Малый бизнес для начинающих: налоги и отчетность без боли

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый бизнес для начинающих: налоги и отчетность без боли». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По существу, это комплект документов, который каждое предприятие периодически представляет в ФНС по месту регистрации. В подобный комплект входит информация о налоговой базе предприятия, а также данные, необходимые доя расчета и оплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов.

Что такое налоговая отчетность?

Классификация

По периодичности представления:

  • Годовая. Представляется в ФНС по окончании отчетного года;
  • Текущая (внутригодовая). Может быть ежемесячной, квартальной, полугодовой, за 9 месяцев.

По способу подачи:

  • На физических бумажных носителях;
  • В электронно-цифровом формате.

По этапам экономической деятельности хозяйствующего субъекта:

  • Первоначальная. Это первая отчетность юридического лица или ИП, которая сдается после регистрации;
  • Очередная. Подается за каждый отчетный период, определяемый выбранной системой налогообложения;
  • Дополнительная. Подается, если ранее в ФНС была предоставлена недостоверная или неполная информация о деятельности хозяйствующего субъекта;
  • Ликвидационная. Сдается, если деятельность налогового агента прекращается добровольно или принудительно.

По характеру обобщения информации:

  • Индивидуальная;
  • Консолидированная. Применяется в случае, если несколько субъектов экономической деятельности имеют сходные факторы налогообложения, поэтому объединяются в единую группу. Отчетность при этом представляется в ФНС субъектом, который владеет не менее чем 90% уставного капитала в каждой организации.

В состав налоговой отчетности входит:

  • Декларации по налогам, предусмотренным режимом налогообложения;
  • Отчеты по налогам и сборам;
  • Расчеты по налогам и сборам;
  • Среднесписочная численность работников предприятия;
  • Другие обязательные документы, предусмотренные выбранным режимом налогообложения.

Как упростить процесс сдачи отчетов?

Наиболее простой способ представить отчетность – сдать ее в электронном виде. Сделать это можно несколькими способами:

  • Через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Основной минус этого способа в том, что все данные в декларации придется вносить вручную. Это не только занимает много времени, но и увеличивает риск допущения технических ошибок;
  • Через программное обеспечение, предоставляемое спецоператорами. К примеру, Контур Экстерн. Этот сервис позволяет выгружать данные бухгалтерского учета непосредственно из 1С, быстро формировать декларации в соответствии с используемой системой налогообложения и организационно-правовой формой, отправлять их в инспекцию и отслеживать статус. Немаловажным плюсом является автоматическая проверка отчетных документов на предмет ошибок, поэтому бухгалтер может быть уверен в их приеме ФНС с первого раза.

Контроль и ответственность

Правильному заполнению деклараций следует уделить особое внимание, ведь именно на их основе исчисляются и уплачиваются налоги. А это является предметом контроля со стороны государства, поскольку именно налоговые платежи составляют основу госбюджета.

Каждая декларация после ее подачи проходит камеральную проверку. В ее ходе налоговый орган на основании имеющихся у него данных контролирует правильность сведений и исчисления налога. Если выявляются ошибки, налогоплательщик ставится об этом в известность. У него могут быть запрошены пояснения, документы, а также в его отношение могут быть инициированы другие мероприятия налогового контроля.

За непредставление налоговой декларации в срок налагается штраф в соответствии со статьей 119 НК РФ. Его размер составит 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не менее 1000 рублей и не более 30% от суммы налога. Если налог не был уплачен в срок, то может быть наложен штраф по статье 122 НК РФ в размере 20% от неуплаченной суммы.

Формы налоговых деклараций

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:

  1. вида документа: первичный (корректирующий);

  2. наименования налогового органа;

  3. места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

  4. фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

  5. номера контактного телефона налогоплательщика;

  6. сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию.

Внесение изменений в налоговую декларацию

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

Читайте также:  Что изменится в отчётности с 2023 года

При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.

Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

Общие требования к заполнению налогового отчёта

Требования, общие для заполнения всех разделов (листов) декларации, перечислены в разд. II Порядка, утв. Приказом ФНС России № ММВ-7-3/99 от 26 февраля 2016 г.

К ним, в частности, относятся:

  • цвет чернил (пасты) для заполнения декларации (черные, фиолетовые или синие);

  • запрет на исправление ошибок с помощью корректирующих (иных аналогичных) средств;

  • запрет на двустороннюю печать декларации на бумажном носителе;

  • запрет на скрепление листов декларации, приводящее к порче;

  • правила заполнения ячеек и полей (в т. ч. показатели по которым отсутствуют);

  • правила нумерации страниц (сквозная нумерация независимо от количества заполняемых разделов, листов);

  • правила заполнения стоимостных показателей (указывать нужно в полных рублях. При этом показатели менее 50 коп. (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 коп. (0,5 единицы) и более округляются до полного рубля);

  • правила заполнения декларации машинным способом (в т. ч. используемый шрифт).

Формы налоговых деклараций

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:

  1. вида документа: первичный (корректирующий);

  2. наименования налогового органа;

  3. места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

  4. фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

  5. номера контактного телефона налогоплательщика;

  6. сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию.

Состав налоговой отчетности ИП на ОСНО

ИП на ОСНО ежеквартально 25 числа, месяца следующего за истекшим налоговым периодом (квартал) обязан предоставлять в ИФНС декларацию по НДС.

Также один раз в год до 30 апреля должен задекларировать свои доходы и подать в ИФНС Декларацию по форме 3 – ндфл.

Сведения по среднесписочной численности работников до 20 января, года следующего за истекшим.

Декларации по налоговой отчетности

С точки зрения юриспруденции, налоговая декларация – заявление в письменной форме субъекта РФ, ведущего коммерческую деятельность на ее территории об объектах налогообложения, расходах, полученной прибыли и ее источниках, налоговых льготах, базе, об определенной сумме налога или других сведениях, на основании которых предусмотрено начисление и уплата обязательных платежей.

Исходя из данного определения, следует, что если положением НК РФ, относительно конкретного налога, не предусмотрено, что при отсутствии объекта, подлежащего налогообложению, декларация не сдается, то предоставить ее все же придется, даже с нулевыми данными.

Для каждого вида налога, предусмотрена своя форма налоговой декларации:

  • по налогу на землю;
  • по ЕНВД;
  • по НДФЛ;
  • налогу на прибыль, полученную от предпринимательской деятельности;
  • по УСН и НДС.

Понятие налоговой отчетности

Налоговая отчетность — это документ налогоплательщика, который включает в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога и обязательного платежа или по выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям.

Читайте также:  Глава 31 НК РФ. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Налоговая отчетность осуществляется путем подачи налогоплательщиком налоговой документации — документов, содержащих сведения об исчислении и уплате налога. Другие сведения не могут являться предметом налоговой документации и налоговые органы не имеют прав

Особенностью налоговой документации является то, что в ее составе нет специализированных «налоговых» первичных документов, поскольку основанием для ведения налогового учета является, как правило, первичные бухгалтерско-учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Исходя из этого, другие сведения не могут быть предметом налоговой документации и налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика представления сведений, не предусмотренных законодательством о налогообложении, или представление налоговой документации до наступления сроков отчетности.

Бухгалтерский учет при УСН

Бухгалтерский учет в организациях, применяющих УСН, обязателен. Чаще всего они относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП), и вправе осуществлять учет в упрощенной форме. Кроме того, они ведут книги учета доходов и расходов, которые для этой системы налогообложения являются налоговыми регистрами. О нюансах бухучета при УСН читайте в статье «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2020)»

Под учетным бухгалтерским регистром, который является атрибутом как полного обычного, так и полного упрощенного бухгалтерского учета, понимается документ, в котором все операции систематизированы по счетам и записаны в хронологическом порядке. Например, по счету 51 регистр нужен для того, чтобы было видно, на какие цели пошли денежные средства.

Начислен налог по УСН — делаем проводку

По завершении каждой хозяйственной операции бухгалтер отражает данный факт бухгалтерской проводкой. Используемые счета зависят от принятого фирмой плана счетов.

Для ведения учета по разным налогам в счете 68 выделяют субсчета. Их перечень нужно оговорить в учетной политике, руководствуясь п. 4 ПБУ 1/2008.

Счет 68 может быть разделен на несколько субсчетов, например:

68.1 — расчеты по налогу УСН;

68.2 — расчеты по НДФЛ и т. д.

Возможна ситуация, когда по итогам года суммарный налог на доход оказался либо больше, чем фактическая сумма налога, либо меньше. В первом случае сумму налога надо добавить, во втором — уменьшить. Проводки при этом следующие:

  • начислен УСН (проводка по авансовому платежу по налогу) — Дт 99–Кт 68.1;
  • перечислен аванс по налогу — Дт 68.1 – Кт 51;
  • за год доначислен налог УСН — проводка Дт 99 – Кт 68.1;
  • уменьшен налог по УСН за год (сторнирован излишне начисленный аванс) — сторно Дт 99 Кт 68.1.

Общая сумма налога, начисленного за год по декларации, должна быть равна сумме, отраженной по нему в начислениях за этот же период по счетам 99 и 68.1. Если авансов перечислено больше, чем начислено налога за год, то сумму переплаты можно вернуть.

О том, как написать заявление о возврате излишне перечисленного налога, читайте в статье «Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога».

–>

Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 «Рас­четы по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин.

Кроме того, проводкой ДТ 99, 73 КТ68 отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» – на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму подоходного налога и т.д.). По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Организация аналитического учета расчетов с бюджетом долж­на строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. Каждый месяц на предприятии составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый — в пассиве.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» корреспондирует со счетами:

По дебету По кредиту
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 10 Материалы 50 Касса 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 70 Расчеты с персоналом по оплате труда 08 Вложения в необоротные активы 11 Животные на выращивании и откорме 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 26 Общехозяйственные расходы 29 Обслуживающие производства и хозяйства 41 Товары 44 Расходы на продажу 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 75 Расчеты с учредителями 90 Продажи 91 Прочие доходы и расходы 98 Доходы будущих периодов 99 Прибыли и убытки

Организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и являясь ее субъектами, подпадают под действие всех законодательных актов России. Не составляет исключение и налоговое законодательство.

Читайте также:  Ремонт по ОСАГО в 2023 году: процедура, сроки и нюансы

Система налогообложения современной России представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Назначение и состав налоговой отчетности налоговых органов

ФНС России ежегодно утверждаются формы статистической налоговой отчетности, методические указания по порядку их составления, периодичности, срокам представления, а также контрольные соотношения отчетов.

На официальном сайте ФНС России (Главная страница -> Иные функции — > Статистика и аналитика -> Данные по формам статистической налоговой отчетности) размещается информация сводных налоговых отчетов по утвержденным формам в целом по России и в разрезе управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

На интернет-сайтах управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации размещается информация о статистической налоговой отчетности в разрезе утвержденных форм, уровне агрегирования, сроках размещения (приложение 3).

Информация, содержащаяся в формах статистической налоговой отчетности, служит базой для составления аналитических записок в Минфин России и Правительство РФ о ходе налоговых поступлений, отчетов о проделанной налоговыми органами контрольной работе, поиска резервов повышения ее результативности. На основе отчетности налоговых органов составляются планы и прогнозы налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации на очередной бюджетный период.

Заполнение налоговой декларации по налогу на прибыль

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль (ф.КНД 1151006) оформляется организациями, использующими для налогообложения общую систему. При уплате компанией авансовых квартальных платежей декларация подается по завершении трех кварталов и годовая.

Когда организация платит авансы за месяц, исходя из действительной прибыли, декларация сдается ежемесячно. Представляется отчет нарастающим итогом.

При отсутствии прибыли сдается нулевая декларация. Также отсутствие в периоде прибыли и расчетов позволяет подать единую декларацию упрощенной формы.

Порядок представления налоговой декларации

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

На каждом документе принятой налоговой декларации (титульном листе) проставляются сведения о представлении налоговой декларации в налоговый орган. В случаях сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщиком лично (через представителя) на остающихся у него копиях налоговых деклараций налоговый орган по просьбе налогоплательщика проставляет отметку о принятии и дату ее представления.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

Однако в соответствии с приказом МНС РФ от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468 «Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками» должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками может отказать в приеме отчетности налогоплательщику в случае представления ее не по форме, утвержденной федеральными, региональными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Если такая отчетность поступила по почте, отдел работы с налогоплательщиками, получив ее из отдела финансового и общего обеспечения (общего обеспечения), считает ее не принятой, не регистрирует и в 3-дневный срок направляет налогоплательщику уведомление о том, что представленная не по форме отчетность не принята и должна быть представлена в установленные сроки и по утвержденной форме. При отправке уведомления по почте на втором экземпляре должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками ставится отметка об отправке документа по почте.

Что такое налоговый учет?

Система сбора информации о том, какие доходы и расходы были получены в бизнесе в определенный период, называется налоговый учет (НУ). Помимо сбора эта система еще и систематизирует данные, чтобы определить налоговую базу, уточнить, какой налог на прибыль придется платить компании. Расчет ведется зависимо от того, на какой системе работает компания или ИП. Например, если используется общая система налогообложения, рассчитывается налог на прибыль, а если применяется УСН, тогда база рассчитывается по упрощенной схеме.

Если данные собраны, они используются организациями или ИП чтобы правильно составить отчетность, а после этого передать её в ФНС. При этом налоговые органы должны проконтролировать, насколько правильно посчитан налог, достоверны ли переданные данные. Когда это сделано, можно приступать к сбору налога согласно НУ.

Иногда НУ путают с бухгалтерским видом отчетности. Суть налогового учета в том, чтобы правильно оплатить налоги, поскольку они определяются именно на его базе. Тогда как бухучет просто описывает финансовую сторону работу компании и состояние дел на определенный момент. Из-за путаницы, которая возникает, если заменить эти два понятия, могут образоваться серьезные проблемы вплоть до расхождений в прибыли, что облагается налогом. Потому многие пытаются свести к минимуму разницу между показателем налоговых и бухгалтерских отчетов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *