Лекция 16 экологический мониторинг и контроль

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция 16 экологический мониторинг и контроль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.

Виды экологического мониторинга окружающей среды

В основе экомониторинга лежит проведение наземных исследований, направленных на оценку физическо-химических показателей околоземного слоя атмосферы, почвы и объектов растительного мира.

В классификации И. П. Герасимова по задачам и масштабам проводимых наблюдений выделены три вида мониторинга.

  • Биоэкологический мониторинг

Он служит первоначальной ступенью, позволяющей следить и контролировать качество природной среды и степень ее влияния на самочувствие и состояние здоровья населения. Информацию собирают в границах определенной территории посредством анализа питьевой и сточных вод, исследования приземного слоя воздуха, изучения растительного и животного мира, выявления качественных характеристик сельскохозяйственных культур.

  • Геосистемный мониторинг

Этот вид экологического мониторинга окружающей среды направлен на отслеживание изменений естественных экосистем, образования природно-антропогенных геосистем. С его помощью можно следить за видоизменениями природных комплексов, предугадывать их воздействие на человеческий организм, составлять инструкции по уменьшению отрицательного влияния на природно-территориальные комплексы.

  • Биосферный мониторинг

Заключается в слежении и контроле за природными комплексами, составлении прогнозов глобальных преобразований. Проводятся исследования биоты, атмосферы, гидросферы и литосферы.

Вне зависимости от объекта исследования (экологический мониторинг природного объекта, города, территориального субъекта, Земли) задачи наблюдений следующие:

  1. Выявление источников человеческого воздействия на природу.
  2. Наблюдение за влиянием антропогенного фактора на окружающую среду.
  3. Проведение исследований территорий, подвергшихся загрязнению токсическими веществами.
  4. Формирование информационных данных о состоянии объекта.
  5. Подбор методов борьбы с загрязнениями.
  6. Составление прогноза о дальнейших изменениях экологии в регионе.
  7. Создание правовых и экономических оснований для территорий с повышенной концентрацией загрязнителей.

Основная цель исследований – диагностика человеческого влияния на природу и предупреждение жителей региона о возможных последствиях. Наблюдения проводятся в соответствии с международными требованиями.

Органы экологического контроля

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения.

Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды регулируется положением, утверждаемым Правительством. Экологический контроль – это одно из наиболее масштабно применяемых организационно-правовых средств управления охраной окружающей среды. Он проводится на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду. В нем заняты многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабу полномочий. Так, одни субъекты осуществляют лишь проверку соблюдения и исполнения законодательства по охране окружающей среды, другие наделены правом осуществлять надзор в сфере государственного экологического управления.

Государственный экологический контроль носит вне- и надведомственный характер, представляет собой одну из функций государственного экологического управления и сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановлением деятельности, лишением права природопользования, наложением штрафов и других административных взысканий).

Государственный экологический контроль за состоянием окружающей среды согласно ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления и другими структурами.

Читайте также:  Как погасить или снять судимость

Государственный экологический контроль осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору координирует вопросы в сфере ведения нормотворчества, прогнозирования, лицензирования деятельности по размещению, сооружению, эксплуатации ядерных установок, ядерного топлива и т.д.

Программа экологического контроля

Программа экологического контроля (ПЭК) — это система мероприятий, которые организация должна проводить для защиты окружающей среды, рационального использования и восстановления ресурсов природы. ПЭК формирует основные мероприятия экологического контроля.

Разрабатывать и утверждать ПЭК должны юрлица, если объекты, на которых они осуществляют свою деятельность, относятся к I, II или III категориям негативного воздействия на окружающую среду — присваивают категорию в зависимости от степени влияния на экологию. ПЭК необходимо периодически обновлять. При этом необходимо учитывать применяемые технологии, особенности производства.

Система организации производственного экологического контроля определяется самим предприятием в специальном Положении. Структура, которая обеспечивает проведение ПЭК, это специализированное подразделение (отдел, бюро, группы)в зависимости от масштабов производства, видов воздействий и т. п., на мелких предприятиях могут назначаться должностные лица, ответственные за охрану окружающей среды.

Порядок осуществления производственного экологического контроля определяется внутрипроизводственными программами, графиками контроля, технологическими регламентами и другой методической документацией.

Перечень объектов для составления программы включает системы очистки использованных вод и отходящих газов; стационарные или мобильные источники выброса вредных веществ; цеха, участки, другие источники образования отходов; склады, места хранения материалов, сырья, готовой продукции.

Как разместить заказ:

  1. ШАГ №1: Оставьте заявку на сайте с указанием:
    • местоположение объекта исследования (координаты, кадастровый номер и т п);
    • какой вид экологического мониторинга необходим;
    • даты, на которые нужно провести анализ.
  2. ШАГ №2: Согласование технического задания и стоимости:
    • Работа технических специалистов от РУБ 70 000;
    • снимки оплачиваются отдельно (один снимок сверхвысокого разрешения от 300–600 USD).
  3. ШАГ №3: заключаем договор и приступаем к выполнению:
    • Срок от 20 рабочих дней с даты получения 100% аванса — оплата только по безналичному расчету.

Этап № 2 (исполнение договора):

Порядок исполнения договора

  • Получение 100% аванса;
  • Заказ материалов космической съемки;
  • Входной контроль материалов ДЗЗ;
  • Выполнение обработки материалов ДЗЗ, получение ЦМР (ЦММ) (при необходимости);
  • Ортотрансформирование снимков и создание бесшовной ортомозаики;
  • Выполнение цветокоррекции и коррекция облачного покрова полученной ортомозаики;
  • Глубокий автоматизированный анализ данных ДЗЗ для подготовки аналитических картографических материалов;
  • Анализ собранной информации и оценка экологической обстановки;
  • Создание аналитических картографических материалов.

Государственный экологический мониторинг

Являя собой огромную и разветвлённую систему, государственный экологический мониторинг решает множество задач, в частности проверку планов и реализованных мероприятий, направленных на природоохранную деятельность, контроль над соблюдением рационального и правильного применения земельных и водных природных ресурсов, применения средств для оздоровления экологии, осведомление людей о состоянии среды и возникновении опасности для населения. Мониторинг экологической среды должен выявить источники загрязнений, спрогнозировать и оценить опасность от предполагаемых источников и предложить способы устранения следствий негативного воздействия. Решает эти задачи непосредственно служба государственного экологического контроля, являющаяся частью глобальной системы контроля над экологией. Под юрисдикцию службы попадает то, что мы называем, окружающей природной средой (землю, воздух, воду, животные и растений), сегмент производства, хозяйственный сегмент и непосредственно общество, в котором мы живём.

Общая характеристика контроля состояния природной среды

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие оценить их состояние и происходящие в них процессы под влиянием техногенной деятельности.

Экологический мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием техногенной деятельности.

Термин «мониторинг» образован от лат. monitor — наблюдающий, предостерегающий (так называли впередсмотрящего матроса на парусном судне). Идея глобального мониторинга окружающей человека природной среды и сам термин «мониторинг» появились в 1971 г. в связи с подготовкой к проведению Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972). Первые предложения по разработке такой системы были выдвинуты Научным комитетом по проблемам окружающей среды. Профессор Р. Мэнн в 1973 г. в постановочном аспекте изложил концепцию мониторинга, которая была обсуждена в феврале 1979 г. на первом Межправительственном совещании по мониторингу (Найроби). Мониторингом Р. Мэнн предложил назвать систему повторных наблюдений одного и более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой.

Читайте также:  Налоговые льготы на транспортный налог для физических лиц в 2023 году

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Что такое экологический мониторинг?

Понятие экологического мониторинга означает систему наблюдений за природой и антропогенными объектами, предназначенную для получения достоверной и своевременной информации о загрязнениях на контролируемой территории. На основании полученных данных возможно составление прогнозов о дальнейшем развитии экологической ситуации в регионе наблюдения.

В России действует единая государственная система экологического мониторинга. Наблюдения проводятся в соответствии с ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Комплекс контрольных мер может разрабатываться отдельно для промышленного объекта. Измерительные системы отслеживают степень воздействия выбросов на природу. Наблюдения позволяют создать экономическое и правовое обоснование для природопользователей. Проводятся при градостроительных работах, перед реализацией промышленных проектов и др.

Уровни экологического мониторинга

Наблюдения за антропогенным влиянием на природу проводятся на разных уровнях:

  1. Локальный уровень.
    Исследования проходят в пределах отдельного природного объекта. Также локальные измерения организуют на промышленных предприятиях.
  2. Территориальный.
    Наблюдения ведутся в рамках выбранного территориального субъекта (региона, округа, области).
  3. Федеральный.
    Контроль состояния окружающей среды в стране. Оценивает экологию всего государства.
  4. Глобальный.
    Международная система наблюдений за экологией Земли.

Международный контроль проводится в рамках ЮНЕП и Всемирной метеорологической организации. В мире действует 22 сети глобальных наблюдений за экологической обстановкой. Изучают воздействие человека на климат, оценивают состояния мирового океана и грунтовых вод, предупреждают о стихийных бедствиях.

Объекты экомониторинга

Предметами наблюдения являются как природные, так и антропогенные объекты.

  • Отдельные компоненты естественной среды: тропосфера, грунт, подземные и поверхностные воды, озоновый слой атмосферы.
  • Природные объекты: биотопы, естественные ландшафты, экосистемы.
  • Население, проживающее на территории, находящейся под воздействием определённых факторов окружающей среды (выбросов вредных веществ, радиации).
  • Природно-антропогенные территории, рекреационные объекты.
  • Предприятия, загрязняющие окрестности, другие потенциально опасные для природы антропогенные объекты, находящиеся под усиленным контролем производственного экологического мониторинга.

Повышенное внимание уделяется наблюдению за местами нереста ценных рыб, месторождениями полезных ископаемых, реликтовых, уникальных территорий.

Производственный экологический мониторинг (ПЭМ) — это долгосрочный мониторинг за состоянием и загрязнением окружающей среды, осуществляемый в рамках производственного контроля.

Основная цель ПЭМ — определить характер и степень влияния производственных объектов на окружающую среду, чтобы своевременно и в нужном объеме предпринимать необходимые меры по ее сохранению и восстановлению.

Читайте также:  Кому положена льготная пенсия и каков порядок ее оформления

Объекты ПЭМ:

  • атмосферный воздух
  • геологическая среда
  • почва
  • поверхностные воды
  • сточные воды
  • вредные физические факторы
  • радиационный фон
  • выбросы и другие

Цель экологического мониторинга предприятия

— констатация фактов, проведения экспериментов, моделирования процессов, их прогнозирования.

Задача экологического мониторинга предприятия:

  • наблюдения за фактическим состоянием биосферы и ее изменениями;
  • определение изменений, вызванных деятельностью фармпредприятий, обобщение результатов наблюдений;
  • оценка изменений биосферы и их тенденций;
  • выявление тенденций, обусловленных антропогенной деятельностью;
  • прогнозирование тенденций в изменении состояния биосферы.

Государственный экологический мониторинг.

Понятие государственного экологического мониторинга установлено в ст.1 ФЗ «об Охране окружающей среды» 2002 г.:

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) —комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.

НПА: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»

Данное постановление определило порядок организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга, порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, перечень видов информации, включаемой в государственный фонд, порядок и условия предоставления включаемой в него информации, а также порядок обмена такой информацией.

Осуществляется путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга.

Государственный экологический мониторинг осуществляется:

· Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (объекты животного мира, охотничьи ресурсы)

· Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (земли с/х назначения)

· Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (атм.воздух, внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, радиационная обстановка)

· Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Государственный мониторинг земель, за исключением с/х земель).

Лекция №4. Мониторинг. Прогнозирование. Оценка. Предупреждение ЧС

Мониторинг– система наблюдения, оценки и прогнозирование изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия.

По масштабу ЧС мониторинг разделяется:

· Глобальный – система слежения за общемировыми процессами и явлениями в биосфере, их оценка и прогнозирование возможных изменений

· Региональный – система слежения за процессами и явлениями в определённых регионах, в которых эти процессы и явления отличаются по природному характеру или по антропогенному характеру от естественных биологических процессов, их оценку и прогнозирование

· Импактный — …в особо опасных зонах и местах непосредственно примыкающих к источнику загрязняющих веществ…

· Базовый – система слежения за состоянием природных систем, на которые практически не влияют региональные антропогенные воздействия.

Национальная академия наук осуществляет мониторинг растительности, животного мира, сейсмические М.

Министерство здравоохранения – медицинский и физический

Госкомгидромед – М атмосферного воздуха и радиационный.

Виды экологического мониторинга

В национальном экологическом мониторинге в свою очередь выделяется государственный экологический мониторинг, который реализуется на федеральном и региональном уровнях, а также локальный экологический мониторинг (иначе производственный) — он выполняется на отдельных объектах.

Единая система государственного экологического мониторинга подразделяется на следующие подсистемы:

  • госмониторинг состояния/загрязнения окружающей среды;
  • госмониторинг воздуха в атмосфере;
  • госмониторинг радиационной обстановки на территории государства;
  • госмониторинг земель/объектов животного мира;
  • лесопатологический госмониторинг;
  • госмониторинг недр/водных объектов/водных биологических ресурсов;
  • госмониторинг морских вод внутреннего значения, а также территориального моря государства;
  • госмониторинг исключительной экономической зоны России;
  • госмониторинг континентального шельфа РФ;
  • госэкомониторинг уникальной экологической системы Байкала.

Также сюда можно отнести госмониторинг охотничьих ресурсов/среды обитания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *