Штраф за езду по выделенной полосе для общественного транспорта в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду по выделенной полосе для общественного транспорта в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.
Чем вызваны новые штрафы ГИБДД с 2022 года?
У нас другой взгляд на вещи – российские водители охотно нарушают правила, если их соблюдение требует «наступить на горло собственной песне». Особенно, когда поблизости не наблюдается сотрудника ГИБДД.
Между тем ДТП в России случается много и часто. Страдают и гибнут люди, в том числе и «правые», и «виноватые». О материальных потерях и говорить нечего. Да и корректное взаимовежливое поведение водителей на дороге пока еще является редкостью.
Как выглядит камера на выделенную полосу?
Дорожные фото- и видеокамеры обладают функционалом по распознаванию нарушений, совершаемых при пересечении, выезде и движении по выделенной полосе. За соблюдение ПДД следят:
- комплексы «Автоураган» и «Автодория» – в зависимости от поколения могут одновременно осуществлять контроль за несколькими полосами (до 4-х штук), отмечают выезд на выделенку и превышение скоростного режима;
- камеры с видеофиксацией «Автоураган-МС» – гибридная система, которую монтируют на автомобили полиции, при движении в транспортном потоке способны отследить многие нарушения ПДД;
- «Астра-Лаб» – комплексы, замечающие нарушение разметки и скоростного режима, способны контролировать несколько полос попутного направления;
- комплексы «Паркнет» и «Паркрайт» – отслеживают случаи неправильного движения по полосам, а также нарушение правил парковки (обычной, в платных зонах, на тротуарах).
Какие штрафы предусмотрены за пересечение сплошной
Штраф за пересечение сплошной линии разметки в 2023 году зависит от обстоятельств нарушения. Так, наказание за выезд на встречную полосу через сплошную назначается по одной статье КоАП РФ, а поворот или разворот – по другой. Если пересекать сплошную линию на обочине для остановки, то это не будет считаться нарушением, а если при маневрировании, то будет.
Для удобства читателей мы свели возможные варианты этих обстоятельств в таблицу.
Нарушение |
Статья КоАП РФ и наказание |
Выезд на встречную полосу через сплошную для объезда препятствия (внимание: пробка или остановившееся по правилам ТС не являются препятствиями!) |
ч. 3 ст. 12.15, штраф от 1 000 до 1 500 руб |
Движение по встречной полосе при пересечении сплошной, а также попытка завершить обгон через сплошную (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 12.15) |
ч. 4 ст. 12.15, лишение прав от 4 до 6 мес либо штраф 5 000 руб |
Повторное нарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 |
ч. 5 ст. 12.15, лишение прав на 1 год либо штраф 5 000 руб за выезд на встречную полосу с камеры |
Поворот налево или разворот через две сплошные |
ч. 2 ст. 12.16, штраф от 1 000 до 1 500 руб |
Остановка или стоянка при пересечении жёлтой сплошной |
ч. 4 и 5 ст. 12.16, штраф 1 500 руб, в Москве и Санкт-Петербурге – 3 000 руб |
Прочие нарушения, связанные с пересечением сплошной линии |
ч. 1 ст. 12.16, штраф 500 руб |
Предусмотренные взыскания за нарушение
Наказание за пересечение сплошной линии облагается в соответствии с положениями статьи 12.15 КоАП РФ. Нормативно-правовой акт регламентирует размер штрафа, налагающегося в следующих ситуациях:
- лицо нарушило правила расположения автомобиля на проезжей части;
- было осуществлено движение по обочине;
- произошло нарушение правил встречного разъезда;
- водитель ездил по велодорожке или тротуару;
- водитель, управлявший транспортным средством, скорость движения которого менее 30 км в час, не позволял другим машинам обогнать себя;
- человек самовольно занял место в движущейся транспортной колонне или пересек ее;
- был осуществлён выезд на встречные трамвайные пути или на встречную полосу при объезде препятствия.
Непосредственное пересечение сплошной предусмотрено только в последнем пункте. Однако все ситуации так или иначе касаются правил, которые регулируют особенности обгона, разъезда и общий порядок движения.
Наказание за езду по выделенной автобусной полосе в Москве, Петербурге и регионах
Движение по автобусной полосе для обычных автомобилистов допускается только в особенных случаях. Если такого исключения нет, а водитель оказывается на описываемом участке дороги, его ожидают взыскания.
Штраф за езду по автобусной полосе назначается в соответствии с главой 12 КоАП «Административные нарушения в области правил дорожного движения». Передвижение по данному участку при условии отсутствия оснований к такому действию рассматривается статьей 12.17 указанного документа. В ней речь идет об определении меры наказания тем участникам ДД, которые не предоставили преимущество маршрутному ТС или авто, на котором включен звуковой или световой спецсигнал.
-
Часть 1.1. Рассматривает нарушение, которое заключается в движении (или остановке) авто по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств. Мера наказания, которая будет применяться к нарушителю, заключается в выплате штрафа величиной 1500 рублей.
-
Часть 1.2. Рассматривает то же нарушение ПДД, но совершенное в определенных регионах, к которым относятся Москва и СПб. В такой ситуации величина взыскания будет выше, штраф составит 3 тыс. рублей.
Стоит отметить, что параллельно с описанной мерой наказания при определенной ситуации может использоваться и другая статья КоАП.
Если автомобилист совершил выезд на выделенную полосу, которая определяет движение в обратном направлении, наказание назначается исходя из статьи 12.15 КоАП (если при нарушении не была пересечена сплошная линия). Штраф составит от 1 до 1,5 тыс. рублей.
Взыскание в указанном размере будет иметь место только в том случае, если была необходимость объехать препятствие. Если же ее не было, то наказание определяется частью 4 этой же статьи и заключается в наложении штрафа размером 5 тыс. рублей или лишении права управлять транспортным средством на протяжении от 4 до 6 месяцев. Зафиксировать факт нарушения может и инспектор ГИБДД, и камера.
Другие штрафы, с которыми может столкнуться водитель, выезжая на автобусную полосу:
-
непредставление преимущества в движении общественному транспорту – 500 руб. (ст. 12.17 ч. 1 КоАП РФ);
-
помеха движению транспорта при остановки у края полосы (нарушение правил остановки) – 2000 руб. (ст. 12.19 ч. 4), в Петербурге и Москве – 3000 руб. (ст. 12.19 ч. 6).
Штраф за переезд стоп-линии, выписанный ГИБДД, можно оспорить в суде в течение 10 дней с момента его вынесения. Иск подают в мировой суд. Решение судьи, которое «засилило» прежнее, также обжалуют в 10-дневный срок, но уже в районном суде — в апелляционной инстанции.
Существует досудебный, внутриведомственный порядок оспаривания постановления. Водитель подает жалобу на решение инспектора вышестоящему должностному лицу. В ней указывает на значимые факты (что разметка была закрыта слоем снега или затерта, например), прикладывает фотографии и видео. Заявление по подчиненности также подают в 10-дневный срок с момента вынесения постановления.
Важно! Обращение по подчиненности может дополнить судебный иск. Водитель вправе подать жалобу сразу в 2 инстанции.
Существует мнение, что легче всего оспорить штраф ГИБДД с дорожной камеры. Действительно, недавно установленные устройства слежения не всегда корректно распознают выезд за линию и состояние самой линии. Но перед вынесением постановления сотрудники ГИБДД посматривают видео, поэтому результаты автоматической фиксации нарушений в большинстве случаев достоверны.
Чем регламентируется рядность движения
На помощь автомобилистам призваны знаки и дорожная разметка. Ориентируясь на них, водитель выбирает правильный способ передвижения. Все информационные знаки и таблички условно можно разделить на такие группы:
- указатели поворотов. Устанавливают перед поворотами на трассах, а также перед перекрёстками;
- знаки, ограничивающие скорость движения транспортных средств по определённому ряду или всей ширине дороги;
- информационная табличка, указывающая направление проезда на участке дороги. Широко применяется при организации одностороннего движения;
- направление транспортного движения по рядам. Устанавливают в том случае, если на участке дороги неравномерное число полос для следования в разные стороны;
- знаки, сообщающие о начале и завершении дорожной полосы;
- информационные таблички, ограничивающие передвижение некоторых видов ТС в определённое время на конкретном участке дороги.
Стоит помнить о тех случаях, когда информация на табличках противоречит разметке. В таких случаях следует действовать по указаниям знака. Даже в том случае, когда на дороге расположены временные знаки, необходимо придерживаться их.
При отсутствии специальных знаков необходимо ориентироваться на указания дорожной разметки.
Как не получить штраф
Указатели, которые находятся перед перекрестками, в большинстве случаев приводят к тому, что водитель теряется. Он не успевает среагировать на них и совершает неправильный проезд перекрестка. Это замечает инспектор ГИБДД и останавливает транспортное средство с целью наказать водителя. Избежать ответственности за подобное правонарушение или исключить возможность его совершения можно, если запомнить несколько нюансов.
- Если при перестроении водитель обращал внимание на знаки, а не на запрещающую разметку, то назначение штрафа неправомерно, так как знак главенствует над разметкой.
- Ограничения на скорость действуют только на ту полосу, на которой он установлен, по другой полосе можно ехать с иной скоростью, не запрещенной ПДД.
- Перестраиваться на перекрестке с круговым движением, оборудованным знаками для каждой полосы с направлением движения, можно в любое время; съехать с данного перекрестка можно только с крайнего правого ряда, если знак не указывает на совершение съезда иным образом.
- Дорожное полотно с тремя и более полосами для движения оборудуется не только основными, но и предупреждающими знаками, которые должны находиться на расстоянии 50-150 метров от основных. В противном случае, если водитель не успел перестроиться, ему предоставляется право на обжалование протокола об административном правонарушении.
Варианты передвижения
При выезде на дорогу с односторонним движением гражданин должен учитывать следующее:
- односторонняя дорога может иметь несколько полос (как и двухсторонняя) – тогда можно занять любую удобную полосу (если однонаправленная автодорога находится в населенном пункте);
- когда односторонняя имеет три либо более полосы, крайнюю полосу слева занимать можно исключительно при очень интенсивном дорожно-транспортном движении, или когда все остальные ряды заняты, или для целей перестроения на другой ряд, или поворота влево, разворота (в последнем случае — если дальше идет двухсторонняя дорога);
- заезжать на тротуары, обочины запрещается;
- перед началом любого маневра не стоит забывать подавать сигналы поворотниками;
- однонаправленная дорога может иметь выделенную автобусную полосу (обозначается указателями 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2) – заезжать на эту «выделенку» запрещено.
Правила проезда перекрестка с круговым движением
Читайте: Штраф за проезд стоп-линии в 2020 году
При пересечении кругового перекрестка в первую очередь следует соблюдать следующие правила движения:
- При въезде на перекресток автомобилист имеет право занимать любую из полос. При этом стоит руководствоваться дальнейшими действиями – держаться ближе к той стороне, в которую дальше будет совершен поворот. Центральную полосу чаще всего занимают тогда, когда планируется движение по прямой линии;
- При проезде перекрестка необходимо учитывать, что сам круг на нем согласно ПДД является главной дорогой, то есть предоставление преимущества – прямая обязанность того, кто въезжает на него;
- При необходимости совершить поворот вправо, автомобилист должен заблаговременно занять правую полосу, не создавая при этом препятствий движению других авто;
- Совершение левого поворота также предполагает необходимость занять ближайшую полосу к дальнейшему направлению. При этом стоит быть предельно внимательным, поскольку для совершения такого маневра иногда приходится пересекать несколько полос;
- Выезд из перекрестка должен осуществляться из правого ряда. В таком случае необходимо обращать внимание на то, что на таком перекрестке допускается осуществлять обгон. При необходимости остановки сразу же после проезда участка следует помнить о том, что такое действие разрешено только через 5 метров от него;
- При наличии установленных светофоров стоит руководствоваться их знаками. При его отсутствии стоит обращать внимание на установленные дорожные знаки или двигаться с учетом общих норм и правил проезда перекрестка.
Движение задним ходом
Немало споров до недавнего времени вызвал вопрос наказания за движение задним ходом на дорогах с односторонним движением. В 2012 году Верховный Суд решил этот вопрос, опубликовав комментарии к данному вопросу и применению ряда других спорных статей административного кодекса.
Запомните! Так, наказать за осуществление данного маневра на дорогах и полосах с односторонним движением могут лишь в ситуациях, описанных ниже:
- не запрещено движение задним ходом, если данный маневр не создает препятствий другим участникам движения, а также аварийных ситуаций, безопасен, при этом обусловлен сложившейся дорожной обстановкой, например, объездом препятствия,
- наказание следует лишь за неправильное маневрирование, при этом применяется мера пресечения за въезд на дорогу с односторонним движением.
Так, не имея на такое движение видимых причин и обстоятельств, злоупотреблять этим маневром нельзя.
Жалоба на постановление об административном правонарушении.
Перечень статей КоАП РБ, регламентирующих ответственность за нарушение ПДД (штрафы по линии МВД ГАИ Беларуси)
✅ Статья 18.1 КоАП РБ
✅ Статья 18.2 КоАП РБ
✅ Статья 18.8 КоАП РБ
✅ Статья 18.10 КоАП РБ
✅ Статья 18.11 КоАП РБ
✅ Статья 18.12 КоАП РБ
✅ Статья 18.13 КоАП РБ
✅ Статья 18.14 КоАП РБ
✅ Статья 18.15 КоАП РБ
✅ Статья 18.16 КоАП РБ
✅ Статья 18.17 КоАП РБ
✅ Статья 18.18 КоАП РБ
✅ Статья 18.19 КоАП РБ
✅ Статья 18.20 КоАП РБ
✅ Статья 18.21 КоАП РБ
✅ Статья 18.22 КоАП РБ
✅ Статья 18.23 КоАП РБ
✅ Статья 18.24 КоАП РБ
✅ Статья 18.25 КоАП РБ
✅ Статья 18.26 КоАП РБ
✅ Статья 18.28 КоАП РБ
✅ Статья 18.29 КоАП РБ
✅ Статья 18.36 КоАП РБ
✅ Статья 18.37 КоАП РБ
Примечание. Не является административным правонарушением нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее совершение дорожно-транспортного происшествия, о котором в соответствии с законодательными актами водитель вправе не сообщать в Государственную автомобильную инспекцию, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников ГАИ.
Статья 18.1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций
1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом
Административная ответственность за нарушение | ||
222–1850 руб. | от 6 до 50 б.в. |