НК РФ Статья 313. Налоговый учет. Общие положения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НК РФ Статья 313. Налоговый учет. Общие положения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
Комментарий к ст. 313 НК РФ
Главная задача налогового учета — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция. Из данных налогового учета должно быть ясно:
— как определяются доходы и расходы предприятия;
— как определяется доля расходов, учитываемых для целей налогообложения в от четном периоде;
— какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;
— как формируется сумма резервов;
— каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль. Все эти данные должны быть отражены в регистрах налогового учета. Обратите внимание, что вести самостоятельные регистры налогового учета — это право бухгалтера, а не обязанность.
Должна ли организация оговорить в учетной политике все особенности, предусмотренные Налоговым кодексом?
Нет. В учетную политику следует включать те положения, которые необходимы для исполнения обязанности по исчислению и уплате налогов в связи с конкретной деятельностью, осуществляемой организацией. Принимать учетную политику с учетом особенностей, предназначенных НК РФ для видов деятельности, которые организация не осуществляет – напрасный труд.
С другой стороны, учетная политика должна являться инструментом, позволяющим налогоплательщику в максимальной степени использовать предоставляемые законодательством о налогах и сборах преференции в виде ускоренного списания расходов, переноса убытков и т.д.
Поэтому можно рекомендовать оговаривать в учетной политике применение всех тех положений Налогового кодекса, которые сформулированы как «налогоплательщик вправе», если они направлены на реализацию вышеназванной цели.
Что такое учетная политика?
Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.
В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.
Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.
Термин «учетная политика для целей налогообложения» получил закрепление в Налоговом кодексе, а именно в п. 2 ст. 11 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ: «Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения, признания, оценки и распределения расходов и доходов, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности».
Прежде всего давайте определимся в применяемых терминах.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета — это система ведения бухгалтерского учета в конкретной организации.
Учетная политика для целей налогообложения — это правила формирования налоговой базы, допускаемые Налоговым кодексом.
Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ не формирует единые нормы учетной политики, которые касались бы всех налогов. Нормы учетной политики, изложенные в соответствующей главе НК РФ, распространяются только на налог, которого касается данная глава. В соответствии с таким подходом в гл. 21 и 25 НК РФ различным образом изложен порядок формирования учетной политики.
Показатель «прибыль» для целей бухгалтерского учета означает итог хозяйственной деятельности за данный отчетный период.
Со вступлением в силу гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организации» получил нормативное закрепление термин «налоговый учет».
Дата признания расходов по оказываемым услугам (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ)
По общему правилу расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки. Но определить период, к которому относятся отдельные виды расходов, достаточно сложно. Даты признания расходов для целей определения налоговой базы указаны в ст. 272 НК РФ дифференцированно по группам расходов. В частности, в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ указаны три возможные даты признания расходов по оказываемым услугам.
Пункт 7 ст. 272 НК РФ:
«Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается… дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода…»
Так как приведены три даты, выбор одной из них должен быть закреплен в учетной политике. Такая позиция изложена в Письме Минфина России от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183. В нем, в частности, говорится, что один из трех способов признания расходов в виде оплаты сторонним организациям за предоставленные ими услуги, относимые к внереализационным и прочим расходам, налогоплательщик должен закрепить в учетной политике. Подчеркиваем, что это касается услуг, которые относятся к внереализационным и прочим расходам, то есть поименованным в ст. ст. 264, 265 НК РФ. Например, не относятся к таким услугам коммунальные услуги, так как они поименованы в ст. 254 НК РФ.
Большинство организаций в учетной политике прописывают дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов.
Но здесь возникает вопрос. Что такое дата предъявления документов?
Часто организации считают, что дата предъявления документа — это дата его получения. Это неправильно. Под датой предъявления документа следует считать дату его составления. Такая позиция изложена в Письме ФНС России от 13.07.2005 N 02-3-08/530.
Кроме того, уже в Письме Минфина России от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183 указывалось, что если согласно учетной политике налогоплательщиком датой возникновения расходов по оплате услуг, оказанных сторонней организацией, признается дата подписания акта приемки-передачи услуг, то такие расходы в целях налогообложения прибыли признаются на дату подписания акта вне зависимости от того, когда данный акт фактически представлен налогоплательщику.
Элементом учетной политики являются даты признания расходов в виде услуг:
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последний день отчетного (налогового) периода.
Учетная политика: порядок оформления приказа
При подготовке приказа речь идет об акте руководителя организации, направленного на решение вопросов организационно-распорядительного характера, и, соответственно, форма данного документа зависит от самого руководителя. Кроме того, порядок формирования учетной политики в области бухгалтерского учета и налогообложения регламентирован различными нормативными правовыми актами, в которых не определен порядок оформления документа.
Таким образом, может быть составлен как единый документ, содержащий положения, регулирующие порядок организации бухгалтерского и налогового учетов, так и подготовлены два документа — приказ об учетной политике в части бухгалтерского учета и приказ об учетной политике в части налогообложения.
Приступая к составлению учетной политики в части налогообложения, следует обратить внимание, что нормы законодательства о налогах и сборах не содержат общих требований к ее формированию и раскрытию. Также нормами НК РФ не предусмотрен порядок ее оформления и утверждения.
Только главой 21 НК РФ (п. 12 ст. 167 НК РФ) определен минимальный «набор правил», подлежащих выполнению при формировании учетной политики. В частности, рассматриваемой нормой определено, что учетная политика:
- утверждается приказами, распоряжениями руководителя организации;
- применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. При этом для вновь созданных организаций утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации;
- является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.
Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации
за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных
организаций.
Бухгалтера должны формировать учетную политику и для целей налогообложения, в методологических аспектах учетной политики рассматривается как учетная политика для целей бухгалтерского учета, так и учетная политика для целей налогообложения.
На больших предприятиях выделяют специальный отдел, который занимается учетной политикой для целей налогообложения, но в небольших организациях такой возможности нет, поэтому, чтобы облегчить работу бухгалтера, здесь рассмотрены возможности совмещения учетной политики для целей налогообложения и целей бухгалтерского учета.
Предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм. При этом можно сказать, что одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №402–ФЗ от 06.12.2011г. изменения в учетной политике на следующий год объявляются также в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому. Изменить ее можно только с 1 января, но и при этом желательно иметь хоть какое-то обоснование. Практика показывает, что такое, к примеру, обоснование как «изменение условий финансово-хозяйственной деятельности» является достаточным для многих налоговых инспекций. Нередко инспекторы и сами требуют ежегодно предоставлять приказ об учетной политике.
Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на:
- эффективность использования:
— материальных ресурсов,
— трудовых ресурсов,
— финансовых ресурсов;
- ускорить оборачиваемость элементов капитала;
- получить дополнительные внутренние источники финансирования:
— капитальных вложений,
— оборотных активов,
- улучшить дивидендную политику,
- привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.
В целях совершенствования налогового учета финансовых вложений ООО «Вселенная» следует:
- внести изменения в учетную политику для целей налогового учета;
- инспектирование инвестиционных договоров передать квалифицированному юристу;
- проводить регулярное повышение квалификации сотрудников бухгалтерии.
В учетной политике ООО «Вселенная» не определен:
- порядок отнесения объектов к финансовым вложениям,
- поряд0к отнесения ценных бумаг к обращаемым или не обращаемым на рынке.
Ценная бумага считается обращающейся на организованном рынке
только при одновременном выполнении трех условий, изложенных в п.3 ст.280 НК РФ. То есть она должна быть допущена к торгам хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством. Кроме того, по этой ценной бумаге должна регулярно рассчитываться рыночная котировка в соответствии с законодательством РФ или иной страны. Под рыночной котировкой для целей налогообложения понимается средневзвешенная цена торгового дня, а если таковая не рассчитывается, то среднее арифметическое между минимальной и максимальной ценами текущего дня.
Информация о рыночной котировке ценной бумаги должна быть общедоступна (через СМИ или непосредственно у организатора торговли).
Вопросы допуска ценных бумаг к обращению на организованных рынках регулируются Положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг ( Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации от 26/12/2003u/ № 03-54/пс ) [5].
Согласно п.5.2 названного Положения, ценные бумаги, которые служат предметом сделок на организованном рынке, делятся на два вида: те, которые включены в котировальные листы «А» или «Б» (для чего они должны пройти специальную процедуру отбора — листинг) и прочие ценные бумаги. При этом в отношении прочих ценных бумаг в п.5.2 Положения указано, что они не считаются допущенным к обращению, но «могут быть объектом совершаемых через организатора торговли сделок».
В соответствии со ст.11 НК РФ термины, употребленные в налоговом законодательстве, которым не дано определение, должны пониматься так, как это принято в той отрасли права, откуда этот термин заимствован. В ст.280 НК РФ нет определения понятия ценных бумаг, допущенных к обращению на организованном рынке. Поэтому необходимо использовать то, которое дается в Постановлении ФКЦБ России от 4 января 2002 г. №1-пс.
«Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам
торговли на рынке ценных бумаг»[7].
Таким образом, в учетной политике ООО «Вселенная» следует отметить, что допущенными к обращению на организованном рынке следует считать только те ценные бумаги, которые прошли листинг и включены в котировальные листы организаторов торговли.
Серьезной ошибкой в учете ценных бумаг является полное отнесение убытков по операциям с ценными бумагами в том периоде, в котором они были получены. Следует отметить, что статья 280 НК РФ ограничивает возможность принятия для целей налогообложения убытков от операций с ценными бумагами. В течение налогового периода убытки от таких операций принимаются только в пределах доходов от ценных бумаг этой же категории. В связи с этим налогоплательщик обязан вести налоговый учет доходов и прямых расходов по операциям с ценными бумагами каждой категории [13].
Данные ошибки обусловлены отсутствием соответствующей квалификации сотрудников бухгалтерской службы.
Следовательно, главному бухгалтеру ООО «Вселенная» следует:
- периодически проводить повышение квалификации своей и своих сотрудников, путем посещения тренингов вебинаров, консультаций;
- усилить контроль налогового учета инвестиционных вложений, путем проведения периодических проверок отражения в учете операций с ценными бумагами;
- составить регламенты по организации налогового учета ценных бумаг, с приложением форм документов, которыми оформляются данные операции;
- привлекать независимую аудиторскую фирму для проверки правильности и полноты отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций с ценными бумагами.
Таким образом, указанные меры позволят усилить контроль за правильностью отражения в налоговом учета операций с ценными бумагами на предприятии ООО «Вселенная».
На многих предприятиях, особенно на малых, бухгалтерия и руководство не уделяют достаточно внимания формированию учетной политики, не учитывают специфику деятельности предприятия, используют готовые шаблоны и образцы учетной политики, не подкрепленные расчетами для конкретной организации.
В то же время, качественно подготовленная учетная политика выступает одним из инструментов надлежащей организации унифицированного учета, обеспечивает сохранность информации и возможность ее передачи в случае смены бухгалтера в организации, позволяет сотрудникам бухгалтерии обращаться к учетной политике как к методическому пособию. Учетная политика по сути своей является формализованной позицией организации.
Такой подход позволяет рассматривать учетную политику как защиту предприятия при проведении на нем различных проверок. Организации подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм и других пользователей финансово-бухгалтерской информации. Чем более подробно будет раскрыт и обоснован в учетной политике способ ведения учета, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность его применения.
Исходя из всего вышеописанного, обуславливается актуальность данной работы.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности учетной политики предприятия для целей налогообложения.
Задачи курсовой работы:
— Выявить сущность учетной политики для целей налогообложения.
— Рассмотреть порядок формирования и основные элементы учетной политики предприятия для целей налогового учета.
— Представить технико-экономическую характеристику ООО «Провит».
— Рассмотреть организацию формирования и практическое применение учетной политики предприятия для целей налогового учета.
— Оценить эффективность составления и использования учетной политики для целей налогового учета.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Провит».
Предметом исследования является применяемая учетная политика ООО «Провит» для налогового учета.
Информационной базой исследования работы являются: Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, Положения по бухгалтерскому учету и другие законодательные акты всех уровней, а также научные и учебные материалы.
Вопросам формирования учетной политики предприятий посвящено достаточно много работ и публикаций отечественных специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, а также отраслевых наук: Брызгалина В. В., Новиковой О. А., Агафоновой М. Н., Бычковой С. М., Дубоносова Е. С., Касьяновой Г. Ю., Кондракова Н. П., Крутяковой Т. А., Ланиной И. Б., Нестерова Г. Г., Смирновой С. А., Грековой З. Н., Невского И. А., Эрзина Д. Г., Черных И. Н. и др.
При проведении исследования использовался, прежде всего, диалектический метод научного познания как основной способ объективного и всестороннего познания действительности, с позиции которого объект и предмет исследования рассматривались комплексно, а также наблюдение, системный и логический анализы, группировка, ретроспективный анализ, прогнозный анализ, методы горизонтального и вертикального анализа.
Форма учетной политики
Существует три формы ведения учетной политики:
- Журнально-ордерная
- Мемориально-ордерная
- Автоматизированная
Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.
Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:
- Часть документов должна храниться в печатном виде
- Часть документов должна храниться в электронном виде
- Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме
Учетная политика организации
Введение
При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении такой немаловажной задачи для организации, как оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку.
К перечню мероприятий, позволяющих сэкономить на налогах с помощью учетной политики, относятся оценка используемых элементов учетной политики и анализ использования возможных альтернативных вариантов. Все вопросы определения доходов и расходов, их признания, оценки, распределения, учета, неясно или неоднозначно прописанные в НК РФ, либо не прописанные вообще, должны становиться вопросами учетной политики. И если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет снизить налоговые платежи и выиграть спор с налоговым органом. В этом заключается актуальность выбранной темы.
Объект исследования — элементы учетной политики организации, оказывающие влияние на процесс налогового планирования.
Цель курсовой работы — оценить необходимость включения отдельных элементов в учетную политику организации с целью оптимизации налогообложения.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения;
-раскрыть сущность учетной политики для целей налогообложения;
-проанализировать основные элементы налоговой учетной политики для целей исчисления налога на прибыль организаций;
-проанализировать основные элементы налоговой учетной политики для целей исчисления налога на добавленную стоимость;
-разработать рекомендации по отражению специфических элементов в учетной политике с целью минимизации налоговых рисков организации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Сущность учетной политики
.1 Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Термин «учетная политика» стал применяться с конца 80-х годов в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания «accounting policy», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.
В 1992 году обязанность российских организаций при ведении бухгалтерского учета обеспечивать соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, определенной установленными правилами и условиями хозяйствования, была установлена в утвержденном Приказом Министерства финансов РФ от 20.03.1992 № 10 Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. В 1994 году Приказом Министерства финансов РФ от 28.07.1994 № 100 утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94).
В то же время законодательное закрепление обязанности организаций формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета произошло только в 1996 году. Соответствующие нормы установлены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В 1998 году Приказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998 № 60н было утверждено новое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утратившее силу в связи с изданием Приказа Министерства финансов РФ от 06.10.2008 №106н. Этим Приказом утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). В настоящее время ПБУ 1/2008 действует в редакции Приказа Министерства финансов РФ от 11.03.2009 №22н [1].
В соответствии с ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [2]. При этом формировать учетную политику обязаны все организации, а раскрывать — организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ (ст. 16 ФЗ-129), учредительным документам либо по собственной инициативе. Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ (п.2 ст. 6 ФЗ-129) возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:
-рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
-формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
-порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
-способы оценки активов и обязательств;
-правила документооборота и технология обработки учетной информации;
-порядок контроля за хозяйственными операциями;
-другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета [3].
При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация; организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с ПБУ 1/2008 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
-изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
-разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета (применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации);
-существенного изменения условий хозяйствования (существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.).
Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.
Налог на прибыль в учетной политике
Заполняется данный раздел политики только теми компаниями, которые являются плательщиками налога на прибыль. В первую очередь указывается, как формируется информация, необходимая для определения налогооблагаемой базы по данному налогу. Например, по специальным регистрам налогового учета или по регистрам бухучета. Выбор зависит от того, каким образом происходит в организации документооборот и как организован порядок учета. Кроме того, указывается также какой отчетный период применяется: каждый месяц или каждый квартал. Данный выбор зависит от того, каким способом формируются показатели по данному налогу.
Важно! Если у организации есть обособленные подразделения, то она должна указать в политике информацию о показателе, на основании которого распределяются доли прибыли, которые приходятся на обособку.
Учетная политика для целей налогового учета: как составить
Учетная политика устанавливается на год. Фактически для применения в последующие годы документ дополняют или изменяют.
В течение года налоговая политика может быть изменена только в случае законодательных нововведений или при начале нового вида деятельности. Если же субъект хочет сменить способы учета вне таких обстоятельств, ему придется ждать следующий календарный год: по своему усмотрению вносить коррективы в учетную политику разрешено только с 1 января очередного года.
Главное, что следует учесть при разработке учетной налоговой политики, – прописанные в ней методы учета должны однозначно определять выбор плательщика по тем вопросам, в которых законодатель разрешает проявить самостоятельность.
Фактически переписывать НК РФ не требуется, достаточно описать ключевые положения. Но при желании допустимо изложить политику подробно, но так, чтобы не было противоречий с Налоговым кодексом.
Для чего нужна налоговая учетная политика
Для расчета своих налоговых обязательств налогоплательщику, как правило, недостаточно данных бухгалтерского учета. Для правильного определения налоговой базы и суммы налога к уплате ведется налоговый учет. При этом мы отмечали в , что налоговый учет не ограничивается одним лишь налогом на прибыль. Учетная политика, содержащая правила ведения налогового учета, необходима всегда, когда действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность тех или иных методов учета или отдельные вопросы вообще не урегулированы. Поэтому при составлении Учетной политики для налогового учета наряду с налогом на прибыль, речь может идти об НДС, налоге на имущество и т.д.
На практике учетная политика для целей налогообложения формируется обычно именно плательщиками налогов в рамках ОСНО, поскольку для них бухгалтерский и налоговый учет характеризуется наибольшим количеством различий, а сам налоговый учет, к примеру, прибыли и НДС, — множественностью подходов.