Обязательное страхование перевозчиков (ОСГОП)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательное страхование перевозчиков (ОСГОП)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Страхование профессиональной ответственности таможенного перевозчика предполагает заключение генерального договора, который ориентирован на компании, занимающиеся перевозкой грузов под таможенным контролем.
Срок действия — от 3 месяцев до 3 лет.

AO «АльфаСтрахование» разработало страховую программу по защите интересов перевозчиков и экспедиторов от правомерных претензий, заявленных Страхователю на основании:

  • Устава автомобильного транспорта РФ;
  • положений международных правовых договоров и Конвенций в области перевозок грузов и оказания экспедиторских услуг CMR/КДПГ, FIATA;
  • требований национального законодательства в области перевозок грузов, оказания экспедиторских услуг государства, на территории которого оказываются данные услуги или юрисдикция которого применяется при урегулировании претензий, предъявляемых Страхователю в связи с наступлением страхового случая;
  • условий любого другого договора, предварительно одобренного Страховщиком.

Устав автотранспорта РСФРСР от 1969 г. не дает указаний насчет жизни или травмирования пассажиров. Ответственность автоперевозчика наступает лишь в соответствии с ГК РФ.

Вопрос об ответственности автоперевозчика в отношении грузовых отправлений, багажа пассажиров, их ручной клади регулируется так же, как при ж/д транспортировке.

Если транспортная компания не застраховала свою ответственность, то она будет отвечать за нанесенные ею убытки в рамках законодательства либо иного правового акта.

Автовладельцы и компании, использующие транспортные средства или ведущие другую деятельность, представляющую опасность для других, должны возместить нанесенный ими ущерб.

Исключением может стать вариант, когда инцидент произошел в силу при форс-мажоре или потерпевший умышленно допустил возникновение подобной ситуации.

Возмещать убыток обязана организация или частное лицо, владеющее транспортным средством на любом законном основании: иметь право собственности, арендовать, пользоваться по договору лизинга, по доверенности и т. д.

Если ущерб причинен одновременно несколькими транспортными средствами, то размер компенсации делится на всех владельцев поровну. Владелец не будет нести ответственности, если представит доказательство того, что он лишился своего ТС в результате незаконных действий злоумышленников.

Преимущества и недостатки страхования ответственности для грузоперевозчиков и владельцев груза

Страхование ответственности грузоперевозчика не затрагивает и не волнует владельца груза. Заказчику автоперевозки законом и транспортным договором гарантировано возмещение убытков при потере или порче товаров, так как во время транспортировки за груз полностью отвечает транспортная компания или частный грузоперевозчик. Владельцу груза безразлично, произойдет ли оплата компенсации из собственного капитала транспортной компании или из страховых выплат.Грузоперевозчик должен рассматривать страхование ответственности как способ улучшить стандартный страховой полис на груз. Количество страховых случаев велико, а закон не содержит точного толкования и определений ответственности

Например, если водитель остановился для отдыха (сна) у дороги и груз украли, страховая компания может заявить, что вины перевозчика в этом нет.Выбору страховщика автоперевозчик должен уделить большое внимание. Для этого нужно поинтересоваться уставными документами, репутацией страховой компании

Подробно о выборе страховщика Вы можете прочесть в блоге: как правильно застраховать груз, выбрать страховую компанию, получить страховку. Рынок страхования не перегружен заказчиками, недобросовестные страховые компании заключают договора всех типов. Главным документом, определяющим полномочия страховщика, является страховая лицензия, которую нужно проверить в первую очередь.Если внимательно прочесть эту лицензию, нетрудно понять, что страховая компания не уполномочена заключать договора страхования ответственности с владельцами грузового автотранспорта.Выбрать компанию Вам помогут отзывы о ней в Интернете, описывающие случаи невыплаты компенсаций, уловки страховщика.Анализируя отличия страхования ответственности и страхования грузов, нужно заметить, что страховые полисы разных типов не заменяют друг друга. Например, если водитель грузовика не нарушал правил, ехал по своей полосе и в него врезался другой автомобиль, страховых выплат по договору страхования ответственности не будет. Этот страховой случай предусматривает компенсации только по полису страхования груза.Владельцы груза обычно стремятся переложить всю ответственность на грузоперевозчиков, только самые предусмотрительные заказчики страхуют груз самостоятельно. Автоперевозчиков отпугивают повышенные тарифы страхования ответственности.Безотказной можно назвать схему, которую практикуют большие автотранспортные компании. Кроме обычных страховых полисов на груз, они заключают годовой договор страхования ответственности. Крупная годовая страховая сумма (в 20 – 50 млн.грн.), несмотря на внушительные страховые взносы, может покрыть убытки от нескольких аварий по вине водителей.Для частных грузоперевозчиков такая практика не подходит, в определении страховой суммы (от которой зависит размер страховых взносов) им нужно ориентироваться на финансовые потери от одной аварии с повреждениями или утратой перевозимых товаров.

Все больше транспортных компаний проявляют интерес к тендерному способу выбора исполнителей крупных поставок. Но одним из условий участия в тендере на
такие заказы является наличие страховки. И речь не только о страховании груза. Ответственность сотрудников транспортных и транспортно-экспедиторских
компаний также должна быть застрахована, если они желают побороться за прибыльный заказ.

Зачем организатору конкурса беспокоиться о финансовых интересах грузоперевозчика? С одной стороны, страхование транспортной компании (ее ответственности за груз)
интересно по большей части ей самой. Но, с другой стороны:

  • тендер – серьезное мероприятие, которое требует затрат, и организатор готов в него вкладываться лишь с целью найти постоянного партнера (ему не нужно,
    чтобы перевозчик разорился или снизил объемы поставок в первый же год сотрудничества из-за ошибки своего водителя);
  • наличие полиса страхования ответственности экспедитора и
    водителя указывает на серьезность, солидность компании;
  • никто не хочет платить за грузоперевозчика (если груз едет в сопровождении представителя хозяина и грузовладельца можно привлечь к возмещению убытков
    по договору).

Чем грозит отсутствие договора страхования

Независимо от вида транспорта (кроме метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.

Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (кроме метрополитена), ответственность которого не застрахована.

Перевозчик, не исполнивший возложенной на него Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, несет ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

За несоблюдение требований законодательства налагается административный штраф в размере

  • от 40 000 до 50 000 ₽ для должностных лиц
  • от 500 000 до 1 000 000 ₽ для юридических лиц

Предусмотрено несколько наиболее значимых особенностей:

  • Страхование направлено на то, чтобы защитить имущественные интересы экспедитора в ситуации, когда наступает предусмотренный договором страховой случай.
  • В качестве объектов страхования могут выступать не только грузы и их сохранность, но также жизнь и здоровье людей.
  • Ответственность страхуется при условии, что был заключён генеральный договор.
  • За услугой страхования ответственности обращаются не только экспедиторские, но также транспортные и логистические организации.
  • Полис может покрыть возможный ущерб, который возник по той или иной причине. Это касается даже случайных ошибок, допущенных сотрудниками.
  • Экспедитор будет нести гражданскую ответственность, если выявят факт мошенничества с его стороны, либо иные умышленные действия с целью получения выгоды. Также это относится к выполнению обязанностей в состоянии наркотического, либо алкогольного опьянения. Экспедитор будет отвечать и в том случае, если откажется выполнять условия договора по доставке груза, не имея для этого весомых причин.
  • В страховом договоре могут сочетаться 2 вида полисов. Это ответственность и страховка груза экспедитором.

Устав автотранспорта РСФРСР от 1969 г. не дает указаний насчет жизни или травмирования пассажиров. Ответственность автоперевозчика наступает лишь в соответствии с ГК РФ.

Вопрос об ответственности автоперевозчика в отношении грузовых отправлений, багажа пассажиров, их ручной клади регулируется так же, как при ж/д транспортировке.

Если транспортная компания не застраховала свою ответственность, то она будет отвечать за нанесенные ею убытки в рамках законодательства либо иного правового акта.

Автовладельцы и компании, использующие транспортные средства или ведущие другую деятельность, представляющую опасность для других, должны возместить нанесенный ими ущерб.

Исключением может стать вариант, когда инцидент произошел в силу при форс-мажоре или потерпевший умышленно допустил возникновение подобной ситуации.

Возмещать убыток обязана организация или частное лицо, владеющее транспортным средством на любом законном основании: иметь право собственности, арендовать, пользоваться по договору лизинга, по доверенности и т. д.

Читайте также:  Фонды университетов и британских колледжей

Если ущерб причинен одновременно несколькими транспортными средствами, то размер компенсации делится на всех владельцев поровну. Владелец не будет нести ответственности, если представит доказательство того, что он лишился своего ТС в результате незаконных действий злоумышленников.

Страхование ответственности перевозчика: виды, общие понятия

Этот страховой продукт условно классифицируется по типам средств, которые используются в для транспортировки каждом конкретном случае:

  • автомобильный,
  • водный,
  • воздушный,
  • железнодорожный.

Также классификацию проводят по категориям людей, которые могут понести убытки в результате работы транспортной компании.

Поэтому полисы могут покрывать следующие риски:

  • вред здоровью человека, смерть,
  • поврежденный багаж,
  • утеря, неверная отправка груза, его порча,
  • разные виды ущерба, причиненного посторонним (тем, кто не является пассажиром, и тем, кто не сотрудничает с компанией-перевозчиком).

Воздушный кодекс России от 1997 г. предусматривает определение размера ответственности авиаперевозчика по предписаниям ГК РФ, если в страховом полисе не стоит другая сумма.

Также транспортная авиакомпания отвечает за сохранность грузовых отправлений, багажа, вещей, которые находятся при пассажире. Любой желающий может сдать багаж, заранее указав его цену, – тогда размер компенсации будет соответствовать заявленной им стоимости.

Если пассажир этого не сделал, то компенсация будет равняться стоимости багажа, но при этом максимальная цена за 1 кг будет не более 2-х МРОТ.

Возмещение за ручную кладь тоже зависит от стоимости, но если установить ее ценность не представляется возможным, выплачивается компенсация, не превышающая 10 МРОТ.

Каков порядок предоставления страховых выплат?

При наступлении страхового случая в течение срока действия договора страховая компания обязана возместить ущерб, нанесенный перевозчиком пассажирам и третьим лицам, пострадавшим в ходе деятельности перевозчика.

Для получения страховой суммы потерпевшему следует обратиться в страховую компанию перевозчика с письменным заявлением (составляется в произвольной форме).

Также нужно представить документы, подтверждающие наступление страхового случая и степень тяжести его последствий для потерпевшего.

В течение 30 дней с момента обращения пострадавшего к страховщику с заявлением и документами, подтверждающими факт наступления страхового случая и степень ущерба, страховая компания обязана произвести выплаты в пользу потерпевшего.

В течение этого же срока страховая компания обязана известить потерпевшего об отказе в выплатах и ознакомить его с причиной отказа – в случае если для такового существуют основания. Например, если находятся доказательства умышленных действий пострадавшего.

Перечень страховых случаев

Страховка ответственности перевозчика покрывает риски, связанные со следующими обстоятельствами:

  • Травмирование, ранение либо гибель одного либо нескольких пассажиров, пребывающих на транспортном средстве при аварии или ином событии, связанным с использованием транспорта страхователем.
  • Потеря либо частичное повреждение багажа независимо от его вида ввиду событий, предусматриваемых законом.
  • Потеря, недостача, полная утрата либо повреждение груза, переданного для доставки.
  • Нарушение сроков, определенных для доставки людей или грузов в место назначения (если причина включена в перечень оснований для компенсации).
  • Нарушения при выдаче: безосновательные задержки, отсутствие необходимой документации, подтверждающей право получателя забрать доставленный груз.
  • Неправильная засылка отправления груза.
  • Увечья и смерть людей, что находились рядом с транспортным средством страхователя, потеря чужого имущества ввиду неправильной эксплуатации транспорта, который был застрахован.

В указанных случаях страховщик должен компенсировать ущерб всем пострадавшим из-за страхователя.

Страхование груза при перевозке: подотрасли

Страхование авиаперевозок. Перемещение грузов по воздуху — самый молодой и перспективный из всех способов. Таким образом обычно перевозят грузы небольших размеров. С целью транспортировки более крупных объектов возможно использование чартерных рейсов специализированных бортов. Страховой риск здесь обычно невысокий, поскольку этот вид транспорта считается наиболее безопасным. Превышение максимально допустимой массы груза в данном случае недопустимо, поскольку угрожает безопасности полёта. По этой же причине возможность порчи или утраты груза, перевозимого таким образом, минимальна. Для некоторых видов товаров (например, одежды, компьютерной и иной электронной техники) высок риск хищения, особенно в промежуточных пунктах пребывания во время следования к месту назначения.

Страхование морских грузов. Такой вид перевозки связан со множеством рисков, например, повреждением при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировке, неблагоприятными погодными условиями. Несмотря на высокую степень риска, в некоторых случаях отправка груза водным транспортом — единственный способ доставки его к месту назначения. Морские перевозки допускают использование полного и частичного страхования транспортируемого имущества. Второй вариант предполагает страховую защиту груза лишь на отдельном участке пути. Размер премии по договору здесь зависит от условий перевозки, длины маршрута, количества промежуточных пунктов и прочего.

Читайте также:  Чем отличается банкротство от ликвидации предприятия

Наступление страхового случая и осуществление выплат

Если наступление одного или нескольких страховых случаев по ранее заключённому договору на страхование грузов всё же произошло, страхователь должен незамедлительно оповестить об этом страховую компанию. Такое предварительное информирование может быть произведено любым доступным способом: посредством телефонного звонка, факса или электронной почты, причем непременно с обязательным указанием места и времени произошедшего, предполагаемых причин и размера убытка.

Официальным же уведомлением служит письменное заявление о наступлении страхового случая, которое необходимо отправить в адрес страховщика заказным письмом, курьерской доставкой либо по электронной почте. Сроки его представления различны для каждой страховой компании и должны находиться в диапазоне от 24 часов до 5 рабочих дней.

Страхователь обязан приложить все усилия для обеспечения сохранности имущества, являющегося объектом договора, до его осмотра уполномоченным на то представителем страховщика. Он также может перевести пострадавший груз с места происшествия, если это требуется для поддержания должного уровня его безопасности (при условии наличия разрешения на то от другой стороны).

Страховщик вправе потребовать предоставления документов, необходимых для подтверждения факта обоснованности и определения особенностей страхового случая, а именно:

Сведения о страхователе (для физических лиц — паспорт или иной, подтверждающий личность документ, для юридических — свидетельство о регистрации и учредительная документация).

Свидетельство существования договора страхования (оригинал договора, страховой полис, извещение о начале перевозки, дубликат документа, подтверждающего факт оплаты страховой премии в полном объёме, заявление о выплате страховки).

Бумаги, указывающие на наличие имущественного интереса к объекту страхования (комплект договоров купли-продажи, накладные, счета, счета-фактуры и прочая накладная документация).

Документы, доказывающие факт перевозки (договор с транспортной компанией, заявка на перевозку, сопроводительная перевозочная документация).

Бумаги, удостоверяющие наступление страхового случая (основной — акт об имущественной недостаче, остальной состав зависит от вида перевозок).

Документы, обосновывающие размер причинённого ущерба. Это расчёт сумм страховых выплат, заключения экспертов, фотографии и т. п.

Страхование ответственности автоперевозчика

Страхование ответственности автоперевозчика проводится на возможное наступление страхового случая, связанного с эксплуатацией автомобильных транспортных средств как перевозочного средства. Страховым объектом является гражданская ответственность автоперевозчика, возникающая при наступлении страхового события. К страховым событиям относятся претензии со стороны лиц, заключивших договор о перевозке грузов с перевозчиком, на возмещение убытка. Объем ответственности и порядок уплаты определяются нормами международного права, законодательной базой Российской Федерации и договором страхования гражданской ответственности автоперевозчика.

Страхователями данного вида страхования могут быть лица с любой организационно-правовой формой деятельности, осуществляющие перевозку грузов по территории России и иностранных государств.

Страхование по ответственности автоперевозчика относится к добровольному виду страхования. Тем не менее, оно достаточно популярно в отрасли международного автомобильного сообщения, поскольку несет дополнительные гарантии грузовладельцу по выполнению обязательств, возложенных на себя автоперевозчиком.

Страхование ответственности автоперевозчика покрывает следующие риски:

  • повреждение, утрата или гибель груза;
  • финансовые убытки грузоотправителя вследствие несвоевременно доставленного груза, несоблюдение инструкции отправителя по доставке груза;
  • ошибки страхователя при заполнении сопроводительной документации (неправильно заполненная транспортная накладная, прочее);
  • расходы, связанные с предотвращением и уменьшением размера возможного ущерба (переупаковка, сортировка), расходы на защиту интересов в судебных органах по наступившим событиям, ответственным за которые является страхователь.

Субъекты договора страхования пассажиров транспорта

В качестве страховой фирмы по страхованию ответственности перевозчика пассажиров может быть любая организация, которая имеет лицензию на осуществление данного вида защиты.

В качестве страхователя выступает любая компания, которая занимается транспортными перевозками пассажиров.

К ним относятся компании:

  • железнодорожные (пригородного и дальнего следования);
  • воздушные (также и вертолетные) (см. Страхование авиаперевозок);
  • морские и речные;
  • внутренние водные (внутригородские, пригородные, прогулочные, местные, туристические до 24 часов, и т.д.);
  • автомобильные (пригородные, городские, заказные, междугородные, маршрутные, международные);
  • трамвайные, троллейбусные и автобусные;
  • внеуличные (монорельс, и т.д.).

Обязательства по страхованию пассажиров общественного транспорта не распространяются на легковые такси и метрополитен. В первом случае регулирование деятельности осуществляется другими законодательными актами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *