Единый налоговый платеж: что нас ждет в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платеж: что нас ждет в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Критерии причисления компаний к указанной категории определяются и периодически корректируются ФНС РФ. Действующим законодательством четко определен перечень субъектов, допускаемых к пребыванию в качестве крупнейшего налогоплательщика (КН) с разграничением их контролирования по предмету налогообложения в рамках разных (региональных, федерального) уровней (Приказы ФНС РФ №№ММ-3-06/308, ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/582 от 16.05.2007, 19.09.2014, 26.10.2016 соответственно).
Критерии, используемые в отношении крупнейших плательщиков налога
Список критериев, присутствие которых делает возможным добавление предприятия к числу крупнейших налогоплательщиков, включает ряд понятий:
- значения ФЭД (финансовой и экономической деятельности), рассматриваемые за отчетный срок (12 месяцев), на основе анализа налоговой, бухгалтерской информации по отчетности изучаемой компании;
- параметры, свидетельствующие о наличии взаимозависимости с другими лицами, а также о воздействии анализируемого субъекта на ведение деятельности взаимозависимой структурой, включая финансовые результаты ее деятельности;
- наличие у рассматриваемого хозяйствующего субъекта лицензии или иного вида специального документа, предоставляющего своему обладателю возможность занятия определенным вариантом деятельности (лицензии);
- постоянный налоговый мониторинг в отношении компании.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Какие налоги, штрафы, и сборы вырастут в 2023 году?
В грядущем году вырастут некоторые налоги, акцизы, сборы, тарифы и пошлины.
Налоги:
— В 2023 году россияне будут отдавать 13% от дохода, полученного от вклада. Налог уже ранее вводили, но заморозили с 2021 по 2022 годы.
— До 34% увеличится налог на прибыль для экспортеров СПГ.
— Вырастет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для работников газовой, нефтяной и угледобывающей отрасли. Так, в следующем году с учетом роста налога, к примеру, «Газпром» перечислит в бюджет на 600 млрд руб. больше.
Сборы:
Вырастут страховые взносы в фонд СФР. Теперь в тарифе будут объединены взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ (страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — прим. ред.). Все это будет скомпоновано в едином тарифе, ставка которого 30%. Однако есть нюанс: повышается база для начисления взносов. Например, если сотрудник получает зарплату в размере 150 тыс. руб. в месяц, работодатель заплатит за него на 16 тыс. руб. в год больше.
Индивидуальный подоходный налог (ИПН)
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 319. Годовой доход физического лица 2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица: 1) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, – за каждый день такой работы в размере 0,35-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления таких выплат; |
Статья 319. Годовой доход физического лица 2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица: 1) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, – в пределах норм, установленных коллективным, трудовым договорами и (или) актом работодателя |
С 01.01.2018 года Исключаются пределы по компенсационным выплатам за работу в пути (не доход физ. лица). Аналогичная норма в законе «О введении». |
Статья 319. Годовой доход физического лица |
Статья 319. Годовой доход физического лица 39-1) сумма вознаграждения, полученная в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 14 статьи 22 настоящего Кодекса;»; |
С 01.01.2023 года Не является доходом физ. лица (освобождается от ИПН), вознаграждение, выплаченное за сообщение о фактах невыдачи чека, отказа в приеме банковской карты, в случае подтверждения такого факта. Аналогичная норма в законе о введении. |
Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам 2. Подтверждающими документами для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам являются: договор о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов; документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов. |
Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам 2. Подтверждающим документом для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам является документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов. |
С 01.01.2023 года Корректируется перечень подтверждающих документов для применения вычета по добровольным пенсионным взносам. Больше не требуется договор о пенсионном обеспечении (так как с мая 2021 года пенсионный счет для учета добровольных пенсионных взносов открывается без заключения договора о пенсионном обеспечении). Аналогичная норма вносится в закон о введении |
Администрирование физических лиц с большими доходами
Сопровождением физических лиц с крупными доходами занимается специальное подразделение №10, которое было создано 1 февраля 2021 года. Причиной появления нового департамента в ФНС является увеличение нагрузки на работников фискального ведомства, которая заметно выросла после значительных изменений в налоговой сфере РФ. Речь идет о принятии законодательства о КИК, утверждения критериев налогового резидентства, роста объема получаемых данных для анализа.
Администрирование граждан с крупными доходами предусматривает работу с большим количеством информации, наличие знаний международного налогового законодательства. В связи с этим, подразделение №10 ФНС было укомплектовано экспертами, которые должны обеспечить качественное выполнение норм фискального законодательства.
На новый департамент возложены следующие функциональные обязанности:
- расчет налогов и направление налоговых уведомлений для физических лиц с доходами более 500 млн. рублей;
- рассмотрение запросов касательно налогообложения любыми налогами.
Постановка на учет крупных налогоплательщиков
В новый реестр крупных налогоплательщиков физические лица-резиденты РФ попадают по следующей процедуре:
- До 20 числа согласно графику постановки на учет, уполномоченный налоговый орган направляет по месту проживания гражданина запрос о предоставлении доступа к его данным, которые содержатся в реестрах и информационных ресурсах местного фискального департамента.
- Не позднее 5 рабочих дней местные фискальные органы обязаны предоставить всю информацию по запросу.
- В течение 3 рабочих дней со дня получения доступа к информации о гражданине, МРИ №10 осуществляет постановку его на учет крупных налогоплательщиков и высылает ему соответствующее уведомление.
Если физическое лицо, перестает соответствовать критериям крупного налогоплательщика, фискальный орган осуществляет снятие его со специального учета. Для этого в течение 1 месяца с даты получения соответствующего перечня от ФНС МРИ №10 направляет уведомление о снятии с учета крупнейших налогоплательщиков.
Перечень крупнейших плательщиков налогов в России
Несмотря на значительные колебания цен на нефть, изменение объемов добычи сырья, основными налогоплательщиками в РФ остаются и «Газпром». Последняя по итогам 2021 г. направит в бюджет порядка 2 трлн руб. В эту сумму включены налоги со всех 56 дочерних составят примерно эту же сумму.
По данным Межрегиональной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в число основных «доноров» федерального бюджета входят такие , «Лукойл», «ТАИФ-НК», «Татнефть», «Сибур», «Новатэк».
Значительные средства в бюджет поступают не только от предприятий нефтегазового сектора. Крупнейшими налогоплательщиками считаются также сети розничной торговли «Магнит», «Мегаполис», X5 Retail Group. В двадцатку лидеров входят и металлургические предприятия «Норильский никель», «Северсталь», UC Rusal и др. Нельзя не сказать и о телекоммуникационных , «Вымпелком».
Общий размер активов каждого указанного предприятия превышает 500 млрд р. Такие данные приводит журнал Forbes за текущий 2021 г. Головные офисы половины этих компаний располагаются в Москве. Некоторые предприятия зарегистрированы за рубежом (например, «Вымпелком»).
Лидирующие позиции по среднесписочному количеству персонала занимают «Газпром» и «Роснефть». У первой компании в штате числится около полумиллиона человек, у второй – больше 250 тысяч человек. Среди торговых предприятий лидером является «Магнит». В его штате на 2021 г. числится более 300 тысяч человек.
Специфика налоговой нагрузки
Для контролирующих органов величина налоговых отчислений является в большей степени статистическим инструментом, а не ориентиром в деятельности. Как отмечают аналитики, этот показатель так и не стал ключевым механизмом обеспечения эффективной реализации государственной фискальной политики. Между тем отдельные эксперты уверены, что власть не может не видеть существенно различающиеся величины налоговой нагрузки. Именно поэтому контролирующие органы используют показатели при планировании камеральных проверок.
Надо сказать, что сами предприятия очень чувствительно относятся к обнародованию размера их налоговой нагрузки. От официальных комментариев большинство из них отказывается. Неофициально представители некоторых экономических гигантов говорят о слишком высоком налоговом бремени, однако высказываться открыто об этом они не рискуют, т. к. этим могут существенно навредить отношениям с ФНС.
Если говорить о лидерах – предприятиях нефтегазового сектора, то общее мнение о нагрузке на предприятия выразил, пожалуй, Игорь Сечин, глава «Роснефти». В своем интервью в программе «Вести 24» он говорил о необходимости снижать налоги. Сечин указывал на то, что величину отчислений для нефтегазового сектора государство увеличило вдвое, однако цены на сырье при этом существенно снизились.
Однако заменить сегодня предприятия нефтегазового сектора некем: уже давно прошла «мода на предпринимательство», число субъектов среднего и малого бизнеса неуклонно уменьшается, налоговая база не увеличивается. При этом сокращать социальные расходы никак нельзя сегодня. Вот и возлагается налоговое бремя на крупнейших плательщиков, в первую очередь на компании нефтегазового сектора.
Почему меняется цена телефонов
Аналитики отмечают, что производители еще не до конца распродали запасы, которые должны были быть отгружены в октябре-ноябре. Это лишний раз доказывает, что мы наблюдаем чуть ли не худший в истории квартал для производителей смартфонов.
Из-за больших запасов торговые партнеры как офлайн, так и онлайн, перестанут приобретать дополнительные запасы, чтобы ликвидировать существующие. В результате будут большие скидки на товары, которые не продвинулись, как ожидалось.
Кроме того, эксперты считают, что высокие запасы в бюджетном сегменте также могут привести к тому, что бренды отложат запуск новых моделей в начале 2023 года. В настоящее время почти каждый крупный бренд смартфонов, включая Xiaomi, Samsung и Realme, предлагает скидки в первую очередь на свои бюджетные предложения. Как сообщается, это касается не только розничных продаж, но и оптовых отгрузок.
Размер имеет значение
В письме от 25 января 2008 года минфин разъяснил, с какого момента налогоплательщику следует считать себя отнесенным к категории крупнейшего. Этот вопрос приобрел особенную актуальность в связи со вступлением в действие с 1 января 2008 года поправок, отменяющих обязанность крупнейших налогоплательщиков уплачивать единый налог на вмененный налог в случае осуществления ими тех видов предпринимательской деятельности, которые облагаются этим налогом.
У тех организаций, которые на 1 января 2008 года состоят на учете в налоговых органах в качестве крупнейших налогоплательщиков, проблем возникнуть не должно, считает Павел Кубышкин, ведущий консультант Начиная с 1 января этого года, они не должны платить ЕНВД по деятельности своих подразделений, подпадающих под «вмененный» налог. Такими подразделениями могут быть, например, столовые с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров.
Письмо минфина касается тех организаций, которые только будут поставлены на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков. Как указали работники финансового ведомства, подтверждением того, что организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков, признается уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика (по форме N 9-КНУ).
Следовательно, обязанность по уплате ЕНВД прекращается только с момента получения такого уведомления от налоговых органов, пояснил Павел Кубышкин.
При этом компания не может самостоятельно считать себя крупнейшим налогоплательщиком, а значит и не платить ЕНВД, лишь на основании того, что ее финансово-экономические показатели соответствуют критериям отнесения организаций к числу крупнейших налогоплательщиков. Эти критерии утверждены Приказом ФНС России от 16 мая 2007 года.
Согласно ему налогоплательщиками федерального уровня признаются компании, уплачивающие налоги на сумму более 1 миллиарда рублей, а также те, чьи активы или выручка составляют более 20 миллиардов рублей. Для крупнейших налогоплательщиков регионального уровня показатели выручки и активов установлены в пределах от 1 миллиарда до 20 миллиардов рублей.
При этом определены отраслевые критерии для компаний, работающих в сфере связи и транспорта. Объем начислений федеральных налогов у крупнейших налогоплательщиков федерального уровня должен быть соответственно свыше 300 миллионов рублей и свыше 50 миллионов рублей. А у налогоплательщиков регионального уровня — от 75 миллионов до 300 миллионов рублей (связь) и от 30 миллионов рублей до 50 миллионов рублей (транспорт).
Если показатели финансово-экономической деятельности фирмы перестают удовлетворять указанным критериям, организация сохраняет статус крупнейшего налогоплательщика еще в течение последующих трех лет.
Еще один критерий для определения налогоплательщика в качестве крупнейшего — взаимозависимость между организациями. Таковыми признаются компании, отношения с которыми могут в соответствии со статьей 20 части первой Налогового кодекса влиять на условия и результаты основного вида деятельности организации, имеющей вышеперечисленные показатели.
Ключевые изменения и когда они вводятся?
С 1 января 2022 года:
- Для пострадавшего МСБ в январе в целях избежания возникновения у бизнесменов обязанности в уплате налогов установлены нормы, которые дают возможность регулировать определенные вопросы налогообложения при возмещении нанесенного в период действия ЧП ущерба. В связи с событиями января и выплатами бизнесу положенных возмещений за причиненный вред внесены правки, на основании которых сумма возмещения МСБ не облагается налогом, а НДС, который ранее относился в зачет, не будет подлежать по испорченной продукции корректировке при чрезвычайном происшествии.
Статья 215 НК дополнена пунктом 7-1, действовать начинает с 01. 01. 2022 г.
Введение обязанности для налогоплательщика по формированию налогового регистра в ситуации порчи, потери товаров в результате ЧС или в активный период чрезвычайного положения. Кроме этого, предусмотрена информация, которая должна быть отражена в налоговом регистре в обязательном порядке.
Пункт 1 ст. 241 НК дополнен новым подпунктом 28, который начинает действовать с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.
В поправках предусмотрено исключение из общего годового дохода (коррекция СГД) суммы средств, полученных объектом малого и среднего бизнеса на возмещение имущественного вреда, нанесенного в период действия ЧП.
Пункт 3 ст. 243 НК дополнен частью третьей, действующим с 01. 01. 2022 г. по 01. 01. 2023 г.
Текущие положения по использованию вычета непосредственно по корпоративному подоходному налогу (КПН) по расходам, ранее не включенным на вычеты, не будет применяться субъектами бизнеса по имуществу, по которому были получены финансовые средства на возмещение имущественного вреда, нанесенного во время действия ЧП, по решению комиссии, сформированной местными исполнительными структурами, при включении налогоплательщика в реестр, создаваемый данной исполнительной структурой.
Статья 270 НК дополнена новым пунктом 8-1, который действует с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.
Снижение стоимостного баланса группы на стоимость, равнозначную сумме денег, — при порче фиксированных активов, потере, на основании которых прекращается признание актива в бухучете, в ситуации возмещения стоимости данных фиксированных активов методом получения средств, предусмотренных подпунктом 28 ч.1 п.1 ст. 251 НК.
Подпункт 17 п. 1 ст. 341 НК дополнен абзацем, действие которого начинается с 01. 01. 2022 г.
Выплаты за счет финансовых средств бюджета на основании законодательства Республики Казахстан в качестве возмещения имущественного вреда, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, не подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом.
Изменен подпункт 2 п.2 ст. 404 НК, введение в действие — 01. 01. 2022 г.
Неиспользование корректировки налога на определенную добавленную стоимость (НДС), законодательно относимого в зачет (снижение зачета), в ситуации порчи, потери товаров при ЧС, а также во время чрезвычайного положения. Причем корректировка суммы НДС при утрате и порче продукции в результате ЧС не производится субъектами бизнеса малой и средней сфер при наличии подтверждения соответствующим уполномоченным органом в области гражданской защиты о факте развития ЧС по тем товарам, по которым есть подтверждающие документы и информация отражены в налоговом регистре, что предусмотрено п. 701 ст. 215 НК.
Корректировка суммы НДС при потере и порче товаров во время ЧП не выполняется субъектами малого и среднего бизнеса при наличии копии постановления структуры, ведущей уголовное преследование об обоснованном признании налогоплательщика потерпевшим по определенным уголовным делам, связанным непосредственно с чрезвычайным положением, по продукции (за исключением изделий, по которым получены финансовые средства на возмещение имущественного урона, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, только по решению комиссии, сформированной местной исполнительной структурой, при внесении налогоплательщика в реестр, создаваемый указанной исполнительной структурой), по которой также есть подтверждающий документ и информация отражена в налоговом регистре (согласно п. 7-1 ст. 215 НК.
- Для поддержки сельского хозяйства в список продукции, по которой НДС уплачивается способом расчета, возвращаются на 3 года пестициды, племенные животные любых видов, крупный рогатый скот и профильное оборудование для искусственного осеменения. Одна из норм начинает действовать с 01. 07. 2022 г.
С 1 июля 2022 года:
- Повышен срок исковой давности с трех до пяти лет по уплате и взысканию НДС методом зачета в ситуации выявлений нарушений.
- На основании вступивших в силу поправок, касающихся инвалидов, действующий НК привели в соответствие. Так, по всему тексту НК слово «инвалид» заменено на определение «лицо с инвалидностью», «ребенок-инвалид» заменено на «ребенок с инвалидностью».
С 1 января 2023 года:
- Дополнен список расходов, не подлежащих вычету по КПН. К ним отнесены затраты по покупке у нерезидента-взаимосвязанного государства управленческих, консультационных, юридических, бухгалтерских, адвокатских, маркетинговых, а также консалтинговых, аудиторских, дизайнерских, бухгалтерских, франчайзинговых, услуг. Сюда же включены юридические услуги, роялти, права на использование интеллектуальной собственности.
- Текущие ставки НДПИ по непосредственно биржевым металлам поднимаются на 50%, а по иным твердым полезным ископаемым увеличиваются на 30%. Также предусмотрена льгота на вновь открытые месторождения, где добыча начнется после 31. 12. 2022 г. Льгота будет действовать до достижения уровня рентабельности в 15%, но не больше 5 лет.
Изменения для физических лиц-резидентов
В п.1 ст. 320 НК внесено изменение, исключающее ссылку на п.2 ст. 320 НК и п. 2 ст. 320 НК, предусматривающий ставку ИПН по доходам физлиц в качестве дивидендов в 5%. Такие изменения предусмотрены с целью применения к доходу в качестве дивидендов ставки ИПН в 10% и уравнивания ставки ИПН по любым типам доходов (зарплата, предпринимательская деятельность, имущественный доход и пр.).
Читайте статью как увеличить порог по доходу до 288 млн. тенге и не платить НДС.
Изменен и дополнен подпункт 7 п. 1 ст. 341 НК, вступающие в силу 01. 01. 2023 г.
Предусмотрено использование корректировки доходов в качестве дивидендов, полученных непосредственно по ценным бумагам, находящихся на момент начисления дивидендов в списке официальных фондовых бирж, включая МФЦА, действующих на территории Казахстана, при условии, что торги велись на бирже в полном соответствии с установленными критериями Правительства РК.
Изменен и дополнен подпункт 8 п. 1 ст. 341 НК, вступающий в действие 01. 01. 2023 г.
Данными поправками предусмотрено освобождение от обложения дивидендов, полученных от юридических лиц-резидентов за календарный год и не превышающих 30 тысяч МРП (что в 2023 году составит 95400000 тенге). Свыше данной суммы дивиденды облагаются налогом в установленном порядке. Норма распространяется на все субъекты бизнеса, независимо от категории (малое, среднее, крупное или микропредпринимательство). Кроме этого, упрощен порядок использования корректировки методом исключения определенных условий для ее применения (срок владения, конкретная принадлежность к недропользованию и пр.).