Права несовершеннолетних детей в семье

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права несовершеннолетних детей в семье». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно закону «защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями». Родители — это законные представители своих детей, наделенные правом (и обязанностью) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. То есть отец и мать, руководствуясь законом, обязаны защищать права детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни.

Право ребенка на защиту.

Семейный кодекс защищает ребенка от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, уполномоченных законом отвечать за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если он достиг 14-летнего возраста.

В случае угрозы жизни и здоровью ребенка, нарушения его прав и законных интересов в семье граждане или должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т.д.), которым стали известны эти факты, обязаны сообщить о них в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Вышеупомянутые органы в рамках своих полномочий должны принять соответствующие меры.

С момента рождения ребенок приобретает данное право. Имя включает в себя фамилию, собственно имя и отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Семейный кодекс РФ определяет порядок присвоения ребенку имени, отчества и фамилии. Имя дается по соглашению родителей, а отчество — по имени отца. Фамилия ребенку дается по фамилии родителей; в случае если фамилии родителей разные — по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. Возникающие между родителями разногласия по поводу фамилии или имени детей (при разных фамилиях родителей) решаются органами опеки и попечительства.

В случае неустановленного отцовства имя ребенку дается по желанию матери, отчество — по имени лица, записанного в актовой записи о рождении ребенка в качестве его отца, а фамилия — по фамилии матери.

По совместной просьбе родителей имя и фамилия ребенка (при разных фамилиях родителей) могут быть изменены органами опеки и попечительства исходя из интересов ребенка до достижения им 14 лет. Причинами этого могут быть неудачное сочетание имени и отчества, трудности произношения последних и др. По достижении ребенком десятилетнего возраста изменение имени и фамилии возможно лишь с его согласия.

Если родители проживают раздельно (причины не имеют значения), тот из них, с которым ребенок проживает постоянно, имеет право просить о присвоении ребенку своей фамилии, которую заявитель носит на момент обращения (добрачную, по второму браку). Исходя из интересов ребенка и только с его согласия вопрос решается органом опеки и попечительства при условии достижения им десятилетнего возраста. Что касается мнения другого родителя, оно обязательно учитывается, однако для принятия окончательного решения о перемене фамилии ребенку не является решающим. Как уже было сказано, изменение фамилии ребенка производится исключительно в его интересах.

Приведем пример.
Ребенок, носящий фамилию отца, проживает с матерью, ее новым мужем и детьми от повторного брака (у всех другая фамилия). Отец возражает против изменения фамилии, что, безусловно, отражается на интересах ребенка, оказавшегося в затруднительном положении — ему приходится отвечать (в школе, во дворе и т.д.) на мучительные для него вопросы по поводу разных фамилий членов семьи.

Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка

Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.

Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.

Читайте также:  Таблица штрафов за нарушения кассовой дисциплины

За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.

Конвенция о правах ребенка.

К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 – Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья – соотечественники) и международном (принимающая семья – иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.

Идея особого отношения к детям, совершившим преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Семилетнего малыша могли заточить в тюрьму, привести к присяге, пытать.

Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».

Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 – начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.

Правда, первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится опять-таки к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах.

В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних»».

Однако в 1918 Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.

Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.

Читайте также:  В ФСС назвали максимальный размер выплат по больничному в 2023 году

Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.

Законодательное регулирование вопроса

Защита интересов регулирует Семейный Кодекс прав ребенка РФ, а также нормативные документы на международном уровне. Перечислим все акты законодательства:

  1. Конституция РФ.
  2. Закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  3. Закон №273-ФЗ «Об образовании».
  4. Закон №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
  5. СК РФ.
  6. Уголовный кодекс России.
  7. Уставы, обуславливающие работу детских школьных и дошкольных учреждений.

Что касается документации международного порядка, то таковыми являются:

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Декларация прав ребенка.
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Имущественные права и обязанности детей, не достигших 18 лет

У каждого малыша имеется право на материальное и финансовое обеспечение со стороны родителей, и это право распространяется на всех детей, не достигших совершеннолетнего возраста. При этом сам ребенок тоже может быть собственником любого имущества или владеть определенной денежной суммой. Однако распоряжаться собственным имуществом малыш сможет только в том случае, если будет признан полностью дееспособным.

Дополнительно к имущественному праву можно отнести возможность получения половины от получаемых от одного из родителей алиментов. Однако это право не распространяется на детей, которые проживают с материально обеспеченным родителем.

Возраст, с которого ребенок может распоряжаться собственным имуществом, — 14 и более лет.

Основные принципы конвенции

В Конвенции о правах ребенка перечислено 4 общих основных принципа:

  1. Запрет на неравное обращение.
  2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка.
  3. Обеспечение существования ребенка и его развитие.
  4. Уважение взглядов и интересов ребенка.

Именно эти 4 принципа лежат в основе Конвенции. Они составляют стандарт общества, доброжелательного к ребенку.

Соблюдая вышеперечисленные принципы, ребенок сможет развиваться гармонично и реализовывать все свои способности.

Запрет на неравное общение объясняется тем, что все дети имеют одинаковые права и нельзя с одним ребенком общаться хуже по причине иного пола, национальности, происхождения, состояния здоровья.

Детей, которые отличаются от большинства, всегда хотят загнать в рамки, чтобы они были, как все. Поэтому такие дети наделены особыми правами — позитивной дискриминацией.

Они не должны чувствовать себя ограниченными в возможности вести счастливую и полноценную жизнь.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка. Один из основных принципов Конвенции ставит интересы ребенка на первое место. Принимая решения и планируя свои действия, всегда нужно учитывать интересы ребенка.

Большое значение в соблюдении данного принципа играет умение выслушать ребенка и принять во внимание его мнение.

Обеспечение существования и развития. Все дети имеют право на жизнь и развитие. Основная обязанность родителей — это сделать все возможное для того, чтоб ребенок имел возможность нормально развиваться и реализовывать собственные способности и навыки.

При этом государство должно предложить родителям всевозможную помощь, поддержку и консультирование по определенным вопросам.

Если, несмотря на предоставленную помощь государства, родители все равно не могут обеспечить ребенка необходимыми условиями, государство должно взять эту обязанность на себя.

Уважение к взглядам ребенка. В любых вопросах, которые касаются ребенка, необходимо не только прислушиваться, но и учитывать его мнение. Данный принцип следует соблюдать во всех аспектах жизни ребенка.

Согласно конвенции, которая действует и в 2021 году, права ребенка должны быть на первом месте. Этот принцип касается:

  • семьи;
  • органов власти;
  • судов;
  • государственных и частных институтов.

Но, к сожалению, интересы ребенка трактуют по-разному. При обращении с ними может проявляться определенный негатив.

Таким образом, ребенок, в отношении которого допускалось физическое насилие, вырастает уже со сформированным садистским мышлением.

Права и обязанности усыновленных детей

Ребенок в приемной семье также обладает правами, гарантированными законом. Стоит выделить, что усыновленные дети не теряют правомочия на общение со своими биологическими родителями, однако подобное желание должно согласовываться с новыми родителями. В случае возникновения спорных ситуаций, они регулируются органами опеки и попечительства.

Усыновленный ребенок имеет право:

  • рассчитывать на государственную защиту;
  • выражение мнения;
  • получение пенсий, льгот и пособий;
  • на хранение личного имущества, к примеру, фотографий биологических родителей и других семейных реликвий;
  • иметь собственную территорию;
  • знать правду о своем усыновлении и сведения о биологических родителях;
  • самостоятельно выбирать друзей;
  • отказаться от своей приемной семьи, в случае недопонимания или психологического воздействия.

Помимо прав, закон устанавливает и перечень обязанностей, которые он должен соблюдать. Приемный ребенок должен исполнять определенные обязанности по дому, выполнять различные поручения новых родителей, соблюдать правила гигиены, которые установлены в новой семье. Также гражданин, не достигший совершеннолетия, обязан уважать и прислушиваться к мнению остальных членов семьи, бережно относиться к имуществу и заботиться о новой семье, в случае необходимости.

Права и обязанности ребенка в семье

Права ребенка – это в первую очередь, права человека. Поэтому совершенно не имеет никакого значения, где именно воспитывается несовершеннолетний – в своей родной семье, или в приемной.

Соблюдать эти права – обязанность взрослых, ведь зачастую, ребенок сам не может толком сформулировать и защитить свое право мыслить, выражаться и иметь свою собственную территорию.

Об этом должен позаботиться взрослый человек, ухаживающий за данным ребенком.

Став немного постарше, ребенок начинает понимать, что помимо прав, у него есть обязанности, которые также обязательны для исполнения, но теперь уже им самим.

Чтобы не ошибиться в существующих правах и обязанностях родного ребенка, стоит внимательно изучить их и стараться всеми разумными способами соблюдать.

Предусматривается целый спектр разнообразных прав и обязанностей, являющихся обязательными для соблюдения несовершеннолетним ребенком. Правами следует руководствоваться, знать их и не допускать умышленного нарушения близкими и посторонними людьми.

В законодательном акте выделяется целая глава, подробно рассматривающая, данный вопрос. Чтобы не навредить своему ребенку, следует внимательно изучить этот акт и выяснить, какими правами, кроме гражданских, обладает ребенок.

Перечень основных прав ребенка

Все права детей закреплены в семейном законе, а именно в 11 главе. Согласно ее положениям, ребенок обладает перечнем прав:

  • воспитываться в семье, где он будет получать развитие и образовательные навыки. Данные положения охарактеризованы в 54 ст;
  • несовершеннолетний имеет право общаться с родителями и с другими людьми, с которыми они связаны родственными узами. Подобное правило предусматривается 55 ст настоящего кодекса, оно действует даже если родители не состоят в официальных брачных отношениях;
  • в 56 статье указывается, что каждый ребенок вправе рассчитывать на защиту его законных интересов;
  • каждый ребенок, вне зависимости от своего возраста, может выражать свои мысли и взгляды, при чем с его мнением должны считаться (ст 57);
  • согласно 58 статье СК РФ самыми главными правами (иметь имя, фамилию и отчество) он наделяется законодательством с рождения;
  • в 59 ст. указывается, что несовершеннолетний имеет право сменить свои личные данные по достижению 14 лет, когда будет получать паспорт России;
  • все малыши с рождения имеют право на предоставление им части жилья от родителей. Это правило указывается в 60 ст.

Права несовершеннолетних детей

Определение 1

Право несовершеннолетних детей – это обязательные права и свободы, которыми обладает любой несовершеннолетний ребенок (лицо, не достигшее 18-летнего возраста) вне зависимости от пола, расы, языка, места рождения и проживания, религиозной принадлежности, социального или национального происхождения, сословного, имущественного или иного положения.

Действующее в России семейное законодательство строго защищает права и интересы детей.

Замечание 1

Согласно статье $54$ Семейного кодекса РФ, ребенком считается лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста, то есть $18$ лет. Способность детей приобретать права возникает с момента их рождения.

В $1990$ году Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН о правах ребенка, и с этого момента в отечественном законодательстве дети стали субъектами, а не объектами права, как было установлено ранее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *