Приказ Минтранса №15: Режим труда и отдыха водителей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ Минтранса №15: Режим труда и отдыха водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.
Новые правила расчета времени ежедневного и еженедельного отдыха
26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:
не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха;
не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством.
26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:
не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента завершения предшествующего отдыха (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода между двумя последовательными периодами еженедельного отдыха;
не менее 45 часов, которые начинаются не позднее чем по окончании периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством. Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным.
В данном пункте сразу же несколько важных нововведений, рассмотрим их по порядку:
1. Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным. Это означает, что если у водителя в середине недели выдалось несколько дней (45 часов подряд), когда ему не требуется выезжать на автобусе или грузовике, то он может использовать эти дни как еженедельный отдых. А после отдыха отсчет недельных нормативов начнется заново.
2. Ежедневный отдых может быть уменьшен с 11 до 9 часов три раза в течение «рабочей недели» между двумя еженедельными периодами отдыха, а не в течение шести последовательных суток.
А это означает, что на практике теперь возможна такая ситуация. Водитель хочет работать каждый день по максимуму, то есть он управляет автомобилем 9 часов (с перерывом 45 минут), затем делает короткий ежедневный перерыв (9 часов вместо 11), затем вновь управляет автомобилем. Эту последовательность он выполняет 3 раза подряд, после чего «объявляет себе» еженедельный отдых. А после завершения этого отдыха последовательность с максимальным использованием времени можно вновь повторить.
Например, график управления грузовиком или автобусом может выглядеть так:
День 1 (поне- дельник) |
День 2 (вторник) |
День 3 (вторник, среда) |
День 4 (среда, четверг) |
Дни 5-6 (четверг — пятница) |
|
Управление автомобилем | 8:00 — 12:30 | 2:45 — 7:15 | 21:30 — 2:00 | 16:15 — 20:45 | |
Перерыв | 12:30 — 13:15 | 7:15 — 8:00 | 12:00 — 2:45 | 20:45 — 21:30 | |
Управление автомобилем | 13:15 — 17:45 | 8:00 — 12:30 | 2:45 — 7:15 | 21:30 — 2:00 | |
Ежедневный отдых | 17:45 — 2:45 | 12:30 — 21:30 | 7:15 — 16:15 | ||
Еженедельный отдых | 2:00 — 23:00 |
Правила расчёта рабочего времени водителя: что изменилось?
Согласно новому приказу, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.
Первый перерыв после начала управления автомобилем
Было: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.
Станет: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.
Длительность перерыва
Перерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.
Продолжительность ежедневной работы
Ежедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).
Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.
В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.
Сравним сходства и различия российских и европейских норм труда водителей ТС
Стоит заметить, что водительский график труда и отдыха в трудовом Кодексе РФ лишь по некоторым пунктам разнится с правилами ЕСТР.
Сходства
В обоих случаях ежедневная продолжительность управления ТС весом от 3.5 тонн составляет не более 9 часов в сутки с интервалом на 45 минутный отдых.
Общее время вождения в обоих случаях одинаково:
— 56 часов в неделю,
— 90 часов за две недели.
Различия
Интервалы между остановками на 45 минутный отдых должны совершаться через каждые:
— 4,5 часа непрерывной работы — для международных рейсов согласно ЕСТР,
— 4 часа движения — для междугородних поездок в пределах страны по российскому Трудовому Кодексу. При этом длительность отдыха после четырехчасового вождения в начале пути может быть сокращена до 15 минут, но при условии, что далее регулярно будут соблюдаться пятнадцатиминутные перерывы через каждые 2 часа непрерывной езды.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха
— 45 часов — по ЕСТР,
— 42 часа — по российским нормам.
Вывод
Стоит обратить внимание на то, что отечественное трудовое законодательство строже отнеслось к нормо-часам. Значит, если отправиться в междугороднюю командировку по России, нужно быть готовым к тому, что транспортная трудовая инспекция может привлечь командированное лицо к ответственности, если из распечатки средства контроля движения ТС обнаружится, что первая остановка на отдых состоялась позднее чем через 4 часа непрерывного движения. В случае отклонений от норм нужно будет заранее запастись вескими аргументами.
По всем остальным пунктам, в том числе и в требованиях к перевозчику, европейское соглашение совпадает с российским законодательством. Так, например, в нашей стране, как и во всех остальных странах Евросоюза, организация — перевозчик несет ответственность за оснащение ТС тахографом и за формирование графика движения ТС по заданному маршруту.
Когда водитель отработал смену с определенным количеством часов, то отдыхать ему положено вдвое больше. Если смена длилась десять часов, то приступить к работе он должен не ранее, чем через двадцать часов. Часы ежедневного отдыха могут быть разделены на части: первая – от трех часов и последняя – от девяти часов. Меньше эти промежутки времени делать нельзя. Время обеда также включается в период ежедневного отдыха.
При суммировании часов в смене ежедневный отдых может длиться от одиннадцати часов. Водитель имеет право укоротить его до девяти часов трижды в неделю. Если водители работают в экипаже, то ежедневно они должны отдыхать минимум девять часов. Причем по очереди брать отдых они не имеют права. Не допускается сон одного водителя, пока сменщик ведет автомобиль.
Если водитель находится на ежедневном отдыхе, а в это время он должен въехать или выехать с железнодорожного состава или заехать на паром, то на период до одного часа он может прервать свой отдых. В таком случае водителю положен отдых в течение не менее одиннадцати часов.
Водителю, как и каждому сотруднику предприятия, положены выходные. За неделю непрерывный отдых должен быть не менее сорока пяти часов. Это два дня в неделю. Сократить период отдыха можно до двадцати четырех часов с одним условием: использовать запас сокращенного отдыха нужно в течение следующих трех недель.
Виды карт, используемых с тахографом
Личная карта водителя – это своеобразный ключ к устройству мониторинга и фиксации данных о скоростном режиме и РТО. Различают 2 типа водительских карт: работающие с тахографами СКЗИ (их ставят на авто, выполняющие внутренние коммерческие рейсы) и карты ЕСТР, совместимые с приборами европейского образца, которыми оборудуются машины для поездок заграницу. Независимо от типа карточки, внутри неё стоит электронный чип, на котором дублируется информация, фиксируемая самописцем, а также хранятся персональные данные водителя.
Кроме водительских карт существует еще несколько разновидностей карточек, используемых с тахографом:
- для контролёров – нужны при проверках;
- карты сервис. центров. Они позволяют на законных основаниях вмешиваться в работу прибора – выполнять ремонт, калибровку и т.д.;
- карты предприятия – открывают доступ к данным, хранящимся в памяти тахографа, их анализа и дешифровки.
Оснащение тахографом ТС
Согласно статье 20 Закона 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 26.07.2017) юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспортных средств, должны оснащать машины техническими средствами контроля, которые обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию сведений о скорости и маршруте движения ТС, а также режиме труда и отдыха водителей ТС.
В 2021 году необходимо устанавливать тахографы на все грузовые ТС грузоподъемностью более 3,5 тонн, которые осуществляют грузоперевозки опасных веществ и других грузов.
Также тахографы должны быть на:
- автобусах с количеством посадочных мест более 8 (масса ТС 5 тонн и более);
- междугородних грузовиках, которые перевозят грузы на расстояние более 50 км;
- грузовые ТС с массой 12-15 тонн, которые не осуществляют грузоперевозки.
Перерывы для отдыха или обеда питания
Помимо общей продолжительности рабочего времени, которая фиксируется по тахографу, всем без исключения водителям предоставляются перерывы. Продолжительность такого перерыва составляет не меньше четверти часа:
- Первая остановка для отдыха делается не позднее, чем через 4 часа после начала вождения. Она обязательно фиксируется — водитель выбирает соответствующий режим. Продолжительность — минимум 15 минут.
- Следующие перерывы по 15 минут делаются через каждые 2 часа (если в это время выполнялось управление ТС).
- Если время перерыва для отдыха совпадает со временем для приема пищи, то отдельный перерыв может не предоставляться.
Кроме времени, которое выделяется водителю для короткого отдыха, отдельно фиксируются перерывы для еды. Продолжительность обеда составляет 0,5 до 2 часов, это время тоже регистрируется тахографом путем установки режима «Отдых».
Законодательное регулирование
В настоящий момент вопрос о режиме труда и отдыха за рулём нормируется и контролируется очень жестко. Для того, чтобы контролировать режим работы за рулём, транспортное средство обязательно оснащается тахографом.
Невыполнение данного требования собственниками транспортных средств и руководителями предприятий приводит к начислению штрафов и прочих взысканий. Однако практика показывает, что достоверными и актуальными знаниями того, как именно регулируется время работы и перерывов, владеют далеко не все сотрудники – и, что ещё печальнее, работодатели.
Основной документ, в котором прописаны основные нюансы касательно данного вопроса, утверждён Минтрансом России (Приказ № 15 от 20.08.2004г.). При составлении графиков работы водителей следует учитывать все законодательные моменты.
Водитель должен еще и соответствовать профстандарту. Подробнее об этом в этой статье.
Виды графиков для водителей автобусов
Для водителей автобусов могут составляться следующие виды графиков:
- Сменный. Водители работают в соответствии с месячными графиками. Для длительных маршрутов составляется особый график, в котором отражается время в пути и стоянок.
- Разрывной. Этот график составляется в случаях, когда востребованность водителя в течение рабочей смены неодинакова. Суммарное время такой разорванной смены должно укладываться в рамки смены без переработки. Первый перерыв должен наступить не ранее чем через 4 часа после начала смены. Разрывной график устанавливается только при согласии шофера. Водитель проводит перерыв в месте, оборудованном для отдыха.
- Ненормированный. Такой график обычно составляется при суммированной отчетности.
Время управления автомобилем
Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.
Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.
Примечание. До 31 декабря 2020 года существовало дополнительное ограничение при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов. Максимальное время управления в этих случаях не должно было превышать 8 часов.
Кроме того, время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов не более 2-х раз в неделю.
Примечание. До 31 декабря 2021 года также допускалось ведение суммированного учета времени управления автобусом при управлении городскими и пригородными автобусами. Эта возможность отменена с 1 января 2021 года.
Требования к тахографам
Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.
Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.
Современные тахографы имеют следующие функции:
- определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
- регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
- определять координаты нахождения и регистрировать их;
- определять пройденное расстояние (пробег).
Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:
- наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
- сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
- срок действия карты (три года от даты выдачи).
Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:
- соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
- соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
- иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
- иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
- быть исправным в момент выезда на маршрут.
Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:
- наличия тахографа в транспортном средстве;
- работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
- наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.
При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.
На кого не распространяются новые нормы:
Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:
- Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
- Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
- Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
- Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
- Водители, занятые на международных перевозках.
- Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.
Использование тахографа
Для регистрации фактического трудового времени работников автотранспорта применяют особое автоматическое контрольное устройство. Устанавливается оно на транспортное средство. Тахограф регистрирует скорость движения автотранспорта и режим труда работника, находящегося за рулем.
Отслеживать на постоянной основе график труда и отдыха водителей по тахографу обязывает Закон о безопасности дорожного движения (196-ФЗ, статья 20). Отслеживать его обязательно на транспортных средствах, предназначенных для:
- перевозки пассажиров, при наличии более восьми мест для сидения пассажиров;
- перевозки грузов, имеющих максимальную массу от 3,5 до 12 тонн и свыше 12 тонн.
Непосредственно отслеживать режим труда и отдыха водителя по тахографу в 2020 году должны следующие лица:
- сами работники автотранспорта;
- должностные лица организации, отправившей сотрудника в рейс;
- работники контролирующих органов в рамках проверки соблюдения норм рабочего времени работников автотранспорта.
Время работы и отдыха водителя по закону
Законодательство требует выполнение следующих правил:
- Трудовой день должен быть не более 9 часов. Дважды в неделю можно переработать еще на один час, но не больше.
- Непрерывно за рулем можно находиться по 4,5 часа, далее необходим отдых на 45 минут. Дальше время безостановочного движения сокращается до двух часов.
- Предусмотрен полноценный обеденный перерыв – от получаса до двух.
- За рабочую неделю можно находиться в дороге не более 56 часов.
Но есть и исключения, когда в день можно находиться за рулем половину суток:
- Если междугородная или международная транспортировка требует срочной доставки пассажиров или груза, при этом нет возможности на полноценную остановку и отдых.
- Если это человек, управляющий маршрутным автобусом.
- Если шофер – работник гос.структур: больницы, МЧС, почты, образовательного учреждения.