Отмечать ли день рождения умершего
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отмечать ли день рождения умершего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стол на эту дату можно накрыть по желанию. Блюда выбирайте на ваш вкус, однако, лучше отдать предпочтение традиционному поминальному меню и отказаться от алкоголя. Православная церковь выступает против присутствия алкогольных напитков на такого рода трапезах.
Как правильно поминать умершего в его день рождения?
Поскольку дата появления на свет почившего не является церковным праздником, то вы можете почтить память так, как считаете нужным. Возможно, вы решите посидеть в кругу близких друзей и семьи, послушать его любимую музыку или пройтись по дорогим для него местам. Вот пример того, что можно сделать на день рождения почившего:
- помолитесь перед иконами и зажженной свечой, прося Бога о милосердии к усопшему;
- посетите храм, поставьте свечу за упокой и закажите церковную службу или молебен;
- не лишним будет навестить и могилу. На неё можно возложить живые цветы, убраться;
- организуйте скромный поминальный обед, на котором будут домочадцы и самые близкие друзья. Обед можно как приготовить дома, так и провести в кафе.
В старину верили, что дни, значимые для человека, живущего на земле, утрачивают значение с его переходом в вечность, с умиранием его тела. Для наших предков был важен лишь день смерти родственника – день перехода души в другой мир, рождения ее к вечной жизни. Поминки, как и сейчас, делали в день похорон, на 9-й и 40-й дни, на годовщину. Дату земного рождения почившего отмечать было не принято. Более того, это даже считалось вредным как для самого покойника, так и для его родных и близких. Предполагалось, что, делая это, живые не отпускают усопшего, беспокоят его, мешают обрести покой в ином мире. А живым такое поминание доставляет лишние страдания, напоминая о тяжелой утрате. Современный подход совсем иной. Для почившего чрезвычайно важны молитвы об упокоении его души. Не бывает слишком много поминальных молитв, выражающих любовь близких к нему и память о нем. Молитвы и милостыня помогают душе приблизиться к Богу. Поэтому так важно помянуть усопшего в день его рождения.
Не устраивают поминок, не поминают почивших на кладбищах и в храмах в праздничные дни Светлого Воскресения Христова и на Рождество. Эти праздники предназначены только для радости. Если день рождения усопшего пришелся на один из таких дней, поминание проводят несколькими днями позже.
Можно ли поминать умершего раньше?
Да, поминать умершего можно раньше установленных поминальных дней.
В Церкви нет четких рамок и установок, когда молитва может считаться «сильнее», «действеннее» и т. д. Никакая дата не делает нашу молитву особенно сильной. Церковь призывает сугубо молиться за умершего с момента его смерти и в течении 40 последующих дней. Это связано не с тем, что в эти 40 дней молитва какая-то более действенная, а с особенным периодом загробной жизни души: прохождением мытарств, восхождением к Богу на поклонение и др. В эти дни душе более всего необходима наша поддержка молитвой, милостыней и делами милосердия. И великая радость для души, если с первого дня отхождения в иную жизнь, близкие и родственники собираются в единой молитве о ее спасении. Поэтому наша молитва никогда не будет «лишней» или «неправильной» только потому, что была вознесена раньше третьего дня или других поминальных дней.
Как правильно поминать умершего
В день смерти читается канон «За единоумершего» или другое его название «Проследование по исходе души от тела, читаемое мирянином». Этот текст легко можно найти в интернете. Читается он единожды — в день смерти. После канона можно начинать читать Псалтирь. Существует специальное издание Псалтири и молитв по усопшим. На Руси издревле распространена традиция чтения Неусыпаемой (Непрерывной) Псалтири с первого дня смерти. Неусыпаемой она называется потому, что непрерывно читается и днем, и ночью. Хорошо, если в чтении принимают участие все родственники и близкие умершего поочередно сменяя друг друга. Если такой возможности нет или вы по состоянию здоровья не можете сразу приступить к полноценному чтению Псалтири, то можно почитать отдельно 17-ю кафизму, в народе ее называют еще «поминальной». Чтение Псалтири по одной кафизме в день можно продолжать до сорокового дня.
Когда нужно поминать умерших
Время поминовения умерших строго не регламентируется в Церкви и не может быть привязано к определённому часу или времени суток. Поэтому вопрос того, когда нужно поминать умерших — вопрос личного характера. Церковь не ставит здесь четкого регламента, поскольку обстоятельства жизни у всех разные и кому-то просто будет сложно следовать четкому плану. Поминать умершего в келейной (дома) молитве можно в любое время суток.
В православной традиции есть свои особые поминальные даты: третий, девятый, сороковой, годовщины. Первые сорок дней особенно важны для отошедшей ко Господу душе. Это время, когда душа проходит испытания, мытарства, которые заканчиваются частным судом (на сороковой день). Период, когда определяется место пребывания души до Страшного суда. Поэтому поминовение в третий, девятый и сороковой дни не только желательно, но даже необходимо. Это этап, когда душа особенно нуждается в поддержке своих близких людей. А поддержать мы ее можем только молитвой. Подробнее об этом можно почитать в разделах с соответствующими названиями.
Церковная молитва за усопшего в день его рождения
День рождения усопшего — ещё один повод проявить любовь к нему и молитвенно почтить его память.
«Долг любви к ближним обязывает нас молиться за усопших, которые отошли в вечность. Совершая молитвы за усопших, мы тем самым свидетельствуем свою любовь к ним, выражаем сострадание, милосердие» (архимандрит Кирилл (Павлов).
Потому на вопрос: «как отмечается день рождения умершего человека?» имеется однозначный ответ — нужно молиться. Молятся как в частной домашней молитве, так и соборно в церкви.
Апогей всей церковной жизни — Божественная Литургия. На ней хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, принесённые в жертву во искупление грехов. Потому, как пишет святитель Кирилл Иерусалимский:
«превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как предлежит Святая и Страшная Жертва».
Традиция поминать усопших родственников восходит ещё к апостольским временам, о чем напоминает святитель Иоанн Златоуст:
«Не напрасно узаконили апостолы творить память об умерших при совершении Страшных Таинств. Они знали, что умершим будет великая выгода, что они получат от этого много пользы. Когда весь народ стоит, простирая руки, и сонм священников с ними; когда предлежит Страшная Жертва — как мы можем не умилостивить Бога, молясь за тех людей?».
Кроме поминовения на проскомидии можно заказать панихиду. Это особое богослужение, в котором молятся о прощении грехов усопших и дарования им упокоения в Небесном Царстве.
О важности и необходимости церковного поминания усопших образно говорит священник Филипп Ильяшенко:
«Можно сравнить это (поминание в Церкви) с тем, как необходимо руки мыть, когда ты пришел домой, но этого недостаточно, нужно рано или поздно идти в душ или в баню. Так, венцом и смыслом всего, что происходит в Церкви, является таинство Божественной Евхаристии, литургии, когда мы поминаем живых и умерших, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой».
Чем поминают умерших в день похорон
Обычай собираться за поминальной трапезой известен издревле. Люди собираются за столом, чтобы вспомнить о делах усопшего, о том, каким он был. Обычай этот не предписывается какими-либо церковными уставами. Он вызван потребностью родственников, друзей и знакомых умершего утолить горечь расставания с человеком, с которым они жили, которого знали. Конечно, православному христианину следует помнить, что лишь молитва дает истинное утешение как усопшему, так и его ближним, но, отказ проводить «поминки», скорее всего, введет некоторых людей во искушение. Поэтому, даже в православной среде этот обычай очень распространен. В этом случае поминальная трапеза выступает как милостыня. Можно пригласить бедных, дать еды малоимущим с просьбой о молитве за новопреставленного.
Нужно иметь в виду, то поминальная трапеза — не свадебный пир или встреча давних друзей и родственников. Необходимо не забывать о цели — память об усопшем человеке. Поэтому стол должен быть скромным, а в дни поста — без скоромной пищи. Традиционным считается подать кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или рис с изюмом.
Вопрос алкоголя на поминальном столе — вопрос всегда актуальный. Но православные люди на «поминках» должны строго воздерживаться от любых спиртных напитков, ведь алкоголь разгорячает сердца и головы, мешает молитве и окрашивает всю идею поминальной трапезы в неподходящие для нее цвета. Через пару часов поминальное собрание превращается в самое банальное застолье, где большая часть уже не помнит цель, с которой они собрались. Начинаются обсуждения новостей, различных сплетен, кое-где могут случаться даже драки! Вместо молитвы об усопшем начинаются выяснения отношений. Такое поведение недопустимо. Здравый человек может даже расценить происходящее как оскорбление памяти умершего!
Так что лучше всего накрыть стол скромно, без особых изысков и спиртных напитков, перед трапезой следует помолиться, помянуть усопшего словами «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [имя]: и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное». А после трапезы во имя умершего сотворить милостыню нуждающимся, заказать панихиду и подать записки об упокоении на Литургию.
Где поминать умершего
Вопрос того, где поминают умерших, зависит от того, каким образом вы хотите помянуть человека. К сожалению, очень часто поминовение у нас ассоциируется только с яствами и гастрономическими изысками, ну и конечно с алкоголем. Церковь относится к такого рода поминовение как к языческому пережитку. Безусловно оно не имеет отношение к традициям церкви. Особенно грустно, когда родственники заменяют молитвенное поминовение, отвергают его, в пользу «водки с хлебом» и другого.
Молитвенное поминовение — это самое важное, что мы можем дать отдедшей к Богу душе. И это единственная нить, которая может нас связать с его душой. Никакая еда и народные традиции не могут никаким образом спасти человека и стать для него в ином мире «спасательным кругом». Поэтому с первого дня смерти следует посвятить свое время молитве о душе человека. Постараться отвлечься от суеты и забот, выделив хоть час в день на ежедневную молитву, чтение Псалтири за умершего. Это не так много для нас — живущих на земле —, но для души умершего это единственное утешение и радость.
Где я могу помолиться? Личная молитва не привязана к какому-то конкретному месту и времени. Как мы знаем, Господь пребывает с нами неразлучно, где бы мы ни находились. Вы можете, например, читать Псалтирь и на работе в сводное время, и в дороге, если можете сконцентрироваться на ней. Словом, место не имеет значения. Хорошо, если удается все-таки спокойно помолиться дома, так, чтобы вас ничего не отвлекало.
Можно помолиться и на кладбище. Например, почитать самому «Литию, совершаемую мирянином дома и на кладбище» или пригласить для этого священника. Помимо этого, на кладбище можно отслужить и панихиду, но ее уже может отслужить только священник.
Если вы не можете приехать на кладбище, то обе эти заупокойные службы можно отслужить и в храме или дома. Их вы можете заказать, обратившись в свечную лавку в храме. Существует также литургическое поминовение. Оно совершается на каждой Литургии в храме. Чтобы за литургией помянули умершего, следует подать записку («обедню») с его именем накануне — на Всенощном бдении, или в начале Литургии. Будет очень хорошо, если вы и сами придете в храм в этот день и помолитесь о душе усопшего.
Даты рождения по православным канонам
Совпадения, при которых день поминовения (дата смерти умершего) приходится на дату его рождения, случаются редко. Но мало кто знает, что при этом делать: надо ли ехать на кладбище, посещать могилу, следует ли собраться дома, чтобы отметить такой день. Нужно учесть, что у человека сразу 3 даты рождения, причем каждая из них символизирует разное:
- дата появления на свет: при рождении основным является тело, благодаря ему формируются привычки, происходит мыслительный процесс, случаются различные события, этот день считается днем рождения человека;
- крещение: во время таинства происходит возрождение Святого Духа в жизнь духовную, при этом происходит своеобразная смерть человека, но лишь для жизни неправедной (плотской, греховной), после чего появляется возможность принимать участие в различных таинствах христианства;
- дата смерти: в конце концов, за свою жизнь человек рождается в третий раз, но при этом возрождение касается уже его души, она переходит в новую форму существования (покидает тело, обретается в вечности).
Священные субботы для всеобщего поминовения умерших
Родительскими субботы стали называться так благодаря первоочередной задаче – поминовению родителей. Но тогда же можно почтить память и других близких. Рекомендуется посещать храм, присутствовать на литии, также приветствуется передача записок об упокоении душ тех, кого довелось хоронить (в ближайшее время или достаточно давно). Отмечается, что существуют вселенские и частные Родительские субботы, в первом случае такая дата встречается во всех конфессиях – предполагает необходимость поминовения христиан. В частные дни можно вспоминать только православных верующих.
Насчитывается 7 Родительских суббот:
- Мясопустная: является вселенской, по счету эта суббота идет первой среди прочих поминальных дней, рекомендованное время проведения – за 1 неделю до Великого поста, свое название суббота получила благодаря связи с Великим постом (Мясопуст);
- 2-й седмицы Великого поста: в этот день, как и в остальные 2, можно совершать литургию по усопшим;
- 3-й седмицы: подготовка к Пасхе, дата приходится на март-апрель, т. к. является плавающей, имеет привязку к Великому посту и Воскрешению Христову;
- 4-й седмицы поста;
- Радоница: поминание проводится впервые после Великого поста, лишь условно относится к седмице (проводится во вторник Фоминой седмицы), такой день имеет вес среди христиан больше, чем другие, т. к. появляется возможность проводить литургию
- Троицкая: суббота выпадает на период, когда празднуется Святая Троица, считается вторым по счету днем, когда проводят службу, а также является вселенской, ее отличает факт снисхождения Святого Духа на апостолов, что послужило началом для зарождения Апостольской церкви;
- Дмитриевская: день приурочен к памяти Дмитрия Солунского, люди обычно молятся об умерших, но первоочередной задачей является поминовение усопших военнослужащих.
Молитва за упокой усопшего
Есть множество заупокойных молитв. Они разделяются по времени прочтения. Есть молитвы, которые принято читать до истечения сорока дней. Есть те, которые читают по истечению сорока дней. Есть разновидность молитв, именуемая акафистами – это молитвы, которые читают первые девять дней после смерти человека. На год читают молитвы из тропаря.
Рекомендуем ознакомиться с некоторыми подобными молениями:
Данная молитва читается до истечения сорока дней.
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.»
Эта молитва читается после сорока дней.
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
Данная молитва читается на год со дня смерти.
«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина.»
Кладбищенские суеверия
Люди постоянно интересуются, ходят ли в день рождения усопшего, на кладбище после обеда или вечером, так как иногда поминовения выпадают на рабочее время, и нет никакой возможности утром ездить на могилу родственника, мужа илиотца. После революции, когда запретили изучать церковные дисциплины в школах, большинство потеряло связь с православными традициями. На место правильных твердых знаний, пришли суеверия. Многие из них, касаются смерти, как наиболее непознанного состояния человека.
Нет никаких запретов в христианстве, которые относились бы ко времени, в которое принято посещать могилки. Батюшки дают ответ, что опасаться стоит живых людей. Поэтому запоздавших посетителей, на кладбище могут ожидать неприятные встречи с асоциальными личностями – бомжами, алкоголиками, которые обходят могилы в ожидании подношений, оставленных продуктов или водки, или стаей бродячих животных.
Современный взгляд на поход на могилу в день рождения покойника
На данный момент общество на много проще относится к поминкам в день, когда родился покойный.
- религиозные люди зачастую в храме читают заупокойную молитву;
- некоторые приглашают священнослужителя на место захоронения и там молятся вместе с ним, а затем приглашают родственников на обед;
- делятся сладостями со знакомыми, дабы те разделили поминания о покойном.
Посещение могилы в этот день стало практически обычаем и все неустанно следуют ему. Если не получается посетить в этот день погост – ничего плохого не случится. Можно про себя поговорить с душой или через молитву. Самое важное – это помнить и чтить память дорогих людей.
- Что сказать человеку, у которого умер близкий;
- Как помянуть усопшего на годовщину;
- Поминальные молитвы.
Никто не застрахован от смерти и бывают случаи, что у супруга умирает жена. В молении по жене следует также обращаться к Иисусу Христу.
«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.»