Программа утилизация авто в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа утилизация авто в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом году правительство выделяет денежных средств на замену 40 тыс. старых автомобилей. Выделены деньги на нереализованную прошлогоднюю квоту. Всего государство планирует потратить 62 млрд. руб. Сдать можно не все модели, а лишь установленные государством. Среди них присутствуют как автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, так и иностранные.
Какие машины можно сдать по программе утилизации?
Среди отечественных автопроизводителей можно найти модели концернов:
- АвтоВАЗ;
- ГАЗ;
- УАЗ;
- ИЖ-Лада;
- Камаз.
Выбор иностранных автомобилей, которые можно сдать, гораздо шире:
- Opel;
- Peugeot;
- SsangYong;
- Renault;
- Volkswagen;
- Nissan Ford;
- Citroen;
- Hyundai;
- Skoda;
- Mazda;
- Kia;
- Mitsubishi;
Могу ли я продать списанную машину?
Да, нет никаких преград для отчуждения автомобиля, если он снят с учёта ГИБДД. Даже если вы покупали машину новой и ни разу не ставили на учёт, и, таким образом, в ГАИ о ней вообще ничего не известно, вы имеете полное право продать её.
Тут дело в том, что при списании машины не происходит никакого изменения вашего права собственности на него. Следовательно, нет никаких ограничений по распоряжению этой собственностью так, как вам захочется (до тех пор, пока это не нарушается закон – например, вам всё ещё нельзя ездить на списанном авто). Поэтому можно продавать списанное авто.
Другое дело – утилизация. Такую машину у вас вряд ли кто-то купит. А после покупки, если она была осуществлена из-за невнимательности покупателя, тот будет иметь полное право расторгнуть договор купли-продажи, и вернуть вам вашу «недвижимость», а себе – уплаченные за неё деньги.
Скидки по программе утилизации автомобилей и трейд-ин
Категория транспортного средства | При сдаче на утилизацию, т. р. | при сдаче по Trade-In, т.р. |
Легковой сегмент | 50 тысяч руб. | 40 тысяч руб. |
Внедорожники | 90 тысяч руб. | 75 тысяч руб. |
Грузовики 2,5- 3,1 тонны | 120 тысяч руб. | 100 тысяч руб. |
Грузовики, автобусы (в том числе имеющие полный привод), с массой 3,1- 4,1 тонны | 175 тысяч руб. | 145 тысяч руб. |
Грузовики и автобусы, в том числе имеющие полный привод, имеющие полную массу 4,1-7,5 тонны | 200 тысяч руб. | 165 тысяч руб. |
Грузовики, а так же автобусы (имеющие полный привод) с полной массой 7,5 тонн | 350 тысяч руб. | 300 тысяч руб. |
Предприятия-производители имеют право вносить изменения в представленные общие предложения, а так же могут формировать собственные предложения.
Какие налоги нужно заплатить с утилизации физическому лицу?
Согласно п.37.1 статьи 217 Налогового Кодекса РФ не облагается НДФЛ размер частичной оплаты, произведенной за счет средств федерального бюджета при покупке нового авто. Данная льгота распространяется только на сделки в рамках госпрограммы утилизации старых автомобилей.
Если сдать ТС в утиль без участия в программе, передать для разбора либо продать по системе трейд-ин, придется заплатить НДФЛ. Но здесь важно учесть следующее:
- если продаваемая машина находилась в собственности меньше 3-х лет, ее владелец после продажи имеет право на имущественный вычет от суммы дохода в размере 250 тысяч рублей (пп.1 п.2 ст.220 НК РФ);
- если ТС было в собственности 3 года и дольше, то продажа такой машины освобождена от налогообложения вообще (п.17.1 ст.217 НК РФ).
Причем при реализации авто, которым владели свыше 3 лет, не придется даже сдавать декларацию 3-НДФЛ (п.17.1 ст.217 НК РФ). В случае владения продаваемым авто меньше трехлетнего срока, по факту его продажи (в любой форме) отчитываться обязательно. Исключение составляет государственная программа утилизации автомобилей (не трейд-ин): декларацию подавать не придется вообще, даже если ТС в собственности было менее 3 лет.
Можно ли участвовать в госпрограмме утилизации автомобилей в 2023 году?
Несмотря на то, что в России продолжается кризис, и экономика претерпевает массу лишений, программа утилизации продолжает действовать и в 2023 году. Бюджет, выделенный на 2023 год, не позволил повысить размер льгот, но и не урезал их.
Одной из причин продления программы утилизации автомобилей стало то, что рынок отечественного автомобилестроения не перестает испытывать трудности с реализацией своей продукции. Низкая покупательская способность граждан, высокая конкуренция со стороны иностранных производителей оказывают значительное давление на отечественные предприятия. Для стабилизации ситуации необходима поддержка правительства.
Несмотря на положительную динамику спроса на автомобили, произведенные на территории РФ, главная цель разработки и продления программы утилизации в 2023 году – это поддержка граждан в их желании по приобретению нового транспортного средства. В 2023 году автовладельцы имеют возможность получить компенсацию до 350-ти тысяч рублей.
Несмотря на то, что программа утилизации автомобиля получила широкое распространение, и ей воспользовалось огромное количество автовладельцев, в Трейд ин имеются определенные подводные камни, о которых следует знать.
Минусы:
- Главный минус такой сделки это узкий выбор моделей.
- Низкая стоимость по произведенной оценке (данный момент, как правило, возникает не по причине недоработки проекта, а из-за недобросовестного отношения работников к клиентам).
- Нередко возникают проблемы со сдачей транспортного средства имеющего значительный пробег, поврежденного в ДТП или имеющего серьезные поломки по иным причинам.
- Условия кредитования невыгодны.
Из комментариев тех, кто воспользовался программой, следует выделить следующие нюансы:
- Необходимость проведения ТО и независимой экспертизы по подтверждению состояния ТС, которое было описано в заключении, выданном в салоне.
- В статистике встречаются инциденты скручивания одометров, попытки автовладельцев сокрытия факта участия автомобиля в ДТП.
Обращение с машиной, потерявшей свои потребительские качества, регулируется нормами:
- Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» — это правовой акт общего характера, который касается любых работ по переработке использованных предметов;
-
Приказа МВД № 605 от 07.08.2013 г. — по этому административному регламенту проводится снятие автомобиля с учёта.
В нём детально прописаны шаги, которые должен совершить собственник машины для прекращения регистрации в ГИБДД, и также утверждён перечень необходимых для этого документов.
В чем суть госпрограммы
Государственная программа утилизации старых автомобилей продлена на текущий год. Интерес государства заключается в очистке дорог и улиц от малопригодных к эксплуатации и небезопасных автомобилей. Ну и, конечно, в поддержке отечественного производителя.
Автовладельцы заинтересованы в получении фиксированной скидки на приобретение новой машины. Не любой, а лишь удовлетворяющей требованиям, установленным инициатором программы – правительством. Дилеры, в свою очередь, получают компенсацию от государства.
Теперь о том, как работает программа. Для участия следует пройти установленную процедуру из нескольких этапов:
- Выбрать определенную марку, модель и подходящего дилера, участвующего в программе.
- Собрать требуемые документы, доставить свое авто дилеру, заключить с ним договор на покупку нового и выдать ему доверенность на сдачу старого в утиль и снятие с учета.
- Приобрести новый автомобиль.
- Оформить сделку в ГИБДД.
Можно также самостоятельно:
- сдать свое авто в утилизационный пункт и получить там свидетельство об утилизации (сертификат), предоставляющее право на скидку;
- снять авто с учета в ГИБДД;
- выбрать автосалон-дилера, который участвует в программе и приобрести новое ТС со скидкой, которая зависит от выбранной марки и модели;
- зарегистрировать новое авто в ГИБДД.
Утилизационный сбор: кто уплачивает?
Что же это такое, утилизационный сбор? Согласно пункту 1 ст. 24-1 закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» каждый приобретатель автомобиля должен заплатить этот сбор, который в дальнейшем будет потрачен на утилизацию машины в соответствии с правилами экологической безопасности.
Сбор на утилизацию платится при ввозе машины из-за границы. Если машина произведена в России, то уплата остается на совести производителя, взнос за транспортные средства, произведенные в других странах, оплачивает тот, кто ввозит автомобиль на территорию РФ. Взимается утилизационный сбор на автомобили лишь единожды.
Не нужно платить утилизационный сбор, если:
- машина старше 30-ти лет, используется в некоммерческих целях, оригинальные рама, кузов и двигатель в сохранности;
- автомобиль в собственности диппредставительства, консульства, международной компании, либо сотрудника какого-либо из данных учреждений, членов его семьи.
Можно ли восстановить машину из утиля и как поставить на учет?
Многие задаются вопросом, можно ли поставить на учет утилизированный автомобиль? Существует способ, как восстановить утилизированный автомобиль, который по документам был списан, и снова произвести постановку на учет автомобиля в ГИБДД. Исключение составляют те машины, за которые их владельцы получили денежную компенсацию по государственной программе утилизации.
Если же авто было утилизировано без покупки нового, то процедура обратима:
- нужно найти бывшего хозяина автомобиля, который указан в техпаспорте, и уговорить его, как восстановить авто в базе ГИБДД, так и переоформить на нового владельца;
- предыдущий автовладелец должен написать заявление в отделение ГИБДД, в котором была зарегистрирована машина, чтобы снова поставить ее на учёт. В заявлении необходимо указать номер автомобиля, марку, год выпуска, а также номер кузова и двигателя, приложить все документы на транспортное средство;
- затем сотрудник ГИБДД осматривает списанную в утиль машину. На территорию отделения ее нужно доставить на эвакуаторе. После успешного осмотра новому собственнику выдаются новые документы;
- также следует юридически грамотно оформить с бывшим владельцем договор купли-продажи автомобиля, чтобы владеть им на законных основаниях.
Основные цели реализации программы
Программа была запущена для достижения следующих целей:
- снижение количества автомобилей на российских дорогах, не удовлетворяющих современным требованиям экологической безопасности по уровню выброса загрязняющих веществ в атмосферу;
- стимулирование увеличения производства автомобилей российских марок;
- повышение безопасности дорожного движения вследствие уменьшения количества “автохлама” на дорогах;
- предоставление финансовой поддержки для российских граждан, желающих ездить на новых машинах, но не имеющих достаточного количества собственных средств для совершения покупки.
Список автомобилей, которые можно купить со скидкой
Сдать можно абсолютно любую машину – вне зависимости от ее марки или модели. А вот приобрести в рамках госпрограммы можно исключительно ТС:
- которое либо от отечественного автопроизводителя;
- или которое, хотя и от иностранного изготовителя, но обязательно произведено на территории РФ.
Отметим, что скидка в рамках программы дается не на все новые машины. То есть перед сдачей старого авто в утиль, нужно сначала посмотреть нижеуказанный список автомобилей и убедиться, что желаемое новенькое ТС в него включено:
Марка автомобиля | Модель | Максимальный размер предоставляемой автодилерами скидки, в рублях |
Лада | Все модели | 50 тыс. |
УАЗ | Патриот | 90 тыс. |
Хантер | 90 тыс. | |
Pickup | 120 тыс. | |
Cargo | 120 тыс. | |
Коммерческие модели техники УАЗ | 120 тыс. | |
ГАЗ | Простые коммерческие автомобили | 175 тыс. |
Грузовая автотехника | 350 тыс. | |
Opel | Корса | 40 тыс. |
Antara | 140 тыс. | |
Астра | 80 тыс. | |
Мокка | 100 тыс. | |
Инсигниа | 40 тыс. | |
Zafira Tourer | 80 тыс. | |
Astra Family | 130 тыс. | |
Zafira Family | 130 тыс. | |
Meriva | 40 тыс. | |
SsangYong | Actyon | 120 тыс. |
Kyron | 120 тыс. | |
Peugeot | 408 | 50 тыс. |
4008 | 50 тыс. | |
Boxer | 50 тыс. |
Как утилизировать автомобиль: госпрограмма условия документы процедура
Старую машину можно сдать по программе утилизации. Это поможет избавиться безопасным способом от автомобиля и получить выгоду при покупке нового транспортного средства.
Автомобиль состоит из металла, пластиковых конструкций, стекла, химических жидкостей и других элементов.Оставление машины где-либо без движения без дальнейшей эксплуатации не безопасно для окружающей среды. Даже в состоянии покоя ТС продолжает выделять вредные вещества в почву и в атмосферу. По данной причине стоит сдать машину в утиль.
Чтобы утилизировать автомобиль по специальной государственной программе, нужно соблюсти определенные требования. Так, это могут сделать только ее владельцы:
- юридические лица, созданные на территории России;
- люди с гражданством РФ.
Утилизация: почему она так необходима?
Естественно, среди владельцев автомобилей в России многие предпочитают просто оставить свое старое транспортное средство во дворе или в гараже. Мы не можем их осудить, тем более что единой системы утилизации авто в РФ пока еще не разработано.
Поэтому каждый автомобилист, который желает расстаться с автомобилем на законных основаниях, сталкивается с рядом проблем, начиная от составления договоров и заканчивая финансовыми затратами. Чтобы полностью утилизировать свое авто, хозяин обязан снять последний с учета в отделении ГИБДД, а также оформить и собрать соответствующие документы для утилизации автомобиля. После этого передать его в распоряжение компании, которая занимается утилизацией металлолома.
Важно! Любые вопросы вы можете задать нашим консультантам, просто позвонив по номеру, указанному на сайте. Более того, вы можете доставить ваш автомобиль самолично. Центр приема металлолома находится по адресу г. Санкт-Петербург, улица Двинская дом 34.
Эти, казалось бы, простенькие и несложные действия порой вызывают массу неудобств и проблем. К примеру, чтобы снять транспортное средство с учета, его необходимо доставить в МРЭО, что часто не представляется возможным из-за технического состояния авто. А ведь часто бывает, что авто представляет из себя груду металла, которая много лет назад перестала быть полноценным транспортным средством. Что делать в таком случае? Ответ прост — нанять эвакуатор, что неизбежно влечет за собой лишнюю затрату финансовых ресурсов.
Страна стихийных свалок
У госпрограммы почти нет плюсов, но она есть и никуда от нее не деться. Главный недостаток — слабое информационное обеспечение. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь комплекс актуальных сведений — о порядке действий, размерах скидок, возможностях выбора машин при той или иной форме утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавке). Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний сводится к применению обычной системы трейд-ин, без скидок «за утиль». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно просчитать заранее, поскольку представленный размер скидок не фиксированный, а «рекомендованный максимальный».
А куда отправляется сданное старье, многим пользователям всё равно. По законам математики при парке легкового транспорта в 43,5 миллиона машин ежегодно утилизации подлежит свыше 2,5 миллиона, то есть 6–7% от общего объема. Госпрограмма переваривает от силы 200–300 тысяч машин в год. И, судя по направлению и темпам ее развития, никогда не наберет нужных оборотов.