Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Под досмотром вещей, находящихся при физическом лице, понимается обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Сущность досмотра вещей состоит в принудительном обследовании вещей, товаров, ручной клади, багажа, груза и другого имущества гражданина со вскрытием тары, упаковок, замков (в отличие от осмотра, который проводится визуально, без вскрытия тары, упаковок, замков). Под личным досмотром следует понимать принудительное обследование тела человека и его одежды для обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, а также установления их личности.

Доставление. Административное задержание. Привод

Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.

Подчеркнем, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение осуществляется далеко не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения. Составление такого протокола — единственная цель доставления физического лица в служебное помещение.

Изъятие вещей и документов. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

Согласно положениям ст. 27.10 КоАП РФ допускается изъятие вещей, явившихся орудиями совершения, или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении. Такие вещи и документы могут быть обнаружены на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества.

Изъятие указанных вещей и документов представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении физического или юридического лица возможности пользоваться и распоряжаться этими вещами и документами. Изъятие вещей и документов осуществляется в целях пресечения административного правонарушения и обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения принятого по делу постановления. В ряде случаев изъятие документов необходимо для установления личности лица, совершившего противоправное деяние.

Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, производится лицами, имеющими право осуществлять доставление и административное задержание, а также всеми иными должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это: сотрудники органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; военнослужащие иных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды; сотрудники других федеральных органов исполнительной власти. Изъятие вещей и документов производится в присутствии двух понятых.

Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и иного его имущества, осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это прежде всего сотрудники органов, которые вправе рассматривать дела о соответствующих правонарушениях, а также должностные лица указанных в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов. Изъятие таких вещей и документов также производится в присутствии двух понятых.

Допустимость изъятия имущества по решению должностных лиц органов исполнительной власти в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях определена в постановлениях Конституционного Суда РФ. В этих постановлениях прямо указывается, что до вынесения судебного решения административные органы и должностные лица, реализующие полномочия по осуществлению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, вправе изымать у нарушителей вещи и документы, поскольку подобная мера не является санкцией за совершенное правонарушение и не связана с лишением имущества. Вместе с тем Конституционный Суд РФ подчеркнул, что в силу ч. 3 ст. 35 Конституции РФ только с вынесения судебного решения конфискация (как и возмездное изъятие) может рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества.

Подчеркнем, что вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются на время, до принятия по этому делу решения. После рассмотрения этого дела, в зависимости от назначенного наказания, орудия совершения и предметы административного правонарушения либо конфискуются, либо реализуются (при возмездном изъятии), либо изымаются из оборота и подлежат передаче в соответствующие организации (или уничтожению), либо возвращаются законному владельцу, а при его неустановлении передаются в собственность государства.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах. Однако документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством передаются заинтересованным лицам.

До рассмотрения дела об административном правонарушении изъятые вещи и документы хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела. Вещественные доказательства должны находиться в упаковке, обеспечивающей их сохранность, в опечатанном виде. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются прямо на месте изъятия. Если те или иные предметы в силу их громоздкости или иных причин не могут храниться совместно с делом, они должны быть сфотографированы, по возможности опечатаны и храниться в месте, указанном лицом или органом, в производстве которого дело находится (о чем в деле должна иметься соответствующая справка). Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РФ.

Читайте также:  КАК ПОЛУЧИТЬ СТАТУС ВЕТЕРАНА ТРУДА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В случае передачи протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица) изъятые вещи и документы препровождаются вместе с делом.

Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, после их изъятия сдаются для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются. Порядок передачи таких вещей для реализации или в случае необходимости для уничтожения установлен Правительством РФ. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, также подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ. Подобная практика реализации и уничтожения наркотических средств, спиртосодержащей и быстропортящейся продукции, обусловленная необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения, разумна и принята во многих странах.

На какой срок могут задержать человека?

Время, на которое может быть применено административное задержание, четко установлено законодательно. Срок задержания не может превышать трех часов (ч.1 ст.27.5 КоАП), но обозначены и исключения, при которых период может быть увеличен до 48 часов (ч.2 и 3 той же статьи):

  • нарушение границы;
  • правонарушения, связанные с режимом пребывания в России иностранцев (в т.ч. во внутренних водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне и пр.).;
  • при нарушении таможенных правил;
  • для установления личности;
  • если этого требует выяснение обстоятельств произошедшего;
  • если инкриминируемая статья подразумевает выдворение из РФ или административный арест в качестве наказания.

Завершающий пункт снова возвращает к теме задержания и ареста, подразумеваемого в виде наказания. Как видно, такие статьи могут являться основанием для увеличения срока задержания до 48 часов. Но, повторимся, сама процедура может быть применена и по другим статьям КоАП.

«Выяснение обстоятельств» — так же довольно важный аргумент, при котором сотрудники правоохранительных органов могут держать в отделении полиции. Уже по тому, что может быть использован практически в любом случае, и без профессионального юриста доказать незаконность такого шага удастся навряд ли.

Отличие задержания от привода

Задержание необходимо отличать от привода.

Под приводом понимается принудительное доставление лиц, не явившихся без уважительных причин по вызову в орган, ведущий уголовный процесс (п.29 ст.6 УПК).

Основания задержания (ст.107 УПК):

  • непосредственно возникшее подозрение в совершении преступления;
  • постановление органа уголовного преследования о задержании лица для предъявления обвинения;
  • постановление органа уголовного преследования о задержании обвиняемого и применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • постановление (определение) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
  • обеспечение предусмотренного УПК порядка предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела;
  • исполнение приговора

На какой срок могут задержать человека?

Время, на которое может быть применено административное задержание, четко установлено законодательно. Срок задержания не может превышать трех часов (ч.1 ст.27.5 КоАП), но обозначены и исключения, при которых период может быть увеличен до 48 часов (ч.2 и 3 той же статьи):

  • нарушение границы;
  • правонарушения, связанные с режимом пребывания в России иностранцев (в т.ч. во внутренних водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне и пр.).;
  • при нарушении таможенных правил;
  • для установления личности;
  • если этого требует выяснение обстоятельств произошедшего;
  • если инкриминируемая статья подразумевает выдворение из РФ или административный арест в качестве наказания.

Завершающий пункт снова возвращает к теме задержания и ареста, подразумеваемого в виде наказания. Как видно, такие статьи могут являться основанием для увеличения срока задержания до 48 часов. Но, повторимся, сама процедура может быть применена и по другим статьям КоАП.

«Выяснение обстоятельств» — так же довольно важный аргумент, при котором сотрудники правоохранительных органов могут держать в отделении полиции. Уже по тому, что может быть использован практически в любом случае, и без профессионального юриста доказать незаконность такого шага удастся навряд ли.

Права и обязанности административно задержанного лица

Административное задержание – ограничение прав. Но далеко не все конституционные права могут быть ограничены. Говоря о порядке влекущего адм. задержание, уже упоминались основные из прав, поэтому коротко напомним:

  1. Право получить копию протокола.
  2. Право отказаться от подписания протокола.
  3. Оповещение правонарушителя о правах и обязанностях задержанного по КоАП (является обязанностью лица, производящего задержание).
  4. Общение с адвокатом – оповещение его о произошедшем.
  5. Оповещение родных: право совершеннолетнего или обязанность задержавших по оповещению родителей задержанного в случаях несовершеннолетних.

Кроме этого имеются специфические возможности. Такие как право на оповещение руководства учебного заведения, воинской части и т.п. По всем фактам составляется необходимая документация. Перечисленное не исключает и общих прав гражданина, к которым, например, можно отнести право не свидетельствовать против себя.

Комментарий к ст. 27.2 КоАП РФ

Комментируемая ст. 27.2 КоАП РФ посвящена такой мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как доставление.

1. Доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Доставление осуществляется применительно к физическим лицам, а в случаях, предусмотренных пунктами 3, 8 и 10.1 комментируемой статьи, — в отношении судна и других орудий совершения административного правонарушения.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления физических лиц обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным. В то же время в случае применения после доставления задержания необходимо иметь в виду ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В части 1 комментируемой статьи определен круг должностных лиц органов исполнительной власти, которые наделены правом осуществлять доставление. К числу таких лиц относятся:

— должностные лица органов внутренних дел (полиции);

— военнослужащие и сотрудники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, должностные лица ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации;

— военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации;

Читайте также:  Налоговый вычет по процентам по ипотеке

— должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

— должностные лица военной автомобильной инспекции;

— должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

— должностные лица пограничных органов, военнослужащие, должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также другие лица, исполняющие обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации;

— должностные лица таможенных органов;

— военнослужащие и сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

— должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;

— должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов;

— должностные лица федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;

— должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Ведомственными актами может быть установлен исчерпывающий детализированный перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении по конкретным составам административных правонарушений при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения. Так, в соответствии с Приказом Росрыболовства от 12.04.2010 N 326 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» доставление физических лиц для составления протокола по статьям 27.7, 27.8, 27.9, 27.10, 27.14, 27.16 КоАП РФ вправе осуществлять следующие должностные лица:

1) в центральном аппарате Росрыболовства: руководитель и заместители руководителя Росрыболовства;

— начальники управлений и их заместители, начальники отделов в составе управлений и их заместители и другие должностные лица Росрыболовства, осуществляющие функции контроля и надзора, в пределах своей компетенции;

2) в территориальных органах Росрыболовства:

— руководители и заместители руководителей территориальных органов Росрыболовства;

— начальники отделов территориальных органов Росрыболовства и их заместители, главные государственные инспектора, старшие государственные инспектора, государственные инспектора, а также другие должностные лица территориальных органов Росрыболовства, осуществляющие функции контроля и надзора, в пределах своей компетенции.

Следует учитывать, что перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (полиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Если вы считаете, что задержаны незаконно, необходимо обжаловать действия полицейских:

  • руководителю отдела полиции или начальнику ГИБДД по области. Насколько результативной будет такая жалоба, сказать трудно. Исходя из практики, начальство может наказать подчиненного, но все же чаще гражданину приходят ответы об отсутствии в действиях сотрудника полиции каких-либо нарушений. Чтобы не терять время на рассмотрение обращения с вероятно отрицательным итогом, лучше просить помощи в других ведомствах;
  • в суд. Довольно действенный метод восстановления своих нарушенных прав. Судебная практика показывает, что нередко задержанные добиваются признания незаконными действий должностных лиц. Вместе с тем, наблюдается нежелание граждан участвовать в каких-либо судебных разбирательствах, поэтому случаев обращения в порядке судебного производства немного. Причина может быть и в общем недоверии населения к судебной системе;
  • в прокуратуру. Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», прокурор района вправе собственным постановлением немедленно освободить лиц, подвергнутых незаконному задержанию и помещению в камеру в том случае, если основанием для этого было решение несудебного органа (то есть полиции). Путь обращения в прокуратуру является наиболее предпочтительным, поскольку исключает участие в судебном заседании, освобождает заявителя от предоставления каких-либо доказательств – сотрудник прокуратуры самостоятельно проведет полную проверку.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Понятие административного задержания

Административное задержание и доставление являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Понятие административного задержания

дается в ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ и формулируется как: кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях. Таких случаев два:

  • если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • если это необходимо для исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Как и кем назначается временной период

В Уголовно-процессуальном кодексе четко говорится, что срок задержания исчисляется с момента написания протокола, и он не может быть больше, чем двое суток. Далее обязательно должно выноситься судебное решение, которое и определит дальнейшую судьбу подозреваемого.

Очень важно точно определить, с какого именно момента было совершено задержание, так как от этого зависит срок пребывания подозреваемого под стражей. Во время задержания исполнительные власти обязаны объяснить все права гражданина. Когда составляется протокол, то в нем указывается не только день задержания, но и точное время, вплоть до минут. Считать лицо подозреваемым можно только с момента, когда оно было задержанным.

Надо отметить, что закон не может установить конкретный срок, в течение которого лицо может быть перевезено в полицейский участок, так как это может зависеть от географического расположения некоторых районов. Но все же срок доставки подозреваемого в участок должен быть в разумных пределах, он не должен превышать двух суток. Как только истекают 48 часов, подозреваемый освобождается.

Следователь обязан написать протокол, описав в нем данные о гражданине и время его приезда в участок. Протокол содержит мотивы, по которым был задержан человек, описывается сам период задержания, например, задержанный мог оказывать сопротивление или у него могут быть телесные повреждения, нанесенные не при задержании.

Внимательно рассмотрев вопрос о том, с какого момента исчисляется срок задержания, стоит остановиться и том, который связан с уведомлением о задержании следователя и других определенных лиц:

  1. В течение 12 часов необходимо предупредить о задержании следователя.
  2. Разрешить подозреваемому предупредить о своем задержании родственников.
  3. Если задержанный является военнослужащим, то необходимо предупредить его командование.
  4. Если задержан член общественной наблюдательной комиссии, то о его взятии предупреждается секретарь палаты РФ.
  5. Когда гражданин с другого государства, о его задержании сообщается в посольство.
Читайте также:  О ВОПРОСАХ СТРОИТЕЛЬСТВА НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ

Исключением являются те случаи, когда расследование следует хранить в тайне, в таком случае уведомления не совершаются, но для этого требуется разрешение прокурора. Обязательно сообщать родственникам или их заменяющим лицам о задержании стоит только в том случае, если подозреваемое лицо несовершеннолетнее.

На каких основаниях проводится освобождение?

Несмотря но то что срок задержания исчисляется с момента самого задержания и составляет ровно двое суток, человека могут освободить раньше, например, это может произойти в таких случаях:

  1. Если нет подтверждений вины подозреваемого в преступлении.
  2. Когда нет никаких оснований для того, чтобы применять меры по отношению к гражданину в виде лишения свободы и заключения его под стражу.
  3. Если во время задержания были нарушения со стороны исполнительных органов.

В случае, когда время задержания истекло, лицо имеет полное право на освобождение, кроме таких исключений:

  1. По отношению к задержанному не избиралась мера пресечения в виде лишения его свободы.
  2. Суд не продлил срок.

Учитывая, что срок задержания лица исчисляется двумя сутками, подозреваемый должен быть выпущен на свободу, но только в том случае, если судья не пришлет постановление о его продлении. Если следователь отправляет ходатайство судье о том, что не может принять окончательное решение, то судья продлевает срок задержания до трех суток. Когда гражданин освобождается, ему обязательно дается на руки справка, в которой есть все данные о его задержании. Указывается в ней, когда и кем человек был задержан, время его задержания и время его пребывания под стражей.

Правовые основания для доставления

Прежде всего, следует различать доставление и задержание. Во втором случае на некоторое время ограничивают свободу гражданина. Если необходимо задержать несовершеннолетнего, то об этом уведомляют его родителей в обязательном порядке.

Применяют данную меру в исключительных случаях на срок не больше 48 часов. Для доставления же конкретный период нахождения гражданина в отделении полиции или служебном помещении не определен. Поэтому заканчиваться он должен сразу после выяснения личности и составления протокола. Исключение составляют граждане, которые задержаны в состоянии опьянения.

Принудительный характер данной меры означает, что гражданин не вправе уклоняться или препятствовать действиям сотрудников полиции или силовых структур. В противном случае его могут привлечь к ответственности по ст. 19.3 КоАП за неповиновение представителю власти, а это влечет за собой административный арест до 15 суток.
Читайте: Порядок применения административного задержания
При этом доставление должно быть осуществлено только при наличии веских причин. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции обозначены следующие основания для его применения:

  1. Решение вопроса о задержании. Для этого у сотрудника должны быть основания, которые позволяют заподозрить данного гражданина в каком-либо преступлении или правонарушении. И Закон о полиции и КоАП содержат требование о том, что доставление применяют только в случае, когда невозможно решить вопрос на месте. Это означает, что сотрудник должен принять все возможные меры, чтобы урегулировать ситуацию без применения данной меры;
  2. Установление личности. В данном случае у полицейского должны быть основания полагать, что гражданин схож по приметам с лицом, которое находится в розыске по какому-либо основанию. Доставление необходимо, если у него нет при себе документов, которые удостоверяют личность;
  3. Угроза жизни или здоровью гражданина. Данная мера применяется, если он находится в беспомощном состоянии в силу возраста или заболевания, либо имеет признаки психического расстройства и создает угрозу окружающим;
  4. Доставление несовершеннолетних, которые совершили правонарушения или антиобщественные действия, в специализированные учреждения;
  5. Препровождение граждан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в медицинское учреждение. При этом следует учитывать, что это необходимо только в случае, когда он не может самостоятельно перемещаться и ориентироваться в пространстве.

Сотрудники полиции обязаны доставлять в участок или иное помещение на своем служебном автомобиле. Не допускается использовать для этого транспорт общественный или специализированный, например, пожарные машины.

Минимальный и максимальный срок административного ареста

Часть 1 статьи 3.9 КоАП определяет возможный срок ареста понятием «до 15 суток» (в исключительных случаях до 30-ти, но рассматриваемые нами примеры к ним не относятся). Таким образом установлен максимальный срок – 15 суток.

Случаи меньших периодов определены непосредственно статьями, связанными с нарушением ПДД:

За что могут посадить? На какой срок садят? Альтернативное наказание
Управление ТС лицом, ранее лишенным водительского удостоверения (ч.2 ст.12.7 КоАП) До 15 суток Штраф: 30 000 руб.
Исправительные работы: 100 – 200 часов.
Пьяный за рулем без прав (ч.3 ст.12.8 КоАП) 10 – 15 суток Штраф – 30 000, но только для лиц, в отношение которых арест не применим.
Отказ от медосвидетельствования при условии отсутствия прав на управление (ч.2 ст.12.26) 10 – 15 суток Аналогично предыдущему – штраф 30 000 руб., но только для исключений.
Оставление места ДТП (ч.2 ст.12.27) До 15 суток Лишение прав на 1 – 1,5 года.
Неоплаченные штрафы (ст.20.25) До 15 суток Двукратный штраф, обязательные работы до 50 часов. Подробнее в этой статье.

Как видно, по ряду статей существуют альтернативные наказания, которые могут быть использованы вместо ареста. Более того, админ арест назначается на срок не более 15 суток, т.е. суд вправе назначить меньший период (на срок до 3, 5, 10 суток) отбывания наказания. По статистике, сейчас наиболее часто дают 5 суток ареста.

При этом ч.3 ст.12.8 и ч.2 ст.12.26 КоАП РФ предполагают альтернативу только для лиц, к которым арест неприменим. В остальных случаях будет назначен именно этот вид наказания, а его срок не может быть менее 10 (и более 15) суток.

Указаны только статьи КоАП, связанные с нарушением ПДД. Это не исключает дополнительных наказаний, если одновременно были нарушены и другие нормы законодательства. Например, нанесены побои или ущерб.

На какой срок устанавливается?

Срок административного ареста регламентирован статьей 3.9 КоАП РФ. Максимальный срок составляет 30 суток. При этом в каждом конкретном случае суд может самостоятельно установить, на какой срок следует арестовать виновника.

Срок наказания зависит от совершенного правонарушения. В большинстве случаев суд ограничивается изоляцией от общества до пятнадцати суток, но этот период может быть увеличен до 30 суток (но не может превышать его) при признании лица виновным правонарушениях, связанных с:

  • нарушением законодательства о митингах, собраниях, демонстрациях или пикетах;
  • неисполнением требований в случае введения режима чрезвычайного положения, контртеррористической операции;
  • нарушениями в сфере антинаркотического законодательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *