Что такое Евросоюз — список стран ЕС на 2023 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое Евросоюз — список стран ЕС на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Общая численность населения стран-членов ЕС превышает 510 миллионов человек. То, что раньше было чисто экономическим союзом, с годами превратилось в мощный политический альянс, решающий вопросы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и другие. Основополагающие принципы ЕС базируются на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, включая рабочую силу.
Политические инициативы и развитие ЕС
Первоначальное сообщество ЕОУС функционировало за счет делегирования части полномочий надгосударственному образованию, где заседали представители стран-участниц:
- члены парламентов;
- национальные министры;
- судебные органы.
Однако интересы тяжелой промышленности, завязанной на уголь со сталью, не могли оставаться в центре внимания на протяжении длительного времени. В свете этого подписание Римского договора обретало особое значение, поскольку:
- ЕЭС фокусировался на формировании единого европейского рынка и глобальной экономической интеграции;
- Евратом ставил приоритетом энергетическую безопасность.
Этот этап можно смело называть формированием фундамента европейской экономической базы, за счет которой впоследствии все больше стран захотели стать частью большой европейской семьи.
Стоит отметить, что идеи полноценного слияния в «надгосударство» появились в 1965 году и начали воплощаться в 1967-м. Если ранее ЕОУС, ЕЭС и Евратом действовали более-менее независимо, теперь их встречи проходили в одних и тех же зданиях и под надзором единых органов:
- Совета – коллегии министров стран-участниц;
- Еврокомиссии – исполнительного органа, формирующего общее законодательство.
Создание общих политических органов изменило восприятие европейского рынка. Отныне речь шла не о «диком капитализме» с желанием нажиться за счет сделок, а о добрососедском партнерстве, в равной степени поднимающем экономику каждой стороны.
Всего через десять лет произошло дополнительное облегчение торговых взаимодействий. Создание в 1978-м общей валютной системы упростило торговлю между странами – отпала необходимость полагаться на доллар в качестве универсальной единицы обмена, а сами операции осуществлялись намного быстрее.
Совокупное население государств–членов ЕС превышает 510 млн человек. Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.
Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:
-
Европейский парламент.
-
Европейский совет.
-
Европейская комиссия.
-
Совет Европейского союза.
-
Суд Европейского союза.
-
Европейская счетная палата.
-
Европейский центральный банк.
Это валютный союз, куда входят 19 стран — на их территории действует евро. Еврозона была учреждена в 1999 году, но сами монеты и банкноты были выпущены в 2002-м. Регулирует оборот евро Европейский центральный банк. Национальные валюты сохранились в Швеции, Польше, Чехии, Хорватии, Румынии, Венгрии и Болгарии. Кроме Швеции, все эти страны планируют перейти на евро, но это случится после того, как они будут соответствовать пяти «критериям сближения». Ограничения нужны для нейтрализации рисков, которые могут возникнуть от объединения с неравными экономиками. Еще евро не ввели Дания и Великобритания — в последней национальная валюта точно сохранится, поскольку страна находится в процессе выхода из ЕС.
Какие страны входят в Евросоюз
Идея объединенной Европы начала овладевать умами после кровавой Второй мировой войны. Тем не менее до политического объединения европейским нациям предстоял долгий путь. На настоящий момент Евросоюз не является государством, это лишь политико-экономическое объединение, которое включает 28 государств-членов:
- Дания;
- Великобритания;
- Франция;
- Венгрия;
- Бельгия;
- Австрия;
- Италия;
- Греция;
- Ирландия;
- Испания;
- Германия;
- Кипр;
- Латвия;
- Польша;
- Болгария;
- Литва;
- Мальта;
- Словения;
- Словакия;
- Финляндия;
- Люксембург;
- Эстония;
- Румыния;
- Хорватия;
- Португалия;
- Чехия;
- Нидерланды;
- Швеция.
Дизайн и флаг Европейского Союза
Флаг Европейского Союза отличается своими двенадцатью золотыми звездами, установленными на лазурно-синем поле.
Дизайн флага был одобрен и принят Советом Европы (СЕ) в 1955 году и с тех пор является символом, представляющим Европу в целом.
Совет призвал другие европейские организации принять его, и это привело к тому, что Европейские сообщества (ЕС) приняли его в 1985 году.
Европейский Союз (ЕС) после своего образования в 1993 году унаследовал флаг и его использование от ЕС.
В настоящее время флаг широко используется в официальной деятельности ЕС, а также Совета Европы.
Быстрый рост членства
После Маастрихтского договора все больше и больше членов, включая ряд бывших контролируемых коммунистами стран, присоединялись к Европейскому Сообществу, что стало возможным благодаря усилению либерализации политики и стандартов, регулирующих такие новые вступления.
Австрия, Финляндия и Швеция присоединились в начале 1995 года, и в мае 2004 года последовала беспрецедентная волна из 10 дополнительных участников.
Еще недавно Европейский Союз (по сути, термин, используемый для описания нынешнего Европейского сообщества) добавил к в нее входят Болгария и Румыния в 2007 году и Хорватия в 2013 году.
История создания Евросоюза
Создание Евросоюза выпало на тяжелое время после Второй Мировой войны. Первое объединение носило название — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), включало в себя шесть стран: Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Германия.
В 1957 году, подписав Римский договор, создается Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) на базе Европейского сообщества по атомной энергии и ЕОУС.
1967 год стал основополагающим, все три европейских сообщества (ЕОУС, ЕЭС, Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.
1993 году — вступление в силу договора, составленного в Нидерландах, г. Маастрихт — создание Европейского Союза. Урегулирование денежных и политических систем европейских стран было завершено на этом этапе.
Что нужно для вступления в ЕС
Процедура приема в члены Европейского союза начинается с подписания соглашения об ассоциации с ЕС и официальной заявки на вступление. Когда заявка пройдет процедуру одобрения Европарламентом и каждой страной-членом ЕС, страна получает статус официального кандидата. Это означает, что потенциальный член Евросоюза предъявил дорожную карту с определенными условиями и реформами, которые нужны, чтобы завершить процедуру вступления. Выполнение этих условий и есть залог членства.
Страна должна соответствовать Копенгагенским критериям, в число которых входят:
- соблюдение страной демократических принципов;
- соблюдение принципов свободы и уважения прав человека;
- соблюдение принципов правового государства;
- наличие конкурентоспособной рыночной экономики;
- признание общих правил и стандартов ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
Таможенный союз, образованный странами Европейского союза (ЕС) в 1958 году, отменил таможенных пошлины и ограничения в торговых отношениях между странами — участниками. В рамках «общей торговой политикм» был установлен единый внешний тариф в отношении товаров, импортируемых из третьих стра. Прибыль от введения этого тарифа идёт в «общий котёл» Евросоюза.
В 1993 году все проверки и таможенные формальности на внутренних границах ЕС были отменены. Таможенные службы утратили часть своих полномочий: перестали взимать акцизные сборы, НДС и соответствующую статистику, в том числе — по международным перевозкам.
Заработал общий рынок.
Сгодня в Таможенный союз, помимо всех стран — членов ЕС, входят, государства Андорра, Монако и Сан-Марино, географически расположенные внутри границ Евросоюза. Также — Турция, на правах кандидата в члены ЕС. Кроме того, выходящая в 2020 году из ЕС Великобритания, сохранит членство в Таможенном союзе на условиях временного участия.
Бывшие участники европейского союза
В 2016 году Великобритания провела референдум, в котором приняли участие 30 миллионов человек. В мире он известен как Brexit. Явка жителей 71.8%. По результатам голосования 51,9% населения выступил за выход из состава ЕС. Жители Англии и Уэльса в основном хотели покинуть союз, тогда как граждане Северной Ирландии и Шотландии желали остаться в организации.
На основании 50 статьи Лиссабонского договора страна-участница вправе покинуть Европейский союз. Статья регламентирует правила выхода из Евросоюза. Согласование условий отделения территории может длиться до 2 лет. Официальный старт начат был в марте 2019 года. Окончательное решение вступило в силу в ночь на 1 февраля 2020 года. Таким образом, Великобритания лишилась права голоса в принятии законов, но до конца 2020 года оставалась в составе единого экономического пространства.
В 1985 году, обретя независимость, союз покинула Гренландия, которая присоединилась автоматически в 1973 году за счет Дании. Фарерские острова, обладая большой политической свободой, не вступили в ЕС, несмотря на членство Дании.
В одно Европейское Сообщество: первые постановления
Нужно сказать, что Великобритания сама отказалась от членства в Европейском объединении угля и стали, считая, что участие может ограничить ее национальный суверенитет. Отчего в 1960 она и другие европейские страны, отказавшиеся от ЕЭС, сформировали собственный альтернативный союз — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Однако английское правительство вскоре осознало неуспешность своего предприятия и подало-таки заявку на вступление в ЕЭС. Его примеру последовали Дания с Ирландией, чья экономика в ту пору существенно зависела от торговых отношений с Англией.
Казалось, что поезд ушел: в 1961-1963 Шарль де Голль (президент Франции) наложил запрет на принятие в сообщество новых стран-участниц. Провалились и повторные переговоры в 1966-1967. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1969, когда главой французского государства стал Жорж Помпиду. Потребовалось еще несколько лет на переговоры и адаптацию английского законодательства под участие в ЕЭС: Великобритания стала частью союза лишь в 1973.
В это время объединение успело основательно расшириться: в 1967 Европейское экономическое сообщество, объединение угля и стали, сообщество по атомной энергии стали одним целым — Европейскими Сообществами. Совместный союз принял ряд важных постановлений:
- 1970-е. Объединение концентрирует свои силы на противодействии нанесению вреда окружающей среде: были приняты первые законы о защите природы, базирующиеся на принципе «платит загрязнитель». К этому десятилетию относится и основание «Гринпис».
- 1970. Предложение первого плана единой валюты, однако до конкретных соглашений дело не дошло. Участники договорились достичь монетарной стабильности, позволив своим национальным валютам колебаться относительно друг друга лишь в незначительных пределах. Однако считается, что принятый механизм обменного курса (ERM) стал важным этапом в создании евро.
- 1972. Проведение референдума о вступлении в Сообщество трех новых участниц: если граждане Ирландии (83,1 %) и Дании (63,3 %) поддержали в этом вопросе свои правительства, то в Норвегии (46,5 %) большинство населения было против. Что же касается датчан, то они одобрили вступление в ЕС лишь после того, как было обещано, что страна не перейдет на евро. Договор в силе до сих пор: в государстве обращается датская крона.
- 1973. Предложение о вступлении получает Израиль, но «Война Судного дня» срывает переговоры. Возобновить их удается в 1975, однако вместо договора о членстве в Европейских Сообществах государство подписывает соглашение об «ассоциативном сотрудничестве».
- 1975. Заявка о вступлении в союз поступает от Греции. Страна становится частью объединения 1 января 1981.
- 1977. Испания и Португалия подают заявления о членстве. Государства становятся участниками ЕС 1 января 1986.
- 1979. Проведение первых прямых выборов в Европейский парламент: граждане государств-членов впервые в истории избрали депутатов напрямую (ранее это было прерогативой национальных парламентов).
- 1985. Получив право на внутреннее самоуправление, Гренландия провела референдум и (по его итогам) вышла из ЕС.
- 1986. Подписание Единого европейского акта (Люксембург), целью которого стало реформирование Европейского сообщества и создание к 1993 единого рынка для всех стран-участниц.
На языке арифметики: 10 цифр ЕС
Представим историю и современное положение дел Европейского Союза в конкретных цифрах:
- Число государств-участников: 27.
- Количество официальных языков: 24.
- Седьмое в мире по площади территориальное образование: 4 236 351 км².
- Самая высокая точка: гора Монблан (Грайские Альпы, 4810 м).
- Самая низшая точка: залив Ламме-Фьорд (Дания, 7 м ниже уровня моря).
- Третья на планете территория по численности населения: 453 007 803 человек (с плотностью заселения 106,9 чел/км²).
- Второе место на Земле по ВВП: всего — $18,4 трлн, на одного человека — 35 940 долларов.
- Доля в мировом валовом продукте: по паритету покупательской способности — 23 % ($21,6 трлн), по номинальному значению — 19 % ($16,1 трлн).
- Количество стран, использующих в обращение единую валюту евро: 19.
- Число используемых валют: 9.
(European Commission) – исполнительный орган ЕС, обладающий одновременно правом законодательной инициативы.
– Функции. Комиссии принадлежит право законодательной инициативы: она разрабатывает законодательные предложения и направляет их в Совет, контролирует дальнейший процесс законотворчества; следит за применением законодательных актов, принятых Советом. В случаях нарушений может прибегнуть к санкциям, – например, передать дело в Суд. Она вправе принимать самостоятельные решения в таких сферах как сельское хозяйство, торговля, конкуренция, транспорт, функционирование единого внутреннего рынка, защита окружающей среды и др.; исполняет бюджет и управляет фондами ЕС. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).
– Состав. Комиссия состоит из 20 членов (по два представителя от Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании, по одному – от остальных государств-членов). Они назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Кандидатуры утверждаются Европейским парламентом. Срок полномочий действующей Комиссии истекает в 2004.
2005, согласно Ниццской редакции Договора о ЕС, предусматривается упрощение принципа формирования Комиссии (вместо принципа представительства государств вводится система ротации). Предусматривается усиление ее ответственности перед Европейским парламентом.
– Организационная структура. Комиссия состоит из 26 генеральных директоратов (Directorate-General), ведающих отдельными направлениями деятельности ЕС, включая отношения с третьими странами. Например, Генеральный директорат XVI занимается вопросами проведения политики сплочения, Генеральный директорат VIII – вопросами развития сотрудничества с государствами АКТ (Государства Африки, Карибского моря и Тихоокеанского региона, участники Ломейских конвенций). В штате Комиссии насчитывается 15 тыс. служащих – это самое большое учреждение ЕС.
– Место и время проведения заседаний. Комиссия собирается один раз в неделю в Брюсселе.
Процессы принятия решений в ЕС.
Законотворческий процесс в ЕС проходит три этапа: внесение предложения, его обсуждение и принятие решения. Право законодательной инициативы принадлежит Комиссии. Именно она готовит проекты решений.
Для разных категорий законодательных и нормативных актов предусмотрены различный порядок принятия решений и, соответственно, различные процедуры взаимодействия между Комиссий, Советом и Парламентом.
Амстердамский договор закрепил четыре основные процедуры.
Процедура согласия парламента, т.е. одобрения или наложения вето на единогласно принимаемый Советом акт, применяется при решениях о приеме в ЕС новых государств-членов, определении задач и полномочий Европейского центрального банка (ЕЦБ), при заключении международных договоров и др.
Но есть случаи, например, при пересмотре цен на сельскохозяйственную продукцию, где единогласно принимаемое Советом решение не требует парламентского согласия. Тогда прибегают к процедуре консультации. При этом роль Парламента ограничивается принятием рекомендаций по законопроекту, которые Совет может проигнорировать.
По основной массе вопросов, которые Совет решает квалифицированным большинством, применяется процедура совместного решения Совета и Парламента. Она распространена на вопросы, касающиеся свободы передвижения рабочей силы и услуг, занятости, защиты прав потребителей, трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, образования, культуры, здравоохранения, охраны окружающей среды, общих принципов контроля за указанными вопросами. Суть данной процедуры, предусматривающей два парламентских чтения по законопроекту, сводится к тому, что Парламент имеет возможность окончательно отвергнуть абсолютным большинством голосов решение, сформулированное в Совете. Принять парламентские поправки к законопроекту Совет может, голосуя квалифицированным большинством (для принятия поправок, не получивших одобрения Комиссии, требуется единогласное решение). При отсутствии должного числа голосов в Совете в пользу парламентской поправки она не принимается.
Гораздо реже применяется процедура сотрудничества Совета с Парламентом. Она сохранена только для ряда вопросов, относящихся к функционированию Экономического и валютного союза. Как и процедура совместного решения, процедура сотрудничества предусматривает два парламентских чтения по законопроекту. В этом случае вето Парламента может быть преодолено единогласным решением Совета. Действуя единогласно, члены Совета могут отклонить как и поправки к законопроекту, сделанные в Парламенте, так и одобренные Комиссией. Но так как единогласие в Совете зачастую недостижимо, ему фактически проще принять парламентские поправки, чем настаивать на собственном варианте законопроекта.
В ходе обсуждения проекта в ряде случаев Совет обращается за дополнительной консультацией в Экономический и социальный комитет и Комитет регионов.
Окончательное решение по большинству нормативных актов принимает Совет. Согласно Договору о ЕС, решения в Совете принимаются большинством голосов, однако на практике распространено голосование квалифицированным большинством. В последнем случае государства-члены имеют следующий вес: Германия, Франция, Италия, Великобритания – по 10 голосов, Испания – 8, Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия – по 5, Австрия, Швеция – по 4, Ирландия, Дания, Финляндия – по 3, Люксембург – 2. Итого – 87 голосов. Акты считаются принятыми квалифицированным большинством при условии, что они собрали по крайней мере 62 голоса «за».
Согласно Ниццской редакции Договора о ЕС, с 1 января 2005 при принятии решений голоса государств-членов в Совете будут иметь иной вес: Германия, Франция, Италия и Великобритания получат по 29 голосов, Испания – 27, Нидерланды – 13, Бельгия, Греция, Португалия – по 12, Австрия, Швеция – по 10, Дания, Ирландия, Финляндия – по 7, Люксембург – 4. Итого – 237 голосов. Акты будут считаться принятыми квалифицированным большинством при условии, что они собрали по крайней мере 169 голоса «за».
Когда число государств-членов ЕС достигнет 27 для принятия решения квалифицированным большинством потребуется 258 голосов «за» (вес голоса государств-членов в этом случае см. табл. 2).
Ниццский договор вводит в практику голосования в ЕС принцип двойного большинства, который позволяет сохранить за странами «большой четверки» (Франция, ФРГ, Великобритания, Италия) контроль над процессом принятия решений в расширяющемся на Восток Союзе. Он заключается в том, что в дополнение к перечисленным выше условиям голоса «за» должны представлять те государства-члены, суммарное население которых составляет по крайней мере 62% от общей численности населения ЕС.
Таблица 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ И ГОЛОСОВ ГОСУДАРСТВ В ОРГАНАХ ЕС после расширения до 25 членов в 2004 | ||||
Страна | Совет | Европейский парламент | Экономический и социальный комитет | Комитет регионов |
Голоса | Число мест | Число мест | Число мест | |
Германия | 29 | 99 | 24 | 24 |
Великобритания | 29 | 72 | 24 | 24 |
Франция | 29 | 72 | 24 | 24 |
Италия | 29 | 72 | 24 | 24 |
Испания | 27 | 50 | 21 | 21 |
Польша | 27 | 50 | 21 | 21 |
Нидерланды | 13 | 25 | 12 | 12 |
Греция | 12 | 22 | 12 | 12 |
Республика Чехия | 12 | 20 | 12 | 12 |
Бельгия | 12 | 22 | 12 | 12 |
Венгрия | 12 | 20 | 12 | 12 |
Португалия | 12 | 22 | 12 | 12 |
Швеция | 10 | 18 | 12 | 12 |
Австрия | 10 | 17 | 12 | 12 |
Словакия | 7 | 13 | 9 | 9 |
Дания | 7 | 13 | 9 | 9 |
Финляндия | 7 | 13 | 9 | 9 |
Ирландия | 7 | 12 | 9 | 9 |
Литва | 7 | 12 | 9 | 9 |
Латвия | 4 | 8 | 7 | 7 |
Словения | 4 | 7 | 7 | 7 |
Эстония | 4 | 6 | 7 | 7 |
Кипр | 4 | 6 | 6 | 6 |
Люксембург | 4 | 6 | 6 | 6 |
Мальта | 3 | 5 | 5 | 5 |
Всего | 345 | 732 | 344 | 344 |
Источник: European Union Treaty of Nice. Luxembourgh, 2001. P. 84–87.