Доклад «Организация питания в школе»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доклад «Организация питания в школе»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Процесс организации приема пищи школьников должен организовывать так, чтобы предоставить всем ученикам достаточное количество компонентов, которые требуются для растущего организма, учитывая особенности окружающей среды, национальности и возрастной категории детей.

Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 17 Рекомендаций).

Индустриальными способами производства питания для образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать промышленное производство полуфабрикатов и готовых блюд с пролонгированными (увеличенными) сроками годности на пищевых производственных комплексах с использованием современных технологий, обеспечивающих крупносерийное производство наборов (рационов) питания, с последующей их выдачей доготовочными и раздаточными столовыми образовательных учреждений (п. 18 Рекомендаций).

Основные требования к школьному питанию

  • Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
  • Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
  • Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
  • Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
  • Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
  • Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
  • Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
  • Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
  • Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
  • Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
  • Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
  • На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.

Количество и набор предоставляемых продуктов варьируется от периодов времени, в которые ребенок пребывает в школе.

Также, законодательством определяется ряд пищевых продуктов, категорически противопоказанных и не допускаемых к употреблению в детское меню. Помимо этого, определены продукты, что рекомендуется не использовать, либо заменить на эквивалентные по составляющим компонентам.

Закон определяет следующие параметры, по которым организовывается процесс питания в школьных столовых.

Процесс приготовления должен происходить в столовой школы В случае если её организация не представляется возможной, формирую буфет, распределяющий и разогревающий продукты питания, соблюдая выполнение норм.
Главным критерием оценки является питательность предоставляемого меню Показатель энергетической ценности должен составлять примерно семьсот калорий. Важно, также соблюдение баланса компонентов: не меньше пятнадцати процентов белков, четверти – жиров, а в остальном должны быть углеводы. Помимо этого, рекомендуется использовать сложные углеводные продукты, а не сахариды, которые могут пагубно воздействовать на организм ребенка.
Приготовленный рацион питания должен быть идентичен тому, который был утвержден руководством не менее чем за неделю до этого Составляя школьное питание на неделю, должен присутствовать медицинский сотрудник.
В случае, когда организовать школьную столовую не представляется возможным – допускается использование полуфабрикатов Применяются продукты из мяса и птицы высшей категории, а также свежие овощи и рыба (филе).
Помимо основных, могут быть использованы следующие продукты Котлеты, печеночные и творожные блюда, разные гарниры (картошка, злаковые, овощи и т.д.), сладкое и хлебобулочные изделия.

План работ по питанию в школах

Для того чтобы наладить качественное и здоровое питание в образовательных учреждениях, требуется провести следующие мероприятия, указанные в таблице ниже.

Мероприятие Частота проведения
Родительские собрания по теме организации процесса здорового питания Дважды в год
Совещание директора школы и человека, который отвечает за процесс приема пищи Дважды в год
Совещания для разъяснения основных вопросов Преимущественно проводятся в осеннее время
Классный час с беседами о здоровом питании Раз в три месяца
Выкладывание информации о процессе приема пищи на сайте и в «уголках» школы Раз в три месяца
Контроль санитарных норм зоны готовки и приёма пищи Раз в четверть специально сформированной комиссией
Консультации родителей, касаемо питания Обычно, единожды в месяц
Читайте также:  Пособие по временной нетрудоспособности

Документация пищеблока образовательной организации

На пищеблоке должна быть следующая документация:

  • журнал бракеража готовой кулинарной продукции;
  • журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
  • журнал здоровья (с включением в него данных осмотра на наличие гнойничковых заболеваний, сведений об отсутствии острых кишечных заболеваний, ангин, нахождении сотрудников на листке временной нетрудоспособности);
  • санитарный журнал для фиксации результатов внутреннего и общественного контроля;
  • перспективное меню, ежедневное меню, технологические карты;
  • сборник технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий, предназначенных для общественного питания;
  • журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд;
  • медицинские книжки работников пищеблока с отметкой о прохождении медицинских осмотров, наличии прививок против вирусного гепатита A, дизентерии Зоне, брюшного тифа;
  • журнал регистрации вводного инструктажа на рабочем месте, инструкция по технике безопасности по всем видам работы;
  • ассортиментный перечень блюд и изделий пищеблока;
  • журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
  • журнал учета аварийных ситуаций (на системах энергоснабжения, водоснабжения, канализации);
  • ведомость контроля за рационом питания по форме, рекомендуемой СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;
  • журнал учета проведения проверок.

Контроль за организацией питания в образовательной организации

В рамках контроля за организацией питания должно быть предусмотрено следующее:

  • организация производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • предоставление питания в соответствии с графиком, утвержденным руководителем образовательной организации;
  • контроль за выполнением натуральных норм, рационом питания в соответствии с примерным (10-дневным) меню, проведением профилактики витаминной и микроэлементной недостаточности и исполнением иных обязательств, предусмотренных настоящим Положением и договором (контрактом), заключенным Организацией с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим организацию питания;
  • контроль за соблюдением санитарных требований на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий по ведомости контроля за питанием (накопительной ведомости);
  • проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
  • контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество и безопасность сырья, полуфабрикатов;
  • требования по свежести продукта, соответствие его составу, указанному в сопроводительной документации при проведении закупки продуктов питания, в том числе:
  1. на поставляемую молочную продукцию: не допускать наличия в составе молочной продукции растительных жиров и других заменителей молочных компонентов;
  2. на поставку охлажденного мяса и мясной продукции: мясо говядины, цыпленка-бройлера, субпродукты должны быть охлажденными, срок убоя не более 1 суток. Сосиски, сардельки и колбаса вареная должны быть изготовлены из охлажденного мяса по ГОСТу. Полуфабрикаты мясные (фарш говяжий фасованный по 0,5 — 1 кг) категории A в соответствии с ГОСТ Р 52675-2006;
  • проведение в рамках производственного контроля лабораторных и инструментальных исследований в соответствии с рекомендациями, в соответствии с приложением N 12 к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

4.1. Члены Комиссии в любом составе вправе находиться в складских, производственных, вспомогательных помещениях, обеденных залах и других местах во время всего технологического цикла получения, отпуска, размораживания, закладки, приготовления, раздачи, употребления, утилизации, уборки и выполнения других технологических процессов.

4.2. Комиссия осуществляет контроль за соответствием технических требований, предъявляемых к продовольственному сырью и пищевым продуктам, поступающим на пищеблок, наличием документов, удостоверяющих их качество и безопасность.

4.3. Выдача (отпуск) обучающимся готовой пищи из общих котлов, кастрюль, лотков, емкостей и т.п. разрешается только после снятия проб. При использовании в питании продуктов или блюд в индивидуальной упаковке для пробы отбирается одна единица упаковки. Ложка, используемая для взятия проб готовой пищи, после каждого блюда должна ополаскиваться горячей водой.

4.4. По результатам проверки каждый член Комиссии может приостановить выдачу (реализацию) не соответствующего установленным требованиям блюда или продукта. Обоснованное решение о браке с последующей переработкой или уничтожением Комиссия принимает большинством голосов.

Как контролируют качество?

На сегодняшний день, проводить проверку на качество предоставляемых услуг могут не только федеральные органы, но и руководители учебных учреждений, а также специальные комиссии, сформированные по их приказу.

Группа может набираться из ответственных родителей, которые желают отслеживать качество предоставляемых детям продуктов и условий приготовления.

Данные группы могу осуществлять контроль над качеством поставляемых от заказчика продуктов, процессом приготовления, соответствию количества порций, своевременности поставок пищевых продуктов, сроки годности, правила хранения продуктов, а также энергетическую ценность и другие важные для детей нюансы.

По личному решению директора, может привлекаться независимый эксперт, который проведет лабораторные исследования качества продукции и условий хранения.

В случае проверки государственными органами, таким занимается Роспотребнадзор, осуществляющий отслеживание санитарных норм используемых пищевых продуктов.

Читайте также:  Как развестись, если есть малыш возрастом до 1 года?

Кто может претендовать на бесплатное питание?

Льготное преимущество, в виде отсутствия платы за питание в учебном учреждении, предоставляется не всем детям. К ней относят только тех, кто принадлежит к категории льготников.

Данное право устанавливается на региональном уровне и может разниться в зависимости от региона проживания.

Как пример, в пределах Московской области, бесплатное питание в школах предоставляется для:

  • Ребенку из многодетной семьи;
  • Сироты;
  • Усыновленные дети;
  • С присвоенной с детства группой инвалидности;
  • Родители ребенка имеют первую, или вторую группу инвалидности;
  • Получающие пенсионное пособие по причине утраты кормильца.

Меню представляет собой бумагу, информирующую учеников и родителей о том, какой пищей располагает школьная столовая.

При составлении данного документа учитываются следующие принципы:

  1. Блюдо, вошедшее в состав меню должно восполнять в детском организме основные пищевые и питательные вещества, т.е. удовлетворять физиологическую потребность детей.
  2. Возрастная группа учащихся.
  3. Ассортимент блюд должен отвечать требованиям разнообразности и сочетаемости пищевых продуктов.
  4. Обязательному учету подлежат: сезонность, особенности национального характера, цена блюда и трудовые затраты, необходимые для его приготовления.

При разработке меню обязательно должны быть учтены нормативно-технические и методические документы. Достичь широкого ассортимента блюд можно посредством использования в отношении 1 продукта нескольких способов тепловой обработки, например, мясо можно отварить, пожарить, припустить или потушить.

Осуществление контроля

В текущий момент времени выявлением нарушений в школьном питании разрешается заниматься не только государственным надзорным органам, но и руководству образовательного учреждения.

Так, директор школы может наделить соответствующими обязанностями управляющий совет или назначить инициативную группу и предложить родителям войти в ее состав.

Именно эти люди контролируют качество блюд, норму выработки, необходимое время приготовления, своевременность поставок, срок реализации готового продукта, температурный режим, обоснованность при осуществлении замены одного блюда на другое, калорийность и т.д.

Если все вышеперечисленные мероприятия так и не успокоили директора, то он имеет право привлечь независимого эксперта и провести ряд необходимых лабораторных исследований.

В случае, если комплексную услугу по организации питания школьников оказывает сторонняя организация, руководство школы может осуществлять контроль любого этапа приготовления блюд, не нанося при этом урона хозяйственной деятельности компании.

Проверка организации питания в школах

Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется на постоянной основе.

1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.

2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.

3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.

4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.

5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).

6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.

Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 17 Рекомендаций).

Индустриальными способами производства питания для образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать промышленное производство полуфабрикатов и готовых блюд с пролонгированными (увеличенными) сроками годности на пищевых производственных комплексах с использованием современных технологий, обеспечивающих крупносерийное производство наборов (рационов) питания, с последующей их выдачей доготовочными и раздаточными столовыми образовательных учреждений (п. 18 Рекомендаций).

Работники пищеблоков должны проходить курсы повышения квалификации (п. 19 Рекомендаций).

Разработка программ и проведение мероприятий, направленных на подготовку, переподготовку и специалистов, обеспечивающих совершенствование организации питания в образовательных учреждениях, формирование культуры здорового питания у обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, могут осуществляться на базе региональных стажировочных площадок, в структуру которых могут входить профильные образовательные учреждения профессионального образования, общеобразовательные учреждения, научные организации (п. 20 Рекомендаций).

Читайте также:  Соседи шумят: ваши права и порядок действий

На что обратить внимание, проверяя качество питания в школе?

Наталья Радоман

координатор по работе с родителями АНО «За школьное питание»

– Для начала вы можете попросить у директора или заведующей столовой двухнедельное циклическое меню. Такое меню, согласно закону, должно быть размещено на сайте школы. Затем стоит отправиться в столовую и посмотреть фактическое меню на день. Если оно сходится с тем, что есть в циклическом меню, то все хорошо. Если нет, то, возможно, здесь есть подвох, хотя обвинять в чем-то подрядчика или школу еще рано. Вполне может быть, что просто произведена замена одного блюда на другое согласно всем нормам. Но такие замены не должны быть регулярными.

Родители могут самостоятельно судить о сбалансированности меню, и для этого необязательно знать все особенности СанПиН. Достаточно посчитать количество тех или иных блюд в 10-дневном меню.

Если какое-либо количество блюд сильно занижено (например, редко выдают фрукты, мясные блюда, блюда из творога, рыбы), из 10 дней 8 раз повторяется в меню каша, то это меню несбалансированное. Это может быть признаком занижения сырьевой себестоимости блюд.

Что дети думают о школьном питании

Как показывает практика, большинство детей отказываются от завтраков и обедов в столовой. И если кто-то еще понадкусывает котлету и выпьет компот, то некоторые и вовсе не притрагиваются к тарелке, а сразу встают в очередь в буфет.

Основных причин нелюбви к питанию в столовой несколько:

  • Блюда выглядят не очень аппетитно.

Чаще всего, школьникам приходится есть все тушеное, пареное или вареное. На тарелке это смотрится не самым привлекательным образом.

«Я ненавижу вид тушеной капусты. Кажется, это называется, солянка. Какое-то месиво на тарелке. Возможно, это полезно. Я не пробовал. Меня от вида тошнит, простите».

Олег, ученик 7 класса, Москва.

  • Меню однообразное.

Суп, дуэт котлеты и макаронов, компот, гречка с мясом и подливкой — блюда повторяются с завидной периодичностью и успевают ужасно надоесть.

«Мы с ребятами почти вывели формулу, когда нам что дадут на обед. Это просто. Если пюре и котлета были сегодня, то в следующие раз появятся дней через пять. Мы даже делаем ставки. Скука, в общем».

Юра, ученик 8 класса, Москва.

  • Еда отличается от домашнего рациона.

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, № 1 (1 ч.), ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213, 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; Российская газета 2008, № 153), направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее – образовательные учреждения).

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.

1.4. Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.

1.5. В организациях общественного питания образовательных учреждений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями может осуществляться приготовление блюд, их хранение и реализация. Использование их в иных целях не допускается.

1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется, в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и его территориальными органами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *