Новые формы отчетности для некоммерческих организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые формы отчетности для некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.

Налоговая отчётность НКО на ОСНО

НКО на ОСНО необходимо сдать НДС, 6-НДФЛ и налог на прибыль. Сдача деклараций по НДС и НДФЛ происходит ежеквартально. Налог на прибыль имеет нарастающий итог и сдаётся за квартал, полугодие, 9 месяцев и год: апрель, июль, октябрь и январь года, следующего за отчётным периодом.

НДС сдают до 25 числа месяца, следующего за истёкшим кварталом. Если операций по прибыли не было, сдаётся упрощённая декларация до 20 числа.

Некоммерческая организация с сотрудниками в штате сдаёт 6-НДФЛ. Отчётные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Налоговый отчёт на имущество сдают ежегодно до 30 марта, если у организации есть объект налогообложения.

Отчётность в Минюст России должна содержать в себе информацию о деятельности, информацию о персональном составе руководящих органов и документы о расходах. Её сдают до 15 апреля года, следующего за отчётным.

Также сдаче подлежит расчёт по страховым взносам. Отчётность сдают в налоговый орган каждое 30 число по истечении трёх месяцев: в апреле, июле, октябре и январе.

Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст

При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:

№ п/п Наименование принципа. Суть принципа.
1. Достоверность. Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.
2. Краткость. Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации.
3. Точность. Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется.
4. Соответствие форм. Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

Способы предоставления электронной отчётности

Как указывалось выше, некоммерческие организации имеют право на сдачу отчетности как в печатной, так и в электронной формах. Причем если опираться на существующие прогнозы, в ближайшее время все НКО будут переведены на единый способ сдачи отчетности – электронный документооборот с государственными органами. Рассмотрим подробно каким образом это происходит. Для предоставления отчета в Министерство Юстиции в электронной форме необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Именно здесь существует возможность указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:

  1. Загрузить уже составленный отчет в формате MSExcel.
  2. Заполнить вручную онлайн-форму отчета.

Все необходимые бланки и формы для заполнения на компьютере также есть в личном кабинете. Впервые данный сервис был запущен в 2010 году. Так что, на данный момент, он полностью проработан и работает стабильно, экономя время и силы многих бухгалтеров.

Ответственность за нарушение порядка сдачи отчетности НКО в Минюст

НКО, нарушившую порядок предоставления отчетности в Минюст, привлекут к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц составит от 300 до 500 руб., для юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. Но при первом нарушении суд может вынести предупреждение.

НКО за систематическое нарушение сроков предоставления отчетности могут ликвидировать через суд по инициативе Минюста (п. 10 ст. 32 закона №7-ФЗ). На казенные и бюджетные учреждения эта мера не распространяется.

Перед тем, как обратиться в суд, Минюст направит организации письменное требование об устранении нарушений с указанием сроков.

Конкретная длительность и частота просрочки законом не установлены. Суд примет решение о ликвидации, если сочтет, что организация действительно допустила серьезные нарушения, после которых продолжать работать нельзя. Если же нарушения малозначительны или их последствия устранены, суд, скорее всего, откажет в закрытии НКО.

Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст

При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:

№ п/п Наименование принципа. Суть принципа.
1. Достоверность. Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.
2. Краткость. Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации.
3. Точность. Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется.
4. Соответствие форм. Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.
Читайте также:  Единая упрощенная налоговая декларация в 2023 году

Особенности ведения бухучета и формирования бухгалтерской отчетности

Некоммерческие учреждения, как и другие организации, обязаны вести бухучет в установленном порядке (закон № 402-ФЗ). Хозяйственные операции, отражающие деятельность предприятия, подлежат отражению в первичной документации и регистрационных журналах. Формирование финансовых отчетов производится на основании данных учета. Особенности ведения учета, годовая бухгалтерская отчетность и способы формирования и детализации бухотчетности НКО должны быть отражены в учетной политике.

ВАЖНО!

Вести бухучет без утвержденной учетной политики недопустимо. Простыми словами, не определив основные аспекты и правила отражения и учета хозяйственных операций, добиться полноты, достоверности и своевременности отражения данных невозможно. А следовательно, и составить правдивую финансовую бухгалтерскую отчетность не представляется реальным.

Бухгалтерская отчетность

Организации должны представить годовую бухгалтерскую отчетность в ФНС и Росстат.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если НКО ведет предпринимательскую деятельность (нужно, чтобы это было предусмотрено ее уставом), необходимо также предоставлять отчет о целевом использовании средств.

