Льготы и выплаты сиротам после 18 лет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы и выплаты сиротам после 18 лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Интернаты бывают различных типов. Зачастую детей без лишения родительских прав сдают в учреждения пятидневного ночного пребывания. На выходных ребенок отправляется обратно к родителям, а в будни круглые сутки, в том числе ночью, остается в школе или детском саду. Конечно, в учебном учреждении несовершеннолетнему предоставляют питание и место для сна.

Особенности проживания в интернате

Возможен и вариант семидневного пребывания, когда ученики интерната отправляются к родителям лишь 2-3 раза в месяц. Такой вариант целесообразен, если родители проживают в небольшом населенном пункте, а ближайший интернат находится в нескольких часах езды.

Важно помнить, если родители сдают ребенка в учреждение семидневного пребывания без основательных аргументов, таких как расстояние, встает вопрос о лишении родительских прав.

В период пребывания в интернате ребенок, если он уже достиг 6-7 лет, продолжает свое обучение в рамках общеобразовательной программы. Возможно обучение и по специальным системам, если речь идет о детях-инвалидах или несовершеннолетних с отклонениями умственного и психического развития. Детям с хроническими заболеваниями или степенью инвалидности в обязательном порядке предлагаются восстановительные меры: лечебная физкультура, занятия с психологом, логопедом и другими специалистами.

Конечно, резкая смена места жительства и временная потеря опеки родителей – это серьезный удар для ребенка. Родителям следует хорошо подумать, прежде чем отправить несовершеннолетнего в интернат. После отправки отношения с родителями могут резко ухудшиться.

Социальные преференции

Детям-сиротам доступны некоторые привилегии при устройстве на работу, медицинском обслуживании, оплате коммунальных услуг и других областях.

Послабление при устройстве на работу состоит в том, что такие граждане получают в течении первых шести месяцев повышенное пособие по безработице – как правило, это размер средней зарплаты по региону. Кроме этого, при увольнении из-за того, что организация ликвидировалась, либо из-за сокращения, сирота имеет право потребовать от организации получения профессионального обучения за счет предприятия и дальнейшего устройства на работу.

На региональном уровне сироты вправе получить послабления на оплату коммунальных услуг, включая электричество, воду, газ и плату за квартиру. Также установлены особые нормы, исходя из которых сирота вправе не уплачивать задолженности по коммунальным услугам родителей и задолженности за время, в которое лицо не проживало на месте. Опекуны вправе получить компенсацию по расходам за коммунальные услуги.

Как сохранить место в очереди на жилье при переводе в другой детдом?

  • Достаточно часто случаются ситуации (самые разнообразные), когда сироту переводят из одного интерната в другой, причем в каком-то другом регионе. При этом возникает следующая проблема, ребенок, который в предыдущем учреждении был, например, на третьем месте в очереди на получение жилья, становится вдруг пятнадцатым.
  • Либо же после интерната подросток, не достигший совершеннолетия, отправляется учиться в другой город, и становится последним в очереди, ведь перед ним уже есть «свои», местные ребята.
  • К сожалению, панацеи от такой проблемы нет, нужно договариваться с чиновниками в каждом конкретном случае и обязательно предварительно обсуждать данный аспект.

Какие проблемы возникают у сироты после получения жилья?

  • К сожалению, многие сироты, попавшие во взрослую жизнь после детского дома, попросту не умеют правильно пользоваться полученным жильем.
  • Из-за трудностей с социализацией могут начаться проблемы с соседями.
  • Из-за элементарного неумения детдомовцы не контролируют свои счета за коммуналку, наращивая задолженность, как снежный ком, и тогда начинаются нелицеприятные переговоры с управляющей компанией, иногда с привлечением правоохранительных органов.
  • Чтобы избежать подобных неприятностей, неплохо было бы получать соответствующие навыки в интернате от педагогов, но на деле каждый сирота справляется с трудностями взрослой самостоятельной жизни индивидуально. Главное – не потерять с таким трудом приобретенное жилье!

Как строится учебный процесс в интернатах?

Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми детьми трудно, следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.

Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина – основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель – вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.

Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.

Читайте также:  Как оформить наследство в условиях пандемии

В основе поведения трудных подростков – нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу — причину такого поведения воспитанника.

В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.

«Мы часто ходили в одинаковой одежде и обуви, потому что вещи закупали оптом»

В детдоме жизнь течёт по расписанию: подъём, умывание, завтрак, школа. После занятий — уроки. Иногда нас привлекали и к хозяйственным делам — например, мы помогали в столовой, чистили картошку. Чаще всего этим занимались девочки. В свободное время играли или занимались творческой самодеятельностью. Нам давали немного карманных денег, и мы могли сходить в магазин и купить себе сладостей.

Одежду выдавали раз в месяц. Воспитатели составляли список того, что нужно каждому ребёнку, эти вещи покупали и раздавали нам. Существовали квоты: например, осенняя куртка выдавалась на год и её заменяли только в случае, если старая совсем порвётся. Нижнее бельё выдавали почти каждый месяц. Мы часто ходили в одинаковой одежде и обуви, потому что вещи закупали оптом.

«Брат затянул с подачей заявления и не получил жильё от государства»

О будущем я никогда не беспокоилась, потому что знала, что у меня будет поддержка от государства. До 23 лет я получала пособие по потере кормильца, тогда оно составляло около 8 тысяч рублей. В университете мне платили сиротскую стипендию, на которую, в отличие от обычной, тогда действительно можно было прожить месяц: около 12 тысяч рублей.

Государство обязано предоставить сиротам квартиру — да, для этого надо пройти много инстанций и некоторое время прождать своей очереди, но всё реально. После пяти лет жизни квартиру можно приватизировать. Я узнала об этом от приёмной матери и очень благодарна, что она всё мне разъяснила.

В детдомах воспитанникам почему-то не говорят о такой возможности, и многие дети не знают о своих правах. А ведь если ты до 23 лет не встаёшь в очередь на получение жилья, то эта возможность сгорает! И больше тебе никто ничего не должен.

В такую ситуацию попал мой брат: он затянул с подачей заявления и не получил жильё. Можно было, конечно, побороться в суде, но в итоге брат счёл, что квартиру проще купить, и в итоге у него это получилось.

Чтобы мы с сестрой получили квартиры, наша приёмная мама инициировала процесс по лишению отца родительских прав. Если бы не её активность, мы бы не получили жильё, потому что не считались бы сиротами.

После окончания школы я решила поступить в университет и стать юристом. Здесь тоже существуют льготы: чтобы попасть на бюджет, воспитаннику детского дома нужно сдать все экзамены хотя бы на минимальные баллы. Но, как ни странно, даже в таких лёгких условиях я завалила обществознание. Поэтому я пошла в колледж, и только после него поступила на юридический факультет в университет. После его окончания я получила студию в новостройке, которую сначала сдавала в аренду, а спустя пять лет продала. Всё это время мы с мужем жили в его квартире.

В чем разница между детдомом и интернатом

Большой разницы между интернатом и детдомом нет. Отличие лишь в деталях. Детские дома – это учреждения, в которых мальчики и девочки проживают. Как правило, это сироты. У них нет никаких отклонений в развитии или физиологических особенностей, они ходят в обыкновенную городскую школу, которая располагается поблизости с их “домом”. Здесь большой плюс для ребят в том, что они учатся в обыкновенном классе. У них есть социальная адаптация, т. к. дети общаются с другими учениками из обычных семей.

Примечание. Даже элементарный поход до школы и обратно помогает выстраивать малышам необходимую связь с внешним миром.

Школа-интернат – это учреждение, в котором дети и живут, и учатся. Школой может быть либо соседнее здание на закрытой территории, либо то же сооружение, в котором ребята постоянно находятся. Чаще всего интернаты представляют собой специализированные места, направленные на коррекцию малышей с теми или иными отклонениями.

Справка. Детей-инвалидов или отстающих в развитии направляют учиться в школу при интернате. То есть ребенок живет дома с родителями, но ему приходится посещать эту школу, потому что там спецпрограмма.

Также в интернатах есть ребята со статусом социальной сироты или же чьи родители лишены прав. Их направляют в учреждение, если у них есть психологические особенности или физические отклонения.

Можно ли сдать ребенка в детдом/интернат

Каждой уважительной причине, которые излагают родители, органы опеки и попечительства дают свою оценку

Отдать ребенка в детдом можно в соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 N481 “О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…”. Здесь говорится, что родители, опекуны либо усыновители могут по личному заявлению на время оставить несовершеннолетнего в организации для детей сирот. Но мнение детей, достигших 10 лет, должно учитываться.

Справка. Бывали случаи, когда подростки намеревались попасть в детдом по собственному желанию. Но инициатива всегда исходила в первую очередь от родителей, которые таким способом пытались вразумить ребенка.

Система детских домов в советское время

В январе 1923 года был учрежден фонд помощи детям имени В.И. Ленина. Но одного фонда было недостаточно, так как революция разрушила складывавшийся веками патриархальный уклад общества. Несмотря на усилия правительства, проблема беспризорности оставалась. Система воспитательных домов и приютов разрушилась, а восстановление требовало времени и средств, которых у молодой страны Советов не было. Благотворительность новой властью осуждалась, как пережиток, и была запрещена, частная собственность ликвидирована, что прекратило и личные пожертвования. Источников финансирования прежней системы государственного призрения не осталось.

Читайте также:  Три налоговых вычета: как сэкономить при покупке и продаже жилья

Детей-сирот устраивали в другие семьи, в немногочисленные детские дома, но к началу Великой Отечественной войны беспризорников на улицах было все еще очень много. А последующие тяжелые годы многократно увеличили их количество. Сотни тысяч детей лишились семьи и крова.

Еще одной формой помощи беспризорным детям были трудовые коммуны, известные многим по произведениям А. Макаренко. В трудовых коммунах дети получали образование и специальность, что позволяло им адаптироваться после выпуска в обществе и найти свое место под солнцем. Но таких коммун было немного, и решить проблему глобально они не были способны.

В 1930 году сохранившиеся детские дома были прикреплены к заводам, фабрикам и колхозам, что несколько улучшило их материальную базу и решило вопрос о трудоустройстве выпускников. Вместе с работой молодые люди получали место в общежитии.

Во время Великой Отечественной войны к детям-сиротам стали относиться, как к жертвам войны, их нужды в общественном сознании приравнивались к нуждам фронта. Это привело к фактическому возрождению благотворительности, хотя этот термин и не употреблялся. Люди просто перечисляли средства на открывающиеся специальные счета, деньги из которых передавались в детские дома.

В послевоенные годы началось переоформление детских домов в систему школ-интернатов, в которых жили и обучались не только сироты, но и дети из семей с тяжелым материальным положением, дети родителей, постоянно занятых на производстве и т. д. Для малышей создавались детские сады-семидневки, откуда детей забирали в лучшем случае раз в неделю на выходные.

— Я хочу, чтобы вы запомнили одну вещь: вы здесь никому не нужны. Вы, такие замечательные, молодые — Лена, Веня, Катя, Наташа — не нужны в этом городе абсолютно никому. И я, Герман, такой большой и умный, тоже никому здесь не нужен, а если и нужен, то лишь потому, что я делаю то, что я делаю. Здесь, в Москве, вы будете кому-то нужны, только если будете что-то делать. Порхать над вами никто не станет, наше время стоит очень дорого. Так что подумайте, готовы ли вы принять такие правила. Если нет — мы вас посадим на машину и увезем туда, откуда привезли.

Это тоже было семь лет назад. Герман Пятов, лидер благотворительного движения «Мурзики», совершал душеспасительный наезд на первых участников его нового проекта по адаптации детдомовских выпускников к жизни в Москве. Герман еще не предполагал, что успешность стартующих распределится обратно пропорционально его ожиданиям. Самая умная, Катя Фадина, сойдет с дистанции в первые же дни и попросится обратно в Рыбинск. Веня Кочетков, к которому мы еще вернемся, подавал большие надежды, но подвела гордыня, и через два года он тоже вернулся в свою Шую. Серую мышку Наташу Пигасову мы уже знаем. Но больше всех на первых порах мучились с Леной Фоминой.

— Мы взяли ее в свою фирму секретарем на ресепшн: телефон, бумаги, чай-кофе, встретить-проводить, — мучительно рассказывал мне в то время еще один мурзик Николай Сабинин. — Поначалу от нее стонал весь офис. Когда звонили клиенты, им казалось, что они попали в пельменно-блинную. И самое ужасное — она не хотела меняться. В какой-то момент мы уже отчаялись и стали искать ей замену. Но как только она это поняла, дело тут же сдвинулось с мертвой точки.

Через несколько лет Лена все-таки ушла из компании Сабинина, но уже сама — на повышение в другую фирму. С тех пор она стала небольшой начальницей, выучила анг­лийский, удачно вышла замуж, но знаться с мурзиками, а тем более общаться с журналистами не желает. Говорит, что хочет забыть, как страшный сон, свое детдомовское прошлое и все, что о нем напоминает.

Движение «Мурзики» возникло 10 лет назад как форма благотворительного туризма в уик-энд. Его основатель, пластический хирург Герман Пятов, однажды случайно оказался в детском доме № 72 города Рыбинска, где испытал моральный шок: серые от недостатка материнской любви лица детей, в столовой — меню из двух строчек и майонезные баночки, вместо стаканов». Германа торкнуло, он стал закупать оптом детскую одежду и по субботам развозить ее по детдомам в радиусе 300 километров от Москвы. Постепенно к нему начали прилипать такие же, как он, молодые обеспеченные люди, созревшие для умеренной социальной ответственности. В конце концов Герман превратился в диспетчера благих порывов московского среднего класса.

Читайте также:  Телефон эвакуации ГИБДД в Нижнем Новгороде

— Я просто выстраивал логистические цепочки: собирал информацию о том, какие детдома в чем нуждаются, и находил, где эти товары можно дешевле всего купить оптом, — вспоминает Герман. — Новичкам я давал адреса и говорил: «Делайте все сами». С деньгами мы поначалу дела вообще не имели, главное — личное действие. Это вызывало доверие, и через несколько лет в наших рядах уже были сотни мурзиков — от рядовых офисных служащих до владельцев достаточно крупных компаний.

— А почему мурзики?

— Название родилось из эмоции. Это первое слово, которое пришло мне в голову, когда я увидел детдомовских детей. Уже потом мы подвели под эту эмоцию смысловую базу: мурзик — это и тот маленький человек, которому нужно помочь, и тот маленький человек, который может помочь.

За несколько лет мурзики развезли по десяткам интернатов тонны гуманитарной помощи. Но с каждым уик-эндом им все яснее становилось, что принципиально это ничего не меняет. Одетые, обутые и накормленные дети после выхода из детдома точно так же пополняли тюрьмы, улицы, панели. К тому же государство к середине нулевых худо-бедно научилось само обеспечивать свои учреждения.

И тогда Герман решил вкладываться не только в шмотки, но и в мозги. Мурзики начали налаживать в подшефных детдомах производство, устраивать на лето выездные трудовые лагеря, а потом возникла идея давать наиболее перспективным выпускникам шанс на карьеру в Москве. Схема проста: на первые полгода мурзики подыскивают выпускникам жилье, устраивают их на работу в принадлежащие им компании и смотрят, что получится. Главное условие — никаких поблажек, все должно быть как в жизни.

— У них ведь у всех госпитальный синдром, — говорит Герман. — Они даже не знают, как кефир в магазине выглядит. В детдоме они жили хоть и не богато, но на всем готовом. И эту привычку — мне все должны! — чудовищно тяжело преодолеть. Хуже всего, когда к выпускнику прилипает какой-нибудь скучающий альтруист и начинает мазать ему ж… мармеладом: вот тебе чай, кофе, пиво, денежка. Мы вообще терпеть не можем альтруистов. Они работают не на результат, а на процесс. Из-за них мы уже потеряли нескольких перспективных ребят.

На старте московский проект «Мурзиков» вызвал бурную дискуссию в благотворительных кругах. Многие считали, что это безжалостный эксперимент над детской психикой: после искушения Москвой им уже не захочется в своем небольшом городке работать за копейки, и они обречены на деградацию. Но время показало, что эти опасения были напрасными. За семь лет через руки мурзиков прошли десятки детдомовских выпускников, сбежала из Москвы примерно половина, но из них лишь единицы исчезли из поля зрения. После жизни в столице многим у себя на родине легче делать карьеру: по крайней мере они уже понимают, что это такое.

Отсутствие взаимопонимания, как причина отказа от ребенка

Не у всех родителей достаточно навыков и опыта, чтобы справляться с капризами и плохим поведением собственных деток. Почему ребенок стал себя вести неподобающим образом, ответить однозначно нельзя, так как причин может быть масса. Но основная – это потеря авторитета родителей. Многие папы и мамы в подобных ситуациях начинают интересоваться, как сдать ребенка в детский дом в воспитательных целях.

Обычно агрессивное поведение начинается в подростковом возрасте. Ребенок становится неконтролируемым: убегает из дома, прогуливает школу, приходит в синяках, грубит и огрызается, может начать воровать ценные вещи или продавать что-то из своих. Иногда в сторону предков могут сыпаться угрозы от такого ребенка. Некоторые родители не думают о том, что они совершили ошибку в воспитании, когда их чадо было еще совсем маленьким, не ищут других способов исправить ситуацию. Они видят выход лишь в одном – переложить ответственность за своего отпрыска на плечи других (в данном случае государства).

При таких обстоятельствах у родителей есть альтернатива – отдать ребенка не в детдом, а в интернат на перевоспитание. Они смогут забирать его домой на каникулы или на праздники, поддерживать со своим чадом тесную связь, пока им будут заниматься специалисты.

Кто имеет право быть опекуном?

Оформить опеку над несовершеннолетним ребёнком могут граждане РФ:

  • совершеннолетние;
  • дееспособные;
  • проживающие на территории РФ.

Опекунами не могут стать:

  • граждане, лишённые родительских прав;
  • лица, отбывавшие тюремное наказание;
  • лица с непогашенной судимостью;
  • люди, являвшиеся ранее опекунами, но опека по их вине была отменена;
  • люди, состоявшие на учёте в наркодиспансерах.

Помимо того, в Постановлении РФ № 117 от 14 февраля 2014 г. содержится перечень заболеваний, имея которые, человек не может стать опекуном ребёнка. Среди них:

  • туберкулёз;
  • онкологические заболевания;
  • расстройства психики;
  • инвалидность I группы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *