Порядок возбуждения уголовного дела
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок возбуждения уголовного дела». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Отдельный протокол принятия устного заявления не составляется.
Порядок возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника полиции
Заявление о преступлении – это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сопровождаемое просьбой о привлечении лица, виновного в его совершении, к уголовной ответственности. Официальное уведомление дознавателя, органа дознания, следователя о преступлении, не содержащее такой просьбы (письмо), не является поводом для возбуждения уголовного дела в смысле п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ и относится к полученному из «иных источников», предусмотренных п. 3 ч. 1 ст.
140 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной – это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Сущность явки с повинной заключается в том, что лицо, совершившее преступление, заявляет об этом преступлении и своем участии в нем в правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование по факту такого преступления. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (сведения о преступлении передаются по телефону, телефаксу, телеграфу и т. п.), его заявление оформляется в порядке, установленном для случаев обнаружения признаков преступления из иных, нежели заявление, источников информации, т. е. рапортом об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ).
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. В соответствии со ст. 143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, нежели указанные в ст.
141 и 142 Кодекса (заявление о преступлении и явка с повинной), принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.
В этом случае заявитель должен обратиться к мировому судье. Именно он принимает заявление от потерпевшего.
Все обстоятельства и характеристика преступления, которые узнает дознаватель, будут изложены на бумаге и заверены подписью работника органа дознания.
При рассмотрении таких дел невозможно примирение сторон. Заявление также пишется на имя мирового судьи. Дело частно-публичного обвинения, описанное в статьях 131,132, 137-139, 145-147, 159-159.6, 160, 165 УК РФ Завести дело нельзя просто так, для этого необходимы веские основания.
Когда и как возбуждается уголовное дело?
Уголовное дело возбуждается следователем, руководителем следственного органа, органом дознания или дознавателем, а по уголовным делам частного обвинения – судом путем направления соответствующего заявления заявителем непосредственно в суд. Для возбуждения уголовного дела следователь или дознаватель выносит постановление о возбуждении уголовного дела, в котором указываются:
- дата, время и место вынесения;
- сведения о сотруднике, принявшем решение;
- наличие согласия начальника следственного отдела или надзирающего прокурора;
- основание и повод для возбуждения уголовного дела;
- часть статьи и статья УК РФ, по которой возбуждается уголовное дело;
- лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело;
- сведения о направлении копии постановления прокурору.
Основания прекращения уголовного дела и преследования
Уголовное дело не возбуждается вовсе, если имеются основания, исключающие преследование. В ситуации, когда дело было возбуждено, оно подлежит прекращению.
Разница между прекращением уголовного преследования имеется. Если прекращается преследование, то рассмотрение дела продолжается, так как это касается конкретного подозреваемого или обвиняемого. Если же прекращается дело, то процесс закрывается вовсе.
Есть несколько оснований для прекращения уголовного дела:
- Примирение сторон. Возможно по заявлению потерпевшего, при наличии признаков примирения, компенсации ущерба.
- Назначение наказания в виде штрафа. Для этого в суд должно поступить ходатайство органов следствия. Ситуация возможна только по отношению к делам небольшой и средней тяжести.
- Деятельное раскаяние. Если рассматривается дело небольшой или средней тяжести, при этом произошло примирение, у обвиняемого нет судимости, оно содействовало следствию и возместило ущерб потерпевшему, с согласия сторон процесс может быть прекращен.
- Возмещение ущерба. Лицо освобождается от наказания, если рассматривается экономическое преступление и ущерб компенсируется в полном объеме.
Законодательством в качестве одного из основных направлений деятельности прокурора определен надзор за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов на досудебном этапе уголовного процесса. Основные полномочия прокурора в этой сфере закреплены в нормах УПК РФ, в частности в ст. 37.
Пожалуй, самый значительный объем работы на этом направлении приходится на обеспечение законности и обоснованности принимаемых поднадзорными органами процессуальных решений. Это касается и решений о возбуждении уголовных дел и об отказе в их возбуждении.
В частности, сразу после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела его копия должна быть направлена прокурору. Он изучает этот документ, материалы проверки.
В случае если решение по итогам изучения он признает незаконным и необоснованным, он вправе в течение суток с момента получения материалов дела отменить его своим мотивированным постановлением.
Отменить возбуждение вправе руководитель следственного органа (если оно вынесено его подчиненным). Сроки для этого не установлены.
Прокурор наделен полномочиями не только для предотвращения незаконного возбуждения уголовных дел, но и для того, чтобы не допустить незаконного отказа в возбуждении дела и укрытия имевшего места преступления. В этом случае в определенном УПК РФ и ведомственными приказами порядке он может отменить незаконное постановление, которым в возбуждении дела отказано.
Обжалование постановления о возбуждении дела
Все действия и решения должностных лиц, вовлеченных в уголовный процесс на любой его стадии, могут быть обжалованы. В число таких решений входит и постановление о возбуждении уголовного дела.
Правом на обжалование наделены:
- участники процесса (потерпевший, подозреваемый, их представители, защитник);
- прочие лица, чьи интересы затрагивает возбуждение дела.
Жалобу на постановление о возбуждении возможно подать:
- Прокурору или руководителю следователя, принявшего решение, в порядке ст. 124 УПК РФ. Срок рассмотрения в этом случае от 3 до 10 суток. Эти лица вправе сами отменить обжалуемое постановление, если сочтут доводы обоснованными, а постановление – незаконным. Решения по жалобе этих должностных лиц можно обжаловать их вышестоящим руководителям.
- В суд, в порядке ст. 125 УПК РФ, срок для рассмотрения – 5 суток с поступления жалобы. Но суд сам не имеет права отменить решение. Если он расценит жалобу подлежащей удовлетворению, то обяжет уполномоченных лиц (прокурора или руководителя органа следствия) устранить допущенные нарушения. Срока для их устранения УПК не предусматривает. Решение по жалобе возможно обжаловать в апелляционном порядке.
Возбуждение дела за пределами срока давности
Закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности, другими словами, от наказания за содеянное, если истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за это деяние. Сроки давности зависят от степени тяжести преступления (ст. 78 УК РФ).
Запрета на возбуждение уголовного дела в ситуации, когда эти сроки истекли, закон не содержит.
В ст. 24 УПК РФ указано, что дело не может быть возбуждено, а возбужденное – должно быть прекращено, если истекли сроки давности привлечения к ответственности.
Однако для отказа в возбуждении дела или прекращения уже возбужденного дела по этой причине необходимо согласие привлекаемого к ответственности лица. Это обусловлено тем, что основание – нереабилитирующее и лицо, в отношении которого принимается решение, считается привлекавшимся к уголовной ответственности.
При несогласии этого лица уголовное дело должно быть возбуждено и расследовано в общем порядке. Отличие состоит в том, что в случае признания виновности лицо освобождается судом от отбывания наказания.
Последствия нарушения правил о подследственности уголовных дел
Цель определения признаков — обеспечение эффективности расследования. Кроме того, значение имеют и права потерпевшей стороны. Нарушение прав обвиняемого также не допускается. Каждый из них должен иметь возможность при необходимости обратиться с ходатайством или жалобой.
Но есть еще один аспект, который именуется «правами обвиняемых на законных (естественных) следователей и на справедливый суд и законный приговор». Нарушение правил подследственности стоит на одном уровне по важности с этими законными правами обвиняемого (подозреваемого). И если в определенный момент было нарушение, последствия наступят тут же.
Обратите внимание! Главное, что в таких случаях возникает обоснованное подозрение в непристрастности. Иными словами, со стороны может показаться, что дело изначально направляется в те инстанции, которые будут «решать вопросы» заинтересованных лиц, вместо того, чтобы справедливо и объективно вести расследование. Здесь нарушается принцип равенства сторон, что считается грубейшим нарушением законов России.
Поводы возбуждения уголовного дела
1-ая стадия уголовного судопроизводства начинается с того, что уполномоченные органы узнают о том, что приготавливается или по факту совершено преступное деяние. Об этом им сообщают
Соответственно, на этом этапе принимается одно из решений:
- Возбудить дело.
- Отказать.
- Передать его по последовательности в соответствии со ст. 151 УКРФ, если оно касается частного обвинения – то в суд.
Чтобы дело было возбуждено, нужны основания. В их качестве принимается информация, которая свидетельствует о совершенном правонарушении. Правоохранительные органы обязательно ее проверяют и принимают одно из вышеперечисленных в перечне решений.
Ранее, УПК РФ устанавливал в качестве оснований возбуждения уг. дела следующие обстоятельства, перечисленные в 140 статье:
- п.1: подача заявление: в нем говорится о преступлении.
- ч.1, п.2: человек пришел признаться в преступлении – явка с повинной.
- ч. 1, п.3: сообщение о правонарушении, а также о том, что оно готовится.
Далее, в 2007 г. был принят N 87 – ФЗ, который внес изменения в отдельные НПА. И перечень УПК по основаниям возбуждения дела дополнился пунктом 4. В нем указано, что постановление прокурора может стать основанием к началу уголовного судопроизводства.
Заявление о возбуждении уголовного дела
Составление документа подчиняется общим правилам:
- С правой стороны указывается адресат, к которому обращается гражданин, например, следователь.
- С этой же стороны прописываются полные данные заявителя.
- В середине – наименование документа. Например, гражданин может воспользоваться такой формулировкой, как «заявление о преступлении».
- В середине заявления прописываются обстоятельства, при которых произошло правонарушение. Они излагаются лаконично и кратко. Заявитель должен перечислить все имеющиеся у него доказательства правонарушения.
- В документе гражданин указывает на требование о возбуждении уг.дела.
- В заявлении делается сноска о том, что гражданин осведомлен об ответственности за ложный донос.
- Документы, свидетельствующие о преступлении, прикладываются к заявлению.
- Проставление даты, подписи.
Заявление передается представителю уполномоченного органа.
Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»
Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.
Голубев В.В.
Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.
Визит к Минотавру
Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.
Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений.
А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально.
С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.
Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей.
Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки».
Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».
Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит.
А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает.
Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.
«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура».
И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место.
Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.
Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан.
Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении).
Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ.
Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.
Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инструкций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:
- приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;
Сроки возбуждения уголовного делопроизводства
Рассмотрим алгоритм действий касательно сообщения о преступном акте и принятии решения:
- Гражданин должен написать заявление об осуществленном опасном действии в отношении самого гражданина или иных лиц, имущества или интересов. Параллельно слова фиксируются в протоколе, затем гражданин должен поставить на нем свою подпись и подтвердить его правдивость.
- Сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю его права и ответственность, юридические последствия и риски уголовного наказания при даче заведомо ложных сведений.
- Гражданину выдается талон о факте принятия заявления с указанием даты и времени. Также фиксируется должность и ФИО ответственного сотрудника, который будет вести данное делопроизводство.
- По факту принятого заявления выполняется проверка. На протяжении 3 суток следователь или ответственное лицо должен вынести вердикт, при этом данный период может продлеваться до 10 дней или до 30 дней при принятии решения ответственным органом. В основном срок продлевается по преступлениям экономической и налоговой квалификации. Причиной этому является то, что требуется получение документов от налоговой инспекции и иных органов доя нахождения подтверждений опасного деяния.
- Через данный период выносится вердикт: возбуждение делопроизводства, отказ от начала делопроизводства, направление делопроизводства по соответствующей последовательности. Дело может перенаправляться в иную инстанцию, если, например, преступный акт был осуществлен на границе с иным районом, или если дело причисляется к категории частного обвинения (намеренное нанесение легкого вреда и прочее).
- Гражданин получает уведомление о принятом вердикте. Если уголовное делопроизводство начато, заявитель оперативно об этом извещается.
- Начало досудебного следствия.
Отметим, что непосредственно со дня открытия уголовного дела появляется подозреваемый гражданин.
Что не считается поводом или основанием
Заведение уголовного дела — это начальная самостоятельная стадия процесса расследования правонарушения. Она должна проходить соответственно законодательству, чтобы являться гарантией обоснованности принятого решения.
Если дело заведено или не возбуждено необоснованно, это означает нарушение закона и нанесение вреда интересам граждан, обществу и страны.
В качестве поводов не могут выступать:
- Анонимные заявления. Однако, когда в письме содержится конкретная информация о месте и времени происшествия, то такие его отправляют в специализированные службы для разбирательств.
- Заявления, подписанные несуществующим именем.
- Заявление, высказанное в утной форме, не зафиксированные в протоколе.
Как обжаловать результаты доследственной проверки
Суть обжалования сводится к следующему:
- необходимо узнать, какое решение по заявлению принято;
- если оно не устраивает заявителя, нужно реализовать свое право на ознакомление с материалами проведения доследственной проверки, чтобы понять, по каким основаниям отказали в возбуждении уголовного дела;
- написать жалобу в прокуратуру в порядке ст. 124 УПК РФ;
- узнать, какое решение принято прокурором. Если им не был отменен отказ в возбуждении дела, можно обжаловать бездействие прокурора в вышестоящую прокуратуру или в суд. Если отказ был отменен – снова начать контролировать полноту проверки и, при необходимости, снова готовить жалобу.
В начале нашей статьи мы обращали внимание читателя, что желательно лично сдать в дежурную часть свое заявление о совершенном преступлении, чтобы знать номер регистрации в журнале сообщений о преступлениях (номер КУСП – Книги учета сообщений о преступлениях). Именно по этому номеру заявитель узнает, у какого конкретно должностного лица на рассмотрении находится сообщение, а также результат доследственной проверки. Для этого можно позвонить по телефону в дежурную часть, назвать свои данные (ФИО и место жительства), номер КУСП, дату обращения.
Узнав результат, можно подать заявление об ознакомлении с материалами:
Старшему участковому уполномоченному полиции
УМВД по г. Красноярску по Ленинскому району
Лебедеву А.Д.
от Матвеевой Людмилы Павловны,
проживающей по адресу
г. Красноярск, ул. Летняя, д. 30,
тел. 8933333
ХОДАТАЙСТВО
Об ознакомлении с материалами доследственной проверки
(образец)
21.11.2019 я обратилась с заявлением о совершенном хищении шин стоимостью 20000 рублей, зарегистрированом в КУСП под номером 34353/19.
На основании ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ,
ПРОШУ:
Предоставить возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по моему заявлению, а также сделать фотокопии.
Матвеева Л.П., число, подпись.
Обычно после поступления такого ходатайства участковый уполномоченный созванивается с заявителем и приглашает его в здание УМВД для ознакомления. После ознакомления (разрешено фотографировать или ксерокопировать за свой счет) заявитель ставит об этом отметку («ознакомился, копии сняты»). Если отказной материал уже был направлен в прокуратуру (обычно в течение 5 суток после вынесения постановления), то такое ходатайство можно направить в прокуратуру.
Ознакомившись с материалами и поняв, по каким основаниям было отказано в возбуждении уголовного дела, можно направить жалобу на постановление в прокуратуру района:
Прокурору Ленинского района
г. Красноярка
старшему советнику юстиции
Омарову Е.Д.
(сведения о должности и ФИО прокурора можно
получить на сайте или в приемной прокуратуры)
ЖАЛОБА
В порядке ст. 124 УПК РФ
21.11.2019 я обратилась в дежурную часть Ленинского отдела УМВД по г. Красноярску с заявлением о привлечении к уголовной ответственности виновных неизвестных мне лиц, которые 20.11.2019 похитили из моего гаража шины стоимостью 20000 рублей. Заявление было зарегистрировано в КУСП за номером 34353/19.
Процессуальная проверка проводилась участковым уполномоченным полиции Лебедевым А.Д., который 30.11.2019 принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела по надуманным основаниям.
Так, участковым Лебедевым А.Д. в постановлении указано, что не опрошен мой брат Матвеев Р.П., а также то, что отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 158 УК РФ (кража).
Вместе с тем, проверка проведена неполно и поверхностно, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено незаконно. Так, участковый не произвел осмотр места происшествия, не установил возможных очевидцев, подомовой обход им не проводился.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса РФ,
ПРОШУ:
Изучить отказной материал № 6767/19 по заявлению Матвеевой Л.П. №КУСП 34353/19.
Отменить постановление старшего участкового уполномоченного полиции Лебедева А.Д. об отказе в возбуждении уголовного дела от 30.11.2019 как незаконное.
Дать указания по проведению конкретных проверочных мероприятий и направить отказной материал на дополнительную проверку в УМВД для принятия обоснованного решения о возбуждении дела.
Матвеева Л.П., число, подпись
Жалоба может быть подана прокурору в любое время (срок законом не оговорен) и вне зависимости от того, находится ли отказной материал в прокуратуре или уже был направлен обратно в полицию (как вариант – еще не «дошел» до прокуратуры).
В любом случае, при поступлении жалобы на отказ в возбуждении прокурор вправе истребовать материал и изучить его. Срок рассмотрения жалобы – от 3-х до 10-ти дней. Если она будет признана обоснованной, прокурор вынесет то самое постановление об отмене, пример которого мы привели выше. Тогда материал направляется на дополнительную доследственную проверку, итогом которой часто становится постановление о возбуждении уголовного дела с последующим расследованием дела.
Если в удовлетворении жалобы отказано, то, как мы уже писали, можно обратиться в вышестоящую прокуратуру или в суд, приложив все документы, имеющие отношение к спорному вопросу. Подробнее об обжаловании отказа в возбуждении дела, в том числе в судебном порядке, можно прочитать .
Куприянова Вера Николаевна Ссылки на законодательные акты
- Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
- Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении
Игорь Каляпин, «Комитет против пыток»
Как у нас вообще расследуются такие дела, когда обвиняемыми бывают полицейские, насколько типично или нетипично дело ОП «Дальний»?
Давайте начнем с того, что у нас полицейские обвиняемыми не бывают — они не доходят до стадии предъявления обвинения. Органы Следственного комитета получают заявления о совершении преступления полицейскими и в 999 случаях из 1000 делают все, чтобы отказать в возбуждении уголовного дела, точнее, не делают ничего, чтобы его возбудить. Они просто не проводят так называемые проверочные мероприятия и через недельку выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. На этом все заканчивается. Могу попробовать привести статистику: на несколько сотен случаев возбуждается примерно одно дело. Причем, как показывает практика, когда наши обычные юристы, не обладающие полномочиями следователей, вступают в уголовный процесс, почти всегда эти постановления об отказе в возбуждении уголовного дела признаются незаконными. Поскольку выясняется, что органы Следственного комитета на самом деле никакой проверки не проводили и отказали в возбуждении уголовного дела просто так, совершенно ничего не проверяя. Это может происходить несколько раз подряд: суд или вышестоящая инстанция Следственного комитета, прокуратура могут неоднократно признавать эти отказные постановления незаконными — тем не менее Следственный комитет второй, третий, пятый, десятый раз будет опять и опять выносить эти отказные постановления, освобождая таким образом потенциальных подозреваемых — полицейских от возможности быть привлеченными к уголовной ответственности. То есть они не становятся даже подозреваемыми, даже расследование не начинается.
И в каких случаях реально добиться рассмотрения дела?
Если произошло очевидное убийство или человека как-то страшно искалечили, как этого несчастного Назарова в отделе «Дальний», и это вызвало огромный резонанс, и об этом стала говорить вся страна, вот тогда дело будет возбуждено и, может быть, оно дойдет до суда. Но даже и в этом случае может не дойти, потому что весь общественный резонанс, все охи и ахи — дело довольно скоротечное: обычно журналисты, общественность, политики интересуются таким делом месяц-два-три. В течение всего этого времени представители Следственного комитета, отвечающие за расследование этого дела, с серьезным видом, нахмурив брови, говорят: мы проводим оперативно-розыскную деятельность, мы устанавливаем причастных, мы устанавливаем виновных. Потом интерес гаснет, выслушивать эти мало что говорящие заклинания становится скучно, и как только Следственному комитету перестают задавать вопросы по этому делу (а за этим работники Следственных органов очень внимательно следят), как только вот этот шум и интерес стихает, они тут же его прекращают, выносят постановление о прекращении или о приостановлении. И выясняется потом, что никакого расследования они, на самом деле, не проводили, а только делали загадочные лица и говорили ритуальные фразы про следственно-оперативные мероприятия, про тайну следствия и так далее.
То есть это распространенная практика, когда дела закрывают уже на этапе следствия?
Совершенно верно. У нас доведено до суда семь или восемь десятков дел, но прежде чем дело доходит до суда, Следственный комитет по каким-то делам пять, по каким-то десять, по каким-то двадцать раз выносит постановление о прекращении дела. И если у потерпевшего нет толковых юристов — причем это должны быть не просто хорошие адвокаты, это должен быть юрист, который не просто с документами работает, это должен быть адвокат, который вместо следователя доказательства собирает, — то он не сможет самостоятельно ходить по судам и 10–20 раз подряд выигрывать жалобы у Следственного комитета, ему это просто не по силам. И все это затянется на годы, может занять и два, и три, и пять лет. А услуги грамотного адвоката стоят сумасшедших денег. Насколько я знаю, правозащитных организаций, которые умеют этим заниматься, в России единицы. Приходится признать, что граждане в этой ситуации беззащитны. Власть в лице Следственного комитета и Прокуратуры от полицейского произвола их не защищает совершенно. Это я могу сказать уверенно и за свои слова отвечаю.
Если дело все-таки доходит до суда, как часто выносятся оправдательные приговоры на уровне общей статистики по другим делам?
Я не хочу комментировать, насколько справедливы те приговоры, которые выносит суд. Я могу сказать, что представление о том, что суды всегда дают ментам мало, не совсем соответствует действительности. На мой взгляд, дело не в том, что им дают мало, проблема в том, что перед судом предстает один из тысячи. Я считаю приговоры сотрудникам отдела «Дальний» более или менее адекватными. Проблема в другом: таких истории, как в «Дальнем», в Российской Федерации сотни. С тех пор, как в отделе «Дальний» забили этого несчастного Назарова, десятки людей пострадали от аналогичных пыток. У нас в Нижнем Новгороде буквально на днях аналогичный случай произошел. Подозреваемому всякие предметы в задний проход затолкали — правда, он остался жив. Но он по-прежнему находится под стражей, его продолжают мучить, и если этого человека замучают насмерть, я сильно подозреваю, что дело до суда не дойдет. Скорее всего, оно даже не будет возбуждено. И вот таких случаев, когда сотрудники полиции, сотрудники ФСИН остаются безнаказанными, сотни.
В случае, если выносится обвинительный приговор, чаще суды приговаривают полицейских к реальным срокам или к условным, к большим или маленьким?
Наша организация занимается случаями применения пыток, поэтому в делах, которыми занимаемся мы, приговоры связаны с реальным лишением свободы, и, на мой взгляд, они чаще всего адекватные. Не всегда, но чаще всего. Еще раз хочу подчеркнуть, я бы не стал говорить о каком-то попустительстве со стороны судебной власти. Правильнее говорить о саботаже со стороны следственных органов, Следственного комитета.
Последствия принудительного привода
Всем известно, что факт привлечения к административной, а особенно к уголовной ответственности имеет определенные негативные последствия, которые сказываются на профессиональной деятельности гражданина. С юридической точки зрения никаких правовых последствий принудительный привод, как мера, не несет. Но могут возникнуть вопросы о причине задержания. Свидетелям или потерпевшим, естественно, волноваться не о чем. Но информация о задержании фигурантов уголовного дела (подозреваемых или обвиняемых) хранится в органах внутренних дел.
К примеру, работодатель желает проверить кандидата на какую-либо должность. Как правило, в крупных компаниях имеется служба собственной безопасности, способная легко и профессионально сформировать полное досье на этого кандидата. Если выяснится, что человек подвергался принудительному приводу, а в уголовном деле он значился подозреваемым, то сей факт насторожит работодателя, а кандидату с высокой долей вероятности будет отказано.
Реальные правовые последствия принудительного привода будут проявляться тогда, когда правонарушение совершено повторно. Наказание может отягощаться даже за нарушение административного порядка. Срок давности таких правонарушений не превышает 1 года. Если в течение указанного периода гражданин совершил повторное правонарушение (то есть оба правонарушения попадают под одну статью), то факт привода повлияет на определение наказания.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что факт привода нарушением закона не является. Формально гражданину, подвергавшемуся принудительному приводу, ничего не мешает устроиться на службу даже в силовые структуры. Де факто дело обстоит иначе. Работодатель всегда найдет вескую причину для отказа. Срок хранения информации о принудительном приводе по административному правонарушению в базе данных полиции составляет 1 год.