Когда нужно переходить на летнюю резину с зимней по новому закону?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда нужно переходить на летнюю резину с зимней по новому закону?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Шипованные шины являются более шумными, особенно на твердом покрытии, но современные европейские «шиповки» с малым количеством шипов работают гораздо комфортнее. С другой стороны, лучшие образцы «липучек» по сцепным свойствам на льду уже приближаются к хорошим «шиповкам». Наконец, вопреки распространенному мнению, на сухом или мокром асфальте зимние шипованные покрышки работают ничуть не хуже, чем нешипованные, а мнение о том, что железные шипы скользят по асфальту, не более чем миф.
Где использовать шиповки, а где «липучки»
В регионах с холодной и снежной зимой, где дороги часто покрываются льдом, лучше остановиться на шипованной резине. Тем, кому придется в основном ездить по накатанному снегу и мокрому асфальту, стоит отдать предпочтение «липучкам». В центральных регионах страны можно ориентироваться по такому правилу: в мегаполисах, где дороги обрабатывают реагентами, можно использовать нешипованные «липучки», на загородных трассах предпочтительнее шиповки.
Штраф за зимнюю резину летом: сумма, сроки и все нюансы
Также имеется большое количество споров о том, какой ширины ставить покрышки на зиму. И по результатам независимого тестирования можно сказать – здесь размер имеет значение.
В России проводились замеры основных показателей шин типоразмера 205/55 R15 и 255/55 R15 от одного популярного бренда. Результаты были не однозначны. На ледяной корке лучшие характеристики показала модель большего размера, а на снежном полотне впереди оказалась версия уменьшенной ширины.
Более точно увидеть результаты можно в таблице.
Испытание | Значение показателя | |
205/55 R15 | 255/55 R15 | |
Разгон до 50 км/ч, сек. Снег/лед | 3,6/3,8 | 3,6/3,5 |
Торможение на сплошном снеге/льду, м. | 27,1/17,9 | 28,9/17,6 |
С первого взгляда установка зимней резины на автомобиль – простое занятие, не требующее особых познаний. Если же копнуть глубже, всплывают подробности.
На асимметричных покрышках присутствует две стороны и свое направление, даже если указателя рисунка не прослеживается. На боковинах подобного изделия наносится маркировка INSIDE и OUTSIDE. В расшифровке на «человеческий зык» — Инсайд внутренняя, а Аутсайд – внешняя часть изделия.
Если неправильно поставить шины на диски, снижаются их ходовые характеристики. Так как изделие работает некорректно, увеличивается тормозной путь, проявляются просады сцепления даже на хорошо почищенной дороге.
Для соблюдения правильности установки, рекомендуется придерживаться инструкции.
Требования к летней резине в 2020 году
Существует ряд требований к летней резине, актуальных в 2020 году. Они описаны в пятом разделе 8 Приложения Технического регламента ТР ТС 018/2011:
- на автомобиле должны быть установлены шины, которые рекомендует завод-производитель;
- размер покрышек обязан соответствовать габаритам колесного диска;
- при выборе резины следует отталкиваться от категории скорости и показателя несущей способности. Они должны соответствовать характеристикам транспортного средства (максимальной массе по соотношению на одну покрышку и предельной скорости). В качестве примера — маркировка 82Н говорит о том, что максимальная скорость автомобиля может достигать 210 км/час, поэтому нагрузка на 1 колесо не должна превышать 475 кг;
- высота протектора для летней резины не должна превышать 1,6 мм. Требование актуально для легковых авто, а также грузовых с массой до 3500 кг, а также прицепов с аналогичным весом. В случае с автобусами высота возрастает до 2 мм, а мотоциклы должны обладать высотой не более 0,8 миллиметров. Прицепы и грузовики весом от 3,5 тонны оснащаются протекторами до 1 мм;
- нельзя использовать транспортное средство с поврежденными шинами. В качестве дефектов рассматриваются порезы и проколы, которые снижают эффективность покрышки.
Когда менять резину на летнюю по закону
Как уже было сказано выше, законодательством указаны сроки обязательного использования зимней резины. Время смены ее на летнюю не требует соблюдения точных сроков. Это значит, что водитель имеет право использовать комплект зимних шин и после 1 марта, если этому способствую погодные условия. Важнейшим критерием в решении данного вопроса является управляемость автомобилем.
Более жесткую летнюю резину не следует эксплуатировать в условиях снежного покрова, даже если на календаре уже середина марта. Набиваясь в водоотводящие канавки, снег существенно продлевает тормозной путь, что может провеется к ДТП. Именно поэтому до начала весны со стойким потеплением законодательство требует установку комплекта зимних шин, что не следует нарушать водителям из любого региона России.
Причиной многих дорожных аварий нередко являются шины, неподходящие для данного времени года. Почему надо выбирать правильное изделие?
Летние покрышки отличаются от зимних целым рядом характеристик, к примеру:
- разный состав резиновых масс, из которых изготовлены шины. Летом из-за обилия прямых солнечных лучей асфальтовое покрытие сильно нагревается. Автомобиль нуждается в шине, которая не расплавится на дороге. В то же время при морозе и гололеде резина не должна замерзнуть, иначе лопнет на холодном асфальте;
- зимние шины обладают липучками, шипами и прочими «штучками», которые увеличивают надежность сцепки с дорогой. Но в неподходящих погодных условиях они скорее мешают ездить, чем помогают;
- разный рисунок протектора. В теплое время года с глубоким рельефом на изделии нелегко справиться на дороге, особенно в дождливую погоду, а в холодный период – он, наоборот, необходим для безопасного движения.
Когда менять летнюю резину на зимнюю
Научный руководитель Гидрометцентра Вильфанд рекомендует менять резину тогда, когда среднесуточная температура опускается ниже нуля. По словам синоптика, это происходит, когда максимальная дневная температура не превышает пяти градусов Цельсия и держится на такой отметке не менее 5–7 дней. При такой погоде ночные температуры стабильно уходят в минус.
Однако шинники и автоэксперты рекомендуют ориентироваться на отметку 7 градусов Цельсия без привязки к ночным заморозкам. Дело не только в возможности образования гололеда, но и в свойствах резины. Ниже этой температуры летняя резина теряет эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, выше начинается усиленный износ более мягкой зимней резины.
Именно поэтому ждать стабильных заморозков не стоит: во-первых, ночью и утром велики риски появления гололеда и снега, а во-вторых, сейчас в мастерских пока еще нет длинных очередей.
Автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев при оценке наиболее подходящего времени для переобувки на зимнюю резину предупредил: важно учитывать множество факторов: регион, тип транспортного средства, формат эксплуатации, работа коммунальных служб в населенном пункте и многое другое.
«Cменить резину стоит до заморозков. Если ночная температура в регионе ниже нулевого значения – хороший ориентир для смены резины. При выборе зимних шин я бы остановился на шипах. Воздействие шипов на дорожное покрытие намного меньше, чем принято считать. Важно понимать, что это вопрос безопасности водителей, что не может идти ни в какое сравнение с тем, насколько сильно шипы портят дорожное покрытые», ― считает Бургазлиев.
В свою очередь автомобильный эксперт и специалист в области тюнинга Юрий Пархоменко считает, что зимой в России не стоит делать выбор в пользу универсальных шин.
«С точки зрения закона, они будут удовлетворять требованиям, но это небезопасно. Если есть возможность поставить хорошие шипованные шины – лучше выбрать их. Этот выбор связан с тем, что зимой в России погода непредсказуема. Зимы бывают малоснежные, а бывают морозные, с ледяными дождями. Любая «липучка» на голом льду поведет себя непредсказуемо», ― уверен эксперт.
По его мнению, если автомобиль эксплуатируется в регионе, где зимой лежит снег, лучше купить именно зимнюю резину.
«Любой метр тормозного пути очень важен. Зимой следует внимательно следить за стилем езды: без резких торможений и ускорений, с плавными вхождениями в повороты», ― заявил эксперт.
Где использовать шиповки, а где «липучки»
Шипованные шины являются более шумными, особенно на твердом покрытии, но современные европейские «шиповки» с малым количеством шипов работают гораздо комфортнее. С другой стороны, лучшие образцы «липучек» по сцепным свойствам на льду уже приближаются к хорошим «шиповкам». Наконец, вопреки распространенному мнению, на сухом или мокром асфальте зимние шипованные покрышки работают ничуть не хуже, чем нешипованные, а мнение о том, что железные шипы скользят по асфальту, не более чем миф.
В регионах с холодной и снежной зимой, где дороги часто покрываются льдом, лучше остановиться на шипованной резине. Тем, кому придется в основном ездить по накатанному снегу и мокрому асфальту, стоит отдать предпочтение «липучкам». В центральных регионах страны можно ориентироваться по такому правилу: в мегаполисах, где дороги обрабатывают реагентами, можно использовать нешипованные «липучки», на загородных трассах предпочтительнее шиповки.
Закон о зимней резине в Астраханской области
По данным Федеральной службы гидрометеорологии, мониторинг окружающей среды показывает, что каждый год погодные условия бывают разными. К тому же на территории нашей страны отмечаются I; II; III климатические зоны.
Температурный режим в разных регионах варьируется от 3 градусов до 50 мороза в январе и от нуля до 35 жары в июле. Среднегодовые температуры колеблются от 15 до 30 градусов и больше.
Учитывая серьезную разницу температур, закон об ограничительных мерах должен быть более серьезно проработан. Насчет Астрахани следует уточнить, к какой климатической зоне она относится.
Считается, что эта область относится к южным регионам страны. Зима здесь начинается с 15 ноября, весна с первых чисел мая. Поэтому использовать резину рекомендуется с 1-15 ноября по 15 мая. Если в текущем году не было высоких сугробов, можно ездить на всесезонных, нешипованных шинах с глубоким протектором и отметкой M+S, грязь плюс снег.
Некоторые Астраханцы меняют летнюю резину уже в октябре, на шипованную. Они отмечают, что летняя резина при температуре ниже 5-7 градусов тепла дубеет и хуже держит трассу, уменьшается характеристика сцепления.
Зимние шины должны быть маркированы знаком в виде рисунка горы с тремя пиками и снежинкой в середине.
На резине должна быть маркировка:
- M+S (грязь плюс снег);
- M&S (грязь и снег);
- M S (грязь снег).
При отсутствии индикатора износа глубина узора протектора в зимнее время (декабрь, январь, февраль) не должна быть менее 4 мм, при движении по обледеневшей и заснеженной трассе.
Очевидно водители должны сами решать, менять резину на шипованную или ездить все время на липучках. Если передвигаться приходится только по очищенному городскому асфальту это одно дело, тут справятся и всесезонки. А если чаще приходится ездить по сельской местности, занесенной снегом, лучше обувать шиповки.
Замена летней резины на зимние шины возможна в течение всей осени. Выбор точной даты делается с учетом погодных условий в своем регионе. К примеру, если в сентябре выпал снег, или на дороге появилась гололедица, это повод срочно ехать на СТО для «переобувки» машины. Но даже при хорошей погоде нельзя затягивать с процессом и делать замену позже, чем середина ноября. В это время погода может в любой момент испортиться, да и загрузка на сервисах не позволяет сразу добраться до мастера для смены резины.
Многие автовладельцы могут расслабиться из-за отсутствия штрафов за движение на летних покрышках зимой. Но здесь нужно бояться не инспекторов ГИБДД, а потенциальных затрат, связанных с ремонтом своего или чужого транспортного средства в случае столкновения. И это, не говоря о более серьезных последствиях, связанных со здоровьем или жизнью. Вот почему важно внимательно подходить к выбору зимней резины и делать замену своевременно, не экономя на жизни и здоровье.
Есть ли штраф за нарушение ограничений?
Как уже было сказано выше, ограничения в использовании покрышек не в их сезон устанавливается Техрегламентом Таможенного союза. Однако наказания автомобилистов в КоАП основываются только на ПДД. Если какие-то запреты или предписания устанавливаются международными договорами, то они должны дублироваться в ПДД – только в этом случае за нарушения этих норм может быть назначено наказание.
Время от времени сотрудники ГИБДД выписывают за шины штраф на основании ст. 12.5 КоАП, то есть за управление ТС с неисправностями. Однако, чтобы этот штраф был правомерен, дефект, за который он назначается, должен быть закреплен в «Перечне неисправностей». Использование ошипованных шин летом или летних шин зимой не занесено в этот список, следовательно, штраф будет неправомерен. Обжаловать его можно будет в течение 10 дней с момента вынесения.
В 2020 году наказания за использование резины несоответствующего сезона в России не существует.
Требования к летней резине в 2021 году
Требования к летней резине в 2021 году представлены в Разделе 5 Приложения 8 к Техрегламенту ТР ТС 018/2011:
- на автомобиле должны стоять шины, рекомендованные заводом-изготовителем;
- размерность покрышек должна соответствовать колесному диску;
- по категории скорости и индексу несущей способности резина должна соответствовать максимальной скорости ТС согласно техдокументации и допустимой массе, приходящейся на 1 покрышку (например, маркировка 82H будет означать, что шину можно установить на авто с макс. скоростью до 210 км/ч и в случае, если на нее не будет приходиться нагрузка более 475 кг);
- высота протектора у летней резины должна быть более 1,6 мм (для легковых автомобилей, грузовых с массой до 3500 кг и прицепов до 3500 кг), 2 мм – для автобусов, 0,8 мм – для мототранспортных средств, 1 мм – для всех остальных (грузовиков и прицепов более 3500 кг);
- повреждения шин не допускаются (различные пробои, сквозные и несквозные порезы), обнажающие корд, расслоения каркаса, боковины, герметизирующего слоя.
Когда ставить зимнюю и летнюю резину по закону?
Конкретного срока, в течение которого нужно произвести замену покрышек, в законе не предусмотрено, однако он устанавливает запрет на использование определенного типа резины в некоторые месяцы:
- с июня по август запрещено ездить на ошипованных шинах;
- с декабря по февраль запрещено ездить без зимних шин.
Исходя из этих двух простых правил можно сделать довольно объемные выводы:
- На неошипованной зимней резине, например, фрикционной (шины-липучки), можно ездить круглый год – закон этого не запрещает.
- Использовать зимой покрышки с шипами противоскольжения не обязательно. Вместо них можно поставить любую другую зимнюю резину. К зимним относятся покрышки, на которых есть маркировка «М+S», «M&S», «M S» или значок с схематичным изображением снежинки внутри горы с тремя вершинами.
- Всесезонную резину можно использовать круглый год, только если на ней нет шипов, но есть зимняя маркировка.
- В весенние и осенние месяцы водитель может использовать резину любого типа по своему усмотрению.
Месяц | Летние | Шипованные | Нешипованные зимние |
---|---|---|---|
Декабрь-февраль | Запрещается | Разрешается | Разрешается |
Март-май | Разрешается | Разрешается | Разрешается |
Июнь-август | Разрешается | Запрещается | Разрешается |
Сентябрь-ноябрь | Разрешается | Разрешается | Разрешается |
При замене летних шин на зимние нужно учитывать и технический регламент Таможенного союза. Он освещает вопросы безопасности эксплуатации колёсного транспорта. Регламент указывает, при какой температуре менять шины и категорически запрещает ездить в зимние месяцы на летних колёсах.
Если на нешипованных зимних шинах маркировка M+S, то они могут эксплуатироваться круглый год. Требуется менять резину на зимние шипованные шины в период с сентября по ноябрь.
Эксплуатировать летние колёса после 15 числа в ноябре, нельзя, поэтому надо переобуться до этой даты. Придётся поменять все четыре колеса не позже того дня, когда после ночных заморозков на проезжей части образуется наледь.
Автовладельцам следует в точности соблюдать установленные нормы во избежание аварийных ситуаций на дороге, — гласит технический регламент Таможенного союза.
Есть ли штраф за нарушение ограничений?
Как уже было сказано выше, ограничения в использовании покрышек не в их сезон устанавливается Техрегламентом Таможенного союза. Однако наказания автомобилистов в КоАП основываются только на ПДД. Если какие-то запреты или предписания устанавливаются международными договорами, то они должны дублироваться в ПДД – только в этом случае за нарушения этих норм может быть назначено наказание.
Время от времени сотрудники ГИБДД выписывают за шины штраф на основании ст. 12.5 КоАП, то есть за управление ТС с неисправностями. Однако, чтобы этот штраф был правомерен, дефект, за который он назначается, должен быть закреплен в «Перечне неисправностей». Использование ошипованных шин летом или летних шин зимой не занесено в этот список, следовательно, штраф будет неправомерен. Обжаловать его можно будет в течение 10 дней с момента вынесения.
В 2021 году наказания за использование резины несоответствующего сезона в России не существует.
Требования к летней резине в 2020 году
Существует ряд требований к летней резине, актуальных в 2020 году. Они описаны в пятом разделе 8 Приложения Технического регламента ТР ТС 018/2011:
- на автомобиле должны быть установлены шины, которые рекомендует завод-производитель;
- размер покрышек обязан соответствовать габаритам колесного диска;
- при выборе резины следует отталкиваться от категории скорости и показателя несущей способности. Они должны соответствовать характеристикам транспортного средства (максимальной массе по соотношению на одну покрышку и предельной скорости). В качестве примера — маркировка 82Н говорит о том, что максимальная скорость автомобиля может достигать 210 км/час, поэтому нагрузка на 1 колесо не должна превышать 475 кг;
- высота протектора для летней резины не должна превышать 1,6 мм. Требование актуально для легковых авто, а также грузовых с массой до 3500 кг, а также прицепов с аналогичным весом. В случае с автобусами высота возрастает до 2 мм, а мотоциклы должны обладать высотой не более 0,8 миллиметров. Прицепы и грузовики весом от 3,5 тонны оснащаются протекторами до 1 мм;
- нельзя использовать транспортное средство с поврежденными шинами. В качестве дефектов рассматриваются порезы и проколы, которые снижают эффективность покрышки.