Приватизация в России 90-х годов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация в России 90-х годов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приватизация основных фондов государства предполагает переход их из собственности государства в собственность физических или юридических лиц. Массовая приватизация была необходима при переходе на рыночную экономику. Ныне этот процесс происходит планово, небольшими траншами. Цель: получение дополнительных денежных средств в бюджет государства.
Приватизация квартиры или дома, в котором проживает гражданин по договору социального найма и земельных участков, выделенных гражданам государством до 2001 года, не является обязательной. Но это необходимо, если гражданин имеет намерение продать, подарить, завещать или поменять свое имущество.
На сегодняшний день (декабрь 2018 года) приватизация бесплатна при условии, что конкретный гражданин еще не использовал свое право на однократную безвозмездную приватизацию.
Пути и цели национализации
Мировой опыт в сфере национализации представляет несколько путей проведения данного процесса. Он может иметь следующие варианты:
- принудительное безвозмездное отчуждение в качестве наказания за что-либо (после второй мировой войны во Франции национализировались предприятия, чьи хозяева сотрудничали с фашистскими оккупантами);
- принудительное безвозмездное отчуждение предприятий в связи с изменением политической системы в обществе (национализация предприятий в России после Октябрьской революции);
- принудительное отчуждение имущества с частичным или полным возмещением стоимости объектов и убытков в соответствии с принятыми законами (национализация в Индии в средине $ХХ$ века);
- добровольный отказ собственников имущества в пользу государства (добровольная передача права собственности государству).
Главной целью проведения национализации является обеспечение политической, экономической безопасности и обороноспособности государства. Национализация позволяет в этом случае обеспечить в полном объеме потребности государства в предметах, работах или услугах, требуемых для поддержания обороноспособности страны. Она же сохраняет полный контроль государства над выпуском стратегической продукции и сохранением необходимых мощностей для выпуска данной продукции.
Еще одной целью национализации является необходимость обеспечения общественных благ. То есть во главу вопроса положены интересы общества, а не отдельных частных лиц. Проводится национализация несколькими вариантами. Это может быть приобретение стратегической продукции на открытом рынке или путем организации нового производства для выпуска данной продукции. Еще один путь предполагает мобилизационные задания за счет государственных запасов (резервов).
К целям национализации можно отнести еще следующее:
- стремление сохранить предприятия социальной и производственной сферы, которые необходимы обществу;
- необходимость обеспечения экологической безопасности;
- стремление обеспечить защиту потребителей от естественной монополизации;
- обеспечение возможности структурной перестройки хозяйственного комплекса страны;
- пресечение нарушений государственного законодательства (незаконный вывод капиталов и прибыли из страны).
Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)
Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.
Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.
Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.
Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:
- передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
- отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
- при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.
Приватизация объектов государственной недвижимости
В настоящее время программа передачи государственного имущества в частную собственность продлена до 01 марта 2021 года.
В итоге, 10.02.2020 г. законодательным собранием РФ были внесены окончательные поправки в закон. На сегодняшний день приватизация становится бессрочной и безвозмездной для всех российских граждан.
Основные нюансы:
Граждане РФ, имеющие право на участие в приватизации могут от нее отказаться | т.е. приобрести право собственности на определенное имущество. Но своего права такие лица не утрачивают. Данный отказ должен оформляться в письменной форме и заверяться в нотариальной конторе |
Обязательное участие детей в программе | несовершеннолетние лица, проживающие в жилом помещении должны получать долю в праве собственности. Не допускается их отказ от доли в праве собственности в пользу другого лица. В случае нарушения прав лиц, не достигших 18-летнего возраста, сделка признается недействительной |
Еще одним требованием к процедуре перехода госсобственности в коммунальной квартире является необходимость получения согласия у соседей.
Что такое приватизация и с какой целью стоит участвовать в процедуре / Госправо
Любую муниципальную квартиру, которая не является служебным имуществом или собственностью Вооруженных Сил РФ, можно переоформить на себя. Главное — ответственно отнестись к поставленной задаче.
В настоящее время еще не все жилые объекты недвижимости перешли из рук государства и муниципалитета в частные. Можно отметить важное свойство приватизации — безвозмездность. Государство передает гражданам право собственности на жилье совершенно бесплатно.
Приобрести в собственность различные компании может практически любой желающий, ведь нужно обеспечить выполнение всего нескольких основных условий, но при этом далеко не все потенциальные покупатели знают о том, как проводится приватизация предприятий и каким условиям нужно соответствовать, чтобы принять участие в торгах.
Особенности приватизации жилья
Объектами приватизации в данном случае могут быть главным образом квартиры, в некоторых случаях — также земельные участки. Переход в частные руки первого типа недвижимости в соответствии с законодательством РФ осуществляется в общем случае бесплатно. Приватизация земельных участков, а также нежилых объектов, в свою очередь, обычно осуществляется на платной основе. Хотя, безусловно, законодательством РФ предусмотрены способы приватизации собственности в виде земельных участков бесплатно.
Возможны ситуации, при которых гражданин выкупает жилплощадь у государства. Правда, данный механизм не может, с юридической точки зрения, рассматриваться как вариант приватизации жилья.
Самый, возможно, востребованный среди граждан России способ получения жилплощади — использование механизма бесплатной его приватизации. Изначально собственниками жилого имущества, которое передается гражданам в порядке приватизации, могут быть как государственные, так и муниципальные органы власти. Получить квартиру в собственность от государства человек, пользующийся объектом недвижимости по договору социального найма, может только 1 раз бесплатно.
Рассмотрим ряд практических нюансов процедуры, о которой идет речь. В частности, полезно будет изучить специфику комплектования перечней документов, которые нужны гражданину, рассчитывающему задействовать гарантированные законодательством способы приватизации государственного имущества в виде квартир. Также изучим некоторые рекомендации юристов по применению данного механизма приобретения жилья.
Порядок проведения в отношении жилого помещения
Отдельно рассматривается такой вид приватизации, как передача жилья в собственность. В том случае, если «покупателем» выступает простой гражданин, такая передача осуществляется практически бесплатно (платится лишь пошлина за оформление документов и проведение процедуры). Если же жильё передаётся организации, то это происходит по приведённым выше правилам продажи объектов.
Чтобы состоялась приватизация жилого помещения, необходимо, согласно ст. 4 Закона РФ №1541-1, следующее:
- дом не должен относиться к категории аварийных;
- помещение не является общежитием;
- оно не находится на территории городка при воинской части;
- оно не относится к спецфонду (например, к категории служебного жилья).
ВАЖНО: Служебные квартиры могут приватизироваться только после того, как собственник (государство или муниципалитет) переоформит их в другую категорию.
Какие есть законные основания для осуществления приватизации
В целом, определение приватизации уже позволяет ответить на данный вопрос. Но если обращаться к российским законам, то Закон «О приватизации» говорит следующее: «законное основание для приватизации — это договор социального найма».
То есть приватизация это процесс, который осуществляется исключительно по причине того, что гражданин (семья) проживает в жилом помещении по заключенному им договору соцнайма. В данном случае также необходимо руководствоваться тем, кто может включать договор социального найма. Это также можно обнаружить в нормах российских актов. Если кратко, то право на соцнайм имеют те лица, которые признаны малоимущими или нуждающимися.
Соответственно, если у вас уже есть собственная квартира, у вас благополучная экономическая обстановка в семье, то заключить договор соцнайма и последующим приватизировать квартиру у вас не получится.
Тема приватизации достаточно сложная. Существует множество так называемых подводных камней. Да и понять процесс приватизации со всеми нюансами по силам не каждому. Если вы собираетесь принять участие в приватизации квартиры, то обратите внимание на следующие аспекты:
- Во-первых, вам необходимо проверить и узнать официальный статус вашего жилого помещения. Главное узнать, входит ли оно в состав тех помещений, которые не могут быть приватизированы;
- Во-вторых, нужно выявить всех людей, которые участвуют в приватизации. Например, если в квартире прописано много людей, но проживают не все, уведомить и получить согласие необходимо именно от прописанных в квартире лиц. Поэтому советуем заранее начать обсуждать вопросы с теми, кто имеет право на приватизацию;
- В-третьих, важен пакет документов. Опять же, разные муниципалитеты могут устанавливать различные требования. Поэтому лучше напрямую обратиться в ваш орган местного самоуправления. Точно скорректировать перечень документов и начать их подготовку;
- В-четвертых, предусмотрите все денежные траты;
- В-пятых, оцените перспективу приватизации, возможно, вам лучше от нее воздержаться.
Какие документы нужны для приватизации квартиры
Точный список документов лучше узнавать в ведомстве, которое занимается приватизацией в вашем городе. Общего федерального списка нет. А в регионах могут просить разные бумаги. Если интересно, сами сравните требования Москвы и Санкт‑Петербурга.
Вот примерный перечень для ориентира:
- Заявление о передаче государственного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
- Документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, которые зарегистрированы с ним в квартире.
- Договор социального найма или ордер на приватизируемое жильё.
- Бумаги, подтверждающие гражданство.
- Письменные согласия на приватизацию или отказы от зарегистрированных в квартире жильцов.
- Документы о составе семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей.
- Справки, подтверждающие, что право на приватизацию не было использовано. Обычно за документом надо обращаться в местную администрацию.
- Согласие родителей или органов опеки, если один из будущих собственников несовершеннолетний.
Этот список может расширяться в зависимости от обстоятельств и требований конкретного ведомства. Тщательно ознакомьтесь с условиями и постарайтесь сразу собрать все нужные документы. Обратите внимание, что у некоторых бумаг может быть срок годности.
Все этапы приватизации на крупных и средних предприятиях умещались в два шага. Первым проводилось акционирование завода или фабрики и преобразование в новые открытые акционерные общества. В корне менялась организационная и правовая форма предприятия. После этого происходил выпуск акций, распределявшихся между его сотрудниками согласно их ваучерам. Это были члены трудового коллектива и руководство. Также часть акций могла попасть в руки внешних юридических и физических лиц. Пропорции этого распределения определялись самим коллективом трудящихся. В некоторых случаях определенный пакет акций оставался в муниципальной или государственной собственности. Если это происходило, то в такие общества назначались представители Российской Федерации или ее субъектов.
В каждом конкретном случае трудовые коллективы по-своему решали, что делать с имуществом – выделять из его состава отдельные предприятия или объединять их в группы, таким образом создавая большие компании. Они становились холдингами и владели контрольным пакетом акций. Считалось, что именно работники лучше всего решат судьбу своих предприятий. Они были заинтересованными лицами (в экономической теории есть аналогичное понятие — «stakeholders»), и являлись не просто отстраненными равнодушными наблюдателями, которые видели в заводе только имущество. И тем не менее эффективных предпринимателей из простых рабочих не получилось. Сказалась неприсобленность народных масс к новым рыночным условиям.
Всего за период приватизации за приватизационные чеки было продано около 16 тысяч предприятий. К середине 1994 года в результате ваучерных сделок в частной собственности оказалось 70% промышленности страны. Также была передана большая часть объектов малой приватизации. В эту категорию входило 85 тысяч магазинов, кафе, ресторанов и т. д. Малая приватизация в большинстве регионов России завершилась к концу 1994 года. К тому же сроку на базе крупных и средних предприятий было создано около 20 тысяч акционерных обществ.
Государство предоставляло трудовым коллективам несколько вариантов льгот. Большая их часть (75%) предпочла выбрать контрольный пакет акций. Считалось, что эта форма собственности поможет избежать установления внешнего постороннего контроля над предприятиями. Тем не менее преимущества данного варианта очень быстро свелись на нет, из-за того, что акции скупались администрацией. Около трети всех ваучеров было перепродано за бесценок с помощью чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Они заключили сделки с 22 миллионами граждан (около 15% населения России). Внесенные в ЧИФы ваучеры практически не дали никаких дивидендов из-за того, что эти краткосрочные организации быстро прекращали свое существование. Поэтому, как правило, работники становились акционерами лишь на короткий период. Кроме того, владение одной-единственной бумагой нигде и никогда не делало человека реальным совладельцем предприятия.
Приватизация через акционирование в постсоветской России.
Под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР. Однако практические преобразования собственности в России начались только в 1992.
На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.
В сфере городской экономики процесс приватизации оказался наиболее трудным и противоречивым. На государственную собственность претендовали и рядовые работники, считавшие ее «общенародной», и представители хозяйственно-партийной номенклатуры, которая давно де-факто распоряжалась госсобственностью почти как своей. Ни те, ни другие не хотели и не могли выкупать эту собственность по ее реальной цене. Именно от решения этой проблемы зависел успех курса рыночных реформ в целом.
Основным способом приватизации в 1992–1993 стало акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.
Разработчиками программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.
1. Базовая модель – с преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.
Такую модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.
2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.
Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоёмкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.
3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда). Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.
Данный вариант использовался наиболее редко. Главная проблема состояла в том, что при серьёзном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.
При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).
Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания.
Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).
Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.
Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.
Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.
Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.
Суть приватизации
Приватизация является одной из важнейших трансформаций при переходе к рынку, с учетом особого отрицания экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства от «Государственной» к «частной» и методологической основы приватизации, определение собственности на продукцию от государства непосредственно к частному сектору (включая физических лиц, паи и акции) формулируется как передача собственности частному сектору экономики. Связь между понятием приватизации и разгосударствлением заключается в том, что приватизация есть отрицание собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возвращение государственной собственности истинному владельцу.
Но единого определения приватизации до сих пор не существует. В западных странах можно найти множество определений, таких как:
- Передача государственной собственности в пользу физических лиц (частный сектор) или переход государственной собственности в частную собственность;
- Полная продажа государственных предприятий физическим лицам;
- Продажа части активов;
- Передача функций государственной собственности в частный сектор национальной экономики позволяет осуществлять распределение и взаимодействие ресурсов через рынок.
Несмотря на разнообразие определений, существуют две основные модели приватизации:
- Оплачено;
- Свободный, каждый из них основан на определенном аргументе и аргументе.
Бесплатная приватизация. При государственной монополии все граждане были совладельцами собственности, поэтому должны были существовать стимулы к производительному труду, экономии затрат и более эффективному использованию ограниченных ресурсов, по мнению реального собственника от формального собственника, путем предоставления ему части государственной собственности. По сути, реализация связана с предоставлением всем гражданам приватизационного чекового ваучера.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Этот процесс предполагает, что компания была зарегистрирована ранее, и ее акции продаются на фондовом рынке. Его приверженцы отмечают, что только в этом случае появляются эффективные собственники. Кроме того, это приводит к увеличению доходной части бюджета. Одна из серьезных проблем с приватизацией-Это сроки ее проведения. Некоторые ведущие экономисты считают, что государственная экономика вряд ли будет приватизирована через 2-3 года.
Три необходимые причины для его осуществления:
- Накопление личных вещей, необходимых для медленного накопления сбережений;
- Рынок работает хорошо,и требуется время, чтобы определить рыночную стоимость предприятия;
- Монополизированная социалистическая промышленность должна быть перестроена до того, как производственные предприятия будут выставлены на продажу.
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким образом можно в короткие сроки создать новый класс частных собственников-главный фундамент социальной реформы. В конкретном плане предлагается «развалить» жилищный фонд, приватизировать малые и средние (особенно коммерческие) предприятия.
Однако модель полная,их сочетание ожидается. С одной стороны, приватизация должна стать элементом экономической реформы, стержнем радикальных преобразований, а с другой-долгосрочным инструментом государственного регулирования.
Основными целями приватизации в условиях переходной экономики являются:
- Экономика(повышение эффективности экономики);
- Фискальные (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки);
- Общество (обеспечение социального мира).
Перераспределение экономической базы власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимосвязана.
Приватизация нежилых помещений гражданами
Для того чтобы задействовать рассматриваемый механизм, гражданину нужно подготовить весьма объемный перечень различных источников, сопоставимый с тем, что нужен в рамках приватизации жилых помещений, а то и превосходящий его — как с точки зрения сложности комплектования, так и в плане общего количества источников, которые нужно собрать человеку. Так или иначе, заявитель должен предоставить в государственный или муниципальный орган, отвечающий за проведение приватизации, такие документы, как:
- паспорт;
- постановление, удостоверяющее правомерность приватизации помещения;
- квитанция, подтверждающая факт оплаты гражданином государственной пошлины;
- выписка из кадастра;
- заявление с обращением о проведении необходимых процедур, связанных с регистрацией права собственности;
- контракт на аренду — если соответствующий документ является основанием для осуществления приватизации;
- кадастровый паспорт объекта недвижимости.
Как мы отметили выше, способы приватизации государственного и муниципального имущества, имеющего статус нежилого фонда, в общем случае реализуются на платной основе. Конкретные расходы на осуществление данной процедуры человеку, пользующемуся недвижимостью, следует уточнять в государственных и муниципальных органах власти, в которые он обращается.
Способы приватизации в России, предусмотренные законодательством, также позволяют гражданам оформлять в собственность земельные участки. Рассмотрим данную процедуру подробнее — опять же с точки зрения, прежде всего, сбора необходимых документов.