Организация питания в детском саду
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация питания в детском саду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПиН в 2023 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:
-
среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);
-
требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);
-
суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);
-
количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).
Организация питания в детских палаточных лагерях
В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:
1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;
2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;
3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;
4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;
5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);
6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).
* * *
Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.
При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.
Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.
Распорядок дня и время работы воспитателя
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:
- непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
- не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
- время уличных прогулок желательно делить на два периода;
- в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.
Организация питания в детском саду
- Все продукты, подаваемые на стол детям должны иметь сертификаты гарантии качества.
- Нормативы СанПиН подробно прописывают требования к хранению ингредиентов и порядок их приготовления.
- Формирование меню детских блюд происходит на основании главных потребностей детского организма в определенный возрастной период.
- Нет единых требований к оформлению меню по СанПиН для детских садов в 2018 году, поскольку необходимость потребления различных продуктов связана с особенностями каждого региона.
- Распорядок приема пищи основывается на расписании дня в садике. Но при этом обязательно должны соблюдаться временные интервалы кормления детей – не более 4 часов.
- При круглосуточном нахождении ребенка в ДОУ предусмотрено: два завтрака; обед; полдник; 2 ужина.
- Если время нахождения в саду не больше 8 часов, то обязательно должно быть четыре приема пищи.
Гигиена и эстетика питания в детском саду
Все знают, что чистота-залог здоровья, поэтому детям необходимо показывать это на собственном примере. Всегда мойте руки перед едой и после, мотивируя своим примером малышей, ведь лучшим средством от микробов является мыло. Если ребёнок, прежде чем сесть за стол, играл в игрушки, с животными, пользовался туалетом, то, без сомнений, направляйте его в ванную.
Очень важно обучать детей правилам этикета и культуре питания с самого раннего возраста. Именно в детском саду ребёнок учится пользоваться вилкой, ножом,ложкой, учится накрывать стол скатертью, раскладывать салфетки, расставлять нас стол вазочки с цветами или по-своему украшать обеденный стол. Нужно не замечать отмечать приятный внешний вид блюда, запах. Если у ребёнка плохой аппетит, то можно предложить ему воды и уговорить съесть самую белковую часть блюда.
Важным аспектом являются соответствование окружающей обстановке принятию пищи. Не должно быть таких отвлекающих источников, как: громкие разговоры, приказы, музыка, когда приходит время обеда, то ребёнок не должен нервничать или быть в истерике. Нельзя торопить детей во время еды. Обязательно нужно накрывать столы скатертью, детям следует использовать салфетки. не должны вызывать негативные эмоции вид еды на тарелке, а, наоборот, вызывать аппетит. Температура приготовления пищи — 50–60°, чтобы не допустить ожога. Нельзя использовать алюминиевую посуду, лучше, чтобы она была из стекла или фаянса, возможна нержавеющая сталь.
Всегда указывайте детям о том, что нельзя класть локти на стол, после окончания приёма пищи нужно промокнуть рот салфеткой и вытереть руки, из-за стола не стоит выходить с пищей. Ребят старшего возраста можно интересно складывать салфетки (лебедь, кораблик). Обращать их внимание, что салфетка должна быть выглаженная, свежая, чистая.
Никогда не забывайте напоминать детям о том, что во время еды нужно:
- Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;
- Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынет, а не дуть на них;
- Есть беззвучно, а не чавкать;
- Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;
- Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;
- Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.
График питьевого режима в детском саду
Разработка питьевого режима должна происходить в соответствии с СанПин 2.4.1. 3049–13
- Вода в ДОУ должна всегда быть в свободном доступе для детей(няня кипятит воду 2 раза в день, потом раздаёт детям в стаканчиках, срок хранения кипячёной воды 3 часа, если в группе бутилированная вода либо кулеры с водой, то срок хранения не должен превышать указанного сна этикетке после вскрытия), норма строго не определена, но на 1 кг приходится 80 мл воды; Находясь в течение дня в детском саду малыш должен выпить около 70% суточной нормы;
- 18–20°С — норма температуры воды, которую потребляет ребёнок;
- На раздаточном столе должно находиться 2 подноса: 1 для ещё не использованных кружек, второй для использованных;
- Вода кипятится в отведённой для этого тары, которая обрабатывается ежедневно после ухода всех детей;
- В жаркое время года детям следует потреблять воду также при нахождении на свежем воздухе;
- Воспитателя и их помощники являются ответственными за потребление воды детьми;
- Педагогам всегда следует следить за тем, чтобы была кипячёная вода в группе.
График выдачи воды из пищеблока(4 раза в день): | |
Когда выдаётся | Кем выдаётся |
7.20 – 7.30 час, | мл. воспитателем |
10.00 – 11.00 час. | мл. воспитателем |
13.00 — 13.20 час., | мл. воспитателем |
15.00 — 16.00 час. | мл. воспитателем |
Закупка продуктов питания О документах, подтверждающих качество и безопасность продуктов питания
По понятным причинам пищевые продукты, закупаемые автономным ДОУ, должны соответствовать требованиям нормативных документов по показателям безопасности и качества (не ниже установленных нормативными документами). Речь идет о государственных стандартах, санитарных и ветеринарных правилах и нормах, устанавливающих требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, контролю за их качеством и безопасностью, условиям изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, а также утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов. Рекомендуем обязательные требования к качеству и безопасности пищевых продуктов закреплять в соответствующем договоре поставки.
Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья следует осуществлять при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Таковыми являются:
- удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов. Это документ, в котором изготовитель удостоверяет соответствие качества и безопасности каждой партии пищевых продуктов требованиям нормативных, технических документов. В случае отсутствия удостоверения пищевые продукты не могут находиться в обороте, они признаются некачественными и опасными, не подлежат реализации и утилизируются или уничтожаются (п. 2 ст. 3 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов ). На основании требований п. 6 ст. 17 указанного Закона изготовитель обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов и передать покупателю вместе с пищевыми продуктами удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов;
К сведению. Удостоверение качества и безопасности на пищевые продукты общественного питания оформлять не надо. Об этом сказано в п. 6 ст. 17 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, а также в п. 2.10 СанПиН 2.3.2.1078-01 «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001;
- декларация о соответствии. Это документ, в котором изготовитель, продавец или исполнитель удостоверяет, что поставляемая, продаваемая им продукция соответствует требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации данной продукции. Декларация о соответствии принимается в отношении продукции, включенной в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством РФ (п. 1 Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 766). Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982. Зарегистрированная декларация о соответствии является основанием для маркирования изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции знаком соответствия в порядке, устанавливаемом Госстандартом. Если в отношении той или иной продукции приняты технические регламенты, декларация о соответствии выступает в качестве документа, удостоверяющего соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Так, например, технический регламент принят в отношении молока и молочной продукции, масложировой продукции, соковой продукции из фруктов и овощей (Федеральные законы от 12.06.2008 N 88-ФЗ, от 24.06.2008 N 90-ФЗ, от 27.10.2008 N 178-ФЗ соответственно). Сведения о декларации о соответствии указываются в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции (п. 2 ст. 28 Закона о техническом регулировании). Следовательно, при закупке продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, необходимо проследить за тем, чтобы она была промаркирована знаком соответствия;
- ветеринарные сопроводительные документы (на продукты животноводства) (ветеринарное свидетельство, ветеринарная справка, ветеринарный сертификат). Эти документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяют идентифицировать груз. Перечень грузов, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, приведен в Приложении 19 к Правилам организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов .
Технологические карты блюд в детских садах
Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2022 году возлагаются такие обязанности:
- выбор надежного поставщика;
- соблюдение правил доставки;
- контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
- выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
- следование рецептурам приготовления блюд.
ВАЖНО!
Каждая готовая единица меню должна иметь технологическую карту. Это документ, отображающий основные сведенья о процессе приготовления пищи, а также её пищевой ценности.
Отчет должен содержать следующую информацию:
- наименование блюда;
- номер рецепта, который использовался в приготовлении;
- источник, где был взят рецепт;
- вес и перечень исходящих продуктов;
- окончательная масса готового блюда;
- количество углеводов, калорий, жиров, белков и витамина С в одной порции.
Сколько детей по СанПиН может быть в группе?
Большинство принятых нормативов основываются на возрасте малышей и принято различать две категории дошкольников:
- не достигшие трехлетнего возраста;
- после трех лет.
ВНИМАНИЕ!
Также, в 2022 году во внимание принимаются личные физические и интеллектуальные способности малышей. Именно от таких характеристик и зависит граничное допустимое число дошкольников в одной группе детского сада.
Таблица № 3 «Категории детей и максимальное количество воспитанников в группе»
Категории | Наивысшие допустимые наполненности групп | |
---|---|---|
До 3 лет | После 3 | |
При тяжелых нарушениях речи | 6 | 10 |
С серьезными нарушениями слуха | 6 | 6 |
Слабослышащие | 6 | 8 |
Слепые | 6 | 6 |
Существенные нарушения зрения | 6 | 8 |
Слабое недоумство | 6 | 10 |
Умственная отсталость больших тяжестей | — | 8 |
Аутизм | — | 5 |
Нарушение опорно-двигательной системы | 6 | 8 |
При других нарушениях здоровья | 10 | 15 |
Здоровые детки | 10 (не больше трех из которых имеют проблемы со здоровьем) | 10, 15 или 17 в зависимости от заболевания и степени его тяжести |
В таблице представлены сведенья только о комбинированных группах и компенсирующих (деятельность которых связана с воспитанием малышей с психическими или физическими расстройствами). Что касается групп только со здоровыми малышами, то их численность зависит от размеров помещений и возможностей организации эффективного процесса обучения.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)
Продукты |
Для детей в возрасте |
В санаторных дошкольных учреждениях |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
до трех лет |
от трех до семи лет |
||||||
в учреждениях с длительностью пребывания |
для детей в возрасте |
||||||
9-10,5 часов |
12-24 часов |
9-10,5 часов |
12 часов |
24 часов |
до 3 лет |
от 3 до 7 лет |
|
Хлеб пшеничный |
55 |
60 |
80 |
110 |
110 |
70 |
110 |
Хлеб ржаной |
25 |
30 |
40 |
60 |
60 |
30 |
60 |
Мука пшеничная |
16 |
16 |
20 |
25 |
25 |
16 |
25 |
Мука картофельная |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Крупа, бобовые, |
20 |
30 |
30 |
45 |
45 |
35 |
45 |
Картофель |
120 |
150 |
150 |
220 |
220 |
150 |
250 |
Овощи разные |
180 |
200 |
200 |
250 |
250 |
300 |
300 |
Фрукты свежие |
90 |
130 |
60 |
60 |
150 |
250 |
350 |
Фрукты сухие |
10 |
10 |
10 |
10 |
15 |
15 |
15 |
Кондитерские изделия |
4 |
7 |
10 |
10 |
10 |
10 |
15 |
Сахар |
35 |
50 |
45 |
55 |
55 |
50 |
60 |
Масло сливочное |
12 |
17 |
20 |
23 |
25 |
30 |
35 |
Масло растительное |
5 |
6 |
7 |
9 |
9 |
6 |
10 |
Яйцо ( штук) |
0,25 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
Молоко |
500 |
600 |
420 |
500 |
500 |
700 |
700 |
Творог |
40 |
50 |
40 |
40 |
50 |
50 |
75 |
Мясо |
60 |
85 |
100 |
100 |
100 |
120 |
160 |
Рыба |
20 |
25 |
45 |
50 |
50 |
25 |
70 |
Сметана |
5 |
5 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
Сыр |
3 |
5 |
5 |
10 |
10 |
||
Чай |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Кофе злаковый |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
Соль |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
5 |
8 |
Дрожжи |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Органолептическая оценка вторых блюд
В блюдах, отпускаемых с гарниром и соусом, все составные части оцениваются отдельно. Оценка соусных блюд (гуляш, рагу) дается общая.
При внешнем осмотре блюд обращают внимание на характер нарезки кусков мяса (поперек или вдоль волокон), равномерность порционирования, цвет поверхности, наличие поджаренной корочки с обеих сторон изделия, толщину слоя панировки. В изделиях из мяса и рыбы определяют цвет как на поверхности, так и на резрезе, что позволяет выявить нарушения в технологии приготовления блюда. Так, заветренная темная поверхность отварных мясных продуктов свидетельствует о длительном хранении их без бульона; розово-красный цвет на разрезе котлет говорит о недостаточной их прожаренности или нарушении сроков хранения котлетного мяса.
Важным показателем является консистенция блюда, дающая представление о степени готовности блюда и отчасти о соблюдении рецептуры при его изготовлении (например, мажущаяся консистенция изделий из рубленного мяса указывает на добавление в фарш избыточного количества хлеба). Степень готовности и консистенцию мясопродуктов, птицы и рыбы определяют проколом поварской иглой или деревянной шпилькой, которые должны легко входить в толщу готового продукта.
При определении вкуса и запаха блюд обращают внимание на наличие специфических запахов. Особенно это важно для рыбы, которая легко приобретает посторонние запахи из окружающей среды. Вареная рыба должна иметь вкус, характерный для данного ее вида с хорошо выраженным привкусом овощей и пряностей, а жареная — приятный слегка заметный привкус свежего жира, на котором ее жарили. Она должна быть мягкой, сочной, не крошащейся, сохраняющей форму нарезки.
Мясо птицы должно быть мягким, сочным и легко отделяться от костей.
При наличии крупяных, мучных или овощных гарниров проверяют также их консистенцию. В рассыпчатых кашах хорошо набухшие зерна должны отделяться друг от друга. Распределяя кашу тонким слоем на тарелке, проверяют присутствие в ней необрушенных зерен, посторонних примесей, комков. При оценке каши ее сравнивают с запланированной по меню раскладке, что позволяет выявить недовложение.
Макаронные изделия, если они сварены правильно, должны быть мягкими и легко отделяться друг от друга, не склеиваясь, свисать с ребра вилки или ложки. Биточки и котлеты из круп должны сохранять форму после жарки.
При оценке овощных гарниров обращают внимание на качество очистки овощей и картофеля, на консистенцию блюд, их внешний вид, цвет. Так, если картофельное пюре разжижено и имеет синеватый оттенок, следует поинтересоваться качеством исходного картофеля, процентом отхода, закладкой и выходом, обратить внимание на наличие в рецептуре молока и жира. При подозрении на несоответствие рецептуре — блюдо направляется на анализ в лабораторию.
Консистенцию соусов определяют, сливая их тонкой струйкой из ложки в тарелку. Если в состав соуса входят пассерованные коренья, лук, их отделяют и проверяют состав, форму нарезки, консистенцию. Обязательно обращают внимание на цвет соуса. Если в него входят томат и жир или сметана, то соус должен быть приятного янтарного цвета. Плохо приготовленный соус, с частичками обгоревшего лука имеет серый цвет, горьковато-неприятный вкус. Блюдо, политое соусом, не вызывает у ребенка аппетита, снижает вкусовые достоинства пищи, а следовательно и ее усвоение.
Приложение 7
- Перед введением нового питания следует определиться с «подходящим» временем: подождать неделю до и после прививки, не вводить новые вкусы в период болезни, масштабных перемен (отсутствие родителей, переезд и др.), поскольку эти факторы могут повлиять на пищевое поведение малыша.
- Педиатры рекомендуют вести пищевой дневник, с помощью которого родители могут отслеживать реакцию ребёнка на конкретные ингредиенты, определяя по переносимости или непереносимости их малышом.
- Новые продукты рекомендуется давать в первой половине дня, т.к. в случае непереносимости прикорма организмом ребёнка, признаки проявятся до ночи, что даст возможность взрослым вовремя отреагировать.
- Введение новых вкусов следует производить поэтапно и малыми порциями, начиная с одной ложечки, постепенно увеличивая размер порции.
- Любой вид нового питания сначала вводится в рацион ребёнка только в монокомпонентном виде, а потом, при отсутствии аллергии у ребёнка на все виды поликомпонентного пюре, можно давать малышу многокомпонентные смеси.
- С чего начать первый прикорм (сок, каша или овощи) – решают родители, совместно с педиатром. Существенной разницы нет.
- Первыми кашами для прикорма должны быть безмолочные. Молочную продукцию можно давать не ранее 9-10 месяцев, а вот овощи можно начинать давать в виде пюре с 3-4 месяцев. Мясные и фруктовые добавки в рацион включают после 8, а рыбные – после 9.