Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эдинственным документом, касающемся работы инспекторов дорожного транспорта, где явно указана роль транспортников в это вопросе, является Постановление № 1043 „О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве”.
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Да, можно.
Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.
Приведём пример:
ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.
Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.
Проверка тахографов и РТО в России
Согласно новому постановлению, в ходе надзора инспектор осуществляет проверку следующих документов:
- Водительское удостоверение.
- Регистрационные документы.
- Путевой лист.
- Документы на перевозимый груз.
- До 1 сентября 2021 г. – карточка допуска международным перевозкам.
- Свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика.
- Свидетельство о подготовке водителей.
- Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.
- Специальные разрешения для перевозок опасных грузов, а также тяжеловесных и крупногабаритных.
- Договор фрахтования ТС.
- Карта маршрута регулярных перевозок
- Документ, предоставляющий право на проезд по РФ (у иностранных перевозчиков).
- Разрешение на осуществление перевозки с/на территорию третьего государства (у иностранных перевозчиков);
- Международная товарно-транспортную накладная и другие документы, подтверждающими вид перевозки.
- Учетный талон (при осуществлении международных автомобильных перевозок).
Что касается вопроса самой проверки, инспектор будет проводить контроль за соблюдением требования об установке тахографов, заполнением тахограмм или ведением регистрационных листков режима труда и отдыха, а также за соблюдением режима труда и отдыха “с проставлением отметок о прохождении контроля”. Что интересно, впервые введена обязанность для транспортных инспекторов проставлять отметки о контроле.
Процедура проведения проверки тахографа на пункте ДПС
На пунктах ДПС, особенно в ходе запланированных рейдов, почти всегда проводится более основательный контроль. Если инспектор чаще всего просо смотрит, есть ли тахограф, и просит распечатку при подозрениях, то на пункте ДПС сотрудники ГИБДД или РосТрансНадзора могут использовать карту контролера. С ее помощью:
- Сверяются записи в памяти прибора.
- Контролируется правильность данных, внесенных в тахограф, в том числе регистрационный номер ТС.
- Проверяется активация оборудования.
Помимо использования при проверке карты контролера для доступа к внутренней информации тахографа, на стационарном пункте ДПС проверяют правильность установки прибора. Тахограф должен быть смонтирован таким образом, чтобы водитель мог считывать информацию с дисплея, не отвлекаясь от управления автомобилем. Кроме того, проверяется правильность подключения и наличие всех пломб:
- На передней панели.
- На датчике скорости.
- На задней части корпуса.
- На монтажной крышке спидометра.
- На гнезде для установки блока СКЗИ.
Обеспечить доступ ко всем пломбам для контроля достаточно сложно, потому сотрудники ГИБДД обычно ограничиваются осмотром тех участков, которые находятся на виду. Но при подозрении на то, что в данные прибора вносятся изменения могут быть проверены все пломбы.
Отдельно проверяется калибровочная наклейка. Эта табличка наклеивается на прибор при его калибровке и содержит VIN-номер транспортного средства, корректировочные коэффициенты и данные о шасси. Кроме того, на наклейке указывается наименование организации, которая выполняла калибровку, и дату проведения последней процедуры.
Отсутствие карты водителя при проверке эксплуатации тахографа
Карта водителя – это документ, содержащий информацию о режимах работы и отдыха (о соблюдении этих режимов). При ее отсутствии у водителя – сотрудник ДПС объявляет о нарушении той же статьи 11.23. Карта, это составляющая часть аппарата, а значит ее отсутствие может расцениваться как факт неработоспособности тахографа, что есть нарушением.
Сотрудник ГИБДД имеет полное право взять распечатку с карты водителя не только при простой проверке, но и для разбирательства в дорожной аварии или для рассмотрения страхового случая и при прочих спорных обстоятельствах.
Если водитель желает узнать по закону ли он поступил, он может ознакомиться с нормами в приказе 20августа 2004 года №15. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ».
Отсутствие карты водителя при проверке эксплуатации тахографа
Карта водителя – это документ, содержащий информацию о режимах работы и отдыха (о соблюдении этих режимов). При ее отсутствии у водителя – сотрудник ДПС объявляет о нарушении той же статьи 11.23. Карта, это составляющая часть аппарата, а значит ее отсутствие может расцениваться как факт неработоспособности тахографа, что есть нарушением.
