Опека, попечительство, патронаж

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опека, попечительство, патронаж». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
  4. Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
  6. Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»

Специальная литература

  1. Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
  2. Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
  3. Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
  4. Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
  5. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
  6. Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
  7. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
  8. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
  9. Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
  10. Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
  11. Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
  12. Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
  13. Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
  14. Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
  15. Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
  16. Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
  17. Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
  18. Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
  19. Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
  20. Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
  21. Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
  22. Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
  23. Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.

Функции органов, защищающих права граждан, которые не могут исполнять свои гражданские обязанности

  1. Выявление лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве.
  2. Патронаж над дееспособными гражданами.
  3. Обращение в органы правосудия для признания человека недееспособным или, наоборот, для восстановления его дееспособности.
  4. Ведение строгого контроля над работой опекунов, закрепленных за недееспособными гражданами.
  5. Осуществление пристального наблюдения за деятельностью учреждений, куда были помещены ограниченно дееспособные или недееспособные лица.
  6. Установление патронажа над дееспособными гражданами, неспособными самостоятельно справиться со своими обязанностями. Заключается на основании договора поручения или договора на управление имуществом человека.
  7. Выявление нарушений в деятельности помощников или опекунов и последующее отстранение их от своих обязанностей.
  8. Поиск новых попечителей или опекунов на место тех, кто в добровольном порядке отказался от дальнейшей работы со своими подопечными.
  9. Предоставление разрешений на совершение сделок опекунов или помощников с имуществом своих опекаемых или подопечных. Например, отчуждение имущества, в котором проживают члены семьи подопечного гражданина.
  10. Представление интересов граждан в органах правосудия по отношению как к любым третьим лицам, так и к их опекунам и попечителям, которые в неполной мере или не должным образом представляли их интересы.
  11. Если лицо, находящееся под опекой или патронажем, переезжает на новое место жительства, то органы на местах передают всю необходимую информацию в те органы, которые теперь будут заниматься данным гражданином.
  12. Рассмотрение обращений граждан и подготовка ответов на них.
  13. Контроль над действиями помощника, осуществляющего патронаж над дееспособными гражданами, и сообщение подопечным о его неправомерных действиях.
  14. Выступление законными представителями у недееспособных граждан (если отсутствуют родственники) при применении принудительных медицинских мер, установленных судом.

Порядок установления патронажа

Патронаж над дееспособными гражданами должен устанавливаться в порядке, который определяется действующим законодательством. В первую очередь обеим сторонам для этого необходимо предоставить:

  • Заявление лица, нуждающегося в патронаже по состоянию здоровья. Оно регистрируются в специальном журнале.
  • Согласие лица, у которого есть желание установить патронаж над этим гражданином. Оно обязательно оформляется в письменной форме.
  • Документы, подтверждающие их личность.
  • Выписка из домовой книги. Гражданин, нуждающийся в дополнительном уходе, должен доказать, что имеет постоянное место жительство.
  • Медицинские справки, которые могут подтвердить факт того, что гражданин действительно нуждается в патронаже.
  • Справки от врачей-специалистов, подтверждающие, что лицо, желающее установить патронаж, не состоит на учете у нарколога и может осуществлять свои обязанности.
  • Автобиография помощника, а также справка с его места работы.
  • Согласие на патронаж членов семьи будущего помощника дееспособного лица.
  • Договор, который заключают между собой стороны.

К помощнику всегда предъявляются достаточно высокие требования. Он проверяется достаточно тщательно, особенно его личные качества. Также происходит определение возможностей патрона выполнять свои задачи. При этом орган власти, который занимается установлением патронажа, имеет право запрашивать любые документы из любых учреждений для подтверждения личности помощника.

Важно знать, что патроном не может быть лицо, которое обслуживает гражданина по поручению других социальных организаций. Помощником редко назначают лиц, которые проживают слишком далеко от своего подопечного.

Понятие опеки и попечительства

Опека и попечительство — это комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами. которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав. Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных как с семейным, так и гражданским законодательством.

Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы — опеки и попечительства. Общим для этих институтов является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Каждый участник правовых отношений, в том числе и гражданин, должен обладать правосубъектностью . Она складывается из двух составляющих: правоспособности и дееспособности. Правоспособность — это способность индивида иметь права и нести обязанности. Дееспособность — это способность своими действиями приобретать права, принимать на себя обязанности и исполнять их. Дееспособным гражданин признается по достижении определенного возраста. В гражданском праве он равен 18 годам. Гражданин, достигший этого возраста вправе самостоятельно осуществлять весь объем прав и обязанностей, закрепленный в законе. Существует также понятие частичной дееспособности. Частично дееспособными признаются лица в возрасте от 14 до 18 лет.

Дееспособность гражданина, достигшего 18-ти лет, может быть ограничена решением суда. Причиной этому может послужить злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами. в том случае, если из-за подобных действий в тяжелое материальное положение ставится его семья. Над ним устанавливается попечительство. Такой гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком и другими доходами он может лишь с согласия попечителя. Если основания, способствовавшие ограничению дееспособности отпали. суд признает гражданина полностью дееспособным, попечительство отменяется.

Частично дееспособный гражданин в соответствии с ГК РФ вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком или другими доходами. совершать мелкие бытовые сделки, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а также осуществлять другие действия, предусмотренные законом. Более серьезные сделки они могут совершать с согласия своих законных представителей, к которым относятся родители, усыновители и попечители. Лица, не достигшие 14-ти лет, признаются в гражданском праве недееспособными. Гражданский закон выделяет в данном периоде два промежутках с рождения до 6-ти лет и с 6-ти до 14-ти лет. Дети, чей возраст соответствует первому промежутку, признаются полностью недееспособными. Малолетние в возрасте от 6-ти до 14-ти лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки и распоряжаться средствами, предоставленными его законными представителями.

Достижение гражданином 18-ти лет не является единственным условием признания его дееспособным. Для того, чтобы максимально полно реализовывать свои права и исполнять обязанности гражданин должен быть психически вменяем. Отсутствие этого фактора ведет к признанию гражданина недееспособным решением суда и к установлению над ним опеки. Все сделки от лица гражданина. признанного недееспособным осуществляют его опекуны. Возможна также ситуация, когда гражданин, будучи полностью дееспособным, тем не менее не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности по состоянию здоровья. В этом случае по просьбе гражданина над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Заявление о расчете задолженности по алиментам судебному приставу: образец

Между опекой и попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель является лишь помощником своего подопечного. Учитывая возраст наступления дееспособности, в гражданском праве опеку над несовершеннолетним устанавливают до достижения им 14-ти лет, с 14-ти до 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство.

Обязанности помощника

Деятельность помощника дееспособного лица не подлежит никакому вознаграждению. Тем не менее, в некоторых случаях законодательство это предусматривает. Главной обязанностью всех патронов является защита интересов и прав своих подопечных. А так как эти лица имеют серьезные проблемы со здоровьем, то помощники обязаны обеспечивать их необходимым лечением.

Патрон обязан оказывать помощь подопечному при совершении им различных действий, направленных на защиту прав или выполнение обязанностей. Кроме этого, в компетенции помощника находится защита подопечного от недобросовестных третьих лиц. Патрон должен всегда поддерживать связь с уполномоченным органом власти, сообщая о важных изменениях в своей жизни и жизни подопечного.

Читайте также:  Двойное гражданство между Россией и Казахстаном в 2023 году

Например, обязательно следует сообщить о смене места жительства и т. д. В этом случае муниципалитет обязан сообщить по месту переезда подопечного о необходимости вести контроль. Туда обязательно передается и наблюдательное дело.

Без правильно составленного соглашения между сторонами патронаж не может осуществляться в полную силу. А договор, содержащий права и обязанности обоих участников, облегчит им их выполнение. Особенно, если подопечный имеет серьезные заболевания. Все обязанности помощника перечисляются очень подробно, начиная от бытовых вопросов и заканчивая представительством в судах и других государственных учреждениях.

Это соглашение можно легко расторгнуть, причем в одностороннем порядке. В случае, если со стороны помощника были обнаружены незаконные действия, договор расторгается судом по требованию подопечного или должностного лица.

Как оформить опекунство над пожилым человеком или инвалидом

Пожилые люди и инвалиды 1 и 2 группы, часто не способны полностью отвечать за свои действия. Иногда данная особенность угрожает их жизни и жизни окружающих. В случае, если суд признает такого человека недееспособным, ему назначается опекун. Если лицо признается частично дееспособным — над ним устанавливается попечительство.

Для того, чтобы получить положительное решение, необходимо направить запрос в орган опеки и попечительства. Данная инстанция собирает доказательства недееспособности подопечного и направляет пакет документов в суд.

После того как суд вынес решение, опекуну необходимо снова явиться в орган опеки. В течение 7 дней с момента повторного обращения сотрудники муниципальной организации проведут проверку жилищных условий заявителя и оценят степень подготовки жилого помещения.

Оформление опеки над людьми, старше 80 лет, происходит по такому же алгоритму. Если пожилой человек признан дееспособным, назначается патронаж. Стоит учесть, что Фонд социального страхования оказывает дополнительную финансовую помощь для лиц, старше 80 лет. Цель данных выплат — покрытие расходов за патронажное попечительство. Если имеет место факт установления полной опеки, денежная компенсация оформляется опекуном. Главное условие, опекун должен быть признан официально неработающим.

Следует учесть, что 2 группа инвалидности должна ежегодно подтверждаться. Если МСЭК изменит группу, то опекуну придется пройти новую процедуру установления опеки.

Инвалидность 2 группы дает человеку в любой момент отказаться от помощи попечителя. 1 группа инвалидности характеризуется полным отсутствием самообслуживания.

Какие документы необходимо подготовить для оформления опекунства

Для того, чтобы подтвердить свое желание стать опекуном, необходимо предоставить в орган опеки и попечительства такие документы:

  1. Заявление.
  2. Автобиографию.
  3. Паспорт либо другой документ, подтверждающий личность.
  4. Медицинская справка о состоянии здоровья.
  5. Справка с места работы либо иной документ, отражающий уровень доходов.
  6. Справка об отсутствии судимости.
  7. Справка от нарколога.
  8. Документ, подтверждающий наличие жилплощади.
  9. Согласие лиц, проживающих с заявителем на одной жилплощади.
  10. Заключение МСЭК о присвоении группы инвалидности.
  11. Решение суда о признании лица недееспособным.

Это общий пакет документов. Следует учесть, что в каждом конкретном случае заявителю могут понадобиться дополнительные справки.

Понятие, цели и функции патронажа

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это добровольная и неоплачиваемая помощь, которая заключается в большом количестве выполняемых ими функций. Этот человек решает не только большинство юридических вопросов, но и бытовых в том числе. Кроме того, нередко патрон является для своего подопечного советчиком.

Но, несмотря на то, что это благотворительная деятельность, нередко подопечные устанавливают своим патронам плату за услуги. Это возможно только по личной инициативе лица, так как закон не вправе вмешиваться в финансовые отношения между патроном и его подопечным.

Все сделки, которые осуществляет помощник для своего подопечного, требуют согласия.

Ведь гражданин хоть и нуждается в дополнительной помощи, все же остается полноценным и дееспособным. Деятельность патрона подлежит контролю со стороны органов власти, которые осуществляют проверки в течение всего периода, пока длится патронаж.

Патронаж — это форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Некоторые путают понятие патронаЖа с патронаТом, а также относят к опеке или попечительству. Нет, патронаж — это отдельная форма, особенностью которой является то, что субъектом является дееспособное лицо.
Вопросы патронажа регулируются на законодательном уровне:

  1. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве»
  2. Гражданский кодекс:
    • Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами.
    • Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного.

Статья 123 СК рассматривает патронат над ребенком из детского дома как вид опеки и попечительства. Его появление в России предварено историческими аспектами, так как впервые он появился еще во времена Екатерины II. Гораздо позже, во времена Второй мировой войны, патронат использовали для воспитания детей погибших военных. Отметим, что еще большее распространение патронат получил за пределами нашей страны, где уже множество лет действуют зарубежные аналоги – фостеровские семьи. Поэтому чтобы определить, что такое патронат и патронатная семья, правильнее всего обратиться к правовой доктрине.

Патронатным воспитанием принято считать форму семейного устройства детей, в рамках которой права и обязанности по их воспитанию, а также защите прав и интересов обязательно распределяются между патронатным воспитателем и органом опеки или уполномоченной им организацией.

Суть такого устройства в том, что оно позволяет обеспечить полноценную педагогическую и воспитательную работу на протяжении всего времени пребывания ребенка в семье. При этом патронат признается весьма гибкой формой устройства, так как допускает передачу детей для патронатного воспитания еще до обретения им официального юридического статуса – сразу после изъятия из проблемных семей, вместо отправления в приют.

Обратим внимание, что патронат действует не по всей России, а лишь в тех регионах, где это определено законодательно и при этом учреждены специальные организации, уполномоченные на патронатное воспитание органами опеки, – так называемая патронатная служба. Данная организация занимается заключением специальных патронатных договоров с семьями и их последующим сопровождением.

Отметим, что патронат наряду с приемной семьей является возмездной формой опеки – за это семьи получают вознаграждение.

Поэтому патронат часто воспринимается не только как форма воспитания, но и как вид социальной помощи детям. Чтоб понять это, необходимо рассмотреть существующие виды патроната.

Порядок прекращения патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином

Цель социального патронажа – это помощь дееспособному лицу при совершении им любых юридических действий, которые он не может совершить самостоятельно.

Тем не менее, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами прекращается по разным причинам.

Читайте также:  Помощь многодетным семьям в 2023 году

Основания для прекращения социального патронажа содержит Гражданский кодекс РФ. Чаще всего это происходит из-за того, что заканчивается тот или иной договор, заключенный между сторонами, так как цель попечительства исчезает. Или патронаж прекращает сам гражданин по своим личным причинам. Автоматически прекращение происходит из-за смерти подопечного.

Существует установленный порядок прекращения социального патронажа. Муниципалитет в этом случае обязан осуществить оформление постановления. Его обязательно подшивают к наблюдательному делу. Но постановление не нужно оформлять, если патронаж прекратился из-за смерти гражданина, который в нем нуждался. В этой ситуации патронаж аннулируется в течение 3 дней.

Патронаж – это отличный способ помочь людям, которые не могут самостоятельно защищать своим права и способности, оставаясь при этом дееспособными. Государство идет навстречу тем, кто собирается взять под такую опеку граждан.

Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Наряду с именем, индивидуализирующими признаками граждан являются их место жительства и акты гражданского состояния.

Место жительства гражданинаважный элемент его правового статуса. Согласно п. 1 ст. 20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства малолетних и подопечных граждан признается место жительства их законных представителей (п. 2 ст. 20 ГК). Важно отличать место пребывания гражданина и его место жительства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон о праве граждан на свободу передвижения) местом пребывания признаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Напротив, место жительства – это жилое помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды или на других законных основаниях (жилой дом, квартира, общежитие, дом для ветеранов, либо другой специализированный дом).

Закон о праве граждан на свободу передвижения установил регистрационный учет граждан по месту их жительства и пребывания. На его основе постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вместе с тем, в Москве и Московской области подзаконными актами установлены некоторые особенности регистрации граждан по сравнению с актами федерального значения.

Важные особенности присущи определению места жительства (и в целом гражданско-правовому статусу) беженцев, переселенцев и вынужденных переселенцев:

– переселенцы – это граждане, меняющие место жительства в связи с переездом на жительство в другую местность по решению компетентных государственных органов в связи с объективными событиями (радиоактивное заражение территории, строительство гидростанции, железнодорожной линии и т. п.) и с предоставлением жилья по новому месту жительства.

– вынужденными переселенцами признаются граждане, покидающие прежнее место жительства вследствие преследования их или членов их семей, совершения над ними насилия по мотивам расовой либо национальной принадлежности, вероисповедания, языка или политических убеждений. В соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» в качестве вынужденных переселенцев могут выступать граждане Российской Федерации, проживавшие на территории как иностранного государства, так и другого субъекта РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Вынужденный переселенец получает в территориальном органе миграционной службы удостоверение с правом самостоятельного выбора места жительства на территории России.

беженцем согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Закон о беженцах) признается, в частности, лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Как и вынужденный переселенец, беженец признается таковым по решению органа миграционной службы и приобретает комплекс прав и обязанностей, перечисленных в ст. 8 Закона о беженцах, в том числе право пользования жильем, предоставленным в определенном Правительством РФ порядке из фонда жилья для временного поселения. В дальнейшем беженец вправе либо ходатайствовать о предоставлении ему гражданства Российской Федерации или права постоянного проживания на территории РФ, либо добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания.

Важную роль в правоотношениях, связанных с миграцией граждан, играют подразделения федеральной миграционной службы (ФМС). При этом одной из основных функций подразделения по делам миграции является обеспечение применения в соответствии с российским законодательством порядка предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца.

Актами гражданского состоянияпризнаются юридические факты, которые согласно закону подлежат регистрации в органах ЗАГС. Статья 47 ГК содержит исчерпывающий (т. е. не подлежащий расширению) перечень актов гражданского состояния, в который вошли такие события, как рождение и смерть, и такие действия, как заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени. Целью государственной регистрации этих юридических фактов является установление бесспорного доказательства того, что указанные события и действия имели место, а также того, когда они произошли, так как с подобными юридическими фактами связано правовое положение гражданина в обществе. В частности, с рождением связано возникновение гражданской правоспособности. Регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС путем внесения соответствующих записей в актовые книги, на основании которых гражданам выдаются соответствующие свидетельства. Срок хранения актовых книг – 75 лет со дня составления записей. По истечении указанного срока актовые книги передаются в государственные архивы.

По заявлению заинтересованных лиц, решению суда, решению административных органов и в иных случаях в записи актов гражданского состояния могут быть внесены изменения или исправления. Аннулирование записей актов гражданского состояния и их восстановление производится органом ЗАГС на основании решения суда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *