Резидент и нерезидент иностранец: как определить и для чего это важно
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резидент и нерезидент иностранец: как определить и для чего это важно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.
Кто такие нерезиденты РФ? К ним относятся:
- Физлица, не являющиеся резидентами.
- Физлица, беспрестанно проживающие за границами РФ, в том числе временно пребывающие на ее территории.
- Юрлица, созданные согласно канонам зарубежных стран и местонахождению за границами РФ.
- Организации и предприятия, не являющиеся юрлицами, созданные согласно канонам иноземных стран и местонахождению за границами РФ.
- Аккредитованные в РФ консульские, дипломатические учреждения иноземных стран и беспрестанные представительства этих стран при межправительственных и межгосударственных организациях.
- Межправительственные и межгосударственные организации, их представительства и филиалы в РФ.
- Иные лица, не указанные в виде резидентов.
Какими документами можно подтвердить статус резидента?
Перечень документов, которыми может быть подтвержден налоговый статус физического лица, налоговым законодательством не установлен. К ним могут относиться:
-
копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы;
-
миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
-
справки с места работы (в том числе с предыдущего места работы);
-
приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
-
авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы (проездные документы, документы о проживании);
-
свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;
-
справка, полученная по месту проживания в РФ;
-
договоры, заключенные с медицинскими (образовательными) учреждениями;
- справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).
В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:
В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.
Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.
Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).
Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.
Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.
Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.
Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.
Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.
То есть — опять ничего страшного.
Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.
Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.
Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.
Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.
Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.
Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.
А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.
Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.
Но!
Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:
- По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
- РФР
- Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
- При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).
А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.
Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не
Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.
Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.
Например:
- ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
- практической отмены банковской тайны в российских банках;
- контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
- постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
- участия граждан РФ в иностранных организациях;
- налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
- иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.
При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.
Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.
В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.
(№ 6) Утрата налогового резиденства РФ при удаленной работе по трудовому договору & НДФЛ
Основным последствием утраты налогового резиденства РФ для физического лица будет повышение ставки НДФЛ с 13% / 15% до 30% на доходы полученные от источников в РФ и невозможность применять определенные налоговые вычеты (например при продаже недвижимости или автомобиля которым владеешь менее 3 лет / 5 лет).
Общая ситуация, с утратой статуса налогового резидента РФ, выглядит так скажем не очень, для физических лиц которые релоцировались, но продолжают состоять в трудовых отношениях с работодателями в России и получают от них доход (зарплату).
Как мы обсудили, буквально в предыдущем посте, налоговые агенты (работодатели) определяют налоговый статус удаленного работника, подсчитывая суммарно, 183 дня его присутствия / отсутствия в РФ в течение 12 месяцев следующих подряд, которые могут начаться, например в 2022 году, если работник уехал в сентябре 2022 года и продолжаться в 2023 году, если он не вернулся, при этом итоговый налоговый статус работника, будет определяться работодателем на 31 декабря 2022 года (статус будет еще не утрачен) и потом на 31 декабря 2023 года в данном примере (статус будет уже точно утрачен).
Пример:
Юра работает на компанию в России. В сентябре 2022 года, Юра срочно уехал из России в Турцию, но продолжил удаленно работать на работодателя в России. Возвращаться из Турции в Россию в 2023 году Юра точно не планирует.
Работодатель Юры (его налоговый агент), продолжает ему выплачивать зарплату и удерживать НДФЛ в размере 13% (как с налогового резидента РФ), при этом работодатель определил налоговый статус Юры на 31 декабря 2022 г. и конечно он не изменился, так как с сентября прошло меньше чем 183 дня.
Работодатель продолжил выплачивать Юре зарплату и с апреля 2023 года (прошло 183 дня) стал удерживать с него НДФЛ в размере 30% уже как с налогового нерезидента РФ, после чего еще раз уточнит его ИТОГОВЫЙ налоговый статус 31 декабря 2023 года и будет обязан удержать с Юры еще дополнительно 17% за первый квартал 2023 года (когда удерживал НДФЛ всего 13%).
Отмечу, если работодатель не знал, о том что Юра удаленно работает за пределами РФ и продолжал удерживать стандартный НДФЛ 13%, то Юра будет обязан самостоятельно исчислить 183 дня за налоговый период и самостоятельно доплатить + НДФЛ 17% подав декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года следующего за отчетным.
Но есть и позитивные моменты, утраты физическим лицом, статуса налогового резиденства РФ:
-
налоговые нерезиденты освобождаются от уплаты НДФЛ с доходов от иностранных источников (налоговые резиденты РФ платят НДФЛ 13% с мировых доходов);
-
налоговые нерезиденты РФ не обязаны отчитываться по КИК и уведомлять ФНС об участии в иностранных компаниях.
Хочу обратить Ваше внимание, что уведомление ФНС, об утрате налогового резиденства РФ не предусмотрено, но можно это сделать по желанию, в произвольной форме. |
Резидент и нерезидент — это…
С латинского языка слово resident буквально переводится как « постоянно сидящий на месте». Отсюда и возникло неправильное отождествление понятия с гражданством.
Термины «резидент» и «нерезидент» можно встретить в двух отраслях законодательства: валютном и налоговом.
Правотворческий орган использует такое разграничение с целью показать, чьи интересы представляет лицо в международных отношениях: родного государства или чужого.
При этом законодатель использует или формально-юридический признак (место регистрации, фактическое время нахождения на территории), или экономический (с экономикой какой страны субъект имеет большую взаимосвязь).
Резидентами и нерезидентами могут выступать обычные люди и организации. От того, под какую категорию эти лица попадают, зависит их правовой статус в государстве.
А именно три вещи:
- права;
- обязанности;
- юридическая ответственность.
Если говорить простыми словами, резидент – это лицо, чей центр экономических и деловых интересов находится в стране пребывания. Остальные люди и организации относятся к нерезидентам.
Для подробного изучения информации о том, кем являются резиденты и нерезиденты, рекомендуется изучить Федеральный закон «О валютном контроле и регулировании». Согласно изложенному, резидентами можно назвать следующих лиц:
- иностранцы, которые живут в России и имеют вид на жительство;
- граждане РФ;
- юр лица, зарегистрировавшие организации согласно законодательству России (исключение – это зарубежные компании);
- субъекты РФ, а также муниципальные образования, выступающие в отношениях, которые контролируются Федеральным законодательством и другими законодательными актами;
- консульства РФ и другие официальные российские представительства, работающие в других странах.
Нерезидентами называют граждан других стран или компании, которые постоянно находятся и зарегистрированы на территории другого государства, а также:
- подразделения иностранных фирм и иностранные представительства в России;
- аккредитованные в РФ дипломатические организации и консульства других стран;
- межправительственные и межгосударственные представительства.
Для физ. лиц определение звучит несколько иначе. В Налоговом Кодексе граждан также делят на резидентов и нерезидентов. Налоговым резидентом считается человек, находящийся в пределах РФ не меньше 183 дней на протяжении года.
Кроме этого, налоговыми резидентами являются граждане, состоящие на военной службе в России, а также в других странах и работники государственных органов власти, органов на местах, которые находятся в командировке. При этом, фактическое время пребывание на территории РФ значения не имеет.
В налоговом и валютном законодательстве термины «резидент» и «нерезидент» имеют разные значения
Разделение на резидентов и нерезидентов есть в валютном и налоговом законодательстве.
В налоговом законодательстве. Любой гражданин РФ или иностранец становится налоговым резидентом РФ, если он находится в России больше 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев. День въезда и выезда в РФ включаются в этот срок.
В срок пребывания входят поездки за границу не более чем на 6 месяцев для лечения, обучения или отдыха. Цель выезда за границу необходимо подтвердить документально, иначе этот срок не будет включен в 183 дня непрерывного пребывания в РФ. Для подтверждения подойдет договор с медицинской организацией, турфирмой, вузом, учебная виза, копия паспорта с отметкой пограничников о пересечении границы.
Если вы осенью и зимой живете за границей, чтобы остаться налоговым резидентом РФ, вы должны провести на родине не меньше 183 дней — это постоянное пребывание примерно с марта по август.
Если вы отдыхаете, лечитесь или учитесь за границей не более 6 месяцев и можете это подтвердить документами, фактически на территории РФ вам надо находиться хотя бы один день в году.
В валютном законодательстве. Валютными резидентами считаются граждане РФ и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство. При этом неважно, сколько времени вы в реальности проводите в России. Даже если вы не приезжали несколько лет, по валютному законодательству вы остаетесь резидентом, пока сохраняете гражданство. Все остальные считаются нерезидентами.
Как определяется статус валютного резидента?
Из-за перегруженного и неочевидного законодательства у меня возникают вопросы о валютном резидентстве.
С налоговым резидентством мне все ясно. Но как обстоят дела с валютным? Я находил разную информацию, начиная с того, что каждый гражданин РФ — валютный резидент, если провел в России хотя бы день в календарном году, до того, что валютное резидентство с недавних пор аналогично налоговому.
По окончании 2020 года я буду налоговым нерезидентом. Я не понимаю, должен ли я в 2021 году подавать отчет о движении средств по счету в иностранном банке за 2020 год, так как не могу окончательно разобраться со статусом валютного резидента.
Валютное резидентство не аналогично налоговому. Будучи гражданином РФ, вы признаетесь валютным резидентом. В то же время если в 2020 году вы провели за границей в совокупности более 183 дней, то есть стали налоговым нерезидентом, то не должны представлять отчет о движении средств на зарубежном счете.
Резидент и нерезидент – в чем отличия?
К сожалению, многие путаются в этих понятиях. Причем речь идет не об обычных людях, которые в силу разных обстоятельств столкнулись с этим(как правило, их основная ошибка заключается в том, что резидентом РФ многие признают гражданина РФ), а о профессионалах – банковских работниках, бухгалтерах, юристах и т.п. И очень смешно наблюдать за дискуссией двух людей, каждый из которых отстаивает свою позицию…
Так в чем же принципиальная разница между этими понятиями и какие последствия это может повлечь для каждого из них?
Всё дело в том, что понятия«резидент» и«нерезидент» согласно налоговому и валютному законодательствам РФ отличаются друг от друга. Причина: налоговое и валютное законодательства РФ – это две разные отрасли законодательства(статьи 71 и 72 Конституции РФ).
Комплексное решение для переезжающих в Великобританию
Как видите, налоговое право в Англии не такое простое, как пишут в рекламных статьях. Если вам требуется помощь на стадии налогового планирования и в ходе конкретных мероприятий, направленных на уменьшение налоговой нагрузки, стоит обращаться к специалистам, которые практикуют комплексный подход, не замыкаясь только на одной узкой задаче.
Подобный комплексный метод решения вопросов клиентов выгодно отличает нашу компанию от многих подобных фирм. Суть метода в том, что смена места проживания рассматривается как совокупность задач совершенно разной тематики, которые, тем не менее, решаются все вместе. В то же время другие предложения на рынке иммиграционных услуг в большинстве своём помогут вам только в чем-то одном: в оптимизации налогов, в подготовке активов или в оформлении иммиграционных документов.
Иммиграционные юристы нашей компании сделают все, чтобы ваш переезд в Великобританию стал приятными хлопотами без незапланированных и неприятных затрат.
#Налогообложение Великобритании
#Оптимизация налогов
Общая информация о налоговом резидентстве
В контексте применения налогового законодательства резидентство – это принадлежность конкретной компании к налоговой системе, установленной законодательством конкретной страны, нахождение на учете в налоговых органах этой страны и уплата налогов преимущественно в ее бюджет.
Резиденство устанавливается как в отношении физических, так и юридических лиц, но правила его установления имеют существенные отличия.
Применительно к физлицам резидентство зависит от места постоянного жительства, независимо от гражданства такого лица, – для его приобретения достаточно находиться на территории той или иной страны 183 дня в году и более.
Для юридических лиц все иначе. Согласно ст. 246.2 Налогового кодекса, резиденты РФ – это компании:
- зарегистрированные в России;
- зарегистрированные в другой стране, но признанные резидентами в соответствии с двусторонним международным соглашением;
- зарегистрированные в другой стране, но разместившие свои органы управления в России, в том числе если в РФ постоянно действует исполнительный орган такой компании или главные руководящие лица принимают здесь основные руководящие решения.
Если в отношении иностранной компании (ИК) вышеуказанные условия выполняются сразу для нескольких государств, российское резидентство признается за ней лишь в случае осуществления на территории России:
- бухгалтерского и управленческого учета;
- делопроизводства;
- оперативного управления персоналом.
Более того, ИК, имеющая филиал иностранной компании в РФ, вправе сама признать себя российским резидентом независимо от соблюдения вышеуказанных условий, если она:
- участвует в проектах по добыче полезных ископаемых по договорам о разделе продукции, концессионным или лицензионным договорам;
- является активной холдинговой или субхолдинговой организацией;
- разрабатывает новые морские месторождения или является участником компании, разрабатывающей такие месторождения;
- занимается сдачей в аренду/субаренду транспорта или осуществляет международные перевозки, при условии, что размер доходов от этой деятельности составляет не менее 4/5 в общей структуре прибыли за конкретный налоговый период.
Учитывая все сказанное, в целях российского налогообложения компания-нерезидент – это юрлицо:
- прошедшее регистрацию не на территории России, но при этом осуществляющее в стране коммерческую деятельность через структурное подразделение или без его образования;
- не признавшее себя в качестве российского резидента;
- имеющее контролирующие органы за пределами РФ;
- разместившее за пределами РФ административные органы по ведению бухучета, кадрового и иного делопроизводства и так далее.
Резидентом Российской Федерации признаётся частное лицо или организация, зарегистрированная согласно требованиям государственных надзорных органов, действующая на территории страны и выполняющая нормы законодательства.
Статус резидента приобретается в ходе длительного присутствия (проживания или операционной деятельности) на территории России, приобретения документа (вид на жительство, рабочая виза, регистрационное свидетельство юридического лица). Резидентами Российской Федерации считаются следующие граждане и организации:
- Граждане РФ, постоянно проживающие на территории России. Физические лица, проживающие и работающие на территории России, действующие согласно законодательным нормам, относятся к резидентам РФ. Такие граждане имеют право на получение социальных льгот и выплат (например, материнский капитал, пенсия), получение бесплатного образования, медицинского обслуживания. Ставка подоходного налога для резидентов РФ составляет 13%.
- Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в стране. Подданные иностранных государств, беженцы и переселенцы, проживающие в России на основании рабочей или учебной визы, вида на жительство, удостоверения беженца и подобных документов, получают статус резидента РФ.
- Организации, зарегистрированные и действующие в соответствии с российскими законами. Любые компании, некоммерческие организации и другие юридические лица, оформившие документы согласно требованиям российского законодательства, получают статус резидента. Такие юридические лица обязаны выплачивать налог на прибыль, могут получать льготы и различные выплаты согласно государственным программам поддержки бизнеса.
- Филиалы, дочерние организации и представительства компаний, созданные согласно законодательству РФ. Местные представительства, подразделения и филиалы компаний, зарегистрированных в России согласно отечественным законодательным нормам, признаются резидентами РФ. Такие организации могут вести деятельность в любой стране, однако подчиняются отечественным законам.
- Дипломатические представительства, консульства и другие правительственные организации РФ, действующие за пределами страны.
Статус резидента страны используется при обмене валют, денежных переводах, обслуживании в банке, оплате подоходного налога и получении государственных вычетов. Статус резидента присваивается автоматически в налоговой инспекции, органах валютного контроля на основании данных о месте фактического нахождения частного лица или данных об операционной деятельности организации.
Нерезидентами Российской Федерации признаются частные лица и организации, проживающие либо ведущие операционную деятельность на территории нашей страны, однако подчиняющиеся законодательным требованиям другого государства.
Статус нерезидента могут получить российские граждане, в течение длительного времени проживающие за пределами Российской Федерации либо совершающие многочисленные поездки за границу (например, командировки). Юридические лица признаются нерезидентами страны, если зарегистрированы и ведут операционную деятельность согласно законам другого государства. Нерезидентами Российской Федерации считаются следующие граждане и организации:
- Частные лица, не имеющие визы или гражданства или граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации. Такие люди выплачивают повышенную ставку подоходного налога (30%), не имеют права на получение социальных выплат и прочих льгот, не могут получать бесплатное образование и медицинское обслуживание на территории России.
- Коммерческие организации, действующие на территории Российской Федерации согласно законам другого государства. Например, дочерние структуры иностранных компаний, местные представительства производственных корпораций, территориальные офисы некоммерческих организаций.
- Различные организации, не имеющие статуса юридического лица и действующие согласно законам другого государства. Например, представительства иностранных платёжных систем, филиалы некоммерческих благотворительных организаций.
- Аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульства и другие учреждения иностранных государств, действующие на российской территории согласно международным нормам и законодательству другой страны.
- Действующие на территории РФ филиалы, представительства и другие подразделения организаций-нерезидентов страны.
Статус нерезидента Российской Федерации позволяет частным лицам и организациям без ограничений проводить операции с иностранной валютой, однако затрудняет процедуру открытия банковских продуктов, регистрации права собственности, получение различных льгот и компенсаций от государства.
Эти понятия встречаются в валютном и налоговом законодательстве, обратимся к ним, чтобы выяснить отличия.
Валютное законодательство говорит о том, что:
- статусом резидента обладают все граждане РФ, помимо тех, кто пребывает на территории России менее 183 суток;
- иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, обладающие видом на жительство.
Предлагаем ознакомиться Получение страховых выплат сотрудникам полиции
Все остальные автоматически приравниваются к нерезидентам страны. Но если вы оказались в таком положении, не стоит расстраиваться, если вы не собираетесь проводить различные финансовые операции: обменивать денежные средства, заниматься переводами финансов с одного счета на другой, открывать банковские счета.
Таким образом, обладая статусом резидента, вы свободно можете распоряжаться валютными средствами, дарить, завещать, приобретать деньги в любом банке на ваше усмотрение. А нерезиденты оказываются в затруднительном положении, подобные финансовые операции они могут проделать только в определенных банках, уполномоченных на это. В основном такие ситуации затрагивают иностранных гостей в Российской Федерации, приехавших на недолгое время.
Понятие резидентства (нерезидентства) определяет налоговый и валютный статус частных лиц, коммерческих и государственных организаций. В целом, резиденты страны оплачивают налоги по сниженной ставке, получают различные компенсации и вычеты, но могут проводить операции с ограниченной суммой иностранной валюты. Нерезиденты могут свободно пользоваться иностранными денежными знаками, однако выплачивают налоги по повышенной ставке, сталкиваются с ограничением при открытии рублёвых счетов в российских банках.
Статус валютного резидента (нерезидента) зависит от места регистрации компании или гражданства частного лица, при проживании на территории другой страны в течение года резидентство утрачивается. Статус налогового резидента получают все желающие, прожившие на территории России более 183 дней за последние 12 месяцев, независимо от наличия гражданства. Налоговое резидентство утрачивается через полгода проживания на территории другой страны, исключение составляют рабочие командировки.
Нормы российского законодательства позволяют одному частному лицу быть одновременно резидентом по требованиям валютного контроля и нерезидентом с точки зрения налогообложения, или наоборот. В целом, статус резидента актуален для иностранцев, переехавших в Россию на постоянное место жительства, а также российских граждан, вернувшихся из длительной заграничной командировки
Рекомендуем
- Валютный контроль: особенности процедуры на российском рынке
- Код бюджетной классификации (КБК) в декларации 3-НДФЛ: что это такое?
- Код вида дохода в декларации 3-НДФЛ: что это такое значит?
- Уведомление о праве на налоговый вычет: что это такое?
Порядок подтверждения статуса налогового резидента РФ
Для того чтобы подтвердить резидентство, формируется пакет документов и направляется в инспекцию.
По результатам рассмотрения выдается одна из следующих бумаг:
- справка, оформленная согласно форме, рекомендуемой в РФ, подписанная должностным лицом, скрепленная гербовой печатью.
- если предусмотрено, то оформление происходит по правилам и формам, действующим в иностранном государстве, для которого выдается бумага. Такой вариант возможен только тогда, когда оно уведомило российскую сторону о наличии таких форм.
Выдается всего лишь 1 копия справки, кроме случаев:
- когда по закону другой страны необходимо 2 и больше экземпляров (если компетентные органы своевременно уведомили своих российских коллег);
- когда заявителю требуется справка для каждого контрагента, то она выдается по количеству последних.
Можно получить подтверждение за предыдущие годы. Для этого необходимы соответствующие документальные подтверждения. Если срок составляет более 3 лет (например, за 4-й год от текущего), то дополнительно направляются письменные свидетельства уплаты налога (к примеру, декларация с отметками о принятии и квитанции об уплате).