Сотрудник ГИБДД имеет полное право взять распечатку с карты водителя не только при простой проверке, но и для разбирательства в дорожной аварии или для рассмотрения страхового случая и при прочих спорных обстоятельствах.
Если водитель желает узнать по закону ли он поступил, он может ознакомиться с нормами в приказе 20августа 2004 года №15. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ».
Проверка калибровки тахографа
Калибровочная наклейка представляет собой табличку, которая клеится на стойку водительской двери. На табличке должна быть информация об организации, проводившей калибровку, время ее выполнения, калибровочные данные тахографа и дата следующей калибровки.
Водитель может быть оштрафован сотрудником ГИБДД за отсутствие тахографа, его неисправность, использование прибора, не входящего в перечень разрешенных, за махинации с контрольно-измерительным оборудованием, а так же, за отсутствие карты водителя.
Проверка тахографов – это ответственное мероприятие, к которому водитель должен быть всегда готов. Если нет нарушений, то данная процедура не займет много времени. Важность проверки корректной работы контрольного устройства на транспортном средстве заключается в том, что благодаря тахографам, обеспечивается безопасность на дорогах общего пользования.
Каждый водитель должен четко понимать, что если сотрудник ДПС останавливает его ТС, а в нем отсутствует тахограф или он неисправен – ему может грозить штраф и административное дело.
Сотрудник ДПС просит водителя сделать распечатку с тахографа? Водитель обязан ее сделать. Это официальный документ, где указана информация о периодах работы, о превышениях скорости и другие данные, необходимые для определения нормы.
Водитель обязан не только знать, как использовать тахограф правильно, но и иметь к нему инструкцию. Все правила этой инструкции должны беспрекословно выполняться.
Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-ибо причине не может ее предоставить, инспектор ДПС имеет право задержать водителя за нарушение правил эксплуатации устройства. За это грозит штраф от 1 до 3-х тысяч рублей, согласно статье 11.23 КоАП. Если распечатка не может быть предоставлена по технической причине – наказание распространится и на механика, который установил неисправный тахограф и на владельца ТС, который выпустил автомобиль на дорогу в подобном состоянии. Соответствующие инструкции и правила по этому вопросу можно найти в приказе 36 Минтранса.
Сотрудник ГИБДД имеет полное право взять распечатку с карты водителя не только при простой проверке, но и для разбирательства в дорожной аварии или для рассмотрения страхового случая и при прочих спорных обстоятельствах.
Если водитель желает узнать по закону ли он поступил, он может ознакомиться с нормами в приказе 20августа 2004 года №15. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ».
Штрафы за нарушение этого закона могут суммироваться и достигать сотен тысяч рублей. Нарушения на такую сумму в большинстве случаев выявляются при плановых проверках на дорогах или при посещении транспортного предприятия с автопарком.
Часто уполномоченными проверяющими лицами поднимается вопрос о наличии сопроводительной документации на тахограф. А именно сертификат, соответствующий законодательству. Эти документы владелец ТС должен предоставить по требованию 184 ФЗ «О техническом регулировании» и 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Необходимо будет предоставить сертификаты на каждый установленный тахограф. Необходимые сертификаты:
- Сертификат Соответствия Тех. регламенту ТС (Таможенного Союза).
- Сертификат, подтверждающий соответствие требованиям по совместимости элементов автомобиля.
- А также сертификат о калибровке. Там указаны уникальные данные автомобиля и конкретной модели тахографа, и даже мастерской и мастера-установщика.
Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их урегулирования
Как правило, споры возникают в следующих ситуациях:
- Инспектор хочет забрать индивидуальную карту водителя. Этого делать нельзя, так как она является собственностью шофера.
- Водитель хочет избежать ответственности в связи с незнанием как распечатать данные или в связи с отсутствием бумаги. В данном случае законодательство на стороне ГИБДД. Нет распечатки, получи штраф (как оплатить штрафы ГИБДД?).
- Инспектор не хочет ставить отметку на таходиске о том, что он проверил данные. В данном случае он обязан это сделать, с целью исключения двойного наказания за одно и то же нарушение.
- Сотрудник ГИБДД составил протокол, но не подкрепил к нему распечатку. Это нужно сделать обязательно, так как иного доказательства о том, что правонарушение имело место быть не существует. Законность составленного протокола без распечатки можно легко оспорить в суде.
- При таких правонарушениях редко получается договориться с сотрудником ГИБДД. Это связано с тем, что когда инспектор вставляет свою карту для снятия информации, тахограф записывает Автоматически данные карты представителя закона.
В случае проверки реквизиты карты инспектора будут опознаны, и из-за отсутствия составленного протокола сотруднику грозит ответственность. - Представитель закона утверждает, что вы подделали данные аппарата. В данном случае не спешите соглашаться с ним. Бремя доказывания данного обвинения лежит на правоохранительных органах.
Тахографы сохраняют данные всех карт, которые в них были введены, а карты запоминают данные всех тахографов, в которые их вводили. Следовательно, получается перекрестная синхронизация данных, достоверность которых можно перепроверить.
Обязан ли водитель предоставлять распечатку с устройства?
Да, поскольку распечатка с тахографа – это отчётный документ.
Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Приказ Минтранса № 440 – в нём регламентируется всё, что связано непосредственно с тахографами:
3. После выпуска транспортного средства на линию водитель должен контролировать работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.
…но самое главное:
11. Водители транспортных средств обязаны:
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
Инспектор ДПС как раз является одним из «представителей контрольного органа». Задача водителя по требованию уполномоченного лица вывести на печать информацию с тахографа и предоставить данные проверяющему. И если у вас, к примеру, закончатся рулоны бумаги для тахопринтера, то это приравнивается к отсутствию электронного прибора учёта. И, соответственно, приводит к штрафу. Кроме того, штраф грозит и тем водителям, которые не умеют пользоваться бортовым самописцем (хотя ИП и юр лица обязаны научить этому своих водителей до выхода на линию).
Устройство и принцип работы тахографа
Регистрация требуемых параметров осуществляется тахографом благодаря связи с системами спутникового мониторинга автотранспорта. Прибор работает в том числе и при выключенном двигателе. Сейчас в Российской Федерации разрешено использование только цифровых тахографов. Их основными компонентами являются:
- Датчик перемещения.
- Приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля.
- Модуль GPRS для передачи данных.
- Резервная аккумуляторная батарея для поддержания бесперебойного энергопитания.
- Энергонезависимый модуль криптографической защиты для записи, шифровки и сохранения информации (в центральной памяти устройства — 365 суток, а на ключе-карте водителя — 28 суток) в любых условиях.
В зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство (ТС), в опломбированный корпус тахографа устанавливают блок памяти одного из двух типов:
- СКЗИ (система криптографической защиты информации). С этим устройством можно перемещаться только по территории России. Перечень моделей устройств, разрешенных к установке, определяется Росавтотрансом.
- ЕСТР. Такой тахограф, произведенный в Европе и сертифицированный согласно европейскому соглашению о работе экипажей ТС, позволяет выезжать за границу. Для передвижения по территории России водители зарегистрированных в РФ автомобилей с ЕСТР-тахографами должны иметь допуск к поездкам за рубеж. В противном случае будет считаться, что такой тахограф не соответствует требованиям законодательства.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны устанавливать тахографы на следующие категории автомобилей:
Пассажирские
- в которых более 8 сидячих мест, массой менее 5 тонн — Категория М2;
- в которых более 8 сидячих мест, массой более 5 тонн — Категория М3;
Грузовые
- массой 3,5 — 12 тонн — Категория N2;
- массой более 12 тонн — Категория N3;
Под эти категории попадают автомобили:
- микроавтобусы пассажирские;
- городские и междугородние пассажирские автобусы;
- вся грузовая спецтехника;
- малотоннажные грузовики, такие, как газель;
- среднетоннажные грузовики;
- магистральные тягачи.
Со 2 марта 2020 г. автомобили этих четырех категорий должны быть оборудованы цифровыми тахографами с блоком криптографической защиты — СКЗИ (согласно Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013).
В Приложении N 2 к Приказу обозначены исключения — перечень ТС, на которые не нужно устанавливать тахограф. Например: троллейбусы, автобетоносмесители, пожарные автомобили и другая спецтехника.
Для ТС, осуществляющих международные грузопассажирские перевозки, предусмотрены специальные тахографы ЕСТР. Это устройства европейского образца, отвечающие требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств.
На личный автомобиль физ. лица установка тахографа не обязательна. Однако если физ. лицо сдаст автомобиль в аренду юридическому лицу или ИП, потребуется установка прибора.
Цифровой тахограф работает в 4 режимах:
- контрольная проверка;
- проверка предприятием;
- режим для ремонта и обслуживания;
- режим вождения.
Для каждого режима есть специальная карта. Это пластиковая карточка со встроенным микрочипом — ключом для идентификации того, кто взаимодействует с устройством.
Как обжаловать штрафы за тахограф
Отменить штраф, наложенный на законных основаниях, нельзя. Но, если санкция применена неверно и вы можете это доказать, штраф можно и нужно обжаловать.
Пример 1: На организацию, водителя и механика, ответственного за выпуск авто на линию, инспектор выписал штрафы за отсутствие тахографа на 50 000 руб, 5000 руб и 10 000 руб соответственно. Инспектор не учел, что машина используется организацией для обслуживания нефтяных скважин и является исключением, освобожденным от обязательной установки тахографа. В этом случае штрафы наложены незаконно и их можно эффективно обжаловать.
Пример 2: При проверке инспектором в тахографе не было бумажной ленты. Это послужило основанием для наказания и водителя, который должен обеспечить эксплуатацию прибора в соответствии с Приказом Минтранса, и лица, ответственного за выпуск ТС на линию и организации, автомобиль которой используется с нарушением требований к эксплуатации тахографов. Инспектор выписал штрафы на 5 000 руб, 10 000 руб и 50 000 руб соответственно. Однако перед началом рейса в организации был составлен документ, в котором было отмечено наличие запасной ленты у водителя. Таким образом, ответственность за отсутствие запасной ленты должен нести только водитель, в силу каких-то обстоятельств утративший эту ленту. Штрафы 10 000 руб и 50 000 руб, наложенные на должностное и юридическое лица, можно успешно обжаловать.
Сделать это можно в течение 10 дней с момента получения постановления.
Для отмены штрафа нужно обратиться с жалобой в тот орган, который вынес постановление. Подавать жалобу нужно в письменном виде одним из двух способов:
- при личном посещении отделения, наложившего санкцию;
- почтовым отправлением в то же отделение.
Обжаловать штрафы через интернет теперь нельзя. Подробнее об этом по ссылке. Как составить жалобу подробно описано здесь.
На рассмотрение жалобы отводится 10 дней. Затем в течение 3 дней взыскатель обязан отправить заявителю ответ. Если жалобу не удовлетворили, можно обратиться в суд, приложив полученный ответ к исковому заявлению вместе с документами, подтверждающими, что санкции наложены безосновательно.
ПРОВЕРКА ТАХОГРАФА ПО ЕСТР (АНАЛОГОВЫЙ)
- По требованию инспектора водитель обязан предоставить доступ к тахографу для проверки законности установки, передать шайбы (диаграммные диски) за предыдущие 15 рабочих дней и шайбу из тахографа, в том числе СТС.
- Наличие заводской таблички на тахографе и её действительность.
- Наличие калибровочной таблички на кузове автомобиля.
- Проверка размерности шин.
- Сверка данных тахографа, калибровочной таблички, шин и СТС.
- Проверка действительности мастерской и срока калибровки.
- Проверка времени тахографа и отклонения +- 10 мин.
- Проверка шайб тахографа на правильность заполнения и соблюдения режима труда и отдыха.
- В случае неисправности тахографа проверка ручных записей на обороте диаграммных дисков (шайб).
Законодательная база. Какие штрафы за тахографы?
В первую очередь необходимо сказать, что существует два вида нарушений в области эксплуатации устройств контроля режимов труда и отдыха водителей — тахографов.
Первое нарушение: ч. 1 ст. 11.
23 КоАП РФ — Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Второе нарушение: ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ — Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Иными словами:
ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ — регламентирует все нарушения связанные с тахографом, как электронным устройством — отсутствие, неисправность, блокировка и т.д.
ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ — регламентирует все нарушения связанные нарушение норм управления транспортным средством водителем.
ВНИМАНИЕ!!! На картах водителей для цифровых тахографов собирается огромное количество нарушений.
Чтобы этого избежать, необходимо ответственным лицам предприятий регулярно считывать данные с карт, анализировать и проводить профилактику нарушений. Для этого удобно использовать программный комплекс GR.CARDS.
Программное обеспечение работает по облачной технологии и доступно к использованию с любого компьютера с доступом в сеть интернет.