Завершение обгона через сплошную — как не лишиться прав

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завершение обгона через сплошную — как не лишиться прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила по совершению обгона, а также иные связанные с этим нюансы подробно закреплены в ПДД. Нормативно закреплен не только порядок совершения обгона, но и ситуации, когда это допускается, либо наоборот запрещается делать. Каждый автомобилист обязан строго соблюдать установленные законом требования, поскольку их игнорирование может повлечь непредвиденные ситуации. Неправильный обгон может обернуться лобовым столкновением. Такая авария крайне опасна даже на допустимой скорости 60 км/ч, зачастую водители и их пассажиры получают тяжелые травмы, либо наступает летальный исход. Всегда стоит помнить об ответственности перед другими лицами, являющимися участниками движения.

Обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной – есть ли наказание?

Итак, теперь настало время расставить все точки в данном вопросе. Как итог вышеописанного, приведём, что имеем с точки зрения законодательства по нашему вопросу.

  • Правила дорожной разметки запрещают пересекать сплошную линию в любую сторону. Но наказание за это предусмотрено в виде штрафа 500 рублей именно за нарушение разметки.
  • В то же время есть пункт 9.1.1 ПДД, предписывающий запрет двигаться слева от сплошной, если она разделяет встречный поток от вашего попутного.
  • Однако, наказание за данное нарушение правил расположения предусмотрено конкретно за выезд в нарушение требований ПДД на встречную полосу. Но значит ли это, что можно завершать обгон через сплошную при условии, что начат он через прерывистую?

Тем не менее, в практике 2023 года – как судебной, так и при разборе таких дел в ГИБДД – водителя привлекут по части 4 статьи 12.15, предусматривающей в том числе лишение водительских прав, если был хоть малейший момент, когда он находился слева от сплошной линии.

Разновидности и назначение сплошных линий

Типы непрерывной черты, ее характеристики приведены в Приложении два ПДД. Здесь указано, что она относится к горизонтальным полосам. Выделяют линии со следующими номерами:

  • 1.1. Это одинарная черта. Разграничивает движение встречного транспорта. Используются для дороги с 2 полосами. Разметку применяют и для выделения участка, куда проезд запрещен, для обозначения границ на парковке.
  • 1.2. Отделяет проезжую часть от края, обочины, по которой езда запрещена.
  • 1.3. Двойная черта. Функции этой линии не отличается от разметки с номером 1.1. Разница заключается в том, что ее применяют для разделения встречного автопотока на проезжей части с 2 линиями движения, 2, 3 полосами, если ширина одного участка превышает 3,75 м.
  • 1.4, 1.10 Постоянная линия, выделяющая участки, на которых запрещено останавливаться, парковаться соответственно. Для нанесения черты используют желтую краску.
  • 1.11. Разграничивает поток встречного, попутного транспорта на проезжей части, где разрешается перестроение только с одной из сторон. Другая функция – выделение участков, на которых допускается движение исключительно со стороны прерывистой разметки.
  • 1.12. Говорит о том, что водитель обязан сделать остановку, если на дороге размещен знак 2.5 или горит красный цвет светофора.

Как происходит назначение наказания для водителей

На сегодняшний день практически все аналогичные правонарушения выявляются инспекторами ГИБДД. Камер, способных обнаружить это крайне мало. Зафиксировавший нарушение инспектор ГИБДД обязан остановить водителя и сообщить ему об этом факте. В этом случае не допускается назначать наказание прямо на месте, поскольку это не входит в компетенцию инспектора. Исключением будет задержание автомобиля при выявлении состоянии опьянения водителя.

ВАЖНО !!! Сотрудник ГИБДД имеет право только составить протокол, который в дальнейшим будет передан в суд. Поэтому важно следить за соблюдение всей процедуры. В протокол включается вся информация о произошедшем, записываются показания очевидцев, свидетелей, а также самого водителя. Этот документ будет служить основным доказательством. Бывает, что инспекторы пользуются неграмотностью водителя и вносят в него недостоверные сведения, где окончание негативно скажется на судебном решении.

Водитель имеет право вносить в документ любую информацию по теме. Это могут быть замечания, дополнения, указания на неточности. По итогу можно согласиться с нарушением и подписать документ, либо не соглашаться. За второй вариант не предусмотрена какая-либо ответственность, поэтому можно спокойно не соглашаться с решением инспектора.

Несоблюдение требований составление документа является серьезным нарушением. Суд может признать такой протокол недействительным и исключить его из доказательной базы. При отсутствии других доказательств привлечь водителя к ответственности может быть проблематично, даже если действительно совершалось правонарушение.

ВНИМАНИЕ !!! Таким образом, несоблюдение правил совершения обгона считается серьезным нарушением, за которое предусматривается административная ответственность. Оснований, по которым можно избежать ответственности не так много, и все их требуется доказать в судебном порядке. Водитель, начинающий или оканчивающий обгон через сплошную линию разметки может быть лишен водительского удостоверения до 1 года.

Также всегда стоит помнить о повышенной опасности, поскольку неправильный обгон способен повлечь аварию с тяжкими последствиями или летальным исходом. В таком случае виновное лицо может быть привлечено в уголовной ответственности, которая предусматривает реальное лишение свободы на срок до 9 лет.

  1. За пересечение линии разметки 1.1 или 1.3 предусмотрено наказание — в виде лишения ВП за сплошную сроком от 4-х до 6-ти месяцев либо штрафа в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. Размер штрафа зависит от того, какой маневр выполнял водитель — поворот/разворот/движение во встречном направлении.
  2. Пересечение сплошной для остановки или стоянки — 1500 руб., для Москвы и Санкт-Петербурга — 3 тыс. руб.
  3. Наезд на сплошную линию разметки колесом является нарушением расположения ТС на проезжей части, за что предусмотрен штраф 1500 руб.
  4. Объезд препятствия не является освобождением от наказания за пересечение сплошной — штраф составит 1500 руб.
  5. Пробка или автомобиль не является препятствием, поэтому вам назначат штраф 5 тыс. руб. или лишение водительских прав на срок от 4 мес. до 6 мес.
  6. Повторное нарушение в виде пересечения сплошной карается более сурово — запретом на управление ТС на 12 месяцев. Исключение, если правонарушение зафиксировано камерами видеофиксации. В этом случае вас ждет штраф 5 тыс. руб.
  7. За выезд со двора с поворотом налево через сплошную предусмотрен штраф 500 руб.
  8. Обгон впереди идущего ТС (в т.ч., тихохода) — 5 тыс. руб./лишение водительских прав на срок от 4 мес. до 6 мес.
  9. Обгон ТС по попутной полосе — 500 руб.
  10. Освобождением от наказания за пересечение сплошной является совершение правонарушения в условиях крайней необходимости/его незаконной фиксации инспектором ДПС/если за рулем был другой водитель.
  11. Решение о лишении ВП можно обжаловать в апелляции и в порядке надзора.
Читайте также:  Налог на имущество для пенсионеров в 2023 году

Привлекались ли вы к ответственности за пересечение сплошной линии разметки, в том числе, при завершении обгона или обгоне “тихохода”? Попадали ли вы в ситуации, когда выезд на встречную полосу был совершен в силу крайней необходимости? Поделитесь опытом.

Если водитель пересек сплошную линию, выехал на встречку, то это ещё не означает, что он нарушил ПДД и должен быть привлечён к административной ответственности. Если водитель считает, что он не виноват в совершении административного правонарушения, то наказание следует оспорить. Приведём ключевые положения КоАП РФ, где регламентируется процедура оспаривания постановления об административном правонарушении:

  • постановление обжалуется вышестоящим органом или должностным лицом (ч. 1 ст. 30.1);
  • заявитель подаёт жалобу в орган или должностному лицу, которое вынесло постановление, а то, в свою очередь, должно передать её в вышестоящий орган или должностному лицу в 3-дневный срок (ч. 1 ст. 30.2);
  • на подачу жалобы у заявителя есть 10 дней с момента вручения (получения) копии постановления (ч. 1 ст. 30.3);
  • жалоба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок со дня её поступления в орган или должностному лицу (ч. 1 ст. 30.5);
  • по результатам рассмотрения выносится одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7):
  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления;
  • об отмене постановления и прекращении производства по делу;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.

Спорные ситуации на дороге при пересечении двойной сплошной

Помимо разрешенных маневров, пересечение двойной сплошной может быть спорным – когда двойная сплошная пересекается вроде оправдано, но правила все равно нарушает. Выписывается штраф, но человек понимает его несправедливость и обращается в суд. Чтобы не потратить свое время и усилия впустую, нужно разбираться, в каких ситуациях водитель действительно имеет все шансы доказать свою правоту.

Чаще всего спорные ситуации возникают, если на дороге разметка давно не обновлялась и стала почти незаметной. Если дорога незнакома, водитель просто мог не увидеть, что он нарушает при развороте или пересечении, и получит наказание не по своей вине. Подтвердить свою правоту можно не только с помощью дорожных камер, но и с помощью собственного видеорегистратора. Когда линии не отвечают стандарту ГОСТ Р 51256-2011, штраф могут полностью снять.

Сделайте все, чтобы исключить фальсификацию документов. Стоит снять саму дорогу, свою машину и машину ДТС. На камере нужно выставить время и дату, когда составляется протокол. Но помните, обжалование возможно только за 10 суток после получения штрафа или лишения прав – позже документы не примут. Кстати, не соглашайтесь на более слабую меру наказания, поскольку так признаете себя виноватым.

В любом случае постарайтесь не нарушать запрет на пересечение двойной сплошной. Тогда не придется думать, как обжаловать дело в суде, доказать свою невиновность и сесть за руль снова.

Получить юридическую помощь по вопросу двойной сплошной разметки можно на нашем сайте.

Характерные судебные решения

Завершение обгона через сплошную по состоянию на 2019 год категорически запрещено. Причем нарушением признается даже факт того, что маневр был произведен в положенном месте, а закончен на запрещенном.

Судя по стандартной судебной практике водителей за подобное нарушение всегда привлекали по статье 12.15 Кодекса об административных правонарушениях. При этом предусматривается наказание в виде штрафа в сумме 5000 рублей. Водителя также могут лишить права управления транспортным средством на срок от четырех месяцев до полугода за выезд на встречку.

Однако как быть в данной ситуации, если водитель начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной? В данном случае местные суды будут ориентироваться на решение Верховного суда, который огласил, что главным фактором служит расположение автомобиля слева от сплошной линии, что в результате образует состав нарушения по указанной выше статье.

Даже если принять во внимание, что решение Верховного суда уже является устаревшим, с 2017 года действует пункт в правилах дорожного движения, который также запрещает любое нахождение транспортного средства слева от сплошной линии.

Согласно ему на любых дорогах, где действует двустороннее движение, запрещается двигаться автомобилю по полосе, которая предназначена для встречных машин, если:

  • присутствует разделительная полоса;
  • имеются трамвайные пути.

Таким образом, если водитель пересек сплошную при завершении обгона, то это считается нарушением правил дорожного движения. В них четко указано, что обгон через запрещающую линию, равно как и нахождение автомобиля слева на встречке от сплошной, карается наказанием, включающим лишение прав.

Если разметка отсутствует

Завершение маневра через сплошную, при отсутствии предупреждающей разметки, автоматически не отменяет наказание. Однако при наличии хорошего адвоката можно доказать в суде, что именно из-за ее отсутствия водитель не в состоянии был предугадать появление сплошной линии. При этом также необходимо будет указать, что предупреждающих знаков не было. Только в данном случае не будет зафиксирован состав правонарушения и наказание водителя в данном случае будет незаконно.

Читайте также:  Оформление квартиры в собственность в 2023 году: стоимость, порядок

Чтобы избежать спорных ситуаций, специалисты советуют обзаводиться видеорегистратором. Часто дорожные инспекторы останавливающее нарушителей на дороге всегда склоняют обстоятельства в свою сторону. Даже, если присутствуют свидетели, только видеорегистратор поможет судье конкретно вникнуть в произошедшую ситуацию.

В каких случаях можно избежать наказания

Штраф за пересечение сплошной линии в 2023 году, установленное камерой, подлежит безусловному исполнению. Даже при его обжаловании случаи удовлетворения жалоб, не превышают 15 от числа поданных.

Избежать наказания можно, если удастся доказать, что обгон начат на прерывистой линии, а завершен уже на сплошной. В остальных случаях нужно искать процессуальные ошибки, допущенные при составлении протокола и на их основании добиваться прекращения дела в суде.

Таким образом, размер штрафа зависит от последующей действий водителя после пересечения сплошной линии. В любом случае, лишение прав является исключительной мерой наказания. А чтобы минимизировать последствия, рекомендуется оплачивать штрафы в течение 20 дней после наложения взыскания.

Назначение штрафа за завершение обгона через сплошную линию

Штрафная санкция применяется к нарушителю ПДД в следующем порядке:

  1. Водитель совершает правонарушение, выполняя запрещённый ПДД манёвр в виде завершения обгона по сплошной линии.
  2. Нарушение фиксируется сотрудником ГИБДД.
  3. Транспортное средство водителя останавливается сотрудником ГИБДД.
  4. Сотрудник выписывает протокол о совершении административного нарушения и вручает его лицу.
  5. Водитель подписывает протокол. Если он не согласен с нарушением, то указывает данный момент при подписании.
  6. В ГИБДД формируется дело и передаётся для рассмотрения в суд.
  7. Суд вызывает нарушителя в судебное заседание.
  8. В заседании рассматривается процесс, стороны предоставляют доказательства своих позиций и выражают мнения на счёт вынесения нарушения.
  9. Суд выносит решение о применении санкции за завершение обгона по сплошной линии.

Внимание! Окончательное решение выносит только суд! Сотрудник ГИБДД не вправе применять санкцию, так как одно из возможных наказаний – лишение права управления транспортными средствами.

Если водитель согласен с нарушением, он может выразить данный факт в заседании. При этом он вправе просить о применении более мягкого наказания, то есть денежного штрафа, а не лишения прав. Если иных проступков со стороны водителя нет, а он свою вину признаёт, то суд, с большей долей вероятности, пойдёт навстречу и применит именно финансовое наказание.

Консультации по темам

Вопрос по алиментам
Общие вопросы юристу онлайн
Получение гражданства РФ
Ритейл
Юрист по банкротству
Производство
Получение субсидий, грантов
Бухгалтерский учет. Анализ, аудит
Юрист по трудовому спору
Арбитражные споры
Патентное право
Работа с судебными приставами
Импорт, экспорт
Гражданское право
Семейный юрист онлайн
Автоюрист. Споры по ДТП
Жилищный юрист онлайн
Жалоба в ЕСПЧ
Защита прав потребителей
Наследственные споры

Заканчивается прерывистая разметка – что делать

Если водитель начал обгонять впереди идущий транспорт, но заметил появление сплошной разметки, лучше затормозить и вернуться на свою полосу. Водителям нужно учесть, что сплошная разметка не начинается сразу. Сначала после обычной прерывистой следует длинная прерывающаяся разметка, длина которой по ГОСТу должна составлять не меньше 50 м. Только потом начинается сплошная.

Если при попытке обгона водитель увидел разметку с длинными штрихами, то у него есть шанс отказаться от завершения маневра, чтобы не нарушить ПДД.

У водителей всегда имеется выбор:

  • завершить маневр вразрез требований ПДД;
  • отказаться от обгона, притормозить и вернуться на свою полосу.

Но и тут возможны сложные ситуации, требующие нарушения правил. К примеру, водитель пересек прерывистую линию для обгона, но увидел, что не успевает завершить маневр. Но вместе с ним на обгон пошла еще одна машина, идущая следом.

В подобной ситуации торможение чревато столкновением, ведь водитель вол втором авто не ожидает торможения. Первому водителю лучше завершить маневр, нарушая правила. Даже если в итоге все закончится штрафом, либо лишением прав, этот исход лучше, чем ДТП.

Когда самостоятельно обжаловать протокол не удается, лучше обратиться за помощью к адвокатам. Предварительно можно ознакомиться с мнением опытных предстателей закона:

Юрий Тимкин: «В отличие от штрафа, наложение которого можно оспорить, лишение прав – более серьезное для водителя наказание. В свою защиту есть возможность ссылаться только на одно обстоятельство: ошибка дорожных или коммунальных служб в нанесении разметки или расстановки знаков, которые помогают ориентироваться на дороге. Поэтому если сплошная разметка начинается сразу после окончания пунктирной, закон будет на стороне того, кто был за рулем в момент совершения обгона».

Сергей Фесенко: «Бывают ситуации, когда при обгоне фуры сплошной разметки и расположенного дальше моста не видно, и обход транспорта приходится на мост. Это фиксируется работниками ГИБДД, а в протоколе указывается обгон с выходом на встречную полосу. Обжаловать это будет очень сложно. Можно попробовать сделать фото местности и обратиться в суд с доказательствами. Лишение водительских прав вероятно, так как правила не соблюдаются не вследствие предотвращения ДТП, а только по вине водителя».

Если необходимость выполнения рассматриваемого маневра обусловлена ситуацией, а не желанием проехать быстрее, поставив под угрозу безопасность нескольких участников движения, штраф и лишение ВУ незаконно и подлежит оспариванию, особенно при наличии доказательств.

Несмотря на регулярные попытки довести Кодекс об административных правонарушениях до совершенства, многие прописанные в нем моменты вызывают вопросы.

Довольно частый случай, когда инспектор на дороге вменяет вам в вину совсем не то нарушение, которые вы совершили, а более тяжкое. Зачастую судьи идут на поводу у таких инспекторов.

Чтобы вопросов было меньше, пленум Верховного суда рассмотрит самые спорные из них, тем более что предыдущее постановление пленума безнадежно устарело. У нас уже другие Правила дорожного движения и сильно исправленная 12-я автомобильная глава КоАП

Читайте также:  Прописка в квартире с долевой собственностью в 2023

Инициатором внесения поправок в действующее постановление стала ГАИ. Помните, «РГ» публиковала схемы различных дорожных ситуаций с комментариями Госавтоинспекции о том, как должны квалифицироваться нарушения? Чтобы придать данным схемам совершенно законный статус, руководство ГИБДД и обратилось в Верховный суд. И хотя было предложение оформить эти ситуации в виде схем, чтобы было понятней и наглядней, ВС решил пойти опробованным способом, то есть описывать все словами.

Из проекта нового постановления пленума можно узнать много нового и интересного. Стоит напомнить, что суды будут принимать решения по различным ситуациям согласно этому документу. Но эти знания пригодятся и сотрудникам ГИБДД на дороге. Есть ли смысл оформлять якобы нарушение, если суд его таковым не сочтет?

Итак, в наиболее спорных случаях выезда на встречную, за которые можно лишиться прав, Верховный суд даже облегчил участь водителя.

Напомним, что в правилах появилось исключение для знака «обгон запрещен». В зоне его действия можно обгонять тихоходные транспортные средства, конструктивная максимальная скорость которых не может превышать 30 км/час, а также гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски. В ГАИ настаивали, что такое исключение распространяется только на те машины, которые снабжены соответствующим знаком «тихоходное транспортное средство». А если такого знака на тракторе нет, то и обгонять его нельзя. К тому же, если при наличии знака «обгон запрещен» есть еще и сплошная линия разметки, то нельзя обгонять даже тихоход. Потому что для этой линии исключений в правилах нет, считали в ГАИ.

Однако Верховный суд посчитал, что если на конструктивно медленной машине нет соответствующего знака, то это вина владельца такой машины, а не того, кто ее обгоняет. Также пленум решил, что раз по правилам знак имеет приоритет над разметкой, то и исключения для него также распространяются на разметку, а поэтому при обгоне тихоходного транспортного средства, на котором нет обозначения, что оно тихоходное, даже через сплошную линию разметки в зоне действия знака «обгон запрещен» водитель не может быть привлечен к административной ответственности.

Так что если вы не уверены, что перед вами тихоход, то и не стоит его обгонять до разрешенного места.

Остается вопрос: каким образом инспектор будет определять, ограничена ли скорость у этого трактора производителем или нет?

Еще одна интересная новелла. В правилах прописано, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Здесь нет прямого запрета. Поэтому некоторые суды в некоторых случаях не рассматривали такой маневр, как движение по встречной полосе. Получалось, что, выехав из двора на встречку и проехав по ней до того места, где сплошная становится прерывистой, водитель как бы и не нарушает правил. Пленум Верховного суда решил, что такое движение следует квалифицировать по части 4 статьи 12.15, то есть лишать водителя прав.

Однако в проекте пленума нигде не сказанно, как квалифицировать разворот по кратчайшей траектории, а это также один из острых вопросов. Почему при разрешенном на перекрестке развороте на дороге с двумя сплошными линиями я его могу выполнить по кратчайшей траектории, а при прочих равных условиях, но если встречные потоки разделяет бульвар, не могу? Если считать поворот частью такого маневра, как разворот, то все понятно, а если это разные маневры?

Даже такая занятная ситуация попала в решение пленума: водитель начал и закончил обгон через прерывистую линию разметки. Но в процессе обгона на определенном участке двигался слева от сплошной. Оказывается, и такие случаи вызывали споры в судах. Теперь это будет квалифицировано высшей судебной инстанцией по части 4 статьи 12.15.

Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен»

Знак «Обгон запрещен» препятствует правомерному выезду на полосу встречного движения. Действие знака распространяется даже не участки дороги с прерывистой линией разметки. В случаях, если разметка не соответствует знаку, автомобилист должен руководствоваться именно требованиям дорожных знаков. Объяснить это просто: сменить знак гораздо легче, чем перечертить линию разметки.

Ответственность за опережение с выездом на встречную полосу регламентируется частью 4 статьи 12.15 административного кодекса РФ. Согласно указанному положению водитель может лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев или получить штрафную квитанцию на сумму 5 тысяч рублей.

Стоит отметить, что указанный пункт включает в себя исключение. Так, автомобилист имеет право обгонять в зоне действия знака «Обгон запрещен» гужевые повозки, велосипеды и прочие тихоходные ТС. Однако исключение действует только в случае, если транспортное средство оснащено специальным знаком «Тихоходное ТС».

Завершение обгона через сплошную линию разметки! Как избежать лишения прав

Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Кроме того, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 «Круговое движение».
Как видно из данного разъяснения уже сам факт пересечения сплошной линии разметки, несмотря на то что водитель выехал на полосу встречного движения не нарушив ПДД РФ подразумевает выезд на полосу встречного движения в нарушение правил дорожного движения и квалифицируется по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *