Правовые аспекты оплаты труда государственных гражданских служащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые аспекты оплаты труда государственных гражданских служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Зарплата госслужащих в России формируется на основании ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 50, 51), а оклады устанавливаются президентским указом (от 25.07.2006 № 763 с изменениями и дополнениями).

Надбавки за особые условия

Обещанное повышение зарплаты госслужащим будет еще более ощутимым в 2023 году, если учесть, что сотрудникам федерального аппарата полагаются доплаты за особые условия:

Размер доплаты Группа должностной гражданской службы
до 20% оклада младшая группа
20-30% оклада старшая группа
30-40% оклада ведущая группа
40-50% оклада главная группа
50-70% оклада высшая группа

Уровень средней зарплаты

Средняя зарплата чиновников зависит от нескольких ключевых факторов:

  1. Установленного по должностной сетке оклада, имеющегося класса (чина, ранга).
  2. Длительности нахождения на службе.
  3. Перечня установленных сотруднику доплат и надбавок.
  4. Региона выполнения должностных обязанностей.

Если рассматривать общий (усредненный по стране) показатель денежного довольствия чиновников, то он ненамного выше дохода доходов среднестатистических граждан. Но такой подход не раскрывает реального положения дел. Чтобы осуществить корректное сравнение доходов чиновников, обязательно следует учесть такие позиции:

  • ведомство (администрация, муниципалитет), которые сравниваются. Можно сравнивать общий доход, усредненный по ведомству, либо по конкретным должностям;
  • регион, где нужно сравнить уровень доходов;
  • наличие региональных, либо других коэффициентов;
  • уровень финансирования конкретного государственного учреждения из государственного бюджета (влияет на размер надбавок, доплат, премий, увеличивающих денежное довольствие).

Прогнозы по повышению зарплаты госслужащим в России

Предварительная индексация для заработных плат государственных служащих была запланирована Правительством РФ на 2019-2020 год. Если верить словам представителей власти, финансовые ресурсы для полноценного повышения заработных плат уже были официально запланированы и включены в планируемый бюджет.

Что же касается приблизительных размеров повышения, планируется, что оно составит около 4%, по сравнению с прежними показателями. Однако здесь необходимо помнить, что реальное положение вещей может несколько отличаться, чем запланированные цифры.

Если говорить о несколько иных реформах и изменениях, которые также могут коснуться чиновников, можно отметить, что теперь Правительство РФ будет нацелено на установление так называемых «стимулирующих выплат». Смысл такой схемы заключается в том, что заработная плата каждого государственного служащего напрямую будет зависеть от эффективности работы отдельно взятого специалиста. Такие изменения связаны в тем, что нынешний размер заработных плат для чиновников является слишком дифференцированным. Это означает, что, при установлении точной суммы заработка, не рассматриваются никакие профессиональные показатели определенного сотрудника. Считается, что более точный и углубленный подход сможет привести к тому, что чиновники будут получать заработные платы, полностью соразмерные с их профессиональными затратами.

Помимо этого, планируется пересмотреть существенную разницу в размерах заработных плат, которые устанавливаются в центральных регионах нашей страны и в отдельных, более отдаленных областях. В соответствии с существующей статистикой, данная разница является просто колоссальной.

Величина окладов государственных российских служащих устанавливается следующими актами:

  • В отношении федеральных чиновников. Размеры окладов за занимаемую должность, имеющийся классный чин вводятся Указом президента по представлению российского правительства. Также по отдельным чиновничьим должностям Указа президента может определять величину единого денежного вознаграждения. Его составляет следующее: оклады за должность, классный чин, надбавки должностным лицам за выслугу лет, за определенные особые условия, деятельность, связанную с приобщением к государственной тайне. Но премии, денежное ежемесячное поощрение тут не учитываются.
  • В отношении региональных чиновников. Размеры окладов за занимаемую должность, классный чин устанавливаются согласно положениям соответствующего нормативного акта определенного субъекта РФ.

Теперь — максимальные доплаты согласно Положению об оплате труда государственных гражданских служащих. Оклад тут также устанавливается по должности, которую занимает тот или иной трудящийся. Он регулируется теми же региональными нормативными актами. Не может быть выше более чем на 10% в отношении окладов коллег, занимающих более низкие положения в карьерной иерархии.

Что касается максимальных доплат, их размер может быть следующим:

  • Доплата за особые условия. Не более 200% от установленного оклада.
  • Доплата за выслугу. Не выше 30% от оклада.
  • Доплата за классный чин. Максимальная величина — 33%. Вводится в отношении самого высокого чина, что может быть утвержден работодателем за особые успехи в службе.
Читайте также:  Как поставить дом и землю на кадастровый учет. Инструкция

Кто имеет право на максимальные прибавки?

В каждом муниципальном учреждении, государственных организациях уровня субъектов устанавливаются свои порядки оплаты труда гражданского государственного служащего. В частности, они могут допускать или не допускать введение максимальных надбавок.

Если же такие доплаты разрешены, то на них имеют право претендовать следующие лица:

  • Выступающие кандидатами наук, профессорами.
  • Постоянно работающие и проживающие на Дальнем Востоке России, в регионах Крайнего Севера (они могут претендовать на наибольший районный коэффициент).
  • Работники, имеющие почетное звание.
  • Сотрудники, работающие с данными, являющимися государственной тайной.

Выплаты раньше или позже срока

Согласно действующему законодательству, работодатель не вправе выплачивать вознаграждения за труд раньше установленного срока. В противном случае на нанимателя наложат административное взыскание. Однако чиновники определили ряд ситуаций, когда день перечисления может быть раньше утвержденного. К таковым относят:

В остальных случаях выплачивать заработок в пользу работников раньше утвержденных дат крайне не рекомендуется. Несмотря на то, что Верховные Суды положительно относятся к данной ситуации, представители трудовой инспекции вправе выписать штраф, если время выплат нарушают условие «15 дней». Штраф за перечисление раньше срока: на руководители и индивидуального предпринимателя — 1000–5000 рублей. На юридическое лицо — до 30 000 рублей.

Задерживать выплаты также не рекомендуется. За такие нарушения предусмотрены крупные штрафы по ст. 5.27 КоАП. Помимо административного наказания, наниматель должен начислить и выплатить специальную компенсацию. Подробнее: «Компенсация за задержку заработной платы: особенности расчета».

Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета

Перенос реформы зарплат федеральных чиновников наряду с отказом от ежегодной индексации их окладов в 2021 году, а также оптимизацией на 10% всех «незащищенных» статей бюджетных расходов стали мерами по сокращению расходов дефицитного федерального бюджета.

Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

«Без оптимизации и сокращений мы бы не вышли на общие сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году. Что называется, по ниточке со всех мер собирали, чтобы сбалансировать бюджет», — говорил журналистам Силуанов на брифинге после одобрения правительством бюджетного пакета.

Ожидание: на госслужбу берут только по знакомству.

Реальность: после университета работал юрисконсультом в коммерческих предприятиях. Чтобы получить стабильный доход и оформить ипотеку, решил поступить на госслужбу в региональное министерство. Участвовал в конкурсе и прошел собеседование, причем обошлось без блата: у меня не было родственников или знакомых в госорганах.

Начинал на должности главного специалиста в Министерстве транспорта. Спустя несколько лет занял позицию руководителя отдела. Затем перешел в другое ведомство, а позже по своим личным связям — в местный законодательный орган.

Ожидание: чтобы устроиться на работу, нужно собрать кучу документов.

Реальность: хотел попробовать себя на госслужбе и уже полгода работаю в ФНС специалистом первого разряда. Устроиться было нетрудно: требовалось лишь пройти медосмотр и предоставить справку о доходах и расходах.

Работаю в отделе урегулирования задолженности. Отвечаю на обращения граждан, поступающие через интернет, по почте или телефону. Еще отправляю в суды заявления о взыскании задолженности со злостных неплательщиков, получаю судебные приказы и сотрудничаю с приставами в процессе взыскания.

Ожидание: проще устроиться в коммерческую компанию.

Реальность: получил высшее юридическое образование и сразу после вуза пошел на госслужбу — но только потому, что нужны были деньги на оплату магистратуры. Казалось, что попасть сюда проще, чем в коммерцию, и это оказалось действительно так: во многих структурах недобор кадров, высокая текучка и довольно низкие требования к соискателям.

Устроился ведущим специалистом-экспертом отдела лицензионного контроля государственной жилищной инспекции (ГЖИ) администрации области. ГЖИ рассматривает обращения граждан по поводу ЖКХ, жалобы на действия управляющих компаний или органов власти. Например, если плохо моют подъезд, не ремонтируют трубы в подвале, два года не работает лифт, отключили воду на трое суток и т. д.

Ожидание: стажироваться в государственных ведомствах бессмысленно, а карьеру там построить очень трудно.

Реальность: с детства видел себя либо финансистом, либо чиновником. С финансами не вышло, хотя я окончил престижный столичный вуз по этому направлению, а вот с госслужбой, наоборот, сложилось — уже восемь лет назад.

Чтобы студенту МГУ, ВШЭ, Финансового университета, МГИМО, МГЮА или РАНХиГС устроиться на госслужбу, можно пойти на неоплачиваемую стажировку или преддипломную практику — либо по распределению от кафедры, либо на карьерном мероприятии, либо по рекомендации от преподавателя. Инициативным стажерам всегда рады, а за месяц стажировки уже все будет очевидно. Однако я в карьере зашел несколько дальше: работаю в Торговом представительстве РФ за рубежом. Трудоустройство в загранку — процесс долгий и сложный.

Читайте также:  Какая есть помощь матерям одиночкам от государства?

А уже за границей люди либо понимают, что все это не для них, и требуют обратный билет, либо натурально едут кукушкой из-за жизни под слежкой нескольких спецслужб — это не кино про Джеймса Бонда, в загранке за вами правда будут следить, либо наращивают символическую броню, шипы, самообладание и титановую печень. Такие в основном и остаются.

Но риск для психологического здоровья есть всегда.

Многие считают, что в дипломаты попадают исключительно лица, имеющие родственные связи с уже действующими сановниками. Зря. Организуйте свою карьеру правильно — и все будет. Особенно если вы молодой человек с талантом к языкам, отмороженностью в рамках разумного и, главное, любовью к своему отечеству.

Кто имеет право на максимальные прибавки?

В каждом муниципальном учреждении, государственных организациях уровня субъектов устанавливаются свои порядки оплаты труда гражданского государственного служащего. В частности, они могут допускать или не допускать введение максимальных надбавок.

Если же такие доплаты разрешены, то на них имеют право претендовать следующие лица:

  • Выступающие кандидатами наук, профессорами.
  • Постоянно работающие и проживающие на Дальнем Востоке России, в регионах Крайнего Севера (они могут претендовать на наибольший районный коэффициент).
  • Работники, имеющие почетное звание.
  • Сотрудники, работающие с данными, являющимися государственной тайной.

Список дополнительных выплат

Как федеральные, так и региональные чиновники имеют право претендовать на следующие дополнительные выплаты (помимо вышеобозначенных окладов):

  • Надбавка за выслугу лет, что будет начисляться ежемесячно. В ст. 50 ФЗ № 79 установлены конкретные цифры. Служба 1-5 лет — надбавка 10%, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, более 15 лет — 30%.
  • Надбавка за особые условия работы. Начисляется ежемесячно. Может составлять до 200% от положенного чиновнику должностного оклада.
  • Процентная надбавка за работу с информацией, которая представляет собой гостайну. Ее величина, порядок выплаты определяется действующим законодательством РФ.
  • Премии за выполнение конкретных особо важных и особо сложных служебных заданий. Порядок их выплаты уже формируется представителем работодателя чиновника. Величина надбавки зависит от обеспечения функций и задач данного государственного органа, исполнения должностных инструкций. Важно отметить, что максимальный размер таких премий не ограничивается законодательством.
  • Денежное ежемесячное поощрение.
  • Единовременная выплата служащему при наступлении ежегодного отпуска.
  • Матпомощь, которая выплачивается из фондов, создаваемых для оплаты труда госслужащих.

Частичная компенсация

Несмотря на то, что повышение зарплат госслужащим в 2021 году точно не предвидится, правительство обещает компенсировать недополученные зарплаты к 2023 году. Заморозка индексации будет действовать только в следующем году. Через год, кроме планируемого увеличения окладов, начнется выплата недополученных чиновниками заработных плат.

Согласно предварительным расчетам, за три года зарплаты государственных служащих вырастут минимум на 5%. Изначально размер ежегодных отчислений в фонд оплаты труда рассчитывался с учетом повышения на 3-4% (параметр зависит от уровня инфляции). Но, как стало известно, Минфин скорректировал сумму отчислений и в следующем году оставил их размер без изменений. А в 2023 году планируется индексация окладов на 5%, что соответствует сумме вычетов за два предыдущих года.

Зачем отодвинули срок

По уверениям экспертов и аналитиков увеличивать срок официального выхода на пенсию в России пришлось из-за того, что количество неработающих граждан неуклонно растет. Это может повлечь за собой разбалансировку системы выплаты пенсий. И государство вообще не сможет выдавать платежи своим пожилым гражданам.

В 70-х годах 20 века на пенсионную выплату одного пенсионера трудились 3,7 гражданина. В 2022 году количество работающих снизилось до 2 граждан. К 2044 году количество таких работников и вовсе снизится до 1,5 человек.

Дополнительным поводом аналитики приводят увеличение продолжительности жизни. Поэтому гражданин гораздо дольше находится на попечении государства и других трудящихся, чем было раньше. Насколько объективны такие заявления мнения расходятся.

Варианты исчисления выплаты

Запомните основное требование, что в алгоритм просчета не добавляются декретные выплаты и отпуска за свой счет. Помимо этого, общая процедура исчисления пособия такова:

  1. При отсутствии вышеуказанных событий средний доход можно узнать посредством суммирования всех полученных зарплат за год и поделить полученную цифру на 12.
  2. Жителям Крайнего севера к пенсии насчитывают повышающие коэффициенты, что значительно увеличивают сумму к получению ими на руки.
  3. Если у человека есть периоды декретов или неоплачиваемых отпусков в последнем году работы, то тогда годовой заработок делится уже не на 12, а на общее отработанное время в году и находится произведение полученного показателя и 12.
Читайте также:  Смерть как основание для изменения и прекращения трудовых отношений

Хотя законодатели тщательно старались все продумать, недостатки в принятой схеме все же присутствуют. Сумма пенсий зачастую меньше получения страховой пенсии по трудовому стажу для обычных людей, что не трудились на благо отчизны. Следовательно терялся всякий смысл оформлять пенсию по выслуге лет, в то время как за общий стаж труда можно было получить большую цифру.

Важный условием, о чем не стоит забывать, выступает наличие минимума установленного нормативными документами стажа труда на госдолжностях. Также огромное значение имеет возраст будущего пенсионера, так как с момента принятия нового пенсионного законодательства каждый год он будет повышаться (ФЗ № 400). Условия для получения права на пенсию госслужащим таковы:

  1. Иметь в распоряжении достаточное количество лет страхстажа.
  2. Быть в возрасте, допустимом для ухода на отдых.
  3. Не состоять на должности в момент обращения в пенсионный орган для присвоения выплаты.

Таким образом вся госслужба вправе рассчитывать на пенсионное обеспечение, состоящее из двух частей:

  1. Пенсия за выслугу лет при выполнении вышеоговоренных условий (N 166-ФЗ).
  2. Часть страхпенсии по возрасту

Делая вывод из это нормы, можно утверждать, что все госслужащие в итоге просчета получать две пенсии. Страховая пенсия состоит из той части, что присваивается после оформления выплаты за выслугу лет. Новое нормотворчество изменило не только общий подход к понятию пенсии, н и естественно алгоритмы ее просчета.

Много говорится о страховой доли в общей величине выплаты. Это своего рода соотношение всего пенсионного капитала к выбранному периоду для расчета пособия, исчисляемый месяцами.. это капитал накапливается в момент от назначения пенсии по выслуге и временем уходя на отдых человеком по факту.

Знайте, что теперь добавлен к страховому стажу отпуск по уходу за ребёнком. Трудоспособный и активный человек вполне может повысить свою часть страховой пенсии, продолжая трудиться и на пенсии на своей или иной должности. Это поможет быть ему более социально защищенным после ухода на пенсию.

Ошибки при исчислении доходов

Ошибка №1. Многие думают, что средний доход может быть посчитан в любом объеме, но есть установленные законом ограничения. Средний заработок за месяц не может быть более 2,8 должностного оклада или 0,8 денежного вознаграждения.

Ошибка №2. Неправильно думать, что пенсионное обеспечение госслужащего стоит отдельно от основной пенсии, так как получить пенсию по госслужбе возможно только с основной пенсией, положенной конкретному физлицу. На основании какой-либо из причин присваивается пенсия, а именно:

  • утрата единственного кормильца;
  • наступление возраста выхода на заслуженный отдых;
  • инвалидность в зависимости от присвоенной группы и прочее.

Зарплата госслужащих в России формируется на основании ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 50, 51), а оклады устанавливаются президентским указом (от 25.07.2006 № 763 с изменениями и дополнениями).

Денежное довольствие госслужащего состоит из набора показателей, которые суммируются и выплачиваются ежемесячно. Здесь следует выделить такие позиции:

  • должностной оклад по конкретной должности;
  • оклад за присвоенный классный чин, либо ранг;
  • надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
  • надбавка, связанная с особыми условиями гражданской службы;
  • надбавка специалистам, работающим с документами, представляющими государственную тайну;
  • премии за важные и сложные поручения;
  • ежемесячная поощрительная выплата;

Кроме этого, государственным служащим полагается оплачиваемый отпуск и материальная помощь на оздоровление (не менее оклада).

Следует учитывать, что в зависимости от региона могут устанавливаться региональные повышающие коэффициенты, благодаря которым уровень заработной платы госслужащих существенно увеличивается.

ЗП депутатов и губернаторов

Зарплата высших чиновников также регулируется упомянутыми законодательными и нормативными документами. Но здесь также присутствуют определенные особенности. Кроме изначально повышенного должностного оклада, устанавливаемого для чиновников высшего ранга, на законодательном уровне для них предусмотрены и другие преференции:

  • надбавки за особые условия службы в размере от 150 до 200% должностного оклада;
  • максимальный размер надбавки за интенсивность труда;
  • ежеквартальные поощрения, размер которых достигает нескольких окладов;
  • прочие, предусмотренные законом выплаты (в максимально допустимом размере).

Кроме того, чиновникам высшего ранга полагаются и другие социальные льготы в виде служебного жилья, выплаты подъемных, служебного транспорта (компенсации проезда в такси), бесплатное медицинское и санаторно-курортное обслуживание, льготы на оплату коммунальных услуг и другие. Таким образом, кроме прямого дохода, депутаты и губернаторы получают внушительный косвенный доход, за счет предусмотренных федеральными законами льгот.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *