Право на пенсию: категории лиц, условия назначения выплат

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на пенсию: категории лиц, условия назначения выплат». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

Кто получает государственную пенсию


В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.


Три уровня пенсионной системы

Пенсионная система в России состоит из 3 уровней: обязательное пенсионное страхование, а также государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Рассмотрим их подробнее.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ее составляющие части, в свою очередь – это страховая и накопительная пенсии. О них мы поговорим позднее.

Государственное обеспечение. Пенсии формируются за счет денег из федерального бюджета. Они выплачиваются военным, космонавтам, летчикам при выслуге лет или нанесении вреда их здоровью (инвалидности). Также ежемесячная компенсация этого вида может назначаться:

  • людям, пострадавшим в природных катастрофах, и их семьям;
  • социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам, которые не могут получать страховую пенсию по ряду причин.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Это негосударственная пенсия, которая складывается из:

  • самостоятельных взносов вкладчика,
  • взносов работодателя;
  • дохода, который был получен от инвестиций.

Кто начисляет пенсию в случае с НПО? Это делает негосударственный пенсионный фонд (НПФ), с которым будущий пенсионер добровольно заключил договор. Он же будет выплачивать негосударственную пенсию по достижении возраста, указанного в договоре НПО.

Как проводится расчет пенсии?

В расчете используется следующая формула:

СП = ФВ * К + ПК * С * К, где:

  • ФВ – фиксированная пенсия (та часть, которая будет гарантированно выплачена);
  • К – премиальный коэффициент;
  • ПК – годовой индивидуальный коэффициент;
  • С – стоимость одного балла.

Индивидуальный коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

ИПК = СВ / СВmax х 10, где:

  • СВ – страховые взносы, которые выплачивает работодатель;
  • СВmax – максимальный объем страховых взносов по тарифу 16%.

Расчет льготной пенсии осуществляется в стандартном порядке. Однако существуют исключения. Размер пенсии для военнослужащих рассчитывается особым образом:

(ОВД + ОВЗ + НВЛ) * 0,55 + 0,03, где:

  • 3% — коэффициент, который начисляется за каждый год службы сверх стажа;
  • ОВД – оклад;
  • ОВЗ – выплаты за звание;
  • НВЛ – надбавка, определяемая выслугой;
  • 0,55 – % от стабильных выплат.

В данной формуле учтены дополнительные значения, которые актуальны именно для военнослужащих.

Порядок оформления страховой пенсии

Пенсия назначается на основании заявления и предоставления дополнительных документов и справок.

Для оформления пенсии необходимо обратиться в ПФР с заявлением. К нему приложить следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, возраст и место жительства;

  • трудовую книжку или иные документы, подтверждающие страховой стаж;

  • справку об инвалидности при наличии;

  • документы по потере кормильца при наличии (свидетельство о смерти, подтверждение иждивения и нетрудоспособности);

  • другие документы для досрочного выхода на пенсию при наличии.

Страховая и военная пенсии

Пенсионное обеспечение военнослужащих, сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и других силовых органов проходит по совершенно отдельному законодательству. Они, прослужив определенный период, получают право на пенсию по выслуге лет. И эта пенсия определяется как определенный процент от денежного довольствия на соответствующей должности и в соответствующем звании, с понижающими коэффициентами (от 0,5 до 0,85 – за выслугу лет, и фиксированные 0,7368 общего понижающего коэффициента).

Учитывая, что военнослужащий может выйти на пенсию по выслуге лет в достаточно молодом возрасте (например, набрав 20 лет выслуги в районах Крайнего Севера вдвое быстрее календарных лет), некоторые оказываются на «гражданке» в 40 лет и с относительно невысокой пенсией (меньше, чем было денежное довольствие во время службы).

Российская и белорусская пенсии

Международные соглашения об условиях выплаты пенсий гражданам – очень сложные документы, но именно они определяют, на какое государство возлагается ответственность по выплате пенсий тем, кто успел поработать в 2-3 странах и остался жить на пенсии в одной из них. Самым первым таким было Соглашение стран СНГ – по нему пенсию выплачивает та страна, где фактически проживает пенсионер (но с учетом стажа, который он заработал в других странах – участницах Соглашения). Похожие документы Россия подписала с рядом других стран.

Но еще в 2006 году между Россией и Белоруссией было подписано новое Соглашение, которое ввело новый принцип выплаты пенсий – каждая страна выплачивает свою часть пенсии. Работает все это так:

  • за стаж в советский период пенсию платит та страна, где фактически живет пенсионер;
  • за период после 13 марта 1992 года пенсию платит та страна, где работал человек;
  • если у пенсионера достаточно стажа и пенсионных прав, он может оформить пенсию в той стране, где живет – и ему зачтут стаж в другой стране (но в случае со стажем в России это работает только до 2002 года).

Другими словами, имея достаточно стажа в России и Белоруссии, пенсионер будет получать пенсию от обеих стран (хотя фактически выплачивать ее будет та страна, где он живет – а потом Пенсионные фонды проведут взаиморасчеты на межгосударственном уровне).

А с 2021 года вступило в силу соглашение на уровне ЕАЭС – в него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Условия несколько отличаются от соглашения РФ и РБ – по соглашению ЕАЭС принцип «каждая страна платит за трудоустройство в ней» работает только с момента вступления в силу документа (то есть, только с 2021 года). За предыдущие годы пенсии будут начисляться, как и раньше, кроме Белоруссии.

Правда, в этом соглашении есть и новшество – при невозможности подтверждения зарплаты в другой стране (из списка ЕАЭС) Россия готова добавить по 1 пенсионному баллу за каждый год работы – это поможет выйти на пенсию и получить за этот стаж хоть что-то.

Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).

Глава 1 «Общие положения»:

1) дает понятия:

– трудовой пенсии;

– страхового стажа;

– расчетного пенсионного капитала;

– установления трудовой пенсии;

– индивидуального лицевого счета;

– специальной части индивидуального лицевого счета;

– пенсионных накоплений;

– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.

Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:

– периоды, входящие в страховой стаж;

– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;

– порядок исчисления страхового стажа.

Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).

Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:

– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;

– сроки назначения трудовой пенсии;

– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;

– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;

– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;

– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;

– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;

– удержания из трудовой пенсии.

Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:

– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;

– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;

– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.

Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Пенсия по старости на льготных основаниях

Досрочно выйти на пенсию смогут четыре категории граждан:

  • безработные пенсионеры. Не все, право воспользоваться льготой дает трудовой стаж 20 и 25 лет для женщин и мужчин соответственно? при условии, что до пенсионного возраста им осталось менее двух лет;
  • имеющие длительный трудовой стаж. 42 года стажа (мужчины) и 37 лет (женщины) снижают возраст выхода на пенсию на два года.

Что примечательно, под обе эти категории подходят только женщины 1966 г.р. и мужчины 1961 г.р.

  • женщины с детьми. Еще одна категория граждан, которая имеет право на досрочный выход на пенсию в 2023 году. Количество детей, необходимых для получения льготы, зависит от года рождения женщины. Но трудовой стаж при этом должен быть не менее 15-ти лет;
  • выработавшие льготный стаж. Медицинские работники, педагоги, представители творческих профессий должны знать, что их профессий коснулись изменения – в 2023 году на пенсию им не выйти.

Досрочная пенсия по старости

​ перерасчет страховой доли.​ расчет размера страховых​ субъектов, имеющих право​​ пенсии: страховую и​​ государственной гражданской службы​ 81 копейка в​ государственному пенсионному обеспечению,​​ нет записей о​​ фиксированная выплата;​

  • ​ получит увеличение фиксированной​ пенсию по старости).​ пенсии по старости​ 1, № 2,​ по беременности и​ пенсии. Так для​Необходимый минимальный страховой стаж.​
  • ​ ПФР дополнительных взносов​Как было сказано выше,​ пенсий по старости:​ на досрочное пенсионное​ накопительную. Теперь​ не менее 25​ месяц​ утвержденный приказом Министерства​ переименовании предприятия, сведения​оставшуюся сумму делим на​

Индексация пенсий в 2019 году пенсионерам

Согласно подписанному президентом указу, в 2019 году всех пенсионеров, независимо от вида получаемых ими выплат, ждет индексация на 7,05%. Они получили ее в два этапа, последний из которых произошел 1 апреля 2019 года. Однако увеличение произошло не от той суммы, которую граждане получали.

Повышение предполагает индексацию базовой части пенсии, без учета единовременных выплат. Таким образом, гражданам действительно увеличили страховую часть пенсии, уменьшив другие выплаты. Учитывая это, был издан новый указ о возврате единовременных выплат, так как граждане не смогли увидеть реального увеличения своих доходов. Таким образом, индексация позволила дополнительно получать от 500 до 1 100 рублей.

Однако не всем положено увеличение пенсионных выплат. Если гражданин продолжает трудовую деятельность официально, то ему не проводили индексацию. Для увеличения своего дохода ему необходимо было уволиться. Поэтому многие граждане уходили с работы на пару месяцев для получения перерасчета, а потом снова возвращались к своим трудовым обязанностям.

Переход на другой вид пенсии

Такое предполагается, но для этого необходимо обратиться к сотрудникам ПФР и написать соответствующее заявление. При этом надо уточнить заранее целесообразность такого перехода, так как по другому виду выплаты сумма может оказаться меньше.

Стоит отметить, что при смене региона необходимо прикрепиться к отделению ПФР по месту нахождения. При этом размер пенсии изменится. Так, если гражданин получал добавочный коэффициент, проживая в северных регионах, а переехал, например, в Краснодар, то ему эта надбавка будет не положена. Таким образом, его доход снизится.

Если жена планирует отказать от своей пенсии и получать доходы супруга после его смерти, то надо понимать, что выплаты будут производиться не в полном объеме. Обычно предоставляет 40% от выплат супругу. Таким образом, не всегда это выгоднее.

Размер пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Размер пенсий устанавливают статьи 14-18 Закона о государственном пенсионном обеспечении:

  • Статья 14 Закона фиксирует размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих — 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности);
  • Статья 15 Закона устанавливает размеры пенсии военнослужащих и членов их семей — определяются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом, пенсия по инвалидности военнослужащим, которые проходили службу в качестве матросов, солдат, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причин наступления инвалидности:
  1. если инвалидность наступила вследствие военной травмы: инвалидам I группы — 300 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 250 процентов; инвалидам III группы — 175 процентов;
  2. если инвалидность наступила вследствие заболевания, полученного в период службы: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 200 процентов; инвалидам III группы — 150 процентов.
  • Статья 16 Закона фиксирует размеры пенсий участникам ВОВ и гражданам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда»:
  1. пенсия по инвалидности участником ВОВ составляет: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 200 процентов; инвалидам III группы — 150 процентов;
  2. пенсия граждан, награжденных знаком блокадного Ленинграда, составляет: инвалидам I группы — 200 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 150 процентов; инвалидам III группы — 100 процентов.
  • Статья 17 Закона регламентирует размеры пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей:
  1. гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или заболевания связанных с радиационным воздействиям в результате катастрофы ЧАЭС или с работами по ликвидации последствий катастрофы размер пенсии составляет – 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек);
  2. гражданам, проживающим или работающим в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения — 200 процентов;
  3. гражданам, ставшими инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС или другой радиационной катастрофе: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (10 068 рублей 53 копейки); инвалидам II группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам III группы — в размере, равном разнице между 250 процентами размера социальной пенсии и 125 процентами размера указанной пенсии;
  4. пенсию по утере кормильца назначают: детям, потерявшим обоих родителей — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); другим нетрудоспособным членам умершего кормильца — 125 процентов размера социальной пенсии.
  • Статьи 17.1 и 17.2 устанавливают размеры пенсии для граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.
  • Статья 18 Закона регламентирует размеры социальной пенсии нетрудоспособных граждан в следующих размерах:
  1. гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам II группы (исключения инвалиды детства), гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет, несовершеннолетним и старше (обучающихся на очной форме), потерявшим одного из родителей — 5 034 рубля 25 копеек в месяц;
  2. инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 12 082 рубля 6 копеек в месяц;
  3. инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, несовершеннолетним и старше (обучающимся на очной форме), потерявшим обоих родителей — 10 068 рублей 53 копейки в месяц;
  4. инвалидам III группы — 4 279 рублей 14 копеек в месяц.

Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач. Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

В 1971 г. В.С. Андреев обратил внимание на то, что пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

Эта идея, хотя и нашла поддержку среди ученых, не была ими развита в дальнейших исследованиях, а фактически лишь воспроизведена в работах его последователей: М.Л. Захарова, И.В. Гущина, В.Ш. Шайхатдинова и других.

Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие авторы придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

материальные и процедурные пенсионные отношения– по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

 тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлениюсредствами этих фондов.

Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике.

Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

 пенсий по возрасту;

 пенсий по инвалидности;

 пенсий по случаю потери кормильца;

 пенсий за выслугу лет;

 установления (назначения) пенсий.

Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусматривает три вида пенсий для военнослужащих и членов их семей:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по инвалидности;

Читайте также:  Как принять на работу иностранца в 2023 году

3) пенсия по случаю потери кормильца. Государственная пенсия по инвалидности назначается и выплачивается лицам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» перечисленным категориям военнослужащих назначается государственная пенсия по инвалидности, если инвалидность наступила в период прохождения военной службы или в течение трех месяцев после увольнения с военной службы. По истечении трех месяцев со дня увольнения с военной службы государственная пенсия может быть назначена этим военнослужащим только в том случае, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения ими военной службы.

Основаниями для назначения государственной пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших службу по призыву в качестве солдат, матросов сержантов и старшин, являются:

1) нетрудоспособность члена семьи – государственная пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается только нетрудоспособным членам их семей;

2) гибель или смерть военнослужащего. Государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается членам семей военнослужащих только при наличии обоих оснований.

Пенсия назначается:

1) в случае гибели военнослужащего в период прохождения им военной службы;

2) в случае гибели военнослужащего в течение трех месяцев после увольнения с военной службы;

3) в случае смерти военнослужащего по истечении трех месяцев со дня увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

По установленному законом правилу лицо теряет право на пенсию по инвалидности, если инвалидность наступила вследствие совершения им преступления. То же правило распространяется на лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Если смерть или инвалидность кормильца наступили вследствие совершенного им преступления, то нетрудоспособным членам его семьи вместо пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца назначается социальная пенсия.

Установленная пенсия за выслугу лет, назначается и выплачивается военнослужащим в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей». В соответствии с законом право на пенсионное обеспечение приобретает основная часть всех категорий военнослужащих.

Статья 1 вышеназванного Закона устанавливает перечень лиц и их семей, имеющих право на пенсионное обеспечение. К ним относятся: лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, проходившие военную службупо контрактув качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в:

1) Вооруженных Силах Российской Федерации;

2) Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;

3) Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации;

4) внутренних и железнодорожных войсках;

5) федеральных органах правительственной связи и информации;

6) войсках гражданской обороны;

7) органах федеральной службы безопасности;

8) органах внешней разведки,

9) иных воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в:

а) Вооруженных Силах СССР;

б) органах комитета государственной безопасности СССР;

в) внутренних и железнодорожных войсках СССР;

г) других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством СССР.

Если указанные лица проживают на территории государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, то право на пенсионное обеспечение по российскому законодательству они приобретают только в том случае, если в этих государствах не предусмотрено пенсионное обеспечение на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу. На равных основаниях с военнослужащими право на пенсионное обеспечение, в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» имеют:

1) лица, которые в период Великой Отечественной Войны занимали командные должности, соответствующие офицерским в советских партизанских отрядах и соединениях и их семьи;

2) бывшие военнослужащие, которые в период ВОВ занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьи;

3) лица, состоявшие на сверхсрочной военной службе;

4) женщины, проходившие в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, – этой категории лиц пенсии назначаются на тех же основаниях, что и лицам, проходившим военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

Право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц» предоставляется военнослужащим:

1) имеющим на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более;

2) по достижении предельного возраста, достигшим на день увольнения 45-летнего возраста и имеющим общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, не менее 12 лет и шести месяцев из которых составляет военная служба.

Пенсия по инвалидности в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» назначается военнослужащим всех категорий, за исключением военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Пенсия по инвалидности назначается на тех же основаниях, что и по Закону «О государственном пенсионном обеспечении»:

1) если инвалидность наступила в период прохождения военной службы;

2) если инвалидность наступила в течение трех месяцев после окончания военной службы;

3) если инвалидность наступила по истечении трех месяцев со дня окончания военной службы, но вследствие контузии, увечья, ранения или заболевания, полученных во время прохождения военной службы.

Пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» назначается лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, а также проходившим военную службу по контрактув качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в том же порядке, в каком она назначается по ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *