Население Ростова на Дону по данным Росстат
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Население Ростова на Дону по данным Росстат». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Национальный состав населения Ростова-На-Дону, согласно последней переписи населения, распределён примерно следующим образом: русские — 1 027 982 (90.34%) человека, армяне — 30 041 (2.64%) человек, украинцы — 21 051 (1.85%) человек, другие национальности (менее 0,5% каждая) — 58 830 (5.17%).
По данным Росстата еще пять мегаполисов России в ближайшем будущем могут пополнить список миллионников:
№ | Город | Население |
1 | Саратов | 830 115 |
2 | Тюмень | 816 700 |
3 | Тольятти | 693 072 |
4 | Ижевск | 646 468 |
5 | Владивосток | 600 871 |
Общие сведения и описание Ростова-на-Дону
Ростов-на-Дону расположен на юго-западе России, в 1067 км к югу от города Москва. Город был основан в соответствии с грамотой императрицы Елизаветы Петровны, это случилось 15 декабря 1749 года. Город находится на берегах реки Дон, в 46 км от места впадения Дона в Азовское море. Он является административным центром Ростовской области, также стоит уточнить, что с 13 мая 2000 года город получил статус административного центра Южного федерального округа. У Ростова-на-Дону есть еще и неофициальное название, которое звучит как «Ворота Кавказа», а также его называют «Южной столицей РФ». Население города составляет почти 1,1 миллиона жителей. Ростов-на-Дону — это крупный культурный, административный, промышленный, научно-образовательный центр и, конечно же, важнейший транспортный узел на Юге Российской Федерации.
В городе, по состоянию на март 2012 года, имеется приблизительно одна тысяча культурных объектов. Восемь из них являются крупнейшими мемориальными комплексами, 70 — памятниками археологии, 106 — памятниками монументального искусства и воинской славы, а около 500 — архитектурными памятниками. Также сюда входят почти 300 мемориальных досок. В исторической части города есть две улицы — переулок Соборный и улица Шаумяна, их можно рассматривать как пешеходные зоны. На них расположены многочисленные культурно-развлекательные и торговые объекты.
Столица Российской Федерации на данный момент насчитывает более 12 миллионов 600 тысяч человек постоянных жителей. И это только лица, которые официально зарегистрированы на территории мегаполиса. Если прибавить к этому количеству гастарбайтеров и лиц, которые проживают в городе без прописки, получится цифра, достигающая 14 миллионов. По показателям плотности и численности жителей Москва догоняет таких мировых “монстров”, как Нью-Йорк, Берлин, Париж и Лондон.
Количество населения столицы увеличивается не столько за счет рождаемости, сколько за счет перманентной миграции. Активнее всего этот процесс идет на окраинах Москвы, тем самым расширяя географию столичного региона. Желание россиян и жителей постсоветского пространства переехать в МО обусловлена хорошими заработками, высоким уровнем развития экономики, перспективами в плане обучения и карьерного роста. По данным того же Росстата, остальным городам-миллионерам нужно столетие, чтобы догнать столицу по уровню экономического развития.
Двенадцатым по числу жителей стал Красноярск – самый многолюдный из всех старинных русских городов Зауралья, Центральной и Восточной Сибири. Миллионером он стал считаться совсем недавно – отметку в миллион горожан Красноярск перешагнул только в 2013 году, став самым быстро растущим мегаполисом Российской Федерации.
Благоприятная демографическая обстановка сложилась здесь благодаря молодежной миграции из европейской части страны еще в советское время. В результате население города существенно омолодилось, рождаемость повысилась, а смертность сократилась. Город считается привлекательным, в основном, для внутренних мигрантов – сюда стягивается вся периферия Красноярского края. Согласно региональному генплану, в 2033 году количество красноярцев увеличится до 1 300 000.
Самые комфортные для проживания города РФ
Рейтинг крупных российских городов по качеству городской среды
(на основе индекса качества городской среды, оцениваемого правительством РФ)
N | Город | Индекс | N | Город | Индекс |
1 | Москва | 276 | 40 | Рязань | 180 |
2 | Санкт-Петербург | 238 | 41 | Иркутск | 180 |
3 | Сочи | 219 | 42 | Ижевск | 180 |
4 | Грозный | 218 | 43 | Владимир | 180 |
5 | Тула | 217 | 44 | Уфа | 179 |
6 | Белгород | 215 | 45 | Хабаровск | 179 |
7 | Калининград | 214 | 46 | Тамбов | 179 |
8 | Тюмень | 212 | 47 | Кемерово | 179 |
9 | Химки | 210 | 48 | Йошкар-Ола | 179 |
10 | Ставрополь | 209 | 49 | Брянск | 179 |
11 | Ярославль | 208 | 50 | Барнаул | 179 |
12 | Краснодар | 206 | 51 | Ростов-на-Дону | 178 |
13 | Балашиха | 206 | 52 | Астрахань | 178 |
14 | Чебоксары | 205 | 53 | Ульяновск | 177 |
15 | Новороссийск | 202 | 54 | Новокузнецк | 176 |
16 | Набережные Челны | 202 | 55 | Нижневартовск | 172 |
17 | Владикавказ | 202 | 56 | Курск | 171 |
18 | Подольск | 198 | 57 | Иваново | 171 |
19 | Мурманск | 198 | 58 | Томск | 170 |
20 | Тверь | 197 | 59 | Сургут | 169 |
21 | Липецк | 197 | 60 | Севастополь | 169 |
22 | Кострома | 197 | 61 | Орел | 169 |
23 | Саратов | 196 | 62 | Волжский | 169 |
24 | Владивосток | 196 | 63 | Нижний Тагил | 167 |
25 | Вологда | 194 | 64 | Оренбург | 166 |
26 | Череповец | 193 | 65 | Симферополь | 165 |
27 | Екатеринбург | 191 | 66 | Курган | 165 |
28 | Калуга | 191 | 67 | Самара | 163 |
29 | Нижний Новгород | 190 | 68 | Махачкала | 162 |
30 | Казань | 190 | 69 | Новосибирск | 161 |
31 | Красноярск | 189 | 70 | Челябинск | 160 |
32 | Саранск | 189 | 71 | Воронеж | 154 |
33 | Магнитогорск | 189 | 72 | Пермь | 153 |
34 | Стерлитамак | 188 | 73 | Улан-Удэ | 153 |
35 | Пенза | 187 | 74 | Архангельск | 150 |
36 | Смоленск | 186 | 75 | Якутск | 147 |
37 | Петрозаводск | 185 | 76 | Чита | 147 |
38 | Тольятти | 181 | 77 | Волгоград | 116 |
39 | Киров | 181 | 78 | Омск | 104 |
Индекс качества городской среды — инструмент для оценки качества материальной городской среды и условий ее формирования. Индекс создан Министерством строительства, ЖКХ и градостроительства Российской Федерации.
Качество городской среды было проанализировано в 1114 российских городах, разделенных Минстроем на семь групп в зависимости от численности населения. При оценке учитывались 36 показателей, характеризующих жилищное строительство, дорожно-уличную сеть, землепользование, общественно-деловую, социальную и рекреационную инфраструктуру, а также общее городское пространство. Они оценивали, например, процент людей, живущих в ветхом жилье, количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях, интенсивность движения транспорта, состояние зеленых насаждений, концентрацию объектов культурного наследия, наличие спортивных сооружений и процент детей среди населения. В методологии индекса говорится, что Минстрой использовал собственные данные, информацию Росстата, Роспотребнадзора, МВД, картографических и географических систем и информацию из социальных сетей.
Г. Ростов-на-Дону: численность населения
Как мы уже уточняли, он уже много лет относится к городам-миллионникам. Если быть более предметными, то можно сказать, что уже в восьмидесятые годы прошлого столетия Ростов-на-Дону перешагнул черту в один миллион жителей и официально попал в ряды особых мегаполисов.
На данный момент население Ростова-на-Дону составляет 1 125 103 человек. Внушительная цифра, не правда ли? Город занимает по данным показателя десятое место в стране, уступая признанным лидерам Москве и СПб, а также нескольким другим городам. Социологи считают, что если прирост населения не остановится, то уже через пятнадцать лет Ростов окажется в первой пятерке городов данного списка. В Европе этот российский город занимает тридцатое место по количеству жителей.
Стоит уточнить, что цифра, характеризующая численность населения Ростова-на-Дону, составляет более 20% от всех жителей области. Можно сказать, что каждый пятый человек в области проживает в данном мегаполисе. Многие аналитики связывают это с обилием рабочих мест, ведь довольно часто сюда переезжают из деревень и близлежащих маленьких городков в поисках лучшей жизни. Как бы то ни было, но город полностью оправдывает свое звание «южной столицы России».
Какие они — ростовчане?
Ростов-на-Дону был основан в 1749 году и через него шли важные торговые и военные пути. Эти особенности и сложили население Ростова-на-Дону, тут много национальных общин, приезжих из области и других регионов. Студенты из других регионов, после окончания ВУЗа, тоже остаются в южной столице.
Если смотреть на Ростовскую область, то большинство населения на 2010 год относят себя к русским. Более 90% населения — русские, но Ростов является многонациональным городом. Здесь проживают армяне, украинцы, татары, грузины, азербайджанцы, белорусы, а также евреи и даже корейцы. Есть и представители других национальностей, приезжающих со всей страны: их мотивирует благоприятный климат, работа и уровень жизни.
Естественное движение населения Ростова-на-Дону
В Ростове-на-Дону единственным материалом для изучения вопросов естественного движения населения являются ежемесячные церковные ведомости, заполняемые причтами церквей и представляющими из себя выборку из метрических книг.
Помимо общих неудобств церковной регистрации, не отличающейся особой точностью, к одним из главных недостатков этой системы необходимо отнести неполноту признаков. Так, в ведомостях об умерших не имеется указания на местожительство и возраст умершего и на причины их смертей. В ведомостях о родившихся тоже нет сведений о возрасте и местожительстве родителей. Ежемесячная ведомость о браках в Статистическое Бюро не поступает. Таким образом, санитарную картину города при таких условиях невозможно представить сколько нибудь полно. Об изменении этой системы в пользу индивидуальной регистрации отдельных случает естественного движения населения Статистическое Бюро возбуждало ходатайство, однако, без успеха.
Теории статистики давно известен закон, по которому смертность прямо пропорциональна плотности населения.
Слабое развитие водопровода и канализации является одним из факторов высокой смертности в городе. Из общего числа всех домовладений Ростова в настоящее время приблизительно 22 % имеют канализацию, причём рост канализационных имений развивается чрезвычайно медленно. В 1907 году канализационная сеть имела протяжение в 47 верст 496 сад., в 1913 году общее протяжение равнялось 62 верстам 314 саж.
Помимо канализации и неудовлетворительное устройство водопровода чрезвычайно энергично влияет на общий коэффициент смертности. По словам проф. Заболотного, водопровод послужил одной из причин быстрого распространения холерной эпидемии в 1910 г.
Водопроводная сеть имеет много тупиков, где скопляется масса ржавчины и осадков. Потребление воды питьевой и промышленной, подаваемой Ростовским на Дону водопроводом, выражается в 3,8 ведра на душу. В виду того, что значительная часть населения пользуется колодезной водой, суточный расход воды почти в два раза выше приведенной нормы.
В виду того, что почти половина улиц Ростова не мощена, сильные ветры поднимают массу пыли и разносят ее по городу. По наблюдению Петровской метеорологической станции при Ростовском на Дону реальном училище, за период 1893–1902 гг. тихая погода отмечена всего в 260 случаях при 10294 ветрах. Кроме того, и улицы расположены по линии господствующих ветров. Что же касается городского благоустройства, то необходимо отметить, что только одна сотая часть всей застроенной площади находится под садами и бульварами.
Таким образом, высокая смертность Ростова-на-Дону вызывается, главным образом, такими неблагоприятными условиями, устранение которых не представляет собою большой трудности. Вместе с дальнейшим развитием мер, направленных к оздоровлению города, коэффициент смертности будет понижаться.
Смертность и рождаемость. Расчет сделан pro mille. Из подробного обзора видно, что смертность в Ростове до 1902 года была чрезвычайно высокою, доходя в некоторые годы до 51.5. С 1888 года по 1902 год включительно общая средняя смертность была равна 35,04, а с 1903 по 1913 год равна 29.7. Постепенное понижение коэффициента смертности объясняется принятием Городским Общественным Управлением в последние годы ряда мер по оздоровлению города и развитием канализации и водопровода.
Ниже приведены коэффициенты смертности и рождаемости по годам:
1888 год: 29,4 — 46,3
1889 год: 36,7 — 48,2
1890 год: 32,1 — 51,1
1891 год: 42,2 — 48,2
1892 год: 51,1 — 46,1
1893 год: 29,8 — 47,5
1894 год: 29,6 — 48,8
1895 год: 40,5 — 50,4
1896 год: 33,5 — 49,6
1897 год: 32,8 — 47,2
1898 год: 33,5 — 48,0
1899 год: 35,3 — 47,6
1900 год: 30,6 — 48,6
1901 год: 34,5 — 48,8
1902 год: 35,3 — 50,4
1903 год: 31,0 — 45,8
1904 год: 35,2 — 48,0
1905 год: 34,6 — 45,2
1906 год: 31,9 — 42,9
1907 год: 31,1 — 40,1
1908 год: 32,8 — 37,5
1909 год: 28,6 — 33,0
1910 год: 35,4 — 34,3
1911 год: 23,7 — 32,9
1912 год: 19,8 — 29,6
1913 год: 22,5 — 28,4
В 1910 году общеимперская рождаемость для городов была равна 35.0, для уездов — 45.8, для Области войска Донского — 53.5. Таким образом, коэффициент рождаемости г. Ростова за 1913 год менее областного почти в два раза и менее городского для всей империи на 6,4.
История Ростова-на-Дону – основание города
Еще до основания Ростова-на-Дону, царь Петр I планировал построить на территории города крепость, которая смогла бы защитить юг Российской империи от набегов крымских татар и турок. Однако Прутский мирный договор между Россией и Турцией положил конец этим планам.
Уже в период правления императрицы Елизаветы Петровны, по ее указу от 15 декабря 1749 года, на левом берегу реки Теремник, около развалин греческой крепости, был построен таможенный пост.
Уже к весне 1750 года около таможенного поста были построены пристань, пакгауз, карантин и помещения для служителей таможни. Теремницкий порт становится единственным южным портом России, через который было возможно торговать с государствами, расположенными в Черном, Эгейском и Средиземном морях. В 1760 – 1761 годах здесь начата постройка крепости для защиты от набегов крымских татар. Руководил строительством военный инженер А. И. Ригельман. По указу императрицы Екатерины II, крепость получила имя митрополита Ростовского Димитрия.
История Ростова-на-Дону начинается с III тысячелетия до н. э. На современной территории существовали древние поселения. 15 декабря 1749 года императрица Елизавета Петровна издала указ об основании Темерницкой таможни. Этот день считается датой основания Ростова-на-Дону. Вскоре здесь началось возведение инфраструктуры, что позволило вести международную торговлю. В 1797 г. был приобретён статус уездного города.
В XIX столетии развивалось транспортное сообщение, экспортировалась металлургическая продукция, зерновые культуры. Увеличивалась численность жителей, количество домов, появились учебные заведения. В 1887 году населённый пункт был включён в состав Области войска Донского.
После Октябрьской революции оказался центром сопротивления большевикам. После становления советской власти в нём началось стремительное строительство. Завершение оккупации во время Второй мировой войны ознаменовалось быстрым восстановлением. Возникли новые предприятия. После распада СССР темпы развития замедлились.
Тарифы на водоотведение для потребителей г. Ростова-на-Дону, г. Батайска
Категория потребителей | ||
Период действия | Потребители (без НДС) | Население (с учетом НДС) |
с 01.01.2021 по 30.06.2021 | 25,00 | 30,00 |
с 01.07.2021 по 31.12.2021 | 25,12 | 30,14 |
с 01.01.2022 по 30.06.2022 | 25,12 | 30,14 |
с 01.07.2022 по 31.12.2022 | 25,37 | 30,44 |
с 01.01.2023 по 30.06.2023 | 23,29 | 27,95 |
с 01,07.2023 по 31.12.2023 | 23,29 | 27,95 |
Ростов заслуженно считается «Воротами Кавказа». Через город проходят федеральная трасса М4 «Дон» Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск, европейский маршрут Е38 Украина – Россия – Казахстан, а также региональные трассы Р268 Батайск – Старощербиновская – Краснодар и А135 (подъезд от трассы М4 «Дон» к Ростову).
Правый и левый берег соединены тремя автомобильным мостами, а также одним железнодорожным и одним автомобильно-железнодорожным мостом.
Главный автовокзала Ростова – место отправления рейсовых автобусов на Москву, Таганрог, Белгород и Майкоп. Месторасположение автовокзала на карте Ростова-на-Дону с улицами: улица Сиверса, 1.
Железнодорожная станция Ростов-Главный обеспечивает движение поездов и электричек направлениями Анапа – Москва, Москва – Кисловодск, Новороссийск – Екатеринбург, Минск – Адлер, Сухум – Москва, Ростов-Главный – Лихая. Адрес вокзала: Привокзальная площадь, 1/2.
С речного вокзала, расположенного на улице Береговая, 10, курсируют теплоходы в Азов, Ейск, Волгоград, Астрахань, Самару и Саратов.
Международный аэропорт «Платов» удален на 29 км к северо-востоку от Ростова. Табло прилетов и вылетов этого аэропорта показывает города: Москва, Минск, Прага, Стамбул, Анталья, Тбилиси.
Общественный транспорт города представлен автобусами, маршрутными такси, трамваями и троллейбусами.
В районе проживает 212 тыс. жителей. На его севере есть Автосборочный поселок, где ранее был одноименный завод. Здесь строили дома и проживали его рабочие, сейчас живут их дети. Первоначально здесь задумывался дачный поселок для горожан, но семьи рабочих увеличивались и молодежь уходила жить в квартиры, которые им были выданы от производства, а старики оставались на дачах. Еще одним поселком этой части города является Мясникован. Он тоже состоит из частного сектора, тут преимущественно жили армяне.
В районе шесть высших учебных заведений, десять крупных промышленных предприятий, четыре спортшколы, садики и школы. Ворошиловский район является центральным. Однокомнатную квартиру здесь можно купить за 2,7 млн рублей. Спальным микрорайоном является Северный, где находится большая часть жилья района.
История возникновения города
На территории современного Ростова археологи находили остатки поселений древних людей, датируемые еще тремя тысячами лет до нашей эры. Но официальная история поселения отсчитывается со времен Петра I. Российский самодержец во время Азовских походов семнадцатого века оценил стратегическое значение данных территорий. Он пожелал построить здесь крепость для защиты русских земель от набегов турок и татар, но по определенным внешнеполитическим причинам сделать этого не смог.
Поэтому ростовчане считают датой основания города декабрь 1749 года. В это время императрица Елизавета издала указ о создании Темерницкой таможни, волею судеб выстроившейся на месте сегодняшнего мегаполиса.
Население Ростова на Дону по данным Росстат
Вопреки росту численности населения Ростова-на-Дону, показатели рождаемости/смертности в городе, области постепенно ухудшаются. По официальным данным, за 2020 в Ростове-на-Дону рождаемость составила 14,9 тысяч. Цифра на 6,3% меньше показателей 2019. Показатели смертности остаются высокими – 23,7 тысяч. Естественная убыль составила 9.7 тысяч. Указанны параметр определяет соотношение количества родившихся/умерших людей в городе за определенный период.
Для получения точной демографической картины необходимо проанализировать поло-возрастной состав. Согласно официальным данным, предоставляемым Ростовстатом, доля горожан мужского пола составляет 46,4%. Доля женщин, соответственно, 53,6%. Количество мужчин, согласно официальной статистике, постепенно увеличивается.
На сегодняшний день в Ростовской области на 1000 горожан трудоспособного возраста приходится 806 жителей, чей возраст выше/ниже трудоспособного. Доля детей и подростков составляет 17%. Представители старшей возрастной группы – 26,7% горожан.
Поскольку сегодня наблюдается отрицательный естественный прирост, важную роль для увеличения численности населения играет миграционный прирост. Согласно данным, предоставленным ведомством Ростовстат, наблюдалась миграционная убыль в Ростове-на-Дону 2018. 2019 – демографическая ситуация сменилась. Благодаря миграции, население Ростова выросло – прибыло 13 518 жителей. Значительная часть прибывших – граждане стран-участниц Содружества Независимых Государств.
Города-миллионники России в 2021 году
Для удобства работы инфраструктур города и улучшения качества обслуживания жителей, Ростов-на-Дону разбит на восемь районов: Ленинский, Ворошиловский, Кировский, Октябрьский, Пролетарский, Первомайский, Железнодорожный и Советский. В свою очередь, каждый из этих районов подразделен на микрорайоны, со своими неофициальными названиями.
Новые микрорайоны, построенные совсем недавно и продолжающие расстраиваться, в основном являются «спальными», где все предусмотрено для удобства и полноценного отдыха ростовчан — магазины, парки, скверы, детские сады и школы. В каждом дворе для малышей имеется хорошая детская площадка, оборудованная отличными детскими комплексами для игр.
В Ворошиловском районе (212 тыс. жителей), в северной части города есть, так называемые Автосборочный поселок — его название говорит само за себя. Тут строили дома и селились рабочие автосборочного завода, там до сих пор живут их дети.
Дачный поселок первоначально предназначался для строительства дач для горожан. Но семьи увеличивались и молодое поколение оставалось в квартирах, полученных родителями от производства, а старики уходили жить на дачи.
Мясникован — это поселок, в котором, преимущественно жили армяне, тоже состоит из частного сектора. Со временем там провели электричество, газ.
В районе действует 43 садика и школы, 4 спортивных школы, 6 ВУЗов, десяток крупных промышленных предприятий. Это центральный район города, где можно найти жилье недалеко от дома. Цены на недвижимость жилых районов начинаются от 2,7 млн. руб. за однокомнатную квартиру в многоэтажке. В центре — от 3,0 млн. руб. Горожане находят способ приобретения более дешевого жилья — вкладываются в строительство своими кровными деньгами, ждут 2-3 года, зато в итоге могут приобрести такую же квартиру, но за 1,6 млн. руб.
Спальным микрорайоном Ворошиловского района является Северный, здесь находится основная часть из 4 млн. м2 жилья района.
Железнодорожный район (103 тыс. жителей) города проходит по самому берегу реки. Название свое он полностью оправдывает — здесь находятся Главный и Пригородные вокзалы, откуда отходят электрички во все места области, прибывают поезда дальнего следования. В железнодорожных мастерских и депо трудятся люди, в основном, проживающие в этом районе.
Старый поселок железнодорожников располагается чуть севернее и называется Лендворец. Это от названия дома культуры и отдыха железнодорожников имени В.И. Ленина. Поселок очень неказистый и по сей день. Старые домики ютятся и жмутся на склоне холма, но, тем не менее, поселок очень зеленый и чистый.
Поселки Нижнегниловской и Верхнегниловской взяли свое название от станицы, когда-то находившейся неподалеку от города, потом она разрослась и вошла в состав Ростова. Они находятся на крутом правом берегу реки.
Октябрьский район (160 тыс. жителей) — это Каменка, теперь немногие вспомнят, почему она так зовется, Рабочий городок и Военвед. Тут, пожалуй, все понятно. Это районы послевоенной и современной застройки. В этом районе преобладают научно — образовательные (6 НИИ, 2 ВУЗа) и лечебно — профилактические учреждения. Купить квартиру в этом районе можно от 1,7 млн. руб.
Первомайский район (176 тыс. жителей) включает поселки Сельмаш, Фрунзе, Орджоникидзе и Орджоникидзе — 2. Они выросли после введения в строй завода — гиганта «Ростселмаш». Когда-то преобладающий частный сектор потеснился и дал место высоким современным зданиям.
Также в этом районе располагается Ростовский аэропорт, поэтому приобретая жилье следует учитывать, что через какое то время Вы выучите расписание всех рейсов, так как слышно прилетающие — улетающие самолеты превосходно. В этой стороне находится въезд в город со стороны столицы.
Жилье в районе колеблется от 1,8 до 2,1 млн. за однокомнатную квартиру.
В Пролетарском районе (122 тыс. жителей), что находится на восточной стороне города, можно встретить такие названия, как Берберовка, Нахичевань. Когда-то, давным — давно, здесь жили армяне, богатые купцы и интеллигенция. Завод «Красный Аксай» строил здесь дома для своих рабочих, поэтому и контингент жителей был, в основном, рабочий.
Поселок Александровка располагается в восточной части Ростова, по берегу реки. Когда-то это была небольшая станица, теперь — красивый район с многоэтажными домами.
Жилье здесь стоит 1,3-1,4 млн. руб. в Нахичевани, и 1,8-1,9 млн. руб. в Александровке.