Система налогов и сборов в Российской Федерации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система налогов и сборов в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Финансовая политическая линия Российской Федерации есть совместность методик и событий страны, направленных на внедрение денежных средств для упрочнения собственного запаса резервов (экономического, политического, военного, экологического, социального).
Налоговая политика в 2021 – 2023 годах
Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.
Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.
Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.
1 | Введут обязанность предоставления банковской гарантии в таможенный орган для организаций, которые ввозят в РФ алкогольную продукцию с территории ЕАЭС, подлежащую маркировке федеральными специальными марками. Такая банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка выплатить суммы акциза, неуплаченные налогоплательщиком или уплаченные не в полном объеме.
Введение такого требования необходимо для исключения рисков неуплаты акциза, которые возникли после отмены требования представлять при приобретении федеральных специальных марок обязательство об их использовании исключительно по назначению и документ, подтверждающий его исполнение. |
2 | Предоставят возможность уплаты акциза по маркируемой алкогольной и табачной продукции, ввозимой в РФ с территории ЕАЭС, путем распоряжения авансовыми платежами, предусмотренными российским законодательством о таможенном регулировании.
Это упростит для бизнеса процедуру уплаты акциза. |
Для полного понимания налоговой системы необходимо рассмотреть термины налога и сбора с теоретической точки зрения и с практической.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, которые уходят на обеспечение государственной деятельности или деятельности муниципальных образований.
Сбор – это обязательный взнос, который взимается с организаций или физических лиц, который представляет собой важнейшее условие для совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного управления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, в том числе и предоставление конкретных прав и свобод, а также выдачу разрешений и полномочий.
Кроме сборов и налогов существует ещё один стратегически важный вид платежа, который имеет прямое отношение к налоговой системе – пошлина.
Пошлина – это оплата каких-либо действий государственных органов в интересах плательщика.
Государственная пошлина может быть уплачена за рассмотрение дел в судах общей юрисдикции, за регистрацию сделок с недвижимым или движимым имуществом, записи актов гражданского состояния, выдачу справок, свидетельств, выписок, удостоверений и т.п. Таможенная пошлина уплачивается за перевоз товаров через границу.
Объектом управления являются большое количество денежных отношений.
Субъекты управления — организационные структуры, которые осуществляют функции управления.
Цель управления финансами заключается в обеспечении:
— относительного баланса экономических интересов государства юридических и физических лиц;
— бездефицитный бюджет;
— устойчивость национальной валюты как основополагающего элемента экономических взаимоотношений.
Методы государственного регулирования включают в себя:
1. Прямое административное воздействие, а именно:
— лицензирование предпринимательской деятельности;
— финансовое дотирование и авансирование;
— проведение системы мер социальных гарантий и финансовой охраны в отношении малообеспеченных слоев народонаселения;
— использование финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.
2. Косвенные методы, в состав которых входят:
— вырабатывание конкуренции;
— снабжение стабильного функционирования расчетно-платежных отношений;
— проведение результативной таможенной политики;
— содействие развитию рынка капитала.
Составляющие финансовой политики:
1. Денежная политика представляется совокупностью действий в области валютного обращения, обращенная на подавление инфляции и выравнивание платежного баланса страны.
2. Кредитная политика, представляет совокупностью экономических способов и юридических норм, обращенных на подчинение кредитным капиталом.
3. Бюджетная политика — это активность аппарата правления по составлению и выполнению бюджета страны и регионов. Главным соглашением экономной политики проявляется сбалансированность бюджетов различных уровней. Бюджетная политика тесновато объединена с налоговой политикой.
4. Валютная политика — активность аппарата правления по урегулированию денежными операциями и управлению денежными ресурсами. Ее кругом занятия является денежный рынок зарубежной валюты, а также драгоценные камни и металлы.
5. Налоговая политика — система мероприятий страны в сфере обложения налогом. Предоставленная политика проявляется в нахождении размеров налогового бремени на людей и субъекты, закрепленные в Налоговом кодексе РФ. [9]
Таким образом, налоговая политика выступает в роли системы мероприятий страны в сфере налогов. Финансовая дисциплина верно определила и выделила главные взгляды налогообложения, т.е. базисные идеи и расположения, используемые в налоговой области, а также применяемые при развитии налоговой политики. [13]
Впервые главные расположения в сфере обложения налогом были выражены Адамом Смитом (основной его труд — книга «О имуществе народов», 1776 года). Соответственно его понятию, есть три родника имущества: земля — труд — капитал. Отсюда и различные формы налогообложения. Также разрешено разглядывать налоги на отдельные источники заработка; налоги на всю совокупность заработков. Следует заметить, что Адам Смит установил именитые критерии (взгляды) налогообложения:
— налоги должны выплачивать всем в согласовании с заработком;
— налог следует определить заблаговременно;
— налог нужно взыскивать в комфортное для плательщика время;
— взимание налогов обязано быть дешевым.
В данной курсовой работе мы подробно рассмотрели налоговую политику в современной России и направления ее реформирования. Дали определение налоговому планированию и провели анализ.
Как сказала Пупкова Г.А: «Налоги выступают в роли основного фискального инструмента государственного регулирования и стимулирования экономических процессов, где меняется величина и направленность денежных потоков». Налоги и налоговый механизм — неотделимая часть налоговой политики государства, а также это оружие косвенного влияния на экономику. Основным недостатком функционирующей налоговой системы числится то, что финансово-правовое урегулирование и ее прогресс основывается на преобразовании налоговой системы в основном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на углубление налогового пресса во взаимоотношении физических лиц при всех изъянах системы подоходного обложения налогом. В этой круге была и есть подобный вопрос, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не принимают во внимание научные посылки ученых в области налогов и обложения налогом государства. Именно поэтому правовая налоговая концепция РФ сформировала только совместные принципы урегулирования налоговой системы для того, чтобы снабдить формирование конституционных норм РФ.
Если же говорить о вопросах нынешней налоговой концепции РФ, то вначале следует сказать о проблеме налогового администрирования, так как налоговая система РФ все так же остается слишком громоздкой, растратой и непродуктивной. Большое количество налогов, а также и присутствие огромного количества бюрократических операций повергают к существенному росту трудоемкости, как налогового учета, так и налоговой проверки. Проблему стимулирования воздействия системы обложения налогом на финансовую занятие предприятий, формирование производства и финансовое формирование государства в целом, служит в настоящее время одной из существенных задач страны. Налоги обязаны делиться в одинаковой степени между федеральным центром и регионами. Тем не менее, самые актуальные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а другие на месте надлежащим образом не собираются. Некоторые местные налоги в принципе никак не окупают расходы на их сбор (прим. налог на собак). Еще один вопрос состоит в том, что наравне с законами функционируют многочисленные подзаконные акты: указания, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, как никак, усложняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. На данный момент очень большой и спорный вопрос — это тяжесть налогового бремени. Так же проблема состоит и в неравномерности распределения налогов меж категорий налогоплательщиков. Так же не предусмотрена последовательность и соответствие уровня налоговых отчислений плательщиков в зависимости от уровня доходов. А также можно сказать, что все внимание налоговой службы направлено на тех плательщиков налогов, которых легко проверить, так, например, мелкие и средние предприниматели, когда основная часть увиливает от оплаты налогов, как на законном, так и на незаконном основании. Помимо посильной помощи формирования плательщиков современная налоговая политика обращена на всякое препятствование такому развитию.
Отметим также следующие недостатки действующей системы налогов:
— НДФЛ совершенно не способствует смягчению неравенства в распределении доходов и практически обратился в косвенный налог на заработную плату;
— налог на прибыль и налог на имущество организаций нешуточно замедляют рост в реальном производственном секторе;
-ч НДС «штрафует» импорт новой техники и современных технологий, надобных для освежения производственного потенциала страны, а также время неоправданно поощряет экспортеров необработанного природного продукта.
Можно сказать, что отрицательный социально-экономический эффект (включая фискальный) от использования данных видов налогов в России связан не только с их природой, сколько с видоизменившимися в стране общественными условиями. Данные налоги становились и вводились в действие в соглашениях промышленного капитализма, когда ход денег уравновешивался ходом материальных ценностей. В нынешних условиях финансового капитализма, где объем финансовых оборотов в сотни, раз превосходит оборот реальных товаров, где основная масса доходов вырабатывает в сфере услуг, финансовых операций, в сфере оборота фиктивного капитала, традиционные виды налогов оказываются непригодными для улавливания значительной, а иногда даже и большей части доходов, реализуемых в обществе.
