Статья 394 НК РФ. Налоговая ставка (действующая редакция)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 394 НК РФ. Налоговая ставка (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый гражданин, у которого есть участок, вынужден платить государству земельный налог. Рассматриваемый налог на землю платится каждый год. Плательщиками выступают лица, которые пожизненно владеют рассматриваемым участком, могут бессрочно им пользоваться, или в чью собственность рассматриваемая земля входит.
Земельный налог: что это такое
Налог на землю является местным. Его платят зависимо от условий, что приняты в регионе, где этот участок находится. В местном диапазоне рассчитывается ставка, сроки уплаты и льготы.
Льгoты для нaлoгoплaтeльщикoв
- B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:
Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;
- Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
- Дeти-инвaлиды;
- Инвaлиды c дeтcтвa;
- Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
- Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
- Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
- Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
- Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.
Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.
Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния
Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:
Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
- Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
- Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.
Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.
Плательщиками являются (ст.236, 237 НК):
- Организации;
Бюджетные организации признаются плательщиками, если сдают в аренду (иное пользование) недвижимость, расположенную на земельном участке, арендаторам, не перечисленным в ч.3 п.1 ст.237 НК, а также, если дата передачи недвижимости в аренду (иное пользование) и дата ее возврата приходятся на один и тот же квартал;
-
ИП;
-
физлица.
Если земельный участок предоставлен физлицу для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то плательщиком будет такое хозяйство (п.2 ст.237 НК).
Важно! Если у организаций и физлиц нет правоудостоверяющих документов на земельные участки, которыми они имеют право пользоваться или фактически пользуются, либо госрегистрация прав на эти участки не осуществлена, такие организации и физлица все равно признаются плательщиками в отношении этих участков (п.3 ст.237 НК). |
Организации имеют право на налоговые льготы, в частности, от налога освобождаются земельные участки (ст.239 НК):
1. занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ.
Не льготируются те участки, которые используются организациями (за исключением бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры) для осуществления предпринимательской деятельности |
Организации, которые не являются плательщиками единого налога для производителей сельхозпродукции, обязаны подать налоговую декларацию в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20 февраля текущего налогового периода, а при возникновении в течение налогового периода обстоятельств, которые влияют на исчисление и уплату налога, налоговая декларация, в том числе уточненная, подается не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место такие обстоятельства.
Если организация уплачивает в календарном году единый налог для производителей сельхозпродукции, то уплачивать земельный налог не нужно.
Однако, если по истечении года окажется, что выручка от реализации сельхозпродукции не соответствует установленному налоговым законодательством критерию, декларацию по земельному налогу нужно подать не позднее 20 января года, следующего за годом, в котором выручка превысила этот критерий, а налог уплатить не позднее 22 января. (п. 4 ст. 244 НК).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Документы, удостоверяющие право собственности, владения и пользования земельным участком
В ст.15 Закона «О плате за землю» установлено, что основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 09.06.2003) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества, входящие в состав организации как имущественного комплекса, проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Законодательством установлен порядок проведения государственной регистрации прав. Юридические лица и граждане, желающие зарегистрировать права на землю, представляют соответствующие документы, необходимые для государственной регистрации прав, и документы об оплате регистрации. Органы юстиции осуществляют правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и проверяют законность сделок. На правоустанавливающих документах производятся соответствующие надписи и выдается удостоверение о государственной регистрации прав. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 03.09.2003) установлено, что порядок взаимодействия учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и организаций, осуществляющих государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, учет государственного и муниципального имущества, в процессе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяется Минюстом России совместно с Росземкадастром, Минимуществом России, Госстроем России.
Налог на ИЖС является платежом федерального и регионального значения. Основным законом, который регулирует его уплату, естественно, является Налоговый кодекс. Размер налоговой ставки устанавливается региональными властями. Она определяется с учетом с учетом предназначения земельного участка.
В Налоговом кодексе предусмотрены только максимальные ставки. Региональные же власти имеют право на вверенных им территориях снижать эту норму. Так как налоговая ставка может устанавливаться региональными властями самостоятельно, лучше всего уточнять ее размеры в каждом конкретном случае.
Предельные ставки для различных типов земель представлены в таблице. (нажмите для раскрытия)
Предельная ставка налога | Категории земель, подпадающие под эту ставку |
0,3% | Земли под жилищным фондом
Участки, предназначенные для ИЖС Земли, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дач |
1,5% | Прочие земельные участки |
Земельные налоги (налоги на владение землей) относятся к прямым налогам. Объектом налогообложения является земельный участок. Источником земельного налога выступает реальный доход от земли за вычетом средних издержек производства. В большинстве стран земельные налоги относятся к местным налогам. Основу налогообложения составляет кадастровая оценка земель (определение стоимости земли и ее доходности).
Кадастр (от французского cadastre — лист, реестр) — перечень, содержащий сведения об оценке и средней доходности объектов (земли, домов, промыслов), которые используются для исчисления соответствующих прямых налогов. При составлении земельного кадастра типичные участки земли в различных районах страны группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет; все остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой определяется ставка налога с единицы земельной площади.
Для практики взимания земельного налога в различных странах характерно предоставление широкого перечня льгот, направленных на поддержку общественных и государственных организаций, занимающихся благотворительной деятельностью, реализацию разнообразных социальных и экономических программ.
В отечественной практике земельный налог был впервые введен в 1981 г. и заменил ранее существовавшую земельную ренту. Исчисление земельного налога производилось с квадратного метра земельной площади. Ставки устанавливались в расчете на год для каждого из шести классов поселений, которые определялись в зависимости от их экономических особенностей (численности населения, уровня экономического развития, других социально-экономических факторов).
В 1991 г. был принят Закон РФ «О плате за землю», в соответствии с которым было определено, что пользование землей в РФ является платным. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Были определены формы платы за землю:
— земельный налог, который взимается с собственников, землепользователей (кроме арендаторов), землевладельцев.
— арендная плата взимаемая с земель, переданных в аренду.
— нормативная цена земли, которая устанавливается для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита.
Налогоплательщиками налога признаются предприятия организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, а также землевладельцы или землепользователи.
Налогоплательщиками в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, признаются землевладельцы и землепользователи, получившие эти земельные участки непосредственно от их собственника.
Налогоплательщиками в отношении земельных участков, находящихся в собственности (частной, долевой, общей, совместной) иных лиц, признаются собственники этих земельных участков.
Не признается налогоплательщиком в отношении арендуемого земельного участка арендатор этого земельного участка.
В настоящее время (по состоянию на 1999 г.) в России отсутствуют Основы земельного законодательства (Земельный кодекс) и земельные отношения определяются рядом указов Президента РФ. Частная собственность признается лишь для земельных участков со следующим целевым использованием:
— индивидуальное (жилищное) строительство;
— крестьянское (фермерское) хозяйство;
— личное подсобное, садоводческое хозяйство;
— земельные участки под приватизированными предприятиями;
— земельные доли (паи), выделяемые членам коллективов сельскохозяйственных предприятий.
Остальные земли являются государственной собственностью и передаются во владение, пользование или аренду соответствующими органами власти.
Объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории города либо территории района, находящиеся в собственности, владении или пользовании предприятий (организаций) и физических лиц.
К таким земельным участкам, в частности, относятся:
— земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в т.ч. колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;
— земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;
— земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства;
— земельные наделы, предоставленные отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства;
— земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;
— земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;
— земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
— земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;
— земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.
Не признаются объектами налогообложения:
1) земельные полосы, проходящие непосредственно вдоль линии государственной границы РФ на суше или по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водоема в соответствии с установленными Правительством РФ нормами, а также земельные полосы, участки, отводимые под контрольно-следовые полосы, линии связи, другие инженерные и инженерно-технические сооружения и объекты пограничной территории;
2) земли, отведенные под заповедники, национальные или дендрологические парки, ботанические сады;
3) земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, железными дорогами, аэродромами, а также занятые государственными предприятиями водных путей и гидросооружений;
4) земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также для обеспечения обороны и безопасности РФ.
5) земли, находящиеся в собственности, владении или пользовании религиозных объединений и используемые ими для ведения своей уставной деятельности.
Единицей налогообложения для сельскохозяйственных земель является 1 га, для городских земель — 1 кв. м.
Ставки земельного налога установлены как средние дифференцировано по сельскохозяйственным и городским землям. Введено зональное распределение земельных участков. Критерием распределения в частности для городских земель является их градостроительная и социально-экономическая ценность. Ставки также дифференцированы в зависимости от характера использования земли (промышленность, коммерческая деятельность, бытовое обслуживание населения и т.п.).
Конкретные ставки налога и арендной платы по землям городов определяются органами местного самоуправления. В частности, решением городской думы г. Таганрога № 496 от 24.12.98 утверждена схема разделения города на 18 зон градостроительно-экономической ценности. Введена временная шкала коэффициентов дифференциации земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли (табл. 6).
Таблица 6
Коэффициенты дифференциации
Зона градостроительно-экономической ценности |
Коэффициент |
1 |
0,5 |
2 |
0,6 |
3 |
1,0 |
4 |
1,1 |
5 |
1,2 |
6 |
1,3 |
7 |
1,4 |
8 |
1,5 |
9 |
1,6 |
10 |
1,7 |
11 |
1,8 |
12 |
1,9 |
13 |
2,0 |
14 |
2,1 |
15 |
2,2 |
16 |
2,3 |
17 |
2,4 |
18 |
2,5 |
Налог на землю — последние изменения 2021 года
- Если сумма налога после перерасчета получилась больше уплаченных в предыдущих периодах, то сумму оплаты оставят прежней (ст. 52 НК РФ).
- Теперь рост налога ограничен 10% в год по сравнению с предыдущим. Кроме земель на которых находится долгострой (п. 17 ст. 396 НК РФ).
- Увеличился список льготников, которым положен вычет 6 соток на один земельный участок, а именно многодетным семьям имеющим трех и более детей до 18 лет.
- В случаях изменения ВРИ, категории земли, а также площади новая кадастровая стоимость теперь учитывается с момента внесения сведений в ЕГРН (ст. 391 НК РФ).
- Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.
- В расчете налога будут применены новые данные кадастровой оценки земель (не во всех регионах).
Обратите внимание!
С 2015 года физические лица, в том числе предприниматели, не должны рассчитывать налог на землю самостоятельно. Это обязанность возложена на ИФНС. Уплата производится по налоговому уведомлению.
Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:
Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв
,
Кст
– кадастровая стоимость земельного участка (ее можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).
Д
– размер доли в праве на земельный участок.
Ст
– налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).
Объекты налогообложения
Объекты налогообложения, если говорить о земельном налоге, ─ это земельные участки, расположенные на территориях муниципальных образований или городов федерального значения ─ Москвы и Санкт-Петербурга. Земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, объектами налогообложения не являются.
Для земельных участков, находящихся в общей собственности, налоговая база рассчитывается при общей долевой собственности ─ пропорционально долям, а при общей совместной собственности ─ в равных долях.
Собственники помещений многоквартирного дома платят земельный налог за земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, пропорционально своим долям собственности. Если многоквартирный дом полностью принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, земельный участок, на котором он находится, земельным налогом не обкладывается.
Уплата земельного налога
Порядок и сроки уплаты земельного налога определяются органами местного самоуправления. Оплата земельного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельного участка. Уплатить земельный налог можно не только в отделениях банков, но и с помощью электронных сервисов банков-партнеров, заключивших соглашение с ФНС России.
Начиная с 2011 г. срок уплаты налога для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (налоговым периодом по земельному налогу является календарный год).
Срок уплаты налога для физических лиц ─ индивидуальных предпринимателей, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Не позднее этого срока предприниматели представляют налоговые декларации в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности. Величина налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется, как разница между размером налога, исчисленным по истечении налогового периода и суммой уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. (Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для индивидуальных предпринимателей могут быть предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу).
Налоговая декларация по земельному налогу может иметь различную форму: как «бумажную» (с приложением съемного носителя, содержащего данные в электронном виде установленного формата, или с использованием двумерного штрих-кода), так и электронную.
Для декларации, имеющей электронный вид, днем представления считается дата ее отправки.
Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в ИФНС лично или через своего представителя, а также направлена в виде почтового отправления с описью вложения.
Земельный налог: плательщики, объект налогообложения, ставки, порядок исчисления
Земельный налог — это обязательный безвозмездный платеж, который обязаны уплачивать лица — владельцы земельных участков.
Земельный налог является местным — это означает, что он начисляется и уплачивается на основании нормативных актов органов местного самоуправления о земельном налоге .
Местные органы представительной власти (органы законодательной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют:
- ставки налога в пределах, опрделенных ст. 394 НК;
- порядок и сроки его уплаты;
- могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования.
Иные элементы данного налога (в том числе объект , база, период) регулируются Налоговым кодексом РФ и не могут изменяться местными органами власти (пункт 4 статьи 12 НК).
Объектом налогообложения по правилам пункта 1 статьи 389 НК являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог .
Объект налогообложения земельным налогом — факт владения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками.
Пункт 2 статьи 389 НК предусматривает виды земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ).
Наосновании статьи 388 НК плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения) вправе не устанавливать отчетный период (ст. 393 НК).
Ставки земельного налога (статья 394 НК)(по состоянию на 01.09.2014)
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и согласно статье 394 НК не могут превышать:
- 0,3 % в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5 % в отношении прочих земельных участков.