Порядок расследования несчастных случаев на производстве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок расследования несчастных случаев на производстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видно из пошаговых алгоритмов по расследованию острых и хронических профзаболеваний, у работодателя остается один экземпляр-оригинал акта расследования. Необходимо обеспечить его хранение. В течение месяца после утверждения этого акта нужно разработать план мероприятий по предупреждению профзаболеваний в дальнейшем.
Неосторожность работника
Бывает, что вред здоровью возникает по вине самого работника при проявлении им грубой неосторожности. Такая ситуация предусмотрена в Положении о профзаболеваниях.
В Порядке расследования и учета профзаболеваний добавлено, что в случае установления факта грубой неосторожности работника, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, к акту комиссии необходимо будет прилагать копию заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа о степени вины работника (п. 31).
* * *
Напомним еще раз, что Постановление Правительства РФ № 1206, утверждающее Порядок расследования и учета профзаболеваний, вступает в силу с 01.03.2023. С этого же времени Положение о профзаболеваниях утратит силу.
Срок действия Постановления Правительства РФ № 1206 ограничен 6 годами – до 01.03.2029.
Обзор изменений в порядке расследования профзаболеваний
С 1 марта 2023 года вступает в силу новый порядок расследования профессиональных заболеваний. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2022 г. № 1206, регламентирующее порядок расследования и учета профессиональных заболеваний работников, будет действовать до 1 марта 2029 года. Документ отменит Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967.
Если учесть, что профессиональные заболевания (далее – ПЗ) расследовались более двадцати одного года по Постановлению № 967, нам предстоит переходить на новые правила расследования, и для этого нужно определить, какие принципиальные отличия в расследовании определены в новом НПА.
Изменение 1. Прописан механизм замены членов комиссии по объективным обстоятельствам. Сроки завершения расследования ПЗ остались прежними – не более 30 рабочих дней с момента создания комиссии.
При этом отмечаем отсутствие системности в установлении контрольных сроков в целом. Это влечет за собой трудности в понимании документа и возможные ошибки при расследовании. Так, некоторые временные интервалы указаны в календарных днях, а некоторые – в рабочих. Более того, в документе допускается указание таких терминов, как «неделя» или «месячный» срок. К примеру, такого недостатка лишен порядок расследования несчастных случаев, который применяет временную шкалу исключительно в рабочих днях.
Изменение 2. Ввели словосочетание «процент вклада» работодателей в возникновение ПЗ. Это не выдерживает критики, можно было написать «степень вины», «доля участия». В НПА не указано, для чего комиссии нужно установить такую долю, а мы — Центр оценки квалификации и обучения, расскажем. Это нужно для того, чтобы привлечь к ответственности по части 3 статьи 6.3 КоАП организации и должностных лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических норм, которые стали причиной произошедшего по всей цепочки расследования всего профессионального маршрута заболевшего или умершего работника.
Изменение 3. Извещение при хроническом профзаболевании. Медицинская организация, установившая предварительный диагноз профессионального заболевания, должна направить извещение работодателю теперь не только при остром профзаболевании, как это указано в Постановлении № 967, но и при хроническом. Это – новшество в порядке расследования.
Изменение 4. Новый порядок направления сведений в центр эпиднадзора для подготовки санитарно-гигиенической характеристики условий труда. Теперь сроки такие:
- в течение суток со дня, следующего за днем получения из медорганизации извещения об установлении работнику предварительного диагноза острого профзаболевания;
- в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем получения извещения об установлении работнику предварительного диагноза хронического профзаболевания.
Медорганизация, направившая извещение в органы государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и работодателю об установлении работнику предварительного диагноза – острое профзаболевание, в течение недели со дня получения санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника должна будет направить документы в центр профпатологии для проведения экспертизы связи заболевания с профессией.
Изменение 5. Новый срок направление работника в центр профпатологии. Установлено, что для экспертизы связи острого профзаболевания с профессией работник будет направляться в центр профпатологии непосредственно после оказания ему медпомощи. Раньше было указано – в течение месяца.
Изменение 6. Продолжительность работы в другой компании. Если при выяснении обстоятельств и причин возникновения заболевания будет установлен факт осуществления работником работы во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы, продолжительность такой работы, обусловившей развитие профессионального заболевания должно быть в обязательном порядке отражено в санитарно-гигиенической характеристике условий труда. Методика оценки вклада периодов работы во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы должна быть установлена Минздравом России.
Какие профессиональные заболевания подлежат расследованию и учету
Расследованию и учету подлежат профзаболевания, возникшие в результате действия вредных производственных факторов при выполнении работниками своих трудовых обязанностей по заданию предпринимателя или компании.
При этом в категорию «работники» попадают следующие лица:
- Сотрудники, осуществляющие работы на основании трудового или гражданско-правового договора.
- Студенты и учащиеся высших, средних и начальных образовательных учреждений, которые проходят практику по трудовому договору.
- Заключенные, привлекаемые к выполнению трудовых работ.
- Прочие лица, выполняющие различные виды работ по заданию компании или индивидуального предприятия.
Процедура оформления санитарно-гигиенических характеристик условий труда
Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда — это один из главных документов, который составляется при подозрении у работника профзаболевания. Он подтверждает либо опровергает, что причина заболевания заключается в характере и условиях трудовой деятельности работника.
По требованию Роспотребнадзора работодатель должен предоставить любую информацию, которая характеризует профессиональную деятельность работника — результаты производственного контроля и аттестации рабочих мест, заключения лабораторных и инструментально-экспертных исследований вредных производственных факторов, прочие хронометражные данные. Все необходимые исследования и измерения осуществляются за счет работодателя.
В санитарно-гигиенической характеристике указываются все основные и сопутствующие факторы, которые могли спровоцировать профзаболевание. В случае если лабораторные и инструментальные исследования не были проведены или запротоколированы должным образом, Роспотребнадзор осуществляет все необходимые замеры на рабочем месте сотрудника. Все данные заносятся в приложения к характеристике.
Также должны быть перечислены все используемые в процессе трудовой деятельности СИЗ, описывается их назначение и указывается на наличие на них санитарно-эпидемиологических заключений.
Работодатель имеет право в течение 1 месяца опровергнуть санитарно-гигиеническую характеристику в письменном виде и направить апелляцию в более высокую инстанцию Роспотребнадзора.
Порядок расследования профессиональных заболеваний
Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.
Порядок расследования профессиональных заболеваний устанавливает постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967.
1. Пострадавший обращается в учреждение здравоохранения, где ему устанавливают предварительный диагноз. Это учреждение заказывает в центре госсанэпиднадзора характеристику условий труда заболевшего и направляет его в центр профпатологии, где после полного обследования ему устанавливается заключительный диагноз. Об этом центр профпатологии информирует работодателя в течение 3 дней.
2. Получив извещение о заключительном диагнозе, работодатель в течение 10 дней организует комиссию по расследованию причин профзаболевания. В ее состав входят: главврач центра госсанэпиднадзора (председатель), представители службы ОТ, работодателя, учреждения здравоохранения, профсоюза, другие требуемые специалисты.
3. Комиссия:
— рассматривает переданную центром профпатологии и службой ОТ документацию;
— выявляет причины наступления ПЗ;
— устанавливает лиц, которые нарушили требования санитарно-эпидемиологических правил, и др.;
— разрабатывает рекомендации по предотвращению аналогичных ПЗ;
— формирует акт в 5 экз.
4. После акта работодатель в течение 1 месяца издает приказ о внедрении рекомендованных комиссией мероприятий.
Данный порядок расследования профессиональных заболеваний актуален для застрахованных и незастрахованных в Фонде работников.
Что делать специалисту по охране труда?
Не паникуйте 🙂 Не так уж часто нам приходится расследовать профессиональные заболевания работников.
- Чтобы ничего не напутать, такую же «тревожную папку», как мы советовали для расследования несчастных случаев.
Положите в неё:
- НПА, регламентирующие Порядок расследования;
- пошаговые алгоритмы расследования с пояснениями по каждому этапу;
- шаблоны оформления документов.
- Разработать и утвердить внутренний порядок расследования и учёта случаев профессиональных заболеваний работников для своей организации на основании нового Порядка.
- Доведите информацию о новом порядке расследования до своих коллег.
На этом пока всё.
Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний
В качестве основного регламента выступает постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о расследовании…» от 15.12.2000 № 967. Нормативный акт дает инструкцию по установлению патологий и их оформлению. Положение о расследовании профессиональных заболеваний (далее — Положение № 967)определяет порядок действий комиссии, содержит перечень обязательных документов.
Дополнительными регламентами являются:
- письма ФСС РФ № 02-18/05-8538 от 26.12.2000 и № 02-18/06-2042 от 11.03.2005;
- приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ…» от 12.04.2011 № 302н;
- руководство «Гигиена труда…» Р 2.2.2006-05.
В течение 3 дней после завершения расследования несчастного случая на производстве работодатель обязан:
- выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом — лицам, состоявшим на иждивении погибшего или состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию;
- хранить у себя (или своего представителя) в течение 45 лет второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования;
- при страховых случаях третий экземпляр акта и копии материалов расследования направить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя);
- при несчастном случае на производстве, происшедшем с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, работодатель, у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.
Ответственность за непроведение РНС
Случившийся факт | Ответственность |
---|---|
При сокрытии НС и не уведомлении в установленные сроки компетентных органов (ГИТ, ФСС и др.) | На основании ст.15.34 КоАП РФ грозит штраф для:
НС подлежит расследованию. |
При установлении факта бездействия ответственных лиц на нарушения требований охраны труда | На основании ст.143 Уголовного кодекса РФ:
1) при причинении тяжкого вреда здоровью работника грозят:
2) при возникновении НС со смертельным исходом:
3) при НС со смертельным исходом 2 и более лиц:
|
Расследование и учет профессиональных заболеваний
Такую область, как расследование и учет профессиональных заболеваний, регулирует Постановление правительства РФ № 967 от 15.12.2000 г. (с изменениями) Согласно ему, существует 2 вида профзаболеваний — острые и хронические.
Под категорию строго заболевания попадают случаи утраты нетрудоспособности, возникшие в результате непродолжительного (как правило, речь идет об одной рабочей смене) влияния на сотрудника какого-то вредного производственного фактора или их совокупности.
Хроническое же заболевание возникает в результате продолжительного и постоянного воздействия вредного производственного фактора и подразумевает утрату трудоспособности на длительный срок или навсегда.
Разновидности профзаболеваний обусловлены этиологическим фактором, лежащим в основе их формирования. Их диагностика и классификация осуществляется на основании Списка профессиональных заболеваний, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 27.04.2012 N 417
Сроки и мероприятия, проводимые медучреждениями
ТК РФ не содержит специальных норм относительно порядка расследования профзаболеваний. Данный порядок установлен Положением о расследовании и учёте профессиональных заболеваний, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 967 от 15.12.2000.
При обнаружении в медицинском учреждении признаков профзаболевания и установления предварительного диагноза, работники больницы (поликлиники) должны в течение 24 часов отправить извещение в Центр государственного санитарно — эпидемиологического надзора (п.7 Положения), а затем — сообщить работодателю.
У Центра надзора после получения извещения есть сутки на проведение инспекции трудовых условий работника и составление характеристики санитарно-гигиенических условий. Документ отправляют в районную поликлинику работника или в ту, к которой последний прикреплён.
Если работодатель с характеристикой не согласен, то свои возражения в письменной форме он вправе к ней прикрепить.
Медучреждение, учитывая результаты своих наблюдений за здоровьем пациента-работника и полученную характеристику, либо устанавливает окончательный диагноз – профзаболевание, либо снимает предварительный.
В первом случае учреждение составляет заключение, которое направляется страховщику, работодателю и выдаётся работнику, о чём последний даёт расписку.
Если речь идёт о хроническом профессиональном заболевании, то сроки больше: для направления сообщения в ЦГСЭН у поликлиники или больницы есть трое суток, у ЦГСЭН для инспекции условий труда – 2 недели. Одновременно медучреждение обязано направить работника для проведения обследования в специализированное лечебное заведение – ЦПТ или Центр профессиональной патологии. Заключительный диагноз ставит ЦПТ. Мед. заключение не позднее третьего дня направляется в ЦГСЭН, страховщику, работодателю, в ту поликлинику или больницу, которая направила в ЦПТ больного (пп.11-14 Положения) и выдаётся под роспись работнику.
Окончательный диагноз может быть отменён при проведении дополнительного обследования. Если такое решение имеет место, то новое заключение отправляется в те же инстанции в 7-дневный срок.
Ответственность за соблюдение сроков целиком лежит на главном враче соответствующего медицинского учреждения (п. 18 Положения).
Нарушения при расследовании несчастного случая
Изменения не коснулись критериев, за нарушения, как и раньше, грозит административная ответственность, виновные могут быть наказаны дисциплинарно, административно или уголовно. Если со стороны пострадавшего был подан иск, то по итогам расследования работодателя могут привлечь к гражданской ответственности.
Задачей трудовой инспекции является наблюдение за порядком расследования и соблюдением работодателем всех этапов алгоритма. К примеру, нарушениями признают:
- Причины расследования не соответствуют фактам.
- В состав комиссии входят люди, с которыми возникает конфликт интересов.
- Несчастный случай отнесли к категории происшествий, не связанной с производством
- Пытались скрыть несчастный случай.
Отдельно нужно отметить, что никакого срока давности для расследования несчастных случаев на производственном объекте нет. Если возникает необходимость, то трудовой инспектор может провести дополнительное расследование. Родственники пострадавшего или давно умершего работника вправе сообщить о том, что в прошлом имелся несчастный случай, который был скрыт работодателем или же его расследовали с нарушениями.
Нарушения при расследовании могут повлечь за собой административное или уголовное наказание.
Базовым нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок проведения медико-социальной экспертизы, является Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту также – Постановление № 789). «Запуск» процесса освидетельствования предусмотрен п. 7 Постановления № 789, в соответствии с которым освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится по обращению ФСС (страховщика), работодателя (страхователя) или пострадавшего (его представителя) при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда).
Документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются:
- акт о несчастном случае на производстве или
- акт о профессиональном заболевании; решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве
- или профессионального заболевания; заключение должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья.
Здесь также следует иметь в виду правовую позицию, сформированную по ряду вопросов правоприменительной практикой в Постановлении Пленума № 2. Так, согласно п. 12 указанного Постановления, одним из трех квалифицирующих признаков страхового случая, дающего право на страховое обеспечение, является наличие причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора. Корреспондируют этой позиции и положения Указа, подразумевающие инфицирование персонала COVID-19 именно при исполнении трудовых обязанностей. В этой связи представляется, что в период пандемии, когда многие врачи практически «живут» на территории медорганизаций, в которых трудятся, применительно к их персоналу в этой части целесообразно было бы нормативно предусмотреть некую презумпцию по формуле «… считается инфицированным COVID-19 при исполнении трудовых обязанностей, если отсутствуют подтверждения иного».