции.
28. Первый этап (2012 — 2015 годы):
а) разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) разработка и апробация программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
в) создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;
г) создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
д) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
е) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.
29. Второй этап (2016 — 2020 годы):
а) принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
в) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.
30. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.
31. Третий этап (2021 — 2025 годы):
а) оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики Российской Федерации и корректировка соответствующих программ.
32. По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.
Нельзя сказать, что власть не замечает проблему. Весь вопрос, насколько принимаемые меры соответствуют размаху миграционных потоков. Способны ли они справиться с преступностью мигрантов? Их сплочённости, коррумпированности с правоохранительными органами, наличию у них лоббистских этнических структур.
Так или иначе, президент во исполнение основной цели миграционной политики (Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622) – «формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации» – отдал целый ряд поручений.
По поводу института гражданства РФ вводится три вида порядка приёма: общий, упрощённый и особый.
Общий порядок понятен, как и раньше.
Упрощённый применяется к лицам, «близким нам в социокультурном отношении» (хотелось бы, чтобы это было именно так), при наличии «позитивных социальных связей» в РФ (родственники), «уязвимого положения» (например гонимые русские из соседних стран). Необходимо также знание русского языка и отсутствие проблем с законом. Здесь интересно, что только «экономические» (бизнес в России) социальные связи теперь не повод для получения гражданства в упрощённом порядке.
При особом порядке решение принимает президент РФ.
Теперь Комиссия по вопросам гражданства при президенте будет рассматривать материалы «об отмене решений о приёме в гражданство Российской Федерации, принятых как Президентом Российской Федерации, так и МВД России, и МИД России», если будет установлено, что получивший гражданство предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения.
Что имеется в виду? Заведомо ложные сведения относятся к тому, что мигрант давал обещание соблюдать законы РФ, а, например, начал торговать наркотиками или заниматься террористической деятельностью. В таком случае, как разъясняется на сайте МВД, «решение о приобретении гражданства Российской Федерации… подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации».
Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года
На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.
Если описать мероприятия, входящие в миграционную политику, в общих чертах, то можно назвать наиболее часто встречающиеся в мире:
- Организация обучения;
- Трудоустройство;
- Формирование облегченной системы получения гражданства;
- Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
- Облегчение ассимиляции;
- Предоставление временного жилья и так далее.
Чаще всего мероприятия делятся на 2 группы:
- Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
- Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.
Сильнее всего миграционная политика влияет на 2 фактора:
- Демографическая ситуация;
- Темпы роста экономики.
В первом случае мигранты стабилизируют демографическую ситуацию в стране. В итоге рождаемость начинает превышать смертность в несколько раз. Если говорить о России, то она уверенно занимает 3 место в мире по количеству осевших мигрантов: они превышают уже 12 миллионов человек.
Кратко социальный портрет иностранцев можно составить несколькими пунктами:
- Здоровые люди трудоспособного возраста;
- Наличие среднего или средне-специального образования.
Развитые мировые державы проводят протекционистскую миграционную политику. Ее главными целями являются:
- Защита собственных граждан;
- Отстаивание своих экономических интересов.
В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.
Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.
В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.
Основные задачи и направления новой МП озвучены В.В. Путиным:
- Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
- Приоритет интересов граждан РФ;
- Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
- Сохранение и популяризация русского языка;
- Организация правовой помощи мигрантам;
- Препятствие маргинализации иностранцев.
В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.
Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.
Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры – неэффективны.
К основным проблемам причисляют:
- Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
- Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
- Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
- Минимальное использование миграции для развития государства;
- Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.
Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.
«Человек не раб своего государства», — говорит директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. Он считает планы правительства разумной мерой, которая упрощает жизнь людям. Возможность иметь несколько паспортов разных стран соответствует мировой практике, добавил Вишневский.
Сейчас обязательный отказ — это формальная норма законодательства, и проверить, вышел ли человек из гражданства иного государства или нет, практически невозможно, отметила заведующая лабораторией экономики народонаселения экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских. «В условиях глобализации, расширения контактов, поездок очень трудно заставлять людей выбирать что-то одно. Это мировой тренд — более лояльное отношение к наличию гражданства другого государства», — сказала РБК Чудиновских.
Мобилизация в России, январь 2023 года. Продолжится в январе или нет, последние данные на 8 января 2023
Не так давно российский лидер Владимир Путин распорядился создать рабочую группу по обеспечению взаимодействия органов власти при проведении мобилизации. Она будет заниматься вопросами, связанными с подготовкой к мобилизационным мероприятиям и социально-правовой защиты военнослужащих.
В прошлом году в России успешно завершилась частичная мобилизация, начавшаяся в сентябре. В ходе ее проведения было призвано около 300 тысяч граждан. Часть из них еще продолжают прохождение подготовки, а часть уже приступила к выполнению боевых задач в зоне СВО.
Заявления сотрудников эстонской разведки напоминают гадания на кофейной гуще. Если прогноз не сбывается, даётся новый прогноз с утверждением, будто бы есть данные от неких «неназванных источников».