Абилитация и реабилитация инвалидов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Абилитация и реабилитация инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с новой концепцией, утвержденной Правительством, будет создан перечень услуг по основным направлениям комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, расширена сеть организаций, оказывающих такие Услуги. Помимо врачей помощь инвалидам будут оказывать педагоги, психологи и соцработники.
Утверждена концепция развития системы реабилитации и абилитации инвалидов до 2025 года
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил концепцию развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов на период до 2025 года.
Разработать конкретные шаги по реализации положений концепции поручено Минтруду РФ – ведомство должно справиться с задачей в течение ближайших трех месяцев.
Главной целью внедрения концепции в регионах правительство назвало повышение качества и доступности всех необходимых товаров и услуг для людей с инвалидностью, а также самостоятельность, финансовую независимость, уровень социализации и качество жизни таких граждан.
Один из основных пунктов концепции – строительство в городах многопрофильных центров реабилитации в шаговой доступности, а в сельской местности и отдаленных территориях – мобильных служб реабилитации. Для работы в центрах планируется активно привлекать медработников, педагогов, психологов и социальных работников.
В ближайшие три года предполагается формирование общероссийского перечня услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации, настройка межведомственного взаимодействия между «участниками реабилитационного процесса» и принятие пула тематических нормативных актов.
Среди конкретных мер в концепции указано внедрение в практику реабилитации инвалида без проживания в стационаре – услуги могут оказываться во время дневного пребывания инвалида в организациях социального обслуживания или на дому при участии персональных помощников. Также предложено разработать правовые механизмы, облегчающие выход на российский рынок инновационных средств реабилитации, и сделать проще систему госзакупок в этой сфере.
Согласно документу, по итогам реализации концепции к 2025 году реабилитационными (абилитационными) услугами по всем основным направлениям планируется охватить 95% взрослых и 97% детей с инвалидностью.
Не менее 50% семей, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, должны быть обеспечены психолого-педагогическим сопровождением в сфере образования.
Также среди планов есть пункт о том, что не менее 90% инвалидов или их представителей должны быть удовлетворены полученными услугами по реабилитации и абилитации.
Подробный план мероприятий по реализации концепции поручено разработать Минтруду РФ. Ведомству необходимо подготовить и внести его в правительство в ближайшие три месяца.
Участие в осуществлении плана будут принимать как федеральные и региональные органы власти, так и государственные внебюджетные фонды, учреждения медико-социальной экспертизы, общественные объединения инвалидов, благотворительные фонды. Координировать развитие системы будет Правительство РФ.
В документе отмечается, что ежегодно с 2019 года регионам в целях софинансирования расходов, связанных с реализацией программ реабилитации и абилитации инвалидов, из федерального бюджета выделяются субсидии в размере 554,2 млн рублей.
В частности, в 2019 году такое софинансирование получили 18 субъектов РФ, в 2022 году и на плановый период до 2022 года – 39 регионов, начиная с 2023 года – еще 21 регион.
В 2022 году об участии в программе целевого софинансирования на плановый период 2022–2024 годов заявили 68 субъектов, в том числе восемь из них – впервые.
По данным правительства, на 1 декабря 2022 года в России зарегистрировано порядка 11,3 млн граждан с инвалидностью, что составляет 7,9% от общей численности страны. Из них 724,6 тысячи – дети-инвалиды. Это 2,3% от общей численности детского населения в стране.
В 2022 году в Свердловской и Тюменской областях начнется реализация пилотного проекта по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с помощью электронных сертификатов. Контролировать процесс будет Минтруд РФ.
Эксперимент завершится в 2024 году, в случае успешного проведения пилота практику распространят на все субъекты РФ. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова уточняла, что в 2022 году на пилотный проект могут направить 300 млн рублей.
В ходе заседания правительства 28 декабря выделение средств подтвердил Михаил Мишустин.
Основные цели процесса таковы:
- Восстановление социальных связей, с семьей, друзьями (не из круга алкоголиков и наркоманов), родными, коллегами и т. д.
- Умение правильно реагировать на провокационные ситуации, которые неизбежно возникнут
- Умение проживать стрессовые жизненные моменты без «анестезии»
- Способность решать проблемы, а не прятаться за алкоголем
- Зависимый никогда не избавится от пагубной тяги раз и навсегда. Желание выпить может возникнуть и через месяц, и через 5 лет после лечения. Поэтому необходимо научиться переключаться
- Получить навыки для решения стандартных бытовых проблем
Из истории положения психических больных в общественно-социальном строе известно, что отрасль развивалась поэтапно. Можно отследить важнейшие вехи ее развития:
- Эра моральной терапии. Подход получил развитие на рубеже 18-19 веков, в его основе лежала цель обеспечения людей с психическими расстройствами более гуманной помощью. Большинство принципов стали частью современных психосоциальных реабилитационных программ.
- Введение трудовой реабилитации. Трудотерапии психически больных уделяли внимание еще в 19 веке, а широко принципы профессиональной реабилитации внедряются последние 50-70 лет.
- Развитие внебольничной психиатрии. По мере развития общества оказание психиатрической помощи переместилось на специальные службы, что позволило получать терапию без отрыва от семьи и места работы. Полустационарные форматы, а затем психиатрические кабинеты в учреждениях сыграли большую роль в социально-психологической адаптации и реабилитации больных.
- Появление центров реабилитации. Первые клубы-центры появились 40 лет назад. В фокусе внимания были мероприятия, направленные на борьбу с жизненными трудностями и укреплением здоровья больных. Как правило, это частные учреждения, специализирующиеся на коррекции социального поведения, психотерапии, арт-терапии, спортивной терапии.
- Направление выработки специальных навыков. Людям с ослабленным здоровьем и получившим инвалидность в результате психических заболеваний необходимы знания, навыки, инструменты для эффективной борьбы с житейскими трудностями. Выработка специальных навыков позволяет пациентам с психиатрическими диагнозами формировать и укреплять способности к независимой жизни.
Что такое абилитация?
Это также целый цикл мероприятий, для того, чтобы человек с инвалидностью мог хорошо адаптироваться в социуме.
Существуют важные составляющие абилитационного процесса:
- Социально средовая, или же просто социальная абилитация — это индивидуальное восстановление больного в социуме;
- Педагогическая составляющая абилитации — это работа с человеком, по возвращению его деятельности;
- Психологическая абилитация — это прием восстановления личности в гражданина с инвалидностью;
- Абилитация медицинская включает в себя методики и приемы восстановления на биологическом и физическом уровне организма. Процесс абилитации помогает восстановить жизнедеятельность все функций человеческого организма.
Незнающим людям трудно разобраться в специфике психического недуга и возможностях пациента, прошедшего терапевтический курс. Окружающие уверены, что психически нестабильным лицам не стоит доверять. Социум считает, что расстройство в любой момент может вернуться, а последствия заболевания могут быть непредсказуемыми.
Психологическая травма пациента, столкнувшегося с подобным отношением со стороны близких, только усугубляется.
Только социальная реабилитация психически больных людей поможет разобраться со всеми проблемами.
Самосознанию пациента грозит серьезный удар, если он не пройдет все этапы процедуры:
- Восстановление. Действия врачей направлены на предотвращение привыкания больного к своему статусу. Это позволит избежать формирования личностного расстройства, которое еще сильнее усугубит состояние пациента. Человек не должен считать, что из-за своего диагноза имеет привилегированное положение, а все его поступки не повлекут за собой никакой ответственности. Реабилитация должна вовлечь больного в восстановительный процесс. Только при условии его активного участия можно добиться успеха в лечении. Подобный принцип партнерства помогает сформировать доверительные отношения между специалистом и пациентом. Чтобы добиться взаимопонимания нужно потратить немало времени, поскольку лица с психическими расстройствами отказываются от помощи, считая, что все усилия напрасны.
- Реадаптация. Работа с психотерапевтом помогает пациенту освоить новые социальные навыки. Общение с другими людьми, имеющими свои достоинства и недостатки, тесная связь с родными и коллегами – это все очень проблематично для психически неустойчивых личностей. Психологические интервенции в рамках профилактики и реабилитации психических расстройств являются строго дозированными. Специалист медленно и постепенно идет к цели, воздействие на сознание больного происходит мягко и аккуратно.
- Возвращение к полноценной жизни. Врачи клиники остаются на связи с пациентом даже после завершения курса лечения и реабилитации. Они оказывают психологическую поддержку больным, которые зачастую сталкиваются с разнообразными проблемами в процессе возвращения к нормальной жизни (устройство на работу, восстановление отношений с родными и друзьями).
В рамках реабилитации обязательно ведется работа с членами семьи пациента.
Информирование близких – это обязательная часть лечения. Специалисты подскажут им, как правильно себя вести в той или иной ситуации, чтобы не допустить ухудшения состояния больного. Ни в коем случае нельзя провоцировать пациента на конфликт или создавать ситуации, в которых нервное напряжение будет на максимуме. Это существенно увеличивает риск рецидива расстройства.
Лечение и реабилитация психически больных требуется при любой форме патологии. Роль психосоциального восстановления возрастает в зависимости от степени утраты социального уровня человека с психопатологией.
Реабилитационные мероприятия требуются на фоне и после терапии следующих заболеваний:
- старческая деменция;
- врожденное слабоумие;
- перенесенная попытка самоубийства;
- последствия сбоя в кровообращении мозга, спровоцировавшего нарушение речи и двигательных функций;
- зависимость от ПАВ;
- психические болезни (шизофрения, психоз, биполярное расстройство);
- патологии, сопровождающиеся энурезом и бессонницей;
- запущенные формы неврозов, сопровождающиеся паническими атаками и фобиями.
Некоторым пациентам требуется временный адаптационный процесс, другим необходима постоянная поддержка. Не стоит игнорировать этап реабилитации при лечении психических отклонений, ведь он является завершающим шагом на пути к полному восстановлению и уменьшению вероятности рецидивов.
Абилитация и реабилитация какая разница?
Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.
При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.
При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.
В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.
Довольно часто процесс абилитации происходит в работе с детьми, у которых существуют отклонения в развитии, а также нарушения некоторых функций.
Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.
Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.
Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:
1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.
2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.
3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.
4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.
Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.
Значимые аспекты абилитационных и реабилитационных программ регулируются:
1) «Конвенцией о правах инвалидов» от 3 мая 2008 года;
2) законом федерального уровня «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией акта «Конвенция о правах инвалидов» (акт под номером 419-ФЗ издан 1 декабря 2014 года);
3) Приказом Минтруда и соцзащиты РФ № 486, изданном 13 июня 2019 года;
4) распоряжением Правительства РФ «О направлении в 2020 году средств обязательного социального страхования на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (акт № 2782-р имеет силу с 31 декабря 2020 года).
Определение реабилитации
Под реабилитацией подразумевают восстановление здоровья, физических функций и трудоспособности, утраченных в результате заболеваний, травм или вредных факторов окружающей среды.
Различают 5 видов реабилитации:
— Медицинскую — представляет собой комплекс лечебных и профилактических средств, восстанавливающих здоровье человека. Это лечебные мероприятия, которые проводят врачи, младший и средний медперсонал, пока пациент находится под их наблюдением в ЛПУ.
— Физическую — восстанавливает здоровье с помощью физических упражнений, природных факторов и др. Проводят ее врачи ЛФК, физиотерапевты, массажисты.
— Психологическую — помогает поддержать психологическое состояние пациента, сформировать у него позитивный настрой к лечению и выздоровлению. Проводят ее психологи и психотерапевты.
— Трудовую — направлена на подготовку пациента к трудовой деятельности с учетом его физических и умственных возможностей.
— Бытовую — помогает пациенту стать социально полноценным, т.е. способным самостоятельно себя обслуживать в быту. Ее обеспечивают органы соцзащиты.
Правила составления программы реабилитации
Качество и скорость восстановления пациента напрямую зависит от профессиональных и педагогических навыков врача — насколько ему удастся правильно оценить состояние пациента, составить для него адекватную программу, а главное — мотивировать ее выполнять.
Перед тем, как приступить к составлению и внедрению программы реабилитации, врач:
— Выясняет характер и степень нарушенных функций;
— Устанавливает возможность полного или частичного восстановления;
— Определяет прогноз развития приспособительных и компенсаторных механизмов пациента;
— Оценивает физические возможности организма.
Чтобы составить максимально эффективную программу реабилитации, врачу важно соблюдать следующие правила:
Персонально подходить к каждому пациенту. Для двух разных пациентов с одинаковым диагнозом нельзя использовать одну и ту же программу реабилитации, т.к. для одного она может быть слишком легкой, а для другого — невыполнимой, из–за разности пола, возраста, физических возможностей и степени тяжести заболевания.
Мотивировать пациента активно и сознательно участвовать в процессе выздоровления. Если пациент не верит в положительный исход заболевания и не хочет выполнять рекомендации врачей, то эффективность реабилитации сводится к нулю, какие бы квалифицированные специалисты с ним не работали.
Постепенно увеличивать физическую нагрузку. Количество упражнений, их интенсивность, число подходов и сложность должны постепенно нарастать, как внутри каждого занятия, так и в ходе всей программы, иначе результата не будет.
Систематичность. Процесс реабилитации может длится месяцы и даже годы, поэтому только систематическое применение ее средств может дать стойкий, положительный результат.
Цикличность. Важно чередовать физическую нагрузку с отдыхом.
Очередность. Упражнения должны последовательно воздействовать на разные группы мышц.
Разнообразие. Важно регулярно дополнять комплексы упражнений новыми элементами. Не менее 10–15% упражнений всегда должны быть новыми, остальные 85–90% повторяются для закрепления результата.
Суть программы реабилитации заключается в повторяющейся и адекватно растущей физической нагрузке во время каждой тренировки. Она способствует восстановлению нарушенных функций организма, его приспособлению к меняющимся условиям среды, улучшению двигательных навыков, а также развитию силы, выносливости, гибкости и т.д.
Услуга | Цена (руб) |
---|---|
Консультации | |
Консультация психолога очно | 6 000 ₽ |
Консультация психолога онлайн | 5 000 ₽ |
Курс занятий очных (4/месяц) | 22 000 ₽ |
Курс занятий онлайн (4/месяц) | 18 000 ₽ |
Консультация нарколога | 3 000 ₽ |
Консультация психиатра очно | 6 000 ₽ |
Консультация психиатра онлайн | 5 000 ₽ |
Консультация главного врача | 10 000 ₽ |
Психодиагностика / патодиагностика | 7 500 ₽ |
Семейная психотерапия | 7 000 ₽ |
Интервенционная сессия | 12 000 ₽ |
Помощь родственникам | |
Группы поддержки для близких зависимых | бесплатно |
Вебинары для родственников зависимых | бесплатно |
Школа для созависимых 1 мес | 5 000 ₽ |
Мотивация зависимого на лечение | 6 000 ₽ |
Сопровождение пациента в клинику | 6 000 ₽ |
Госпитализация повышенной сложности | 15 000 ₽ |
Когда требуется реабилитация
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, более 200 млн. детей в мире нуждаются в восстановительной терапии. Индивидуальная программа должна подбираться для каждого отдельного ребенка, учитывая личные особенности организма и характер травмы. В зависимости от этого назначаются и средства реабилитации детей.
Ограничение движения может быть врожденное и приобретенное. Если малыш с рождения имеет некую патологию, то реабилитация – это основа лечения. Иногда ограничение движения возникает из-за полученной травмы. Дети очень подвижные и активные, а поэтому риск возникновения травматизма высок.
Термин «реабилитация» затрагивает медико-социальные, психолого-педагогические и социально-педагогические аспекты.
Включает медицинское, психологическое и педагогическое воздействие на детей и подростков, имеющих ограничения, которые могут быть врожденными или возникнуть после перенесенной травмы.
Реабилитационные меры необходимы тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Позволяют достичь им полного потенциала, за короткий промежуток времени вернуть к обычным условиям жизни.
Восстановительная программа состоит из определенных услуг, которые применяются с рождения и до подросткового возраста. Это не только специализированное вмешательство, а методы, которые направлены на обеспечение участия детей.
Восстановительная программа должна основываться на следующих принципах:
- Реабилитация должна проходить в специализированных учреждениях, которые занимаются всеми видами восстановительного лечения, имеют высококвалифицированных работников. Учреждения должны иметь налаженную связь с иными узкопрофильнфми восстановительными клиниками.
- Терапия должна начинаться на ранней стадии заболевания, только в этом случае можно ожидать хороший результат. Изначально составляется программа реабилитации, которая дополняет комплексное лечение.
- Реабилитационный процесс должен осуществляться беспрерывно, до достижения хорошего результата.
- Восстановительная терапия должна иметь комплексный характер. Медицинские работники, педагоги, психологи, социологи, другие участники обязаны быть объединены единой целью.
- Осуществляется подбор программы для каждого отдельного пациента, учитывая индивидуальные особенности ребенка, а также характер изменений в организме.
- За короткий промежуток времени происходит возвращение к обычным условиям жизни и учебы. В случае необратимых изменений – быстрая адаптация к новым условиям жизни, исключая психологическую травму.
Индивидуальная программа
Родителям необходимо знать, когда и где можно пройти санаторно-курортное лечение, какие учреждения и специалисты оказывают помощь, связанную с развитием, лечением или обучением больного малыша.
Где можно бесплатно получить необходимые технические средства, например, коляску или костыли, предметы ухода за больным и услуги, предусмотренные законом.
Именно поэтому для каждого ребенка инвалида и для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации детей, где прописано, какие именно мероприятия, направленные на восстановление, улучшение самочувствия и качества жизни, необходимо пройти в течение года, где можно это сделать, и кто конкретно отвечает за их проведение.
Значимые аспекты абилитационных и реабилитационных программ регулируются:
1) «Конвенцией о правах инвалидов» от 3 мая 2008 года;
2) законом федерального уровня «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией акта «Конвенция о правах инвалидов» (акт под номером 419-ФЗ издан 1 декабря 2014 года);
3) Приказом Минтруда и соцзащиты РФ № 486, изданном 13 июня 2019 года;
4) распоряжением Правительства РФ «О направлении в 2016 году средств обязательного социального страхования на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (акт № 2782-р имеет силу с 31 декабря 2015 года).