Амортизационная группа: автомобиль легковой
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Амортизационная группа: автомобиль легковой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2021 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2021 г., не требуется.
Для проведения расчетов, бухгалтер или владелец предприятия самостоятельно определяет АГ и сроки полезного использования. Рассмотрим конкретные примеры:
- Организация закупила машину «Kia Rio» с бензиновым двигателем, объемом 1,8 литра. Получается, данный актив можно отнести к третьей группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.
- Предприятие приобрело два джипа:
- Первый: «Toyota Land Cruiser 100», с дизельным двигателем 4.8 литра.
- Второй: «Toyota Land Cruiser Prado», с бензиновым ДВС, объем 2.5 литра.
Для первого случая подходит 5 группа. СПИ будет находиться в пределах от 84 до 120 месяцев. Включая последний месяц пользования.
Во втором случае транспортное средство соответствует 3 группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.
- На фирму купили автомобиль «Ford Excursion» с бензиновым ДВС. Объём двигателя 5.5 литра. По первым признакам данное ТС можно отнести к 5 группе. Но здесь кроется небольшой подвох. Дело в том, что масса данного джипа превышает 3.5 тонны. Получается, он уже попадает под классификацию грузового транспорта. Его нельзя учитывать как легковой автомобиль.
Обоснованием того или иного периода использования ТС послужит акт ввода объекта в эксплуатацию. В нем нужно указать:
- группу, к которой относится автомобиль;
- отметить его стоимость;
- способы расчета амортизации;
- а также сумму ежемесячного износа.
Все эти данные можно получить из документов при покупке машины. Обязательно сохраняйте всю документацию на автомобиль на весь срок владения!
Амортизацией автотранспортных средств называют учёт их общего физического износа, а также износ отдельных компонентов.
Важно понимать, что у каждого авто есть ограниченный эксплуатационный ресурс, который постепенно, за счёт использования машины по её прямому назначению, будет уменьшаться.
Когда увеличивается износ, возрастают и расходы на обслуживание автотранспорта. Параллельно снижается доход, который может приносить машина при условии её использования в коммерческих целях.
У каждого автомобиля существует так называемый срок или период полезного использования. Он напрямую зависит от группы амортизации. В общей сложности выделяют 10 групп, но именно ТС могут относиться к 3 из них.
В группу No3 входят следующие транспортные средства:
- легковые авто;
- малогабаритные автобусы;
- малые автобусы длиной не более 7,5 м.;
- машины с показателем грузоподъёмности до 0,5 т.
Также ТС могут относиться к группе амортизации No4, куда входят:
- автобусы с длиной не более 12 м.;
- фургоны;
- грузовики;
- тягачи для прицепов;
- инвалидные авто.
Ещё применяется группа No5. В ней учитываются:
- легковые авто с двигателем объёмом более 3,5 л.;
- грузовики, включая грузовые машины с грузоподъёмностью свыше 5 т.;
- тягачи;
- автопоезда;
- спецавтомобили (пожарные, скорая и пр.).
То есть амортизацией можно назвать списание начальной стоимости транспортного средства, которая происходит в зависимости от степени износа. Это позволяет постепенно и по частям списать в течение всего эксплуатационного срока.
Существует специальный коэффициент для правильной амортизации автомобиля, а также разные методы расчёта. Среди них существует и ускоренная амортизация. Именно она значительно увеличила спрос на легковые автомобили, оформленные через лизинговые договоры. То есть при лизинге, учитывая срок амортизации легкового автомобиля, предпочитают использовать ускоренный метод. Но об этом немного позже.
Амортизация требуется всем, кто ведёт предпринимательскую деятельность. Причём расчёт делается не только применительно к купленным компанией машинам. Также это обязательно при принятии на работу сотрудника со своим автомобилем, который планируется использовать в служебных целях.
Амортизационные затраты фиксируют в бухгалтерских и налоговых учётах. Причём компания обязана регулярно отражать расходы. Подобные расчёты позволяют:
- отчитаться перед налоговой о тратах фирмы;
- оценить реальную стоимость автотранспортного средства для страховой компании;
- эксплуатировать собственные ТС для нужд компании;
- передавать автомобили в лизинг.
Определение сроков полезного использования
Существует такое понятие как срок полезного использования (СПИ). Это период, в течение которого принятое на баланс предприятия автотранспортное средство будет приносить доход.
При определении сроков амортизации автомобиля следует понимать, что ресурс у маленьких авто меньше, в сравнении с крупной техникой. Это объясняет, почему разделяют группу легкового и тяжеловесного авто при расчёте амортизации. Чтобы амортизация автомобиля была рассчитана верно, и срок соответствовал всем правилам, требуется учитывать некоторые факторы. А именно:
- Длительность эксплуатационного периода или срок службы легкового либо иного автомобиля, в течение которого будет использоваться ТС согласно его заводским техническим характеристикам.
- Степень износа автотранспорта, которая прогнозируется на основании предполагаемого режима эксплуатации (автобусы, грузовые машины и пр.).
Делая расчёт амортизации для автомобиля, следует принимать во внимание следующие факторы:
- ТС из третьей группы имеют СПИ в диапазоне от 3 до 5 лет;
- для четвёртой группы актуальными являются значения от 5 до 7 лет;
- в случае с пятой группой СПИ не может составлять меньше 7 и больше 10 лет с дня постановки на баланс.
Не стоит забывать о понятии нормы амортизации. Она является противоположной относительно СПИ значением. Как вам уже известно, у каждого автотранспортного средства, принимаемого на баланс предприятия, имеется определённый лимит или ресурс, который постепенно исчерпывается.
Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.
Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.
У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.
Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:
№п/п | Амортизационная группа | СПИ, лет | Вид транспорта |
1 | 2 | от двух до трех | Грузопассажирские подъемники с платформами |
2 | 3 | от трех до пяти |
|
3 | 4 | от пяти до семи |
|
4 | 5 | от семи до девяти |
|
Выбираем способ амортизации
Амортизационные группы основных средств (2019) определяйте по Классификации. И только если в ней не нашли свое основное средство, смотрите в ОКОФ. В нем определите, какому коду соответствует имущество. Он состоит из девяти цифр. Нужную амортизационную группу в Классификации вы найдете по первым шести цифрам кода.
Подгруппировки
Группировка 310.29.10.5 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.
- 310.29.10.51 — Автокраны
- 310.29.10.52 — Средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями
- 310.29.10.59 — Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки
- 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие
Амортизационные группы
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
Четвертая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно | автокатафалки |
Пятая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно | автомобили-тягачи седельные |
Возможные способы начисления амортизации автотранспорта
Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.
Износ автомобильного транспорта для бухгалтерского учета разрешено определять любым из 4 вариантов, приемлемых для прочих категорий основных фондов. Налоговый учет предполагает линейный и нелинейный метод. Юридическое лицо выбирает наиболее подходящий и раскрывает свой выбор в локальных нормативных актах.
Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта
Начисленный износ автотранспорта включается в расходы от обычных видов деятельности. Синтетический учет таких начислений ведется на пассивном счете 02. Счет корреспондирует со счетами 20, 25, 26, 44, 23 в зависимости от того, в какой деятельности эксплуатируется транспортное средство:
- Дт20 Кт02 – начислен износ объекта, используемого в основной деятельности;
- Дт23 Кт02- начисление износа по автотранспорту, используемому во вспомогательных производствах;
- Дт26 Кт02 – начисление износа по транспорту, используемому управленческим персоналом;
- Дт44 Кт02 – начисление износа по транспорту предприятия торговли.
С точки зрения налогового учета суммы начисленной амортизации автотранспорта относят к косвенным затратам. Предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных услуг, относят такие издержки в состав прямых расходов. Аналитический учет ведется по каждой единице отдельно.
Является ли транспорт основным средством?
Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.
Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:
- Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
- Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
- Получение дохода посредством данного объекта в будущем.
Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:
- Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
- Первоначальная стоимость от 100 000 руб.
Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.
Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.
У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.
Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:
№п/п | Амортизационная группа | СПИ, лет | Вид транспорта |
---|---|---|---|
1 | 2 | от двух до трех | Грузопассажирские подъемники с платформами |
2 | 3 | от трех до пяти |
|
3 | 4 | от пяти до семи |
|
4 | 5 | от семи до девяти |
|
Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?
Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?
В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н [1] сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.
По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:
- информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
- рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
- принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).
Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Особенности амортизации различных типов автотехники
Автотранспорт, как и вся другая техника со временем изнашивается и все чаще требует ремонта. Поэтому предпринимателю важно точно рассчитать ежегодный, ежемесячный и ежечасный износ автотехники, чтобы оценить стоимость своих услуг наиболее правильно. Необходимо знать эти данные и при продаже транспортного средства. Разновидности транспорта имеют свои особенности при расчете амортизации:
Легковой автомобиль | Необходимо знать год выпуска, пробег, срок гарантии производителя от сквозной коррозии |
Грузовой транспорт | Учитывается базовая стоимость, время полезного функционирования, из которого высчитывается норма износа |
Автобус | Необходимо узнать время полезного использования исходя из модели автобуса |
Трактора | Учитывается начальная цена техники, срок полезного применения, период службы |
Строительная спецтехника | Учитывается начальная цена с учетом всех комплектующих, но без учета стоимости шин – их амортизация высчитывается отдельно, срок ожидаемой службы |
Амортизация при налоговых режимах
При применении спецрежимов налогообложения могут появиться следующие особенности:
УСН | ЕНВД | ЕСХН |
При «доходы-расходы» в убыток вводится выплаченная стоимость транспорта, пущенного в эксплуатацию. Цена ОС уходит в расходы в продолжение текущего года. В последнем квартале списание происходит единовременно | При закупке основного средства НДС уходит через амортизацию. При его дальнейшей продаже НДС «вмененщику» придется уплатить. | Амортизационные суммы на возмещение цены ОС подлежат учету. А траты на модернизацию не подлежат обязательному отражению в документах |
Как рассчитать амортизацию автомобиля линейным способом пример
Важно помнить, что начисление износа производится только в период эксплуатации объекта, ведь только тогда он изнашивается. Если ОС простаивает, начисление износа неправомерно, и такие ситуации должны быть документально оформлены – именно из этих соображений и консервируют не занятое в деятельности имущество, а амортизация оборудования, расчет которой представлен в статье, имеет законный характер
Если ОС простаивает, начисление износа неправомерно, и такие ситуации должны быть документально оформлены – именно из этих соображений и консервируют не занятое в деятельности имущество, а амортизация оборудования, расчет которой представлен в статье, имеет законный характер.
В нашем случае СПИ закончится в апреле 2016 года, т. е. амортизация ОС будет продолжаться, и последнее начисление износа будет сделано в апреле 2016. Таковы основные правила начисления.
Как рассчитать амортизацию автомобиля
В бухгалтерии есть несколько способов, выбор зависит от класса автомобиля, целей его использования, условий договора. Самый простой и часто используемый — линейный. В нем используются такие формулы:
- Амортизационные начисления = Стоимость без НДС* Норма амортизации/100 (А=С*На/100)
- Норма амортизации=1/период полезного применения*100 (На=1/ппп). Период полезного использования зависит от класса автомобиля, он указан в нормативных таблицах. Для легкового автомобиля с двигателем объема меньше 3,5 л этот срок составляет 3-5 лет.
- Коэффициент износа = Амортизационные начисления/Стоимость автомобиля без НДС (Ки=А/С)
Для примера возьмем автомобиль с первоначальной стоимостью 600 000 рублей. Период полезного использования – 5 лет.
- Норма амортизации: (На=1/ппп)=1/6*100=0,2*100=20
- Амортизационные отчисления за год: А=С*На/100=600 000*20/100=120 000
- Коэффициент износа: Ки=А/С=120 000/600 000=0,2
Эту формулу применяют не только для бухгалтерских расчетов. Предположим, вы таксист, купили автомобиль из примера выше и хотите посчитать, сколько надо зарабатывать в месяц, чтобы автомобиль без учета затрат на его обслуживание окупился через пять лет.
Возьмем получившееся значение амортизационных отчислений и разделим на количество рабочих месяцев. Пусть их будет 11, а 1 – отпуск. 120 000/11=10909 рублей в месяц.
При расчетах для ОСАГО, в банках, автоломбардах, в компаниях трейд-ин используется другая формула:
Физический износ автомобиля = (И1xПф+И2xДф)xА2xА3xА4
- И1 – износ по пробегу (в % на 1000 км пробега);
- Пф – пробег фактический в тыс. км с округлением до 0,1;
- И2 – старение в зависимости от интенсивности эксплуатации;
- Дф – фактический срок службы в годах, округление до 0,1;
- А2 – износ от природно-климатических условий;
- А3 – износ от экологической обстановки;
- А4 – износ по количеству жителей в регионе.
Актуальные показатели коэффициентов указаны в . Если не хочется считать вручную, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, они точно и быстро посчитают по этой формуле.
В них используются данные о вашем автомобиле, климате, в котором вы проживаете, интенсивности использования машины, количестве жителей в регионе.
Является ли транспорт основным средством?
Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.
Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:
- Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
- Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
- Получение дохода посредством данного объекта в будущем.
Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:
- Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
- Первоначальная стоимость от 100 000 руб.
Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.
От чего зависит амортизационная группа легковых автомобилей
Амортизация автомобильных транспортных средств используется в бухгалтерском учете, в налогообложении, а также для определения максимально возможного срока эксплуатации автомобиля и расчета стоимости технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Внимание
С 1 января 2020 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.