Что изменится в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
Пример расчета суммированного учета рабочего времени
Приведем конкретный пример расчета СУРВ.
В организации принят суммированный учет рабочего времени. За норму принята стандартная неделя в 40 часов, учетным периодом выбран квартал.
Сначала вычисляется норма рабочего времени. Для этого 40 часов нужно разделить на 5 дней (стандартную продолжительность рабочей недели), а затем умножить на количество рабочих дней в каждом месяце. Не забываем вычесть по 1 часу за каждый предпраздничный день. Можно не производить этих вычислений, а просто посмотреть данные производственного календаря, где они уже заранее подсчитаны и приведены для разных вводных данных: для учетного периода в неделю, месяц, квартал или год при рабочей неделе различной продолжительности.
Теперь посмотрим фактически отработанные временные показатели. За 1 квартал года время, фактически отработанное в соответствии с графиком, составило:
- в январе – 158 часов;
- в феврале – 150 часов;
- в марте – 172 часа.
Итого в сумме 480 часов.
Если свериться с производственным календарем на этот год, то в 1 квартале норма рабочего времени насчитывает 482 часа. Таким образом, мы видим 2-часовую недоработку по вине работодателя, которую работникам нужно будет оплатить по среднечасовому тарифу, он вычисляется путем деления месячной заработанной суммы на количество часов, отработанных в этом месяце.
За 2 квартал отработанные часы составили:
- в апреле – 164 часа;
- в мае – 156 часов;
- в июне – 188 часов.
В сумме это 508 часов.
Производственный календарь предусматривает как раз это количество, так что график выполнен без переработок и недоработок.
В 3 квартале наблюдалась такая картина по графику:
- в июле – 166 часов;
- в августе –174 часа;
- в сентябре – 172 часа.
Сумма составляет 512 часов, тогда как производственный календарь на 3 квартал данного года предусматривает 500 часов. Получается переработка в 12 часов, которую по закону надо оформить и оплатить как сверхурочные: 2 часа по полуторному тарифу, остальные 10 часов – по двойному. Дополнительная выплата должна быть начислена в сентябре.
Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей для 2023
Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:
Вид деятельности | Рабочее время |
---|---|
Ежедневный медосмотр | 15 минут |
Вождение | 4 часа |
Обед | не засчитывается |
Вождение | 2 часа |
Специальный перерыв | 15 минут |
Вождение | 90 минут |
Итог | 8 часов |
Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2022 году
Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:
- Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
- Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:
- управление автомобилем;
- специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
- выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей в 2021 году
1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее – водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее – работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2018, № 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.
3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее – локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.
4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учётом настоящих Особенностей.
5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учёт рабочего времени с продолжительностью учётного периода один месяц.
Продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при её отсутствии – с иным представительным органом работников.
Суммированный учёт рабочего времени вводится работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
6. При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 – 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделён на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении – 3 часа;
- для остальных водителей – 5 часов.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
8. В порядке, предусмотренном статьёй 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2017, № 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее – еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
9. Рабочее время водителя включает:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее – специальный перерыв);
- время работы, не связанной с управлением автомобилем.
10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учётом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.
Новый режим труда и отдыха водителей с 1 января 2021 года
Напомню, что суммированный учет позволяет составлять графики водителя таким образом, что в пределах одного дня длительность рабочего времени может быть увеличена, но в пределах 1-го месяца все нормы должны быть соблюдены.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Ранее данный пункт позволял расширить период суммированного учета до 6 месяцев (при перевозках пассажиров в курортной местности и на других сезонных перевозках). То есть в этом случае нормативы по времени труда и отдыха допускалось соблюдать в пределах полугода. Получалось, что в загруженные месяцы водитель мог «пахать с утра до ночи» а в низкий сезон просто «плевал в потолок» и почти не работал.
С 1 января 2021 года такой вариант будет исключен. А продолжительность периода при суммированном учете будет всегда составлять 1 месяц.
Напомню, что при суммированном учете рабочего времени максимальная продолжительность рабочего времени водителя составляет 10 часов. Однако в некоторых ситуациях время может быть увеличено до 12 часов:
12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Во-первых, в данном пункте убрали ограничение на время управления автомобилем в течение рабочего дня, которое ранее составляло 9 часов. Однако это, опять же, не означает, что водитель может все 12 часов провести за рулем. Просто ограничение по времени управления перенесено в пункт 10 нового документа.
Во-вторых, из данного пункта убрали:
- перевозки в пределах предприятия;
- легковые автомобили органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Напомню, что водители этих транспортных средств с 1 января 2021 года могут вообще не соблюдать требования режима труда и отдыха (об этом речь шла выше).
В-третьих, в данный пункт добавили:
- водителей, работающих вахтовым методом.
До 31 декабря 2020 года эти водители могли работать без ограничения длительности рабочего дня, однако в 2021 году работать больше 12 часов в день они не смогут.
13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
131. Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей. В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на две и более частей один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.
Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.
При применении норм настоящего пункта при регулировании режима труда и отдыха водителей условия оплаты труда водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть ухудшены.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
- для остальных водителей — 5 часов.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Несколько важных нововведений, связанных с разделением рабочего дня водителя на части:
1. Распространяется на любых водителей. В «старом» документе разделить рабочий день можно было только для водителей автобусов, работающих на регулярных перевозках, и для водителей легковых автомобилей органов государственной власти. С 1 января 2021 года разделение доступно абсолютно для всех водителей.
2. Разделение на несколько частей. Раньше документе допускалось разделить рабочий день водителя автобуса только на 2 части, а рабочий день водителя легкового автомобиля — на любое количество частей. В новом документе можно разделить рабочий день на любое количество частей для водителя любого транспортного средства.
3. Продолжительность перерыва. В старой редакции максимальная продолжительность перерыва могла составлять 3 часа (для всех автобусов) и 5 часов для легковых автомобилей государственной власти.
16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).
10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
При выборе времени управления автомобилем нужно учитывать 2 важные особенности:
- С 1 января 2021 года отменяется ограничение 8 часов, которое применялось для автобусов длиннее 9,5 метров в горной местности и для грузовиков, перевозящих тяжеловесные, длинномерные и крупногабаритные грузы.
- До 31 декабря 2020 года увеличение времени за рулем до 9 (10) часов допускалось только при суммированном учете рабочего времени. С 2021 года это возможно при любом учете, в том числе и при 40-часовой рабочей неделе.
Если выделенное графиком время управления автомобилем закончилось, а водитель находится в пути, то законодательство позволяет ему продолжить движение:
На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 1, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.
11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.
Важные нововведения с 1 января 2021 года:
1. Ранее продление времени управления допускалось только на междугородных перевозках, теперь такая возможнсоть есть у всех водителей.
2. Ранее допускалось двигаться к ближайшему месту отдыха, но ограничение по времени прямо не указывалось. С 1 января 2021 года не обязательно ехать именно к ближайшему месту отдыха, можно попробовать добраться и до дома. Однако дополнительное время в пути не должно превышать 2 часа.
Согласно документу, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Рабочее время водителя включает:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);
- время работы, не связанной с управлением автомобилем.
Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
- а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
- в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
- г) время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
- д) иное время, предусмотренное законодательством РФ, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
С 1 января 2021 года обновлены требования к режиму труда и отдыха водителей
То, что в новом 424-м Приказе, как и в прошлом 15-м, опять не смогли отказаться (хотя бы для междугородных перевозок) от понятия «ежедневная работа (смена)», ещё как то можно понять: ведь оно имеется в нашем Трудовом Кодексе, с оглядкой на который разрабатывался приказ.
Но зачем вводить ещё и «ежедневный период», который, как и «ежедневная работа (смена)», только вносит путаницу? Тем более, что он напрочь отсутствует в Трудовом Кодексе? Опять же, оба понятия отсутствуют в 26-м разделе ПДД.
Давайте посмотрим, почему эти два понятия лишние.
Читаем из пункта 18 нашего приказа:
18. …При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода. Допускается: сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз …
…и т.д.
Определение «ежедневного периода» в пункте 10 не поддаётся пониманию — это мы выяснили, но сейчас речь не об этом. Почему нельзя было вместо «ежедневного периода» написать «24-часового периода по окончании … отдыха …», как в ЕСТР? Ведь так гораздо понятней, и при этом Трудовой Кодекс никак не задевается.
В ЕСТР, на который явно ориентировались разработчики нашего нового приказа, нет таких понятий как «ежедневная работа», или «смена», или «ежедневный период». В нём всё гораздо проще. Вот как выглядит аналог только что упомянутого 18-го пункта:
ЕСТР, Статья 8, п.2.:
В течение каждого 24-часового периода по окончании предыдущего ежедневного периода отдыха или еженедельного периода отдыха водитель должен использовать новый ежедневный период отдыха. …
…и далее, а также в списке терминов — про 11-ти и 9-ти часовой варианты ежедневного периода отдыха.
В этом пункте, в общем-то содержится основная суть ЕСТР и других подобных законов.
Вот, смотрите: за начальную точку отсчёта взято окончание отдыха, еженедельного или ежедневного — не важно. Конечная точка отсчёта не фиксирована, но она не может быть позже чем через 24 часа.
Исходя из только что разобранных пунктов, вроде бы логично предположить, что по новому российскому РТО 10-часовое вождение вместо 9-часового является самым большим допуском, который только возможен, при котором не будет превышаться жёстко установленная в этом же документе продолжительность смены.
Но не тут-то было!
Читаем следующий пункт 424-го Приказа:
11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Любой практикующий перевозчик, который знает наши дорожные реальности, поймёт эту норму однозначно: фактически, у нас теперь разрешается управлять (и это — только управлять, без учёта перерывов и другой работы!) 11-12 часов в сутки. Потому что эти дополнительные 2-х часовые допуски в российском РТО фактически ничем не лимитированы ни по количеству, ни по обоснованности — ведь водитель и так практически всегда завершает управление либо «следуя к месту стоянки», либо «завершая перевозку».
Разумеется, большинство водителей именно так и будут делать: работать по максимуму — по 13-14 часов в сутки, при этом даже как бы не превышая время вождения. И их будут заставлять так работать (устно, разумеется).
Но почему уж тогда не написать прямо: разрешается не 9 или 10 часов вождения, а 11 или 12? Да всё за тем же — чтобы снять ответственность с работодателей, которым
…запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте.
Поэтому наёмным водителям необходимо уяснить и запомнить: превышение положенного времени управления «не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки» — это не подарок для них, а добавление обязанности, выполнение которой они к тому же должны полностью брать под свою ответственность!
И о какой «гармонизации российского РТО с нормами ЕСТР» тут можно говорить?
Хорошо хоть есть ещё недельное и двухнедельное ограничение вождения, которое, хочется надеяться, будет хоть как-то ограничивать переработки:
12. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов.
Я уже слышу негодование водителей работающих на востоке страны:
— Да как же нам соблюдать это ваше РТО, делая отстой на морозе, или где нам останавливаться при отсутствии стоянок, и т.д. и т.п. — спасибо, что хоть такие 2-х часовые допуски сделали.
А я вам скажу, что все эти допуски — это просто оправдание переработок. Для тех ситуаций, которые вы приводите в пример, в России уже давно должна быть норма подобная Статье 9 ЕСТР под названием «Изъятия»:
Для того чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящего Соглашения в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся в транспортном средстве лиц, транспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель должен указать характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листке или на распечатке контрольного устройства или в своей ведомости не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.
Вот так: для международных перевозок, подавляющее большинство которых проходит по Европе с развитой инфраструктурой и мягким климатом, такая норма есть, а для внутрироссийских с их расстояниями и зимами — нет.
Тот, кто думает, что в Европе использование данного послабления редкость, ошибается. Эту статью и подобную ей 12-ю в Постановлении 561/2006 во всю используют тысячи (а может и миллионы) европейских водителей, избегая солидных штрафов.
У нас же — хоть дорогу занесло, хоть машина сломалась, да хоть перед тобой упадёт ступень ракеты — ты всё равно будешь виноват, если из-за этого нарушишь РТО.
Лично меня именно отсутствие такой статьи больше всего возмущает в нашем РТО. Откуда такое недоверие к людям? Да даже если все они злодеи и только и думают, как бы нарушить, — так ведь это легко проверяется! Если у водителя чуть не на каждый день распечатка с объяснениями — значит его надо штрафовать. А если раз в неделю, да даже два, то при наших пробках или на зимниках — что в этом такого?
Разбираем дальше основные косяки нового Приказа № 424.
Пункт 13:
13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва. Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, …
… и дальше там про автобусы.
Первый абзац данного пункта хоть и нуждается в исправлениях, но на крайняк может использоваться и в таком виде.
А вот со вторым абзацем, где про деление 45-ти минутного перерыва на 15-ти и 30-ти минутные — проблемы.
В аналогичном пункте ЕСТР не просто так, а специально указано, что заменяющие 45-ти минутный перерыв 15-ти и 30-ти минутный относятся именно к тому периоду вождения в 4,5 часа, который идёт до указанного отдыха. То есть: водитель выехал, проехал, допустим, 2 часа, затем сделал перерыв 15 минут, после чего следующий перерыв через 2,5 часа или ранее может быть уже не 45 минут, а 30 минут, после чего опять можно будет ехать 4,5 часа.
В 14-м пункте — опять допуски, только теперь уже по 1 (одному) часу к 4,5 часовым периодам вождения.
Ну, я уже высказал мнение по-поводу всех этих удлинений. Все они — для узаконивания переработок с перекладыванием ответственности на водителя. Они должны быть обязательно убраны из нашего РТО, а для всяких дотягиваний до стоянок и прочих превышений должна быть дана возможность делать рукописные объяснения на распечатках.
Рассчитаем средний заработок
Трудовым кодексом установлены случаи, когда за работником сохраняется средний заработок, например при предоставлении оплачиваемого отпуска, направлении в служебную командировку, выплате выходных пособий, переводе на другую нижеоплачиваемую работу. Во всех этих случаях для расчета размера средней заработной платы используется единый порядок, который определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Еще в прошлом году применялись правила исчисления среднего заработка, установленные Постановлением Правительства РФ N 213 (далее — Положение N 213). Однако с 06.01.2008 правила изменились — вступило в силу Постановление Правительства РФ N 922 , которым утверждено новое Положение (далее — Положение N 922) и признано утратившим силу Положение N 213. Новый порядок исчисления средней заработной платы приведен в соответствие с трудовым законодательством, он предусматривает особенности исчисления среднего заработка, отличающиеся от ранее действовавших. Мы, естественно, остановимся на том, как рассчитывается средний заработок работников, которым установлен СУРВ.
Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213.
Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
Если работнику установлен СУРВ, то для определения среднего заработка используется средний часовой заработок (кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска) (п. 13 Положения N 922). Средний заработок рассчитывается путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника (добавлено) в периоде, подлежащем оплате. В свою очередь, средний часовой заработок получается в результате деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы (добавлено) в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения (добавлено), на количество часов, фактически отработанных в этот период. Расчетным признается период, равный 12 месяцам, предшествующим периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска средний заработок рассчитывается иначе. Причем порядок расчета одинаков для всех работников, в том числе для тех, кому установлен СУРВ, и зависит от того, в каких днях предоставляется отпуск — календарных или рабочих. Средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных или рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска получится путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 (ранее — 3) и среднемесячное число календарных дней — 29,4 (ранее — 29,6) (п. 10 Положения N 922).
Как и прежде, средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели (п. 11 Положения N 922).
Суммированный учет рабочего времени
Суммированный учет рабочего времени — более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца.
Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный во всех случаях составляет 1 месяц.
Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.
Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.
Есть несколько исключений, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов:
- В том случае, когда водителю нужно дать возможность доехать до места отдыха или завершить перевозку.
- Для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах.
- Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.
Примечание. Перечень исключений был обновлен 1 января 2021 года.
Время управления автомобилем
Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.
Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.
Примечание. До 31 декабря 2020 года существовало дополнительное ограничение при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов. Максимальное время управления в этих случаях не должно было превышать 8 часов.
Кроме того, время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов не более 2-х раз в неделю.
Примечание. До 31 декабря 2021 года также допускалось ведение суммированного учета времени управления автобусом при управлении городскими и пригородными автобусами. Эта возможность отменена с 1 января 2021 года.
Специальные перерывы, включающиеся во время работы
Существуют специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя. Они предоставляются всем водителям.
Примечание 1. До 5 июня 2018 года такие перерывы предоставлялись только водителям, осуществляющим междугородные перевозки.
Примечания 2. Правила выбора длительности специальных перерывов изменились 1 января 2021 года (все нововведения отображены ниже).
Длительность перерыва составляет 45 минут. Первый перерыв назначается через 4 часа 30 минут непрерывного управления автомобилем. Следующие перерывы имеют такую же длительность и назначаются через каждые 4 часа 30 минут. При этом если время перерыва совпадает со временем обеда, то перерыв не предоставляется.
Кроме того, перерыв может быть разделен на несколько частей. При этом длительность первого перерыва составляет не менее 15 минут, а последнего — не менее 30 минут. Промежуточные перерывы (между первым и последним) могут иметь любую длительность.
Например, 8-часовой рабочий день водителя должен выглядеть следующим образом:
Действия водителя | Фактическое время | Рабочее время |
Предрейсовый медицинский осмотр | 15 минут | 15 минут |
Управление автомобилем | 4 часа 30 минут | 4 часа 30 минут |
Специальный перерыв для отдыха | 45 минут | 45 минут |
Управление автомобилем | 1 час | 1 час |
Обед | 30 минут | |
Управление автомобилем | 1 час 30 минут | 1 час 30 минут |
Итого | 8 часов 30 минут | 8 часов |
Примечание. Если водитель имеет 8-часовой рабочий день, в середине которого выделен 1 час времени для обеденного перерыва, то специальные перерывы для отдыха такому водителю вообще не требуются.
ГРАФИК РАБОТЫ (СМЕННОСТИ)
Графики работы (сменности) составляются на различные периоды времени. При применении суммированного учета рабочего времени график может составляться на учетный период. ТК РФ содержит норму, регламентирующую срок доведения графика до сведения работников, но не период, на который он должен составляться.
При составлении графика работы (сменности) работодателю необходимо соблюдать следующие правила.
Правило 1. Количество распределяемых часов работы не может превышать нормальное число рабочих часов за учетный период.
Правило 2. Работа в течение двух смен подряд (даже с согласия работника) запрещается (ч. 5 ст. 103 ТК РФ).
Правило 3. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть закреплена в локальном нормативном акте или определена коллективным договором, а также в графиках сменности (ст. 107 ТК РФ).
При этом для некоторых режимов работы междусменный отдых может быть установлен отдельными правовыми актами.
При вахтовом методе организации работ продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работников с учетом обеденных перерывов может быть уменьшена до 12 часов. Недоиспользованные в этом случае часы отдыха, а также дни еженедельного отдыха суммируются и предоставляются в виде дополнительных свободных от работы дней (дни междувахтового отдыха) в течение учетного периода (п. 4.3 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82; далее — Положение о вахтовом методе).
Правило 4. Продолжительность еженедельного отдыха, установленная ст. 110 ТК РФ (не менее 42 часов еженедельно), должна соблюдаться в среднем за учетный период.
Правило 5. Если более половины времени смены выпадает на ночное время, то по общему правилу ее продолжительность сокращается на один час без последующей отработки (ч. 2 ст. 96 ТК РФ).
Правило 6. Максимальная продолжительность рабочей смены законодательно установлена только отдельным категориям работников.
Продолжительность работы отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, установлена приказом МПС России от 05.03.2004 № 7 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов».
На практике она обычно составляет 10-12 часов.
Правило 7. Смены работников учитываются за вычетом часов, отработанных сверхурочно.
Правило 8. Необходим учет категорий работников, для которых установлена особая продолжительность рабочего дня (смены), а также работников с сокращенной продолжительностью рабочего времени (ст. 94 ТК РФ).
При оформлении такого графика работодателю следует также учитывать, что непременным условием сохранения и повышения работоспособности сотрудников является установление оптимального для конкретных условий чередования времени работы и отдыха. В связи с этим графики должны предусматривать:
1) соответствие режиму работы производственного участка, структурного подразделения во времени (принятому количеству рабочих смен, установленной продолжительности рабочего дня и рабочей недели);
2) правильное чередование дней работы и дней отдыха;
3) правильное чередование смен;
Известно, что работа в ночное время менее производительна и, если она носит постоянный характер, вредно отражается на здоровье. Поэтому возникает необходимость в чередовании работы для отдельных работников по сменам. Переход работников из одной смены в другую называется ломкой смен. Ломка смен может проходить в восходящем порядке — из третьей смены во вторую, из второй в первую, из первой в третью; и в нисходящем порядке — из первой смены во вторую, из второй в третью, из третьей в первую. Наиболее целесообразно проводить ломку смен после выходного дня.
4) соблюдение постоянного численного состава смежных звеньев бригады в одни и те же смены. Плановые сменные задания обычно постоянны, поэтому для обеспечения их выполнения желательно соблюдать и постоянный численный состав звеньев бригады в одни и те же смены;
5) соблюдение постоянного персонального состава бригады в одни и те же смены. Этим обеспечивается большая согласованность действий бригады и, как следствие, более высокая производительность, чем при изменяющемся составе.
Графики работы (сменности) можно классифицировать по признакам (табл. 1).
Правила применения СУРВ-систем
Каждая организация, желающая внедрить предложенную методику учета, должна обратить внимание на следующие моменты:
- новая схема работы вводится только в ситуации, когда невозможно задействовать обыкновенный график;
- количество отработанного людьми времени не превышает показатели, установленные в законодательстве Российской Федерации;
- документация регламентирует абсолютно все аспекты организационного процесса: от начала и конца функциональных суток до периодичности смен;
- нормы закона России запрещают вводить инструкции, предусматривающие существенную переработку;
- особой аналитике подвергаются периоды, включающие в себя множество праздничных и выходных дней.
Как уже говорилось ранее, образец трудового договора по годовому суммированному учету рабочего времени по ТК РФ в обязательном порядке должен включать в себя все особенности будущих аспектов операционного функционирования предприятия. Составив грамотный набор бумаг, работодатель убережет себя от всевозможных проблем, связанных, например, с внеплановыми и квартальными инспекциями.
Перерыв между ежедневными сменами водителя
Как уже было сказано ранее, ежедневный отдых — это период отдыха между рабочими сменами. По закону у водителей длительность перерыва между ежедневными сменами определяется так:
- Если применяется схема ежедневного учета времени. В таком случае длительность отдыха определяется по формуле: (2 X РВ) — ОП. РВ — это рабочее время без учета обеда, а ОП — обеденный перерыв. Например, вы работали с 10 до 18.30 часов — и при этом у Вас был перерыв на обед длительностью 30 минут. Подсчитаем длительность отдыха по формуле: (2 x 8 часов) — 30 минут = 15 часов 30 минут. Иным словами, следующий рабочий день можно начаться не ранее 10 часов следующего дня.
- Если применяется схема суммарного учета времени. В данном случае длительность ежедневного отдыха должна составлять не менее 12 часов для всех основных ситуаций. На городских и пригородных автобусах — не менее 9 часов, на междугородных — не менее 11 часов. После завершения рейса водители должны также получить дополнительный полноценный отдых.