Вследствие, надо реформировать налоговую систему ее кардинальная перемена повергнет за собой только отрицательные последствия. Несомненно, налоговые реформы будут обходиться исходя из того, что имеющаяся система всех налогов, механизмов их исчисления и методов проверки не должна принципиально модифицироваться. Сейчас же наблюдается тенденция к уменьшению налоговых ставок и уменьшению налогового бремени.
Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются.[[
Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.
Методы реализации налоговой политики
Для эффективного проведения налоговой политики на государственном уровне необходимо выполнение следующих условий:
- Формулировка и постановка целей с указанием приоритетных задач на текущий календарный год и на будущее (от 2 до 5 лет);
- Определение оптимальных направлений для достижения целей и задач, разработка форм и методов организации фискальных отношений.
- Планирование бюджетных показателей по уровням, видам и группам налогов;
- Подбор высококвалифицированного персонала;
- Проведение налогового анализа и контроля по результатам бюджетных ассигнований для последующей корректировки форм и методов налоговой политики.
Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность мероприятий, осуществляемых государством для обеспечения своевременной и полной уплаты налогов и сборов на уровне, позволяющем обеспечить его необходимыми финансовыми ресурсами.
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и роста общественного богатства. Отправной точкой в реализации налоговой политики является не только обеспечение законного порядка взимания налоговых платежей с налогоплательщиков, но и комплексная оценка экономических отношений, которые складываются под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение положений налогового законодательства, а его совершенствование.
Налоговая политика осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями. Министерство финансов Российской Федерации несет прямую ответственность за проведение единой налоговой политики в Российской Федерации, а Министерство по налогам и сборам Российской Федерации отвечает за разработку и реализацию этой политики.
Налоговая политика осуществляется ими с помощью:
- Менеджмент;
- Информирование;
- Обучение;
- Консалтинг;
- Преференциальный режим;
- Контроль;
- Принуждение.
Управление заключается в организации и распоряжении деятельностью и налоговых органов, направленной на создание совершенной системы налогообложения, основанной на знании и применении объективных законов ее развития.
Налоговое управление осуществляется государственными органами, которые несут прямую ответственность за реализацию налоговой политики. Например, Минфин России совместно с ФНС России и другими федеральными органами исполнительной власти разрабатывает предложения по налоговой политике развитию налогового законодательства и совершенствованию налоговой системы в Российской Федерации.
В настоящее время структура Федеральной налоговой службы России выглядит следующим образом:
- Центральный аппарат Федеральной налоговой службы (26 управлений).
- Управление Федеральной налоговой службы в субъектах Российской Федерации
- Межрайонные инспекции (МРИ) Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации;
- Территориальные инспекции;
- Межрегиональные инспекции (МИ) для крупных налогоплательщиков;
- Межрегиональные инспекции (МИ) для центральной обработки данных;
- Другие структуры:
- Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ);
- Государственный научно-исследовательский институт развития налогов и сборов (ГНИИРС);
- 5 учебно-методических центров;
- Печатные издания: «Российский налоговый курьер», Налоговая практика.
В отличие от традиционных инспекций, которые осуществляют контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, МРИ и МИ строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.
Информирование (пропаганда) — это деятельность финансовых и налоговых органов по предоставлению налогоплательщикам информации, необходимой им для надлежащего выполнения своих налоговых обязательств.
Информирование направлено на осознание налогоплательщиками необходимости добросовестного исполнения своих налоговых обязательств и предполагает просветительскую работу по разъяснению государству и обществу необходимости налогообложения.
На современном этапе налоговая политика является одной из важнейших частей финансовой политики, регулирующей экономические процессы в обществе. Он представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задачей которого является определение оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера экономических задач, поставленных в настоящее время.
В ходе исследования установлено, что налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, целью которых является определение оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера текущих макроэкономических задач. Под налоговой политикой также понимается совокупность юридических действий органов власти и управления, определяющих направленное применение налогового законодательства.
Основные цели налоговой политики формулируются следующим образом:
- Нахождение баланса в процессе одновременной реализации конкурирующих функций налогов;
- Обеспечение такого уровня налоговых поступлений в бюджетную систему, который был бы достаточен для выполнения расходных обязательств государства.
- Ограничение возникающих диспропорций в распределении доходов;
- Стимулирование достижения общественно значимых целей, связанных с экономическим и социальным развитием
- Нейтрализация рисков, негативно влияющих на экономическую безопасность государства.
Основным направлением фискальной политики страны остается обеспечение устойчивости бюджета и сбалансированности бюджетной системы. Также борьба с массовым оттоком капитала за рубеж и лишением налоговой базы в Российской Федерации является приоритетным и последовательно реализуемым направлением налоговой политики Российской Федерации.
Одной из новых мер по стимулированию предпринимательской активности и налоговой «формализации» отношений с государством со стороны малого бизнеса стало введение «налоговых каникул» для малого бизнеса в 2015-2018 годах.
Правильно выбранная и организованная налоговая политика позволяет достичь целей государства.
Налоговая политика и смежные с ней сферы
Прежде всего, это бюджетно-налоговая политика. Ее основной признак — деятельность государственных институтов, вовлеченных в соответствующие процессы. Она направлена, во-первых, на стимулирование роста бюджетных доходов, а во-вторых, на создание условий для эффективного их использования. В состав финансовой политики входит также таможенная сфера. Это обусловлено тем, что значительный объем финансовых потоков, контролируемых государством, формируется именно на государственной границе — как результат взимания различных сборов и пошлин. Государственная налоговая политика также соседствует с монетарным направлением деятельности политических институтов. Здесь речь идет об активностях, в рамках которых эмитируется национальная валюта, ведется управление банковской сферой, решаются вопросы кредитования, формирования резервов и т. д. Существует также налоговая учетная политика. Можно отметить, что соответствующие ей активности многие эксперты относят к тем, что свойственны как раз таки для субъектов правоотношений, не относящихя к политическим институтам. Данный вид деятельности — прерогатива бизнесов, перед которыми стоит задача корректного исчисления сборов и контроля над их своевременной уплатой в государственную казну.
Направления работы в рамках налоговой политики
Какого рода направлениями работы властей характеризуется налоговая финансовая политика? Если говорить о специфике российской модели, то можно выделить следующий их спектр:
- совершенствование национального механизма сбора налогов, регулирующей его правовой системы с целью оптимизации динамики поступлений сборов в казну;
- осуществление контроля за качеством исполнения ключевых пунктов государственной стратегии в области взимания налогов;
- рационализация административных мер в области налогообложения;
- грамотная реструктуризация долгов на уровне государственных механизмов кредитования, а также в области бюджетных отношений;
- рациональное распределение средств в рамках бюджетных отношений;
При этом с целью решения соответствующих данным направлениям активностей политических институтов задач задействуются как законотворческие механизмы, так и исполнительные в балансе, оптимальном с точки зрения управляемости процессом и эффективности функционирования институтов.
Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
В течение XX в. наблюдалось усиление регулирующей роли государства в развитии экономики, сопровождающееся беспрецедентным увеличением государственных расходов и соответственно доли финансов, перераспределяемых посредством налогов. Вместе с тем эффективная реализация новой роли государства в экономике в настоящее время уже немыслима без научно обоснованной и понятной простым налогоплательщикам государственной налоговой политики.
Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.
При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», а также ее «цели», «методы» и «формы».
Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и соответственно дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами являются уровни правления: федеральный, региональный и местный.
Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.
Соотношение значимости налогов, входящих в перечни федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов РФ, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
Выбор конкретных форм и методов определяется теми целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них выделяют цели, представленные на рисунке.
Налоговая система и её структура. Тенденции развития налоговой системы России.
Поделись с друзьями
Налоговая система включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с налогообложением. Налоговая система — это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.
Налоговая система должна чутко реагировать на любые изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране.
Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами: уровнем экономического развития, общественно-экономическим устройством общества, господствующей в обществе экономической доктриной, государственным устройством общества (унитарное или федеративное), историческим развитием налоговой системы.
В России на высшем уровне находится Министерство финансов РФ и часть этого министерства – налоговая служба. На региональном уровне работает федеральная служба РФ. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.
Федеральные налоги и сборы: Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц Налог на прибыль организаций Налог на добычу полезных ископаемых Водный налог Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Государственная пошлина
Региональные налоги: Налог на имущество организаций Налог на игорный бизнес Транспортный налог
Местные налоги: Земельный налог Налог на имущество физических лиц
Специальные налоговые режимы: Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН) Упрощенная система налогообложения Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции Патентная система налогообложения
Уровень налогового бремени в России значительно выше, чем в экономически развитых странах, хотя даже там налоговая нагрузка считается высокой. Несмотря на то, что ставка налога на прибыль в целом ниже мирового уровня, уровень реального изъятия прибыли в РФ значительно выше. Это связано c более широкой налогооблагаемой базой, так как в нее включаются многие виды расходов, которые в международной практике принято исключать из налогооблагаемой базы, отечественной методикой определения налогооблагаемой прибыли не учитывается фактор инфляции, в результате чего налогооблагаемая прибыль неоправданно завышается, что влечет уклонение от налогообложения.
Нестабильность налогового законодательства, которая оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. Налоговая система страны характеризуется серьезной асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия, вследствие меньшей возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов. Наконец, налоговая система России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности.
Основные тенденции развития налоговой системы:
направленность налогообложения на увеличение доходов государства и обеспечение сбалансированности бюджета;
устранение двойного обложения на разных стадиях продвижения товаров или разных уровнях административного управления;
ориентация налоговых льгот по отдельным налогам с учетом приоритетов экономической и фискальной политики.
общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков ;
выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России
Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.
Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:
- принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
- принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
- принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
- принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):
- Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
- Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
- Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
- Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.
Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.
К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.
К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.
К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.
- Журнал Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. –
№ 10 (часть 5) – С. 879-882 - Раздел Экономические науки
- УДК 336.2
- Страницы 879–882
1
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Выделяют три основных вида бюджетно-налоговой политики:
- политика высоких налогов. При ее длительном применении уровень налогового бремени налогоплательщиков оказывается непомерно высоким, что в конечном счете отрицательно сказывается на экономике страны в целом;
- политика низких / разумных налогов. Ее применяют, в первую очередь, для целей поддержки бизнеса, реального сектора экономики. Более низкие налоговые ставки также благополучно сказываются на инвестиционном климате государства;
- политика высоких налогов и вместе с тем значительного количества налоговых льгот и скидок. Несмотря на высокий уровень налогообложения такая политика обеспечивает достаточно высокий уровень социальных гарантий для налогоплательщиков.
В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:
-
острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;
-
вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.
Принятые антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:
1. Укрепление системы здравоохранения.
2. Поддержка доходов граждан.
3. Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса.
4. Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась.
5. Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.
По мнению Минфина, в целом антикризисные программы являются действенными и своевременными.
В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:
1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).
2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:
-
инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;
-
предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;
-
упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;
-
усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.
3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.
4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.
5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:
-
для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;
-
для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;
-
для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 % (при соблюдении ими определенных условий).
Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.
Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:
-
расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);
-
формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;
-
повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;
-
создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.
Реферат: Налоговая система и налоговая политика Российской Федерации
Выше мы отметили, что понятие налоговой политики может быть связано не только с деятельностью государственных органов, но также и с активностями различных субъектов правоотношений, не относящихся к политическим институтам. Многие эксперты считают, что термин, о котором идет речь, допустимо трактовать в контексте деятельности любых субъектов, которые так или иначе связаны с налогами.
Однако предприятия в этом случае будут, вероятнее всего, объектами соответствующего административного воздействия со стороны власти, то есть налогоплательщиками, а государственные и муниципальные органы — субъектами, теми, кто взимает в законном порядке соответствующие сборы в казну. Термин «налоговая политика предприятий», по сути, корректен, однако оспаривается экспертами, приводящими вышеперечисленные аргументы. То есть политика как вид деятельности должна проводиться прежде всего институтом, претендующим на субъектность, считают аналитики.
Прежде всего, это бюджетно-налоговая политика. Ее основной признак — деятельность государственных институтов, вовлеченных в соответствующие процессы. Она направлена, во-первых, на стимулирование роста бюджетных доходов, а во-вторых, на создание условий для эффективного их использования. В состав финансовой политики входит также таможенная сфера. Это обусловлено тем, что значительный объем финансовых потоков, контролируемых государством, формируется именно на государственной границе — как результат взимания различных сборов и пошлин. Государственная налоговая политика также соседствует с монетарным направлением деятельности политических институтов. Здесь речь идет об активностях, в рамках которых эмитируется национальная валюта, ведется управление банковской сферой, решаются вопросы кредитования, формирования резервов и т. д. Существует также налоговая учетная политика. Можно отметить, что соответствующие ей активности многие эксперты относят к тем, что свойственны как раз таки для субъектов правоотношений, не относящихя к политическим институтам. Данный вид деятельности — прерогатива бизнесов, перед которыми стоит задача корректного исчисления сборов и контроля над их своевременной уплатой в государственную казну.
Налоговая политика государства может оказывать сильнейшее влияние на национальную модель развития экономики. Это прослеживается сразу в нескольких аспектах. Во-первых, от того, насколько эффективным будет сбор налогов, зависят бюджетные возможности государства, а значит, способность властей выполнять свои обязательства, прежде всего социального характера. Во-вторых, регулируя величину тех или иных налогов, вводя какие-либо из них или, наоборот, отменяя, государство в значительной степени определяет динамику развития национальной предпринимательской сферы, формирует условия для ее инвестиционной привлекательности. Некоторые эксперты считают, что налоговая политика государства — это, по сути, постоянный поиск компромисса между двумя отмеченными началами. То есть, с одной стороны, власть желает выполнять свои бюджетные обязательства, с другой — обеспечивать комфортные условия ведения деятельности для налогоплательщиков.
Выполнение социальных задач — не единственная цель, которую предопределяет бюджетно-налоговая политика, проводимая государством. Есть и другие. В числе важнейших с точки зрения поддержания суверенитета страны — это финансирование в достаточных объемах национальных вооруженных сил, правоохранительных органов и других институтов исполнительной власти, важных с точки зрения качества политического управления государством. Ресурсы для пополнения бюджета в требуемых объемах нужны государству с точки зрения решения приоритетных задач на международной арене. Если инструменты налоговой политики, используемые властями, в достаточно мере эффективны, то монетарные власти страны с минимальной вероятностью будут зависеть от иностранных кредиторов. Суверенный бюджет — одно из ключевых условий выстраивания успешного, независимого государства.
Каковы основные направления налоговой политики в современных государствах? Какова структура рассматриваемого направления деятельности институтов политического управления? Эксперты выделяют три основных компонента налоговой политики.
Во-первых, это концептуальная проработка ключевых элементов стратегии государства в области сбора платежей в казну. В рамках данного направления деятельности часто задействуется научный инструментарий, используются результаты исследования объективных законов развития экономики страны, особенностей выстраивания социальных коммуникаций.
Во-вторых, это определение оптимальных механизмов распределения доходов исходя из необходимых приоритетов в финансировании тех или иных отраслей экономики государства, а также специфики международной и внутренней политической обстановки.
В-третьих, это практическая законотворческая, исполнительная, а в ряде случаев также и судебная деятельность государственных органов власти, основанная на проведенной работе в рамках первых двух направлений активностей политических институтов.
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.
Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.
В течение многих веков на развитие налогов не оказывали какое-либо существенное воздействие теоретические соображения. Налоги, как правило, формировались из чисто практических подходов, прежде всего из потребностей пополнения доходов казны. Однако в начале 19 века начинается формирование серьезных теоретических воззрений на природу и сущность налогов, их место в жизни общества. По мере становления налогов менялось представление об их месте и роли в обществе, углублялось и конкретизировалось и определение налогов.
Сущность налогов проявляется в их функциях. При обосновании функций налогов отчетливо проявляются две тенденции – зауженная трактовая функций и расширительная. Согласно первой считается, что единственной функцией налогов является фискальная. Действительно, само появление налогов прежде всего было обусловлено необходимостью обеспечения доходами бюджета государства.
Вместе с тем было бы ошибочно сводить все функции налогов к одной, хотя и весьма важной. Очевидно, что установленный налог, его ставки, выбор налогоплательщиков, льготы, механизм изъятия оказывают серьезное влияние на экономические интересы распределение и перераспределение финансовых потоков. Следовательно, наряду с фискальной необходимо выделить как минимум еще одну функцию – распределительную. В экономической литературе имеются попытки выделить и другие функции – стимулирующую, контрольную, экономическую и др.