Права и обязанности судебного пристава

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности судебного пристава». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы понять правовое положение сотрудников ФССП необходимо углубиться в историю, поскольку в истории современной России, это силовое ведомство является одним из самых молодых. Создана служба по обеспечению исполнения решений судебной власти 1 января 1998 года. В СССР аналога этой службы не существовало. Однако, в истории Российского государства институт судебных приставов существовал уже в первые века становления государственности. Первые приставы появились в Новгородской и Псковской Республиках не позднее начала XII века.

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы,

  • защищать права граждан и государства,

  • достойно переносить трудности профессии,

  • соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

ГЛАВА 3.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНЫМ ПРИСТАВОМ-ИСПОЛНИТЕЛЕММЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества и экономические преобразования: развитие предпринимательской деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения собственностью, появление новых субъектов экономических и правовых отношений, возникновение и развитие рыночной экономики привело к резкому росту количеств исковых заявлений и соответственно взысканий. Вследствие чего, возникла необходимость организации новой системы принудительного исполнения, вступивших в законную силу судебных решений, что в свою очередь, гарантировало бы реализацию предписаний правовых норм и авторитета судебной власти. Кроме того, к исполнению судебных решений добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», задача по реструктуризации Министерства юстиции Российской Федерации и созданию подведомственных ему федеральных служб завершена. В соответствии с данным указом проведена реорганизация службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации в Федеральную службу судебных приставов. Под руководством Министра юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайки реализована задача по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с новой структурой, задачами и функциями федеральных органов исполнительной власти в сфере юстиции.

Востребованность службы судебных приставов ни у кого не вызывает сомнений, зарекомендовав себя как достаточно действенная правоохранительная структура. Следует учесть, что служба судебных приставов находится в процессе совершенствования. Осуществляются меры по наиболее эффективному и полному исполнению судебных актов и актов других органов, обеспечению установленного порядка деятельности судов. В данный момент служба судебных приставов с указанными задачами успешно справляется.

В целях реализации указанных задач 06 ноября 1997 года была создана служба судебных приставов в системе органов Министерства юстиции Российской Федерациикоторой переданы функции по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Возрождение института судебных приставов позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций, а также явилось эффективным методом пополнения бюджетов всех уровней.

Значительным шагом вперед стало принятие Федеральных законов от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ « «О судебных приставах», и от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Названные законы четко определили цели, задачи и правовую основу деятельности судебных приставов, установили требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава, порядок назначения и освобождения их от должности, обязанности и права судебных приставов, порядок обжалования их действий в суд, гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.

Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью совершенствования правового положения судебных приставов и условий реализации ими своих функций, развития специализации, поиска более совершенных форм и методов управления Федеральной службой судебных приставов, взаимодействия с органами государственной власти, формирования профессионального ядра службы судебных приставов.

В настоящее время данная тема является весьма актуальной, так как в связи с большим ростом числа законов и других нормативно — правовых актов все более и более на первый план стала выходить проблема реализации законодательства. В обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию поведения человека. Если предписания правовых норм не реализуется в действиях участников гражданского оборота и публично — правовых отношений, то такое право, по сути дела, не является действующим и существующим. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.

В связи с вышесказанным изучение правового положения судебного пристава-исполнителя в Российской Федерации является актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Целью исследования выпускной квалификационной работы является — исследование правового положения судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть исторический аспект формирования и развития института судебных приставов в России.

2.Исследовать права и обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего, а так же специальноеположение судебного пристава-исполнителя.

3.Определить место и роль судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.

4.Рассмотреть меры принудительного исполнения применяемые судебным приставом-исполнителем при осуществлении своих должностных обязанностей.

5.Выявить пробелы законодательства, регламентирующего организацию и деятельность службы судебных приставов.

Задачи работы заключаются в изучении, во-первых, понятия службы судебных приставов и их основных признаков; во-вторых, собственно юридическое положение судебного пристава; в-третьих, организации деятельности Федеральной Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, субъекта РФ, организации деятельности территориального отдела Федеральной Службы судебных приставов. Разработка проблем, связанных с правовым положением определяет актуальность данной темы.

Методологическую основу дипломной работы составляет системный подход к изучению данной темы, также используется сравнительный, статистический, исторический, а также функциональный методы исследования.

Правовую основу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон «О судебных приставах», Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты затрагивающие правовоеположение судебного пристава-исполнителя.

В работе были проанализированы труды различных ученых правоведов: В.А.Гуреева,А.П.Иващенко, И.Б.Морозовой, А.М.Треушникова, Н.А.Винниченко, А.Ф.Смирнова, С.А.Савченко, И.М. Аставской.и др.

Нормативно — правовая база состоит из Федерального закона « О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118- ФЗ (ред. от 25.11.2009) // «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3590, Федерального закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27.05.2003(ред. от 01.12.2007)// «Российская газета», N 104, 31.05.2003, Федерального закона «О государственной гражданской службе» от 27.04.2004 № 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010)// «Парламентская газета», N 140-141, 31.07.2004, Федерального закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 27.09.2009, с изм. от 17.12.2009)// «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, N 41, ст. 4849.

Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три раздела, разбитых на параграфы, заключение и список используемых источников.

Правовой статус личности: характеристика, структура, виды. Особенности правового статуса судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Проводимая в стране судебная и административная реформы, анализ правовых основ организации и деятельности органов и учреждений юстиции, позволили по-иному взглянуть на правовой статус органов и учреждений юстиции и их работников.

Читайте также:  Когда и как производят личный досмотр

Административная реформа «как комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства — государственной администрации, её функций, форм и методов деятельности»1 также сказалась на статусе органов, учреждений юстиции и персонала. С одной стороны идёт поиск новых управленческих уровней, структур, с другой стороны — формируется новая нормативно-правовая основа государственно-служебных отношений. В становлении модели управления органов и учреждений юстиции, отвечающей рыночным условиям, сыграли очень важную роль следующие нормативные акты, например, указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года № 642 «О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации»2, указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» , постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года

№ 1177 «Об утверждении концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации»1, указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 года № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»2, указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»4 и др. После реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 годы, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583 была утверждена новая федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы». Основной целью Программы является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Для реализации цели Программы необходимо решить следующие задачи: обеспечение открытости и прозрачности правосудия; повышение доверия к правосудию, в том числе путём повышения эффективности и качества рассмотрения дел; создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности; обеспечение независимости судей; повышения уровня исполнения судебных решений. В Программе речь идёт об исполнительном производстве, а это значит, что эффективность данного производства зависит от статуса судебных приставов. Соответственно качество исполнения должностных обязанностей судебных приставов должно быть поднято на новый уровень. Поэтому перед Федеральной службой судебных приставов стоит задача пересмотра объёма прав и обязанностей судебных приставов в целях реализации программных положений, направленных на развитие судебной реформы. В подтверждении этого можно сослаться на Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы», в которой отмечается, что «уровень принудительного исполнения судебных актов не превышает 52 процентов. Неэффективная система исполнения судебных решений отрицательно влияет на работу судебной системы по рассмотрению и разрешению споров». От реализации положений судебной реформы зависит, каким будет наше государство? Правовым! Или государством, где принятые законы не работают. Соответственно исполнение решений судов является одним из элементов функционирования судебной российской системы.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину судебную защиту своих прав и свобод. «Структуру субъективного права на судебную защиту составляет совокупность определённых законом правомочий субъекта: право-поведение возможность определённого поведения управомоченной стороны, причём гарантированного поведения. Оно проявляется, например, в праве гражданина обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и свобод; право-требование — возможность требовать соответствующего поведения от других лиц. Данное право заключается, в частности, в праве на справедливое рассмотрение дела на основании норм материального и процессуального права; право-притязание — возможность в случае необходимости прибегнуть к мерам государственного принуждения.

Общая характеристика правового статуса судебного пристава

Основные элементы правового статуса любого субъекта права —

права (полномочия) и обязанности, юридическая ответственность.

Судебный пристав является государственным служащим. Причем судебный пристав является гражданским служащим. Поэтому правовой статус судебного пристава как государственного гражданского служащего включает также ограничения, запреты, правила служебного поведения, поощрения.

Правовой статус судебных приставов определяется в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральном законе «О судебных приставах», Федеральном законе «Об исполнительном производстве».

Правовой статус судебного пристава можно разделить на: 1) общий; 2) специальный.

Общий правовой статус судебного пристава — это его правовой статус как любого государственного служащего. В рамках общего правового статуса судебного пристава рассмотрим центральный его элемент: права и обязанности (табл. 3).

Таблица 3. Права и обязанности судебного пристава (Ф3№ 79)

Обязанности (ст. 15)

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные

Продолжение табл. 3 ?

Продолжение табл. 3

Обязанности (ст. 15)

  • 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • 4) оплата труда и другие выплаты

в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

  • 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  • 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;

  • 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные

в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

Обязанности (ст. 15)

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения

и иные организации;

  • 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • 9) защиту сведений о нем как о гражданском служащем;
  • 10) должностной рост на конкурсной основе;
  • 11) профессиональная переподготовка, повышение квалификации

и стажировка в порядке, установленном федеральными законами;

  • 12) членство в профессиональном союзе;
  • 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами;
  • 14) проведение по его заявлению служебной проверки;
  • 15) защита своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
  • 16) медицинское страхование в соответствии с федеральными законами;
  • 17) государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.

Читайте также:  Новое в 2023 году: выплаты, льготы и федеральные программы

Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы,
  • защищать права граждан и государства,
  • достойно переносить трудности профессии,
  • соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

Меры принудительного исполнения

Некоторые меры принудительного исполнения в последнее время нашли особенный отклик у наших должников и ответчиков по суду:

1. Ограничение на выезд за границу.

Если в течение 2 месяцев после срока, отведенного на добровольное исполнение решения суда, ответчик так его и не исполнил, пристав имеет право запретить выезд должнику за пределы страны.

Требования суда, невыполнение которых грозит закрытием границы:

  • уплата алиментов, возмещение материального и морального вреда потерпевшему по делу, если сумма более 10 000 руб.;
  • требования, которые не связаны с возмещением денег;
  • другие требования, если сумма долга более 30 000 руб.

2. Временное ограничение на управление транспортными средствами (автомобили, водный и воздушный транспорт, мотоциклы, квадроциклы и др.)

Это решение не может быть принято в случае, если транспорт:

  • единственный источник дохода для должника и членов его семьи;
  • единственное средство передвижения в отдаленной местности;
  • используется для перевозки инвалида.

А также, если задолженность по исполнительному листу не более 10 000 руб.

3. Взыскание на имущество должника (деньги, ценные бумаги, другие ценности, движимое и недвижимое имущество).

Оно подлежит изъятию и передаче взыскателю или реализации с целью возмещения долга по исполнительному листу.

Далеко не на все имущество может быть обращено взыскание. Вот некоторые ограничения:

  • жилые помещения на праве собственности, если это единственные пригодные для проживания помещения;
  • одежда и обувь должника, предметы домашней обстановки за исключением предметов роскоши и драгоценностей;
  • имущество, которое необходимо для профессиональной деятельности должника и др.

Изучение поправки 2019 года, действующая и в 2019 году, дает возможность объективно оценивать полномочия и права судебного пристава. Таким образом, можно предупредить нарушение гражданских прав.

Следует отметить, что наличие задолженности у гражданина не означает лишение его прав. Однако неукоснительно действовать, согласно закону, неплательщик обязан.

Данный обзор посвящен ФЗ №118, регламентирующего действия и меры, предпринимаемые судебными приставами. Обратите внимание, что не каждый человек, при получении исполнительного листа, выполняет распоряжения судебной власти, т.к. считает их рекомендациями. В таких ситуациях правоохранительные органа не вступают в дело, т.к. процесс уже прошел. Поэтому именно судебные инспекторы осуществляют контроль над выполнением постановления.

До 2019 года действовали Федеральные законы, принятые ещё в девяностых. Изменений удалось добиться сравнительно недавно. Тем не менее поправки произошли в пользу ФССП. Так, Федеральный закон о судебных приставах статьей № 12 наделяет приставов следующими возможностями:

  • Проводить меры для обеспечения исполнительных листов.
  • Анализировать претензии и заявления от всех участников производства.
  • Не препятствовать в доступен к документации по данному делу.
  • Отказать от исполнения решения суда, если есть личный интерес.

Изменения для Федерального законопроекта №118 поступили в состав реформы только в 2019 году. Таким образом, Законодательство РФ усилило влияние и расширило полномочия службы ФССП. Руководствуясь этими изменениями должники теперь не могут игнорировать инспекторов. Отныне, сотрудники федеральной службы исполнения решения судов, стали похожи на правоохранительные органы.

При этом, судоприставы обладают такими правами, как:

  • Вызывать в отделение участников исполнительного производства для получения информации.
  • Иметь доступ к необходимым сведениям.
  • Организовывать мероприятия по проверке.
  • Получать разрешение на доступ в помещения, на основании постановления старшего инспектора ФССП.
  • Объявлять неплательщика в розыск.
  • Накладывать арест на любое имущество, если оно не входит в перечень исключительных.

Когда к должнику приходят судоприставы, это в первую очередь говорит о том, что добровольно неплательщик не будет погашать долг. Ввиду этого, могут применять разнообразные меры, вплоть до административного ареста. А такие меры, как наложение ареста на имущества расцениваются, как единственно возможные для исполнения решения суда.

Закон на стороне должника-заемщика?

Помимо вышеописанных поправок, были внесены изменения, которые касаются ареста финансов на банковском счете неплательщика. При исполнении судебного решения, пристав обладает правом направить постановление в банк, который обслуживает счет должника. На основании исполнительного листа, банковская организация без уведомления владельца счет блокирует средства и перечисляет их на счет взыскателя. При этом отстоять свои права гражданину не так легко. Более того, сами банки-кредиторы после просрочки платежей, через два месяца могут обратиться в ФССП.

Единственный выход у неплательщика – доказать, что заблокированный счет является единственным источником средств к существованию.

Также руководствуясь ФЗ №229, должник может подать заявление и информировать через него, что банковский счет является зарплатным или на него перечисляются средства, внесенные в исключительный список. На основании заявления и представленных доказательств, судопристав снимет ограничения. Но взыскание со счета уже продолжиться в размере от 50% до 70% от поступающих сумм.

Права судебных приставов

Судебный пристав имеет право:

Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;

Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;

Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;

Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;

Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.

Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;

Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;

Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.

Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;

Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;

Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;

Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

Основные обязанности судебного пристава-исполнителя заключаются в исполнении решений, которые чаще всего связаны с взысканием денег или арестом имущества, подлежащего реализации для получения необходимых финансов.

Взыскание — наложение ареста с последующим изъятием средств как наличных, так и безналичных (находящихся на виртуальных или банковских счетах человека с задолженностью). После ареста имущества следует его продажа (реализация), а средства, вырученные в этом случае, используются для погашения долга.

Кроме того, мерами, стимулирующими к погашению долга, могут выступать: запрет на выезд за границы РФ, выдачу загранпаспорта, запрет отчуждения движимого или недвижимого имущества. Также под запрет подпадают плоды интеллектуальной деятельности.

Судебный пристав – кто он и каковы его полномочия

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Минюсту России.

Возглавляет ФССП России директор Федеральной службы судебных приставов — Главный судебный пристав Российской Федерации (далее — директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий. Он руководит Службой в целом (в масштабах Российской Федерации) и ответствен за выполнение стоящих перед ней задач.

Читайте также:  Как заполнить транспортную накладную

Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов — заместителей Главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.

В субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях) образованы Федеральные службы судебных приставов субъектов Российской Федерации, возглавляемые в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О судебных приставах» Главными судебными приставами субъектов Российской Федерации, которые осуществляют руководство соответствующей службой судебных приставов, координируют и контролируют их деятельность.

В составе Федеральных служб судебных приставов субъектов Российской Федерации действуют районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, возглавляемые в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О судебных приставах» старшими судебными приставами. Данные подразделения являются основным звеном Службы судебных приставов и включают в себя должности судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Правовое положение Службы судебных приставов таково, что фактически возводит ее в ранг правоохранительной структуры, поскольку, исполняя свои служебные обязанности, судебные приставы вправе:

— разыскивать, арестовывать и изымать имущество должников и принадлежащие им денежные средства;

— реализовывать изъятое имущество;

— производить финансовые операции, необходимые для удовлетворения требований взыскателей, законность и обоснованность которых подтверждена судебными актами и актами иных уполномоченных законом органов;

— применять к лицам, не выполняющим требования судов или иных уполномоченных законом органов, меры принудительного характера (приводы, штрафные санкции, представление о возбуждении уголовного дела и др.);

— применять в необходимых случаях огнестрельное оружие и специальные средства;

— привлекать к участию в исполнительном производстве граждан и организации, в том числе работников органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Функциональные возможности судебных приставов (в сравнении с их предшественниками — судебными исполнителями) значительно возросли, поскольку действующим законодательством не только существенно расширены сфера и организационно-правовые формы их деятельности, но и введена определенная профессиональная специализация.

Одни из них — судебные приставы-исполнители — возбуждают и ведут исполнительное производство, в ходе которого предпринимают все необходимые меры по исполнению решения суда или иного уполномоченного законом органа.

Полномочия судебных приставов-исполнителей имеют несколько иную направленность и состоят в том, чтобы, применив все предусмотренные законом меры принудительного воздействия на лиц, не выполняющих требования суда или иного уполномоченного законом органа, добиться неукоснительного исполнения судебного решения (либо иного акта, вынесенного судом) или решения иного компетентного органа.

Осуществляя данные полномочия, судебный пристав-исполнитель принимает к производству исполнительный лист (либо иной исполнительный документ, предусмотренный законом), возбуждает исполнительное производство и выполняет комплекс мер принудительного характера (исполнительных действий), реализуемых в рамках установленных законом процессуальных процедур.

Права пристава-исполнителя

И права, и обязанности судебного пристава-исполнителя должны соблюдаться в согласовании с законами Российской Федерации. Согласно инструкции, составленной на основании закона, пристав имеет право на:

  • получение при осуществлении действий по исполнению постановления необходимой для работы информации, а также справок и прочих пояснений;
  • раздачу поручений прочим участникам процесса, касающихся совершения действий по выполнению поручения;
  • проверку работодателей на предмет выполнения исполнительных документов, касающихся работников, которые являются должниками, а также на проверку документов, которые ведутся в ходе;
  • проход в помещения, а также хранилища, которые принадлежат должникам или занимаются ими;
  • вскрытие данных помещений и проведение осмотра на совершение действий относительно помещений или хранилищ, которые принадлежат ответственным лицам (на основании решения суда);
  • арест, передачу на хранение, изъятие, реализацию имущества;
  • наложение специального ареста на средства или другие ценности, которые принадлежат должнику;
  • использование техпомещений как временных для хранения имущества, которое было изъято, а также право использования транспорта взыскателя, должника;
  • объявление в розыск человека, за которым числятся долги, а также подачу в розыск имущества этого человека или его ребенка;
  • вызов граждан или официальных лиц в суд по документам, которые находятся в производстве и исполнительным документам.

После того, как получено решение суда и дело запущено в производство, действия судебных приставов подвергаются четкой структуре:

  • принимается исполнительный лист;
  • возбуждается производство по исполнению решения;
  • должнику предоставляют срок, в течение которого он добровольно может погасить задолженность;
  • в ГИБДД, Госреестр отправляются соответствующие запросы, которые подтверждают или опровергают данные о задолженности;
  • выдается постановление, в котором указаны меры принудительного взыскания;
  • заключаются меры в наложении ареста или другом ограничении имущества в целях исполнения производства;
  • выпускается постановление об исполнительном сборе. Это решение выдается только после того, как официально установлено, что данное имущество принадлежит должнику;
  • выпускается постановление, которое говорит о завершении исполнительного производства. Данное постановление утверждает, что все принудительные меры были осуществлены и гражданин не имеет более задолженностей;
  • постановление о снятии мер. Данное постановление наиболее важное. После выполнения необходимых мероприятий с гражданина и его имущества снимаются все ограничения, наложенные ранее. Должно быть осуществлено в течение 3 дней с момента вынесения.

История создания службы судебных приставов

Это подразделение в структуре исполнительной власти, в привычном нам виде, была сформирована в итоге реформы министерства юстиции. Положение о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ 13 октября 2004 года. Но, невзирая на сравнительно небольшой срок деятельности, эта служба и профессия имеет очень глубокие исторические корни. История возникновения этой профессии начинает свой отсчет с 11-12 вв. н.э.

Первые исторические упоминания о судебных приставах можно найти и в «Русской правде» и в летописях Новгородской феодальной республики и в «Судебнике» 1479 года. Невзирая на то, что название должности звучало иначе (отроки, мечники, детские, подвойские и т.д.), суть их полномочий не изменилась и представляла собой исполнение денежных взысканий по решению судов.

Ситуация изменилась в XVII веке, когда, после принятия Земским Собором, Соборного уложения 1649 года, соотношение между имущественными и телесными наказаниями резко изменилось в сторону увеличения последних. Необходимость в специалисте для взыскания штрафов и пеней постепенно сходила на нет, и в начале XVIII века полномочиями судебных приставов наделили полицию.

В 1864 году император Александр II провел ряд реформ, которые в корне изменили ситуацию. Было принято решение возродить институт судебных приставов. Позже образована система приставов: существовали частные-становые приставы, городские следственные приставы, судебные.

В полномочия судебных приставов входили: привод, оповещение, получение денежных средств с должника до решения суда (чем не коллекторская деятельность?), исполнение судебных решений, доставка сторонам судопроизводства повесток и документов по судебным делам.

Что разрешается судебным приставам

  1. Судебные приставы могут обратить взыскание на собственность заемщика. Если у вас есть ноутбук, его могут арестовать и продать на аукционе, а вырученные от сделки деньги внести в счет погашения вашего кредита. Кроме того, могут быть взысканы ваши денежные средства на накопительном счете.
  2. Могут частично изыматься ваши периодические денежные средства (заработная плата, пенсия).
  3. Судебные приставы имеют право контролировать платежные документы заемщика на его месте работы, чтобы удостовериться, что из вашей оплаты труда поступают средства на погашение долга.
  4. Инспекторы могут входить в нежилые помещения, которые принадлежат заемщику, без его согласия на это.
  5. Самостоятельно оценивать имущество должника или привлекать к этому процессу оценщика.
  6. Продавать на аукционе вещи гражданина.
  7. Проводить розыск должника или привлекать органы внутренних дел для поиска ребенка.
  8. Запросить информацию у граждан, которые фигурируют в исполнительном производстве.
  9. Ограничивать передвижение должника за границу.
  10. Если у должника нет собственного имущества, может быть обращено взыскание на долю его имущества. Например, на половину совместно нажитого с супругом жилья или даже 1/5 долю в квартире.
  11. Банк по предписанию приставов обязан перевести деньги с дебетовой карты должника на погашение долга по мере их поступления на карту.
  12. В особых ситуациях применять физическую силу.
  13. Изъять 7% от суммы долга для компенсации исполнительского сбора в пользу инспекторов.
  14. Если должник намеренно скрывается от исполнителей и не реагирует на их извещения, специалисты могут вскрыть квартиру для того, чтобы найти должника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *