Льготы и социальная помощь пожилым людям в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы и социальная помощь пожилым людям в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
-
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
-
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
-
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
-
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
-
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Что такое и кто получает
Социальная выплата представляет собой государственное пособие, начисляемое при невозможности получать пенсию с учётом стажа работы.
Бюджетная помощь сейчас оказывается на следующих условиях:
- Претендент имеет подтверждённую категорию инвалидности;
- Продолжительность социального обеспечения зависит от периода
установления нетрудоспособности;
- Потенциальный льготник постоянно пребывает в одном из российских регионов и на длительный срок ограничен в трудоспособности.
Получателями соцпенсии являются:
- Инвалиды 1 группы, всецело зависящие от помощи окружающих;
- Инвалиды 2 группы, менее зависимы от помощи окружающих, но лишённые возможности полноценно трудиться;
- Инвалиды 3 группы, работающие в специально созданных условиях;
- Дети-инвалиды, получившие данный статус до наступления
совершеннолетия;
- Достигшие восемнадцатилетия нетрудоспособные субъекты, в отношении которых используется термин «инвалиды с детства».
Пакет документов для оформления
Комплект бумаг для оформления соцпенсии представлен заявлением с прилагаемыми к нему подтверждающими факты документами:
- Паспорт – для подтверждения личности, адреса регистрации и гражданства заявителя; Выписка из акта МСЭ – для констатации инвалидности и срока действия категории.
Если документальное оформление происходит на ребёнка, то вместо паспорта будет фигурировать свидетельство о рождении, а проживание на территории РФ будет подтверждено соответствующей справкой из паспортного стола.
Поскольку в отношении несовершеннолетнего льготника оформлением будет заниматься родитель или законный представитель, то понадобится документ, обосновывающий полномочия заявителя:
- Родственные связи отражены в свидетельстве о рождении ребёнка – дополнительно понадобится только паспорт родителя;
- Приказ об установлении опеки или попечения подтвердит права законного представителя.
Основной документ – заявление о назначении пенсии, оформляемое на специальном бланке и содержащее следующие сведения о потенциальном получателе:
- Фамилия, имя, отчество;
- СНИЛС;
- Адрес проживания;
- Номер телефона;
- Серия, номер, дата и место выдачи паспорта; Дата и место рождения; Пол.
Процедура заполнения бланка проста:
- Указание адресата – отделения ПФР;
- Внесение сведений о заявителе в соответствующие графы;
- Выбор среди предложенных вариантов обеспечения социальной пенсии;
- Сообщение дополнительных сведений – выполнение трудовой функции, информация об иждивенцах, получение других видов пенсии, наличие постоянного места жительства за пределами РФ;
- Проставление отметки, подтверждающей информирование о необходимости извещать ПФР о любых изменениях в жизни, влияющих на назначение и размер пенсиона;
- Перечисление прилагаемых документов;
- Отметка способа информирования о приёме заявления и ходе его рассмотрения;
- Дата заполнения с подписью и расшифровкой.
Дополнительное материальное обеспечение
Ежемесячное допобеспечение имеет неизменную ставку – 1000 или 500 рублей.
Большая выплата положена:
- Тем, кто участвовал в Великой Отечественной войне, а также заработавшим там серьезное заболевание;
- Лицам, травмированным по итогам военных сражений;
- Субъектам, являвшимся несовершеннолетними заключенными тюрем в военные годы.
Меньшую получают:
- Солдаты времен ВОВ, которые не числились в рядах действующих войск;
- Супруги инвалидов ВОВ, скончавшихся в военные годы;
- Пожилые люди, выжившие в блокаде Ленинграда;
- Субъекты, которые являлись совершеннолетними заключенными в военных тюрьмах.
Трудная жизненная ситуация
Социальная услуга предоставляется при наступлении конкретных юридических фактов, которые в документах называются трудной жизненной ситуацией.
Трудная жизненная ситуация — ряд обстоятельств, нарушающих жизнедеятельность человека, которые он не в состоянии преодолеть сам.
Если обратиться к юридической литературе, то тяжелыми жизненными обстоятельствами называют события, которые значимы для человека и связаны с его потребностями, ценностями. Эти события оказывают влияние на поведение, состояние, мировоззрение человека. Жизненные ситуации бывают устоявшимися и трудными. Трудные ситуации нарушают привычный порядок жизни, ставят перед человеком неразрешимые проблемы. Если такая ситуация наступает, человек чувствует себя беспомощным, его будущее неопределенно, возникает новая система требований к субъекту, а в результате стресс, психологический срыв, психическое расстройство.
Тяжелые обстоятельства могут наступить в связи с болезнью, травмой, частичной или полной утратой способности обслуживать себя, потерей родителей, семейным неблагополучием (жестокое обращение, асоциальное поведение членов семьи), наличием ВИЧ у члена семьи, наркотической , алкогольной зависимостью, наличием в семье инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, бедностью, потерей жилья, ущербом в результате ЧП, стихийных бедствий, войн и по другим причинам.
Когда человек не в состоянии справиться с наступившими обстоятельствами, государство оказывает помощь в их преодолении.
Потеря имущества в результате стихийного бедствия требует немедленных социальных действий: размещения пострадавших, организации питания, медицинской помощи, мероприятий по восстановлению документов, обеспечения одеждой и предметами первой необходимости.
В трудной жизненной ситуации может оказаться как отдельный человек, так и семья. Можно выделить несколько категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи государства:
- граждане, имеющие инвалидность;
- пожилые граждане, лишенные способности обслуживать себя;
- дети, потерявшие родителей, безнадзорные и беспризорные дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, находящиеся в социально-опасном положении;
- малоимущие граждане;
- граждане, потерявшие жилье;
- женщины, подвергшиеся физическому и психологическому насилию;
- граждане, оказавшиеся в эпицентре катастроф, стихийных бедствий, войн, беженцы, вынужденные переселенцы.
Социальные услуги могут быть предоставлены семьям следующих категорий:
- малоимущие;
- имеющие в своем составе детей-сирот;
- состоящие из пожилых людей;
- оказавшиеся в чрезвычайной ситуации;
- имеющие детей-инвалидов;
- имеющие детей с умственными, физическими и психическими отклонениями.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
-
Доступное здравоохранение и образование;
-
Пенсионное обеспечение;
-
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
-
Предоставление льгот;
-
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
-
Благотворительность;
-
Добровольное социальное страхование;
-
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
-
обеспечение пенсиями;
-
обеспечение пособиями;
-
бесплатное медицинское обслуживание;
-
предоставление санаторно-курортного лечения;
-
социальная помощь семьям, имеющим детей;
-
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Определение федеральной социальной помощи, её получатели, процедура предоставления и другие нюансы, касаемо господдержки малообеспеченному населению, зафиксированы в следующих государственных законопроектах, приведенных в таблице ниже.
Нормативный документ | Название |
---|---|
ФЗ №5 | «О ветеранах» |
ФЗ №173 | «О государственной социальной помощи» |
ФЗ №181 | «О социальной защите инвалидов» |
ФЗ №431 | «О мерах социальной поддержки многодетным семьям» |
Приказ Минздрава РФ №195 | «О Порядке введения Федерального реестра лиц, имеющих право на получение социальной помощи» |
С какой целью осуществляется поддержка государства?
Оказание господдержки в виде социальной помощи может осуществляться как материальной помощью, так и в виде натуральных продуктов.
Получение дотации осуществляется в разном виде и размере для каждого из граждан, зависимо от индивидуальной ситуации.
Каждая заявка подробно рассматривается сотрудниками уполномоченных федеральных органов, которые и определяют, какую именно социальную государственную помощь предоставлять для гражданина.
Оценка кандидата на льготы происходит по следующим алгоритмам:
- Оценивается материальное положение семьи, либо отдельного гражданина (оценивается официальная прибыль, заработанная собственным трудом);
- Определение разновидности государственной помощи;
- Оформление осуществляется только для малоимущих граждан по их обращению в управление соцзащиты, или МФЦ.
В связи со сложной экономической ситуацией, постоянным прогрессированием инфляции и цен, политика социальной помощи для малообеспеченных граждан имеет такие цели:
- Повысить уровень жизни в стране;
- Уменьшение безработицы, с целью сокращения количества малоимущих граждан;
- Повышение качественной подготовки кадров и рост конкуренции квалифицированных сотрудников;
- Увеличение эффективности контроля за доходами граждан;
- Контроль рынка кадров с целью баланса рабочей силы (не иметь большое количество безработных, но, и чтобы не было преизбытка кадров);
- Более тщательный отбор людей, нуждающихся в социальной государственной поддержке, путем проведения усиленного оценочного контроля;
- Увеличение заработных плат рядовых граждан;
- Уравнивание разных соц. слоев населения.
Эффективность социального обслуживания собственного народа должна быть гораздо большей, но меры социальной поддержки — это далеко не первая из забот современного общества нашей страны. Нет чёткого разграничения и перераспределения полномочий на всех уровнях власти, а потому в этой сфере не наблюдается ощутимых улучшений. Привлечение негосударственных организаций, конкурсное финансирование с альтернативными источниками и применение этого во всех видах социальной помощи — вот это меры социальной поддержки. Но всё перечисленное пока только в планах. Много говорится о том, что разрабатываются и будут реализованы государственные проекты по преодолению бедности, что ориентировочно её уровень снизится в среднесрочный период. Будут приниматься и другие меры социальной поддержки. Это поможет предупреждать бедность и не давать ей путей к разрастанию.
Планируется использование самых разных механизмов в подходе к определённым группам населения, социально и экономически неблагополучным. Прежде всего будет уточняться методология в определении прожиточного минимума и критериев бедности соответственно законодательству. Значит, действенное предоставление мер социальной поддержки состоится ещё не скоро, только после изучения вопроса критериев. При условии реформирования социальной среды возможна актуализация потребительской корзины, а потому будут практиковаться экспертизы потребительских корзин по регионам. Именно это теперь советуют пришедшим за помощью в учреждения социальной защиты: «Не нужно покупать дорогой стиральный порошок, лучше выбирать хозяйственное мыло, а зубы чистить зубным порошком, который значительно дешевле всех паст. В рационе должно быть больше макаронных изделий, поскольку мясо и овощи дорогие». И эти советы иногда — самое действенное предоставление мер социальной поддержки.
социальной помощи
Виды оказания государственной социальной помощи разнообразны, как и круг лиц, которому она предназначается. На территории Российской Федерации проживает более 146 млн. граждан около 30 млн. из них с доходами ниже прожиточного минимума. Программа господдержки направлена на улучшение уровня жизни людей с незначительным доходом. Вопрос о предоставлении решается на местном уровне и обратиться за соцпомощью могут:
- Нетрудоспособные граждане:
- пенсионеры;
- инвалиды;
- несовершеннолетние иждивенцы;
- лица, находящиеся на гособеспечении.
- Малоимущие.
- Попавшие в трудную жизненную ситуацию:
- безработные;
- переселенцы;
- беженцы;
- люди без определённого места жительства;
- пострадавшие в результате ЧС (наводнение, землетрясение, пожары, радиация).
Дополнительная социальная помощь оказывается преимущественно не государством, а частными фондами, которые устраивают общественные сборы и после распределяют полученные средства между нуждающимися людьми в финансовом или гуманитарном виде.
Деятельность подобных фондов является исключительно добровольной, они не обязуются помочь каждому нуждающемуся, а делают это исходя из собственных соображений.
Со стороны государства также присутствует несколько дополнительных видов социальной поддержки. К примеру, осиротевшим детям и попавшим в приют, по достижению совершеннолетия предоставляется квартира или небольшой частный дом. Соответственно, процесс происходит в порядке живой очереди, ждать свою жилплощадь сиротам придется от 2-х месяцев до нескольких лет.
Еще один вид дополнительной помощи – льготная ипотека. Понижается процентная ставка, меньше сумма выплат, предоставление на более длительный срок. Поддержка предусмотрена молодым семьям.
Многодетные семьи могут получить небольшой земельный участок для дальнейшего строительства на нём. Более того, земля переходит к ним во владение на бессрочный период и будет передана по наследству их детям.
Существует особое пособие на погребение, которое также считается дополнительным видом социальной поддержки. Пособие является компенсацией расходов на похороны почивших родственников.
Финансовая поддержка осуществляется при поддержке Фонда социального страхования РФ или других компетентных организаций. Для получения выплаты необходимо подать некоторые документы и прошение на получение пособия.
Ежемесячная денежная выплата
Право на ежемесячную денежную выплату имеют следующие категории «федеральных льготников»:
Если гражданин имеет одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, то назначается одна – более высокая по размеру.
Ежемесячная денежная выплата установлена в размерах:
Ежемесячная денежная выплата индексируется в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера БЧ трудовой пенсии.
Ее выплата осуществляется территориальным органом ПФР.
Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В процессе развития культуры, цивилизации, в ходе технического прогресса, распада общинных связей государство стало все больше выступать в качестве гаранта социальной защищенности людей. Появление и развитие рыночной системы способствовали выделению этой функции в самостоятельную деятельность. С течением времени она стала обретать новый смысл. В первую очередь социальная поддержка населения выступает как защита от негативных влияний рыночных отношений. Вместе с этим она является неотъемлемым элементом экономической системы. Социальная поддержка направлена на тех, кто не в состоянии обеспечить самостоятельно достойную жизнь. По сути, это необходимая компенсация за возможность вести предпринимательскую деятельность и получать доход в стабильном обществе.
О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям гражданам
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 578 «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым и Порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Республике Крым» меры социальной поддержки предоставляются организациями по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, организациями коммунального комплекса (ресурсоснабжающими), многоотраслевыми организациями жилищно-коммунального хозяйства, управляющими организациями, жилищными кооперативами, товариществами собственников жилья (недвижимости) (далее — организации), непосредственно гражданам по месту жительства или месту пребывания в пределах Республики Крым в натуральном выражении.
Гражданам, зарегистрированным по месту пребывания на территории Республики Крым, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляется при условии неполучения указанных мер социальной поддержки по месту постоянного жительства.
При наличии у гражданина одновременно регистрации по месту жительства и по месту пребывания на территории Республики Крым в разных жилых помещениях меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляется на одно жилое помещение по выбору гражданина.
Меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления гражданина в органы труда и социальной защиты населения Республики Крым по месту жительства или месту пребывания по форме (форма 3).
К заявлению прилагаются:
1) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и место его жительства или место пребывания;
2) документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки;
3) лицевые счета на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
4) согласие заявителя на обработку персональных данных.
Документы предоставляются в копиях с предъявлением оригиналов для обозрения.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются в пределах норм потребления.
В случае наступления обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки (изменение места жительства, состава семьи гражданина и т.д.), граждане обязаны сообщить о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления в органы труда и социальной защиты населения по месту проживания.
В связи с вышеизложенным гражданам льготной категории, которые состоят на учете в Управлении труда и социальной защиты населения Администрации Раздольненского района Республики Крым, пользуются мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и проживают по фактическому адресу без регистрации льгота будет приостановлена до выяснения с 01.01.2020 г., т.е. до предоставления гражданином документов, подтверждающих место жительства (регистрация) или место пребывания (форма 3).
По данному вопросу обращаться в Управление труда и социальной защиты населения Администрации Раздольненского района Республики Крым, кабинет № 116, по адресу: пгт. Раздольное, ул. Ленина,5, тел 91-881.