Крайний срок для сдачи — 31 марта следующего года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Можно представлять бухгалтерскую отчетность на бумаге или электронно.

Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст

При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:

№ п/п Наименование принципа. Суть принципа.
1. Достоверность. Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.
2. Краткость. Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации.
3. Точность. Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется.
4. Соответствие форм. Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

По закону НКО обязаны регулярно формировать и представлять в министерство специальную отчетность. Просрочки и игнорирование требований чреваты юридическими, финансовыми последствиями.
Справедливости ради стоит отметить, что отчитываются перед Минюстом не только некоммерческие организации. Всего министерством утверждено 4 основные формы:
• СП0001 – об объеме полученных средств (форма актуальна для структурного подразделения неправительственной некоммерческой иностранной организации).
• ОН0003 – об иностранном имуществе и финансировании (получение, источники, цели использования).
• ОН0002 – о целях использования имущества и расходования средств.
• ОН0001 – о руководстве организации и ее деятельности.
Отчеты сдаются ежегодно до 15 апреля. Исключение – при особых распоряжениях Минюста. В этом году, например, срок был перенесен на 3 месяца (приказ №50 от 31.03.2021).


Виды и формы некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.

Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.

К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ, относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):

  1. создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
  2. учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
  3. решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.

В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:

  1. не имеют членства;
  2. создаются по решению одного учредителя;
  3. решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.

Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:

  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • исполнители общественно-полезных услуг.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.

Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:

  • на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
  • не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
  • не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).
Читайте также:  Алименты с неработающего отца в 2023 году

Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).

В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.

Программный продукт «1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерчеcкой организации 5» предназначен для автоматизации деятельности некоммерческих учреждений различного типа:

  • Некоммерческие организации
  • Благотворительные фонды
  • Некоммерческие партнерства
  • Автономные некоммерческие организации
  • Религиозные организации (церкви, храмы и др)
  • Общественные организации, движения, партии
  • Союзы
  • Ассоциации
  • Объединения
  • Некоммерческие товарищества
  • Саморегулируемые организации
  • Гаражно-строительные кооперативы
  • Дачные некоммерческие партнерства
  • Кооперативы

Порядок и сроки сдачи отчетности

В соответствие с действующим законодательством все НКО обязаны ежегодно предоставлять отчеты в Министерство Юстиций одним из предложенных способов:

  1. размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
  2. личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
  3. публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного государственного органа – Министерства Юстиции.

Все вышеперечисленные способы предоставления отчетности имеет одинаковую юридическую силу и абсолютно равнозначно могут быть использованы организацией.

Важно! Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.

При этом отдельно стоит отметить положение некоммерческих агентов иностранных компаний. В своей деятельности они руководствуются теми же требованиями, однако дополнительно должны предоставлять:

  1. раз в пол года – сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена,
  2. раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.
  3. один раз в год – аудиторская проверка.

В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.

Отчетность религиозных организаций в 2021г

Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением, а также правила пользования (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) государственным информационным ресурсом, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Статья 18. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности 4. От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:1) организации государственного сектора;2) Центральный банк Российской Федерации;3) религиозные организации;4) организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;5) организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;6) организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

30+

30 профессиональных бухгалтеров и юристов

15+

Работаем в России
с 2005 года

700+

Более 700 клиентов выбрали нас с момента основания

На смену декларациям по транспортному и земельному налогам придут уведомления из налоговых органов о рассчитанной сумме налога (п. 17 и 26 ст. 1 от 15.04.2019 Закона № 63-ФЗ, Приказ ФНС от 04.09.2019 № ММВ-7-21/440).

Пока вопросов больше, чем ответов: как будет вестись учет объектов в налоговом органе, какие акты сверки предусмотрены для таких расчетных начислений, как будет реализован межведомственный обмен. На данный момент никаких дополнительных разъяснений ИФНС не дало, остается ожидать реализации данного проекта.

Кстати, от оплаты авансовых платежей организации никто не освобождал. И рассчитывать данные авансовые платежи компании должны самостоятельно. Нужно ли говорить, что рассчитанные суммы налога могут не сойтись с суммами из уведомлений, и данные расхождения придется обосновывать.

Сведения о среднесписочной численности. Данные о численности сотрудников будут включены в состав расчета по страховым взносам (РСВ) с 1 января 2021 г. (п. 2 ст.1 Закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ).

Декларация по ЕНВД. Как известно, с 2021 года ЕНВД прекратит свое существование. А вместе с отменой режима налогообложения аннулируется и подача декларации. В последний раз плательщикам по ЕНВД придется отчитаться до 20 января 2021 г. — за IV квартал 2020.

Какая отчетность НКО на УСН в 2021 (таблица и сроки сдачи)

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
Читайте также:  Как решить проблемы с соседями

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

НКО, или некоммерческие организации, которые осуществляют свою деятельность не преследуя цели материальной наживы. В российской практике некоммерческие организации чаще всего имеют альтруистические мотивы: материальная и психологическая помощь гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Также НКО могут вести научную, политическую или просветительскую работы.

Спонсировать деятельность некоммерческих мероприятий могут как отечественные, так и зарубежные представители бизнеса и власти, что ставит под вопрос дальнейшее существование НКО в условиях жестокого тоталитарного режима РФ.

Любая некоммерческая организация может осуществить переход на упрощенный режим уплаты налога, если соблюдены следующие условия:

  • если доходы организации не превышает 45 млн рублей по итогам 9 месяцев настоящего года, в котором необходимо подать заявление о переходе на УСН с года следующего;
  • штат сотрудников НКО не превышает 100 человек (в рамках отчетного периода);
  • организация не имеет филиалов и дочерних предприятий;
  • остаточная стоимость основных средств за текущий период менее 100 тысяч рублей;
  • организация не производит и не реализует подакцизную продукцию.

Если руководитель некоммерческой организации принял решение присоединиться к системе упрощенного налогообложения, то ему следует знать, что переход можно осуществить только с 1 января будущего года. При этом органы ИФНС об этом должны быть оповещены не позднее 31 декабря года текущего. В оповещении необходимо указать какой объект будет подделать упрощенному налогообложения, а также размер получаемых доходов и остаточную стоимость основного капитала на начало октября года, предшествующего переходу на УСН. Если некоммерческая организация только начинает свою деятельность, то переход на УСН можно реализовать в течение месяца после постановки НКО на налоговый учёт.

Если говорить об особенностях перехода НКО на УСН, то стоит отметить, что если организация не располагает имуществом, стоимость которого превышает 40 тысяч рублей, а срок эксплуатации более 1 года, то нет разницы, какую систему уплаты налога она использует. Однако, как только организация приобретает объект налогообложения, который стоил более 40 тысяч рублей, НКО обязана исчислять налог соответствующего размера, и вот здесь организации выгоднее перейти на УСН, так как этот налоговый режим освобождает налогоплательщика от уплаты налога на прибыль.

Хозяйствующие субъекты (организации и предприниматели) наряду с бухгалтерской и налоговой отчетностью обязаны предоставлять государству статистическую отчетность, эта обязанность установлена на законодательном уровне. В федеральном законе №282-ФЗ от 29.11.2007 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» и принятом во исполнение этого закона постановлении правительства №620 от 18.08.2008 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» указано, зачем составлять статотчетность, — это требуется для сбора и анализа профильной информации о деятельности экономических субъектов.

Статотчетность сдают в обязательном порядке по установленным формам в бумажном или электронном виде. По правилам формирование статистической отчетности подразделяется на сплошное и выборочное. Сплошное — это то, в результате которого необходимо отчитываться постоянно, в установленные законами сроки. Выборочное наблюдение — когда органы статистики делают исследование по определенной ими выборке, и шанс попасть в эту выборку для каждой конкретной организации или ИП есть, но он не составляет 100%.

ВАЖНО!

В 2021 году статотчетность необходимо сдавать в электронном виде. Точная дата ввода нового правила неизвестна: поправки в 282-ФЗ еще не внесли, но приняли во втором чтении. Как только новый закон вступит в силу, отправляйте только электронные отчеты. До этого момента действующий формат сдачи (электронный или бумажный) сохраняется.

Непредставление или несвоевременное представление в территориальные органы Росстата статистических данных, представление недостоверных данных влечет за собой ответственность согласно статье 13.19. КоАП РФ, а именно административный штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное непредставление или несвоевременное представление статистических данных влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.
  • Обновления Эльбы 145
  • Государство и налоги 221
  • Школа Бизнеса 50
  • Эльба 360° 28
  • Книги месяца 21
  • Юридический ликбез 10
  • Конкурсы 29

Вопрос Мы религиозная организация (НК).

Новые квартальные формы с отчета за I квартал 2023 года.

Также, этим же приказом Росстата вводится новые квартальные формы с отчета за 1 квартал 2023 года:

  • № ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала»;

  • № ЗП-культура «Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала»;

  • № ЗП-наука «Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала»;

  • № ЗП-соц «Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала»;

  • № ЗП-здрав «Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала»;

  • № П-4(НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *