Изменения в 2023 году, о которых нужно знать бухгалтеру
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в 2023 году, о которых нужно знать бухгалтеру». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если заработную плату за работу в декабре 2022 года – в одном налоговом периоде – выплатили в январе 2023 года – в следующем налоговом периоде – , то это уже доход 2023 года. НДФЛ с этой заработной платы работодатель должен исчислить по новым правилам на дату ее выплаты в 2023 году. Это же касается и аванса за первую половину месяца, если аванс выплачен в декабре 2022, то это будет являться доходом 2022 года (п. 3 ст. 226 НК РФ).
Единый налоговый счет
С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:
-
для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;
-
для выполнения обязательств организации перед бюджетом.
На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:
-
положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);
-
отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;
-
нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).
Корпоративный подоходный налог (КПН)
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 225. Совокупный годовой доход 2. В целях налогообложения в качестве дохода не рассматриваются: |
Статья 225. Совокупный годовой доход 2. В целях налогообложения в качестве дохода не рассматриваются: «26-1) увеличение стоимостного баланса групп (подгрупп) амортизируемых активов, образовавшееся вследствие применения условного коэффициента недропользователем по контракту на разведку и добычу или добычу углеводородов по сложным проектам (за исключением газовых проектов на суше) в соответствии с пунктом 6 статьи 258 и (или) пунктом 2-1 статьи 268 настоящего Кодекса;»; «28-1) стоимость имущества, стоимость капитального ремонта, реконструкции объектов государственной собственности, полученных безвозмездно в рамках благотворительной помощи юридическим лицом со стопроцентным участием государства в уставном капитале от некоммерческой организации, созданной в форме фонда в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан; |
Не рассматривается в качестве дохода в целях СГД:
|
Статья 243. Вычеты по отдельным видам расходов 12. Вычету подлежат расходы налогоплательщика по отчислениям, уплаченным в фонд социального медицинского страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании: 1) в отчетном налоговом периоде – в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду; 2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, – в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период. |
Статья 243. Вычеты по отдельным видам расходов 12. Вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным отчислениям в фонд социального медицинского страхования в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан. |
С 01.01.2023 года Отнесение отчислений на вычеты по КПН исходя из исчисленной суммы (без учета факта уплаты, по аналогии как СО). |
Статья 244. Вычет сумм компенсаций при служебных командировках 1. Вычету подлежат следующие расходы по компенсациям при служебных командировках: 1) расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на проезд и за бронь. В случае оформления проезда электронным билетом или электронным проездным документом документами, подтверждающими расходы на проезд и за бронь, являются: электронный билет, электронный проездной документ; документ, подтверждающий факт оплаты стоимости электронного билета, электронного проездного документа; документ, подтверждающий факт проезда (в том числе посадочный талон), выданный перевозчиком или лицом, у которого приобретен электронный билет или электронный проездной документ, на бумажном носителе или в электронном виде. К расходам, предусмотренным настоящим подпунктом, не относятся расходы по проезду в пределах одного населенного пункта; |
Статья 244. Вычет сумм компенсаций при служебных командировках 1. Вычету подлежат следующие расходы по компенсациям при служебных командировках: 1) расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на проезд и за бронь. В случае оформления проезда электронным билетом или электронным проездным документом документами, подтверждающими расходы на проезд и за бронь, являются: электронный билет, электронный проездной документ; документ, подтверждающий факт оплаты стоимости электронного билета, электронного проездного документа; исключен К расходам, предусмотренным настоящим подпунктом, не относятся расходы по проезду в пределах одного населенного пункта; |
Для подтверждения командировочных расходов по проезду, больше не требуется документ, подтверждающий факт проезда (например, посадочный талон). |
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Нулевая ставка по налогу на прибыль
Для IT-компаний поправки в НК РФ обнулили ставку по налогу на прибыль.
Речь идет об аккредитованных российских организациях, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют ПО и базы данных, а также оказывают услуги/выполняют работы по их разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению. Сейчас такие компании уплачивают налог на прибыль по льготной ставке 3%. Теперь же за налоговые (отчетные) периоды 2022–2024 годов ставка налога для них составит 0% (абз. 1 п. 1.15 ст. 284 НК РФ). Чтобы претендовать на применение нулевой налоговой ставки в 2022–2024 годах организация должна удовлетворять следующим условиям:
- наличие документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
- доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий по итогам отчетного (налогового) периода – не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;
- среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период – не менее 7 человек.
Контролируемые сделки
Поправки увеличили порог признания контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами. Сейчас сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 млн рублей. С учетом изменений порог признания сделки контролируемой повышается с 60 до 120 млн рублей (абз. 1 п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Более того, контролируемыми теперь не будут признаваться сделки между взаимозависимыми лицами, по которым одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций и доходы по которым признаются с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года (независимо от даты заключения договора).
Данное правило устанавливается новой редакцией пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Ключевые изменения и когда они вводятся?
С 1 января 2022 года:
- Для пострадавшего МСБ в январе в целях избежания возникновения у бизнесменов обязанности в уплате налогов установлены нормы, которые дают возможность регулировать определенные вопросы налогообложения при возмещении нанесенного в период действия ЧП ущерба. В связи с событиями января и выплатами бизнесу положенных возмещений за причиненный вред внесены правки, на основании которых сумма возмещения МСБ не облагается налогом, а НДС, который ранее относился в зачет, не будет подлежать по испорченной продукции корректировке при чрезвычайном происшествии.
Статья 215 НК дополнена пунктом 7-1, действовать начинает с 01. 01. 2022 г.
Введение обязанности для налогоплательщика по формированию налогового регистра в ситуации порчи, потери товаров в результате ЧС или в активный период чрезвычайного положения. Кроме этого, предусмотрена информация, которая должна быть отражена в налоговом регистре в обязательном порядке.
Пункт 1 ст. 241 НК дополнен новым подпунктом 28, который начинает действовать с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.
В поправках предусмотрено исключение из общего годового дохода (коррекция СГД) суммы средств, полученных объектом малого и среднего бизнеса на возмещение имущественного вреда, нанесенного в период действия ЧП.
Пункт 3 ст. 243 НК дополнен частью третьей, действующим с 01. 01. 2022 г. по 01. 01. 2023 г.
Текущие положения по использованию вычета непосредственно по корпоративному подоходному налогу (КПН) по расходам, ранее не включенным на вычеты, не будет применяться субъектами бизнеса по имуществу, по которому были получены финансовые средства на возмещение имущественного вреда, нанесенного во время действия ЧП, по решению комиссии, сформированной местными исполнительными структурами, при включении налогоплательщика в реестр, создаваемый данной исполнительной структурой.
Статья 270 НК дополнена новым пунктом 8-1, который действует с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.
Снижение стоимостного баланса группы на стоимость, равнозначную сумме денег, — при порче фиксированных активов, потере, на основании которых прекращается признание актива в бухучете, в ситуации возмещения стоимости данных фиксированных активов методом получения средств, предусмотренных подпунктом 28 ч.1 п.1 ст. 251 НК.
Подпункт 17 п. 1 ст. 341 НК дополнен абзацем, действие которого начинается с 01. 01. 2022 г.
Выплаты за счет финансовых средств бюджета на основании законодательства Республики Казахстан в качестве возмещения имущественного вреда, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, не подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом.
Изменен подпункт 2 п.2 ст. 404 НК, введение в действие — 01. 01. 2022 г.
Неиспользование корректировки налога на определенную добавленную стоимость (НДС), законодательно относимого в зачет (снижение зачета), в ситуации порчи, потери товаров при ЧС, а также во время чрезвычайного положения. Причем корректировка суммы НДС при утрате и порче продукции в результате ЧС не производится субъектами бизнеса малой и средней сфер при наличии подтверждения соответствующим уполномоченным органом в области гражданской защиты о факте развития ЧС по тем товарам, по которым есть подтверждающие документы и информация отражены в налоговом регистре, что предусмотрено п. 701 ст. 215 НК.
Корректировка суммы НДС при потере и порче товаров во время ЧП не выполняется субъектами малого и среднего бизнеса при наличии копии постановления структуры, ведущей уголовное преследование об обоснованном признании налогоплательщика потерпевшим по определенным уголовным делам, связанным непосредственно с чрезвычайным положением, по продукции (за исключением изделий, по которым получены финансовые средства на возмещение имущественного урона, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, только по решению комиссии, сформированной местной исполнительной структурой, при внесении налогоплательщика в реестр, создаваемый указанной исполнительной структурой), по которой также есть подтверждающий документ и информация отражена в налоговом регистре (согласно п. 7-1 ст. 215 НК.
- Для поддержки сельского хозяйства в список продукции, по которой НДС уплачивается способом расчета, возвращаются на 3 года пестициды, племенные животные любых видов, крупный рогатый скот и профильное оборудование для искусственного осеменения. Одна из норм начинает действовать с 01. 07. 2022 г.
С 1 июля 2022 года:
- Повышен срок исковой давности с трех до пяти лет по уплате и взысканию НДС методом зачета в ситуации выявлений нарушений.
- На основании вступивших в силу поправок, касающихся инвалидов, действующий НК привели в соответствие. Так, по всему тексту НК слово «инвалид» заменено на определение «лицо с инвалидностью», «ребенок-инвалид» заменено на «ребенок с инвалидностью».
С 1 января 2023 года:
- Дополнен список расходов, не подлежащих вычету по КПН. К ним отнесены затраты по покупке у нерезидента-взаимосвязанного государства управленческих, консультационных, юридических, бухгалтерских, адвокатских, маркетинговых, а также консалтинговых, аудиторских, дизайнерских, бухгалтерских, франчайзинговых, услуг. Сюда же включены юридические услуги, роялти, права на использование интеллектуальной собственности.
- Текущие ставки НДПИ по непосредственно биржевым металлам поднимаются на 50%, а по иным твердым полезным ископаемым увеличиваются на 30%. Также предусмотрена льгота на вновь открытые месторождения, где добыча начнется после 31. 12. 2022 г. Льгота будет действовать до достижения уровня рентабельности в 15%, но не больше 5 лет.
Изменения для нерезидентов
Подпункт 3 п. 9 ст. 645 и подпункт 3 ст. 654 НК дополнены условием, на основании которого освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов от обложения непосредственно КПН и ИПН применяется исключительно к дивидендам, начисленным по тем ценным бумагам, по которым за активный налоговый период проводились торги на бирже.
Исключены подпункты 4 и 5 п. 9 ст. 645 и подпункт 4 п. 9 ст. 654 НК, предусматривающие тотальное освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов.
Дополнена пунктами 4 и 5 ст. 646 НК, где предусмотрена льготная ставка налога на дивиденды нерезидентов, составляющая 10% при выполнении предусмотренных в перечисленных пунктах условий.
- Вводится ограничение использования вычетов по нематериальным услугам, которые оказываются аффилированными лицами-нерезидентами, но не больше 3% от налогооблагаемого дохода (например, юридические, консалтинговые, управленческие и иные услуги). Установлены ограничения по расходам на покупку «нематериальных» услуг у определенных аффилированных лиц-нерезидентов.
УСН с 1 января 2023 года
Все индивидуальные предприниматели не смогут применять УСН вне зависимости от вида деятельности.
Кроме того, некоторые организации также не вправе применять УСН:
- организации, имеющие один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах;
- организации, осуществляющие обмен цифровых знаков (токенов) на иные цифровые знаки (токены), отчуждение цифровых знаков (токенов) за электронные деньги, а также получающие имущество (кроме денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте), если такое получение обусловлено осуществлением операций с цифровыми знаками (токенами) либо их наличием у организации;
- доверительные управляющие при доверительном управлении имуществом, вверители при доверительном управлении имуществом;
- для субъектов, получающих от других лиц наличные и (или) безналичные денежные средства, не составляющие их валовую выручку и не являющиеся суммами (выручкой, доходами), не включаемыми ими в валовую выручку, будет установлено право выбора — прекратить применение УСН либо уплачивать налог при УСН исходя из всех сумм поступлений на счет и в кассу, а не только из вознаграждения и дополнительной выгоды. Это важно для организаций, получающих денежные средства:
- на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, договоров транспортной экспедиции либо по договорам, заключенным ими во исполнение таких договоров;
Примечание
Это изменение коснется в первую очередь туристических агентств, т. к. они работают по договору комиссии и деньги, полученные за туры не являются их выручкой, а перечисляются туроператору.
- как возмещение (оплату) расходов независимо от даты их осуществления и того, в чьих интересах они осуществлены, расходов, указанных в части второй подп. 5.3 п. 5 ст. 328 НК-2023;
Примечание
В том числе возмещение арендодателю (лизингодателю, наймодателю).
- в связи с участием в расчетах между иными лицами путем получения указанными организациями денежных средств от одного лица и их передачи (перечисления) другому лицу.
Таблица уплаты налогов за 1-й квартал 2021 года
Дата |
Налог |
Платеж |
ОСНО |
УСН |
15.01.2021 |
Страховые взносы | Платежи за декабрь 2020 года |
+ |
+ |
Акцизы | Аванс за январь 2021 года |
+ |
+ |
|
21.01.2021 |
Водный | Налог за 4-й квартал 2020 года |
+ |
+ |
Косвенные налоги | НДС и акцизы (акцизы по маркируемым подакцизным товарам) при импорте из стран ЕАЭС за декабрь 2020 года |
+ |
+ |
|
25.01.2021 |
НДС | Налог (1/3) за 4-й квартал 2020 года |
+ |
— |
Акцизы | Налог за декабрь 2020 года |
+ |
+ |
|
Налог (спирт) за октябрь 2020 года |
+ |
+ |
||
Налог (бензин) за июль 2020 года |
+ |
+ |
||
НДПИ | Налог за декабрь 2020 года |
+ |
+ |
|
Торговый сбор | Платеж за 4-й квартал 2020 года |
+ |
+ |
|
28.01.2021 |
Прибыль | Аванс (1/3) за 1-й квартал 2021 года |
+ |
— |
01.02.2021 |
НДФЛ | Налог с отпускных и больничных за январь 2021 года |
+ |
+ |
Пользование недрами | Платеж за 4-й квартал 2020 года |
+ |
+ |
|
15.02.2021 |
Страховые взносы | Платежи за январь 2021 года |
+ |
+ |
Акцизы | Аванс за февраль 2021 года |
+ |
+ |
|
20.02.2021 |
Косвенные налоги | НДС и акцизы (акцизы по маркируемым подакцизным товарам) при импорте из стран ЕАЭС за январь 2021 года |
+ |
+ |
25.02.2021 |
НДС | Налог (1/3) за 4-й квартал 2020 года |
+ |
— |
Акцизы | Налог за январь 2021 года |
+ |
+ |
|
Налог (спирт) за ноябрь 2020 года |
+ |
+ |
||
Налог (бензин) за август 2020 года |
+ |
+ |
||
НДПИ | Налог за январь 2021 года |
+ |
+ |
|
01.03.2021 |
НДФЛ | Налог с отпускных и больничных за февраль 2021 года |
+ |
+ |
Прибыль | Аванс (1/3) за 1-й квартал 2021 года |
+ |
— |
|
Аванс (факт) за январь 2021 года |
+ |
— |
||
Плата за негативное воздействие | Платеж за 2020 год |
+ |
+ |
|
15.03.2021 |
Страховые взносы | Платежи за февраль 2021 года |
+ |
+ |
Акцизы | Аванс за март 2021 года |
+ |
+ |
|
22.03.2021 |
Косвенные налоги | НДС и акцизы (акцизы по маркируемым подакцизным товарам) при импорте из стран ЕАЭС за февраль 2021 года |
+ |
+ |
25.03.2021 |
НДС | Налог (1/3) за 4-й квартал 2020 года |
+ |
— |
Акцизы | Налог за февраль 2021 года |
+ |
+ |
|
Налог (спирт) за декабрь 2020 года |
+ |
+ |
||
Налог (бензин) за сентябрь 2020 года |
+ |
+ |
||
НДПИ | Налог за февраль 2021 года |
+ |
+ |
|
29.03.2021 |
Прибыль | Налог за 2020 год |
+ |
— |
Аванс (1/3) за 1-й квартал 2021 года |
+ |
— |
||
Аванс (факт) за февраль 2021 года |
+ |
— |
||
31.03.2021 |
НДФЛ | Налог с отпускных и больничных за март 2021 года |
+ |
+ |
УСН | Налог за 2020 год (организаии) |
— |
+ |
Объектами налогообложения НДС являются:
- реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.
Не облагаются НДС товары и услуги, перечисленные в статье 149 НК РФ. Среди них есть социально значимые, такие как: реализация некоторых медицинских товаров и услуг; услуги по уходу за больными и детьми; реализация предметов религиозного назначения; услуги по перевозке пассажиров; образовательные услуги и т.д. Кроме того, это услуги на рынке ценных бумаг; банковские операции; услуги страховщиков; адвокатские услуги; реализация жилых домов и помещений; коммунальные услуги.
Налоговая ставка НДС может быть равна 0%, 10% и 20%. Есть еще понятие «расчетных ставок», равных 10/110 или 20/120. Их используют при операциях, указанных в пункте 4 статьи 164 НК РФ, например, при получении предоплаты за товары, работы, услуги. Все ситуации, при которых применяются определенные налоговые ставки, приводятся в статье 164 НК РФ.
По нулевой налоговой ставке облагаются операции экспорта; трубопроводный транспорт нефти и газа; передача электроэнергии; перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом. По 10% ставке – некоторые продовольственные товары; большинство товаров для детей; лекарства и медицинские изделия, не входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых; племенной скот. Для всех остальных товаров, работ, услуг действует ставка НДС в 20%.
Налоговая база по НДС в общем случае равна стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, с учетом акцизов для подакцизных товаров (ст.154 НК РФ). При этом в статьях со 155 по 162.1 НК РФ приводятся подробности для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:
- передача имущественных прав (ст. 155);
- доход по договорам поручения, комиссии или агентскому (ст. 156);
- при оказании услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
- реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
- выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
- при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками – иностранными лицами (ст. 161);
- с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
- при реорганизации организаций (ст. 162.1).
Налоговым периодом, то есть тем периодом времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате по НДС, является квартал.
Плательщиками НДС признаются российские организации и индивидуальные предприниматели, а также те, кто перемещает товары через таможенную границу, то есть, импортеры и экспортеры. Не платят НДС налогоплательщики, работающие на специальных налоговых режимах: УСН, ЕСХН, ПСН (кроме случаев, когда они ввозят товар на территорию РФ), и участники проекта «Сколково».
Кроме того, могут получить освобождение от уплаты НДС налогоплательщики, которые отвечают требованиям статьи 145 НК РФ: сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за три предыдущих месяцев без учета НДС не превысила двух млн. рублей. Освобождение не распространяется на ИП и организации, реализующие подакцизные товары.
Случаи, когда нельзя разбивать платеж по НДС на 3 части. Сроки уплаты НДС
Если обязанность заплатить НДС возникает у налогового агента, приобретающего работы, услуги у налогоплательщика – иностранного лица, не состоящего на учете в качестве налогоплательщика НДС.
В этом случае налог должен быть уплачен одновременно с перечислением денежных средств такому налогоплательщику. Причем банкам запрещено принимать к исполнению платежные поручения на перевод денежных средств в адрес таких иностранных лиц, если владелец расчетного счета одновременно не представляет платежное поручение на уплату НДС в бюджет. Если же у такого иностранного лица приобретаются товары, НДС можно уплачивать тремя равными частями в общем порядке.
- Если неплательщик НДС выставил в адрес покупателя счет-фактуру с выделенным НДС. Аналогичный порядок действует и в случае реализации налогоплательщиками товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, с выделением НДС и выдачей счета-фактуры.
Например, организация находится на упрощенной системе налогообложения (УСН). Чтобы не потерять перспективного покупателя, по просьбе покупателя, реализация в его адрес была осуществлена с начислением НДС. Компания на УСН в этом случае должна представить в ИФНС декларацию по НДС и заплатить НДС в бюджет. Срок платежа – не позднее 25 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала.
Махинации с НДС как отдельное преступление
Действующие нормы УК не позволяют в полной мере наказывать организаторов таких схем. Необходим отдельный уголовный состав, солидарны МВД, СК и ФНС. Ведомства с привлечением делового сообщества и экспертов ищут оптимальный вариант поправок в Уголовный кодекс. «Надеюсь, что законопроект удастся внести в осеннюю сессию», — отметил Панкратьев.
До суда доходят лишь около 15% выявленных налоговых преступлений (15,1% в 2019 году, 14% в 2020-м, 11,2% за 6 месяцев 2021 года). Свыше половины выявленных преступлений остаются нераскрытыми.
Лишь каждое десятое преступление квалифицируется как совершенное группой лиц по предварительному сговору, в то время как махинации с налогами почти никогда не совершаются единолично.
«Мы пришли к пониманию, что это, скорее всего, отдельный вид незаконной предпринимательской деятельности по аналогии с незаконной банковской деятельностью. Поэтому родилась идея ввести новую статью в УК, которая бы криминализовала этот вид преступной деятельности», — пояснил руководитель отдела процессуального контроля за расследованием налоговых преступлений СК Сергей Трохов.
Сейчас незаконное возмещение НДС квалифицируют как хищение по ч. 3,4 ст. 159 УК («Мошенничество»). Она не предполагает прекращения уголовного преследования или освобождения от уголовного наказания в случае возмещения ущерба и уплаты штрафа, отметила руководитель экспертного центра бизнес-объединения «Деловая Россия» по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева.
До сих пор не решен вопрос, как квалифицировать деятельность организаторов «площадок» по уходу от НДС, отметил представитель СК: «С одной стороны, деятельность организаторов нужно расценивать как соучастие в уклонении от налогов. Но доказать умысел зачастую сложно, потому что площадки действуют на профессиональной основе, и не всегда их услуги связаны именно с уклонением от уплаты налогов».
Всемирный банк поддерживает модернизацию налогового режима Таджикистана
Таджикистан сегодня активно поддерживается другими странам, когда дело касается экономического развития государства. Так, еще в мае 2021 года Совет исполнительных директоров Всемирного банка утвердил грантовое финансирование в размере 50 млн долларов США от Международной ассоциации развития для проведения налоговой реформы в Таджикистане. Этот проект поддерживает реализацию пересмотренного налогового кодекса и модернизацию налоговой системы, с целью сбалансировать задачи мобилизации внутренних доходов и развития частного сектора.
Ян-Петер Олтерс, постоянный представитель Всемирного банка в Таджикистане полагает, что частный сектор в Таджикистане будет играть более важную роль, если инвесторы убедятся в прозрачности налоговой системы страны. Таким образом они будут вкладывать свои средства в таджикскую экономику, создавать новые рабочие места, способствовать инновациям, увеличивать налоговые поступления в казну. Подобные подвижки ожидаются уже в 2022 году, когда новый налоговый кодекс заработает.
Чтобы увеличить конкурентоспособность страны, улучшить деловой инвестиционный климат, сделать национальную экономику более сильной, правительство Таджикистана в 2021 году сделало налоговую реформу приоритетной задачей. Путем модернизации налогового кодекса попутно модернизируется и налоговое администрирование, формируется новая налоговая политика, которая более точно отвечает общепринятым международным стандартам.
Таджикская налоговая реформа представляет собой важнейший элемент в усилиях по достижению ключевых целей Национальной стратегии развития до 2030 года. Стратегия разработана с целью увеличения доходов населения в 3,5 раза и сокращении уровня бедности в два раза к 2030 году. Для реализации таких задач Таджикистану потребуется сделать вклад в частный сектор, который позволит заинтересованным лицам делать инвестиции, способствовать инновациям, создавать рабочие места и увеличивать экспорт.
В настоящее время частный сектор в Таджикистане обеспечивает лишь около четверти всех инвестиций и производит менее одной трети промышленной продукции. Частный сектор предоставляет ограниченные возможности формального трудоустройства в молодой и развивающейся экономике страны. Пандемия COVID-19 негативно повлияла на государственные доходы, значительно снизила налоговые поступления в казну. Попутно вырос уровень государственного долга и возросли статьи расходов на социальные выплаты. Этот контекст сделал налоговую реформу Таджикистана еще более актуальной.
Операция по налоговой реформе в Таджикистане направлена на то, чтобы: 1) сделать налоговую систему страны более простой; 2) повысить качество услуг для налогоплательщиков; 3) стимулировать налогоплательщиков в полном объеме выполнять свои налоговые обязательства на добровольной основе.
Мероприятия, способствующие реализации этих трех задач, включают в себя:
- разработку актов подзаконного характера, необходимых для реализации нового Налогового кодекса;
- создание современной методологии оценки рисков, основанной на международном опыте, для руководства аудиторскими проверками;
- внедрение механизмов повышения эффективности и прозрачность налоговых расходов;
- введение анализа затрат и выгод для налоговых льгот;
- упрощение требований к налоговой отчетности и гармонизацию налоговой и финансовой отчетности по отдельным налогам;
- внедрение автоматизированной системы возмещения НДС;
- автоматизация отдельных услуг налогоплательщиков;
- повышение стандартов обслуживания налогоплательщиков на основе отзывов налогоплательщиков;
- внедрение ЭЦП и модернизация ИКТ-инфраструктуры в Налоговом комитете;
- развитие потенциала современных подходов в налоговой политике и налоговом администрировании;
- информационно-просветительская работа с налогоплательщиками.
При ввозе товаров НДС обязаны уплачивать все организации и ИП, даже применяющие спецрежимы или освобожденные от уплаты НДС.
При расчете и уплате НДС предусмотрены льготы. Прежде всего, эти льготы направлены на поддержку малого бизнеса. Например, в 2021 году вступили в силу льготы по НДС для IT-компаний. От обложения НДС освободили операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр, а также прав на использование этих программ и баз данных.
Статья 145 НК РФ позволяет организациям и предпринимателям, у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей, получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год при подаче соответствующего уведомления. При этом необходимо, чтобы в течение этих месяцев не было операций по реализации подакцизных товаров.
Не признаются налогоплательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы:
- применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
- применяющие патентную систему налогообложения;
- участники проекта «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ).
Что облагается налогом
Объектом налогообложения являются:
- операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их безвозмездная передача (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- ввоз товаров на территорию РФ (импорт) (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Но не все объекты облагаются НДС. Не относятся к объекту обложения НДС те операции, которые не признаются реализацией (пп. 1 п. 2 ст. 146, п. 3 ст. 39 НК РФ). Операции, перечисленные в п. 2 ст. 146 НК РФ, не облагаются НДС, так как не признаются объектом налогообложения. Также в п. 1-3 ст. 149 НК РФ перечислены операции, которые считаются объектом обложения НДС, но вместе с тем не подлежат налогообложению НДС (освобождены от обложения), их перечень закрытый. У налогоплательщика есть право отказаться от применения льгот, указанных в п.3 ст. 149 НК РФ, например, в подп. 22 при реализации жилых домов, жилых помещений и долей в них.
Для правильного определения налоговой базы по НДС нужно учитывать очень много нюансов. В качестве налоговой базы (п. 1 ст. 154 НК РФ) при реализации покупных товаров, продукции собственного производства, выполнении работ, оказании услуг выступает выручка. Однако в статьях 155-162.1 НК РФ приводятся те самые нюансы, которые надо учитывать для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:
- передача имущественных прав (ст. 155);
- доход по договорам агентскому, поручения, комиссии (ст. 156);
- оказание услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
- реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
- выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками — иностранными лицами (ст. 161);
- учет сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
- реорганизация организаций (ст. 162.1).