Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Жилье предоставляемое по договору социального найма лицам, что признаны нуждающимися и малоимущими. Обязательно, чтобы к гражданам можно было применить сразу обе характеристики. Малоимущий, у которого уже есть дом или квартира, на оформление социального объекта претендовать не вправе.

Комментарии к ст. 57 ЖК РФ

1. Рассматривая достаточно лаконичное правило, включенное в ч. 1 комментируемой статьи, следует обратить внимание на следующее.

Во-первых, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.

Граждане, имеющие право на получение жилья вне очереди, могут получать жилые помещения в социальный наем и в том случае, если они не состоят на учете. Точно так же вне зависимости от того, состоят ли граждане на учете, может производиться предоставление жилых помещений, освободившихся в коммунальной квартире (ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК).

Во-вторых, жилые помещения предоставляются в порядке очередности. Очередность определяется временем принятия граждан на учет и, соответственно, временем включения их в списки нуждающихся в жилье.

Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения (органом местного самоуправления или, в соответствующем случае, иным субъектом) (см. п. 3 комментария к ст. 52 ЖК).

При одновременном рассмотрении заявлений нескольких граждан их очередность следует определять по датам подачи ими заявлений с необходимыми документами.

В-третьих, все граждане, принятые на учет, включаются в единый список. Если гражданам, имеющим право на внеочередное получение жилья, оно не предоставляется немедленно после обращения, то они должны включаться в указанный единый список и одновременно в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.

2. Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. ч. 4 ст. 15 ЖК и соответствующий комментарий). Но одного факта признания жилья непригодным для проживания недостаточно для того, чтобы жилье предоставлялось в социальный наем вне очереди. Как указано в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи, должно быть установлено, что такое жилое помещение «ремонту или реконструкции не подлежит».

При применении названного правила возможны два варианта развития социальных связей. В одних случаях для того, чтобы принять решение о необходимости внеочередного предоставления жилья в социальный наем, достаточно констатации факта непригодности жилого помещения для проживания. Например, если выявлено вредное воздействие факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья людей, то вряд ли уместно рассматривать вопрос о ремонте или реконструкции жилого помещения. Гражданам, проживающим в таком жилье, должно предоставляться другое жилье вне очереди (немедленно). Точно так же следует обеспечивать жилыми помещениями граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия разрушено, и т.д.

По-видимому, можно утверждать, что в таких случаях существует объективная необходимость внеочередного предоставления жилья в связи с уничтожением жилого помещения, неустранимостью дефектов жилища либо экономической (или иной) нецелесообразностью работ по их устранению.

В других случаях, когда жилье признано непригодным для проживания, но установлено, что в результате проведения ремонта или реконструкции можно привести жилое помещение в соответствие с установленными требованиями, предоставление другого жилья вне очереди не производится.

3. Дети считаются оставшимися без родительского попечения в случаях:

———————————

В законодательстве, в том числе в жилищном (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; ранее — ст. 37 ЖК РСФСР), традиционно говорится о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, хотя, конечно же, понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» является родовым, которым охватывается в том числе и понятие «дети-сироты».

— смерти родителей;

— лишения их родительских прав;

— ограничения их в родительских правах;

— признания родителей недееспособными;

— болезни родителей;

— длительного отсутствия родителей;

— уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

— отсутствия родительского попечения по иным причинам (ст. 121 СК; см. также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ).

———————————

СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются под опеку (попечительство) в приемную семью, а при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные организации, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, организации социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

———————————

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление или удочерение (ст. 124 СК). В этом случае дети не приобретают право на внеочередное получение жилья.

Над несовершеннолетними устанавливаются опека или попечительство, когда они остались без родительского попечения, для защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также для их воспитания. Опека устанавливается над малолетними (гражданами, не достигшими 14 лет). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Приемная семья образуется на основании договора о приемной семье, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими принять ребенка или детей на воспитание) (ст. ст. 152 — 153.2 СК).

Под организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются образовательные организации, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; организации социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и т.д.

Основаниями возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются следующие юридические факты:

— окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных организациях, детских домах семейного типа, приемных семьях;

— прекращение опеки (попечительства);

— окончание службы в Вооруженных Силах РФ;

— освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

4. Многие десятилетия единственным основанием для вселения в жилое помещение был ордер (см., например, ст. 47 ЖК РСФСР). Принято считать, что ордер является пережитком административно-командной системы и потому ему не нашлось места в действующем ЖК РФ.

Жилые помещения предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. К сожалению, характеристика таких решений в ЖК РФ свелась к следующему:

— они выдаются или направляются гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия;

— в них должен устанавливаться срок, в течение которого с гражданином заключается договор социального найма.

Читайте также:  Социальная поддержка многодетных семей

Причины выселения из полученного социального жилья

Жильцы могут лишиться своих прав на жилье, предоставляемое по договору социального найма в следующих ситуациях:

  • Объект признано аварийным. В таком случае граждане могут рассчитывать на предоставление им другого равнозначного объекта.
  • Дом признан непригодным для проживания. В таком случае жилье, предоставляемое по договору социального найма не считается аварийным, но жить в нем нельзя по иным причинам.
  • Объект изымается для нужд государства. Ситуация редкая, но возможная. Изъятие не реализуется просто так.

Выселение из жилья социального найма возможно и в иных случаях, но только в судебном порядке:

  • Наниматель не оплачивает коммунальные услуги или стоимость предоставления жилья полгода и более.
  • Объекту наносится непоправимый урон нанимателем или членами его семьи.
  • Гражданин регулярно нарушает права других жильцов. Например, захламляет общие помещения, ведет себя вызывающе, угрожает иным лицам.
  • Жилье используется не по назначению. Например, на территории объекта разворачивается производство или оказываются услуги.

Какие документы нужны для приватизации квартиры?

Минимальный пакет необходимых документов включает:

  • заявление на приватизацию квартиры (форму можно скачать на портале «Госуслуги» вашего региона или получить непосредственно при подаче документов в МФЦ);
  • паспорта членов семьи и всех, кто зарегистрирован в квартире, которую вы планируете приватизировать;
  • договор социального найма квартиры (если ваш экземпляр утерян, можно запросить копию в органе власти, с которым договор заключался);
  • ордер на квартиру или выписка из распоряжения органа исполнительной власти (если этот документ утерян, можно получить его бесплатно в любом МФЦ);
  • свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства;
  • выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года;
  • справка о наличии или отсутствии зарегистрированных лиц в жилом помещении (можно получить в МФЦ, в Главном управлении по миграционным вопросам при МВД, в управляющей компании или оформить через Госуслуги);
  • справка о неучастии (участии) в приватизации — выписка из ЕГРН, которую можно запросить онлайн на сайте Росреестра или получить в МФЦ;
  • письменное согласие на приватизацию (или письменный отказ) от каждого члена семьи или иного лица, зарегистрированного в квартире или имеющего право пользоваться ею на условиях социального найма. Если среди них есть дети младше 14 лет, потребуется согласие (или отказ) их представителя, например, родителей или опекуна.

Что и кому можно приватизировать

Основное правило приватизации – в собственность передают жилье, которое семья получает по договору социального найма. Это то жилье, которое выдает государство разным категориям нуждающихся в улучшении жилищных условий (перечень большой, главные – малоимущие, которые не в состоянии купить свою квартиру).

Получить жилье по договору социального найма как малоимущая семья сейчас очень сложно (даже в Москве квартиры дают «очередникам», которые зарегистрированы в начале 90-х), в других случаях это все же возможно:

  • выселение из другого социального жилья, которое признано аварийным и расселено;
  • различные социальные программы местного уровня (обеспечение жильем врачей, учителей и т.д.);
  • предоставление жилья детям-сиротам, и т.д.

Как только жилье по договору социального найма получено, приватизировать его можно сразу (кроме сирот, они смогут это сделать только через 5 лет).

Есть несколько требований к нанимателям, которые могут приватизировать квартиру:

  • гражданство РФ;
  • регистрация в квартире по договору социального найма (фактическое проживание не обязательно);
  • ранее право на бесплатную приватизацию не было использовано (ни одним из тех, кто будет приватизировать жилье);
  • если кто-то из жильцов не хочет участвовать в приватизации – нужен его отказ.
  • Жилье будет передано в собственность всех жильцов квартиры, которые не предоставили отказ от приватизации, включая несовершеннолетних детей.
  • С несовершеннолетними ситуация особая – они тоже получают долю при приватизации, а не включать ребенка в приватизацию можно только с разрешения органов опеки (которое они, по традиции, почти не дают).
  • Поэтому для несовершеннолетних сделано исключение – достигнув 18-летнего возраста, они снова получают право на приватизацию.
  • К приватизируемой квартире тоже есть несколько требований:
  • квартира ранее не была приватизирована и находится в муниципальной собственности;
  • дому не присвоен статус аварийного;
  • находится не в общежитии, в закрытом военном городе, не является служебной квартирой;
  • не относится к стационарному учреждению социальной защиты в сельской местности (дом-интернат).

Как приватизировать квартиру по договору социального найма в 2022 году?

Вопрос, связанный с приватизацией квартир в Российской Федерации, является актуальным в наше время. Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе бесплатно получить такие помещения в собственность.

При этом требования о приватизации подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Вопрос приватизации квартир, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регулируется Жилищным кодексом РФ, а также Законом РФ от 04.07.

1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».

Приватизация квартиры — это процесс безвозмездной и добровольной передачи государственной или муниципальной собственности в пользование, владение и распоряжение гражданам РФ.

Получить жилье в собственность по данному основанию могут граждане РФ, которые имеют право пользования жилым помещением на основании договора социального найма при наличии согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

    Следует иметь ввиду, что в квартире могут быть прописаны те лица, согласие которых на приватизацию не требуется. К таковым относятся:
  • граждане, использовавшие свое право на приватизацию и получившие квартиру (долю в ней) от государства
  • несовершеннолетние граждане в возрасте до 14 лет
  • граждане, которые предоставили отказ в надлежащей форме
  • граждане, подлежащие выселению по решению суда

Перед тем, как рассказать о порядке приватизации жилплощади: какие документы нужны, куда идти, ответим на главный вопрос: до какого года можно подать заявление о бесплатной приватизация жилья, на какой срок продлена приватизация жилья?

Федеральный закон от 22.02.2017 года № 14-ФЗ исключил нормы закона, устанавливающие сроки окончания приватизации квартиры. Поэтому в настоящее время приватизация бессрочна, однако нельзя исключать вероятность введения законодателем в будущем новых сроков приватизации недвижимости.

Процедура приватизации жилища осуществляется в несколько основных этапов. Чтобы приватизировать квартиру, рекомендуем придерживаться следующего порядка оформления приватизации (в пошаговой инструкции мы ответим также на вопросы, куда обращаться, чтобы приватизировать квартиру в Москве).

Права сторон по договору найма жилого помещения

Менее защищенной стороной договора найма жилья считается наниматель, поэтому Гражданским кодексом ему предоставлен больший объем договорных прав:

1.Наниматель может в любое время расторгнуть договор в одностороннем порядке, но только с согласия проживающих с ним лиц и письменно предупредив об этом наймодателя за три месяца до расторжения (установить меньший срок не позволяет ГК РФ). На практике стороны не всегда выдерживают такой длительный срок, но делать так можно, если только наниматель и наймодатель разошлись мирно, и никто из них в суд не собирается.

А вот наймодатель может выселить нанимателя досрочно только по решения суда и только в определенных случаях:

  • наниматель не вносит плату за жилье шесть месяцев, а если договор найма краткосрочный, то более двух раз подряд;
  • наниматель или лица, за действия которых он отвечает, разрушают или портят жилье или имущество наймодателя;
  • снимаемое жилье используется не по назначению;
  • наниматель или проживающие с ним лица систематически нарушают права и интересы соседей.

При этом решением суда наниматель может только быть обязан устранить нарушения, которые привели к иску (срок на их устранение может составлять до года). Окончательно расторгнуть договор наймодатель сможет только при повторном обращении в суд. Но и это судебное решение по просьбе нанимателя может быть исполнено с отсрочкой до года.

Если наниматель не желает расторгнуть договор найма жилого помещения до окончания его срока, то даже смена собственника не дает такой возможности. Обязанности наймодателя перейдут по действующему договору к новому хозяину жилья.

2.Вместе с нанимателем в снятом жилье могут проживать члены его семьи или другие лица, не являющиеся его родственниками, и за их действия наниматель отвечает перед наймодателем. Если они не указаны в тексте договора при его подписании, то потом они могут вселяться только с согласия наймодателя (за исключением несовершеннолетних детей). На лиц, совместно проживающих с нанимателем, договором тоже можно возложить обязанность вносить плату за жилье, делать ремонт, компенсировать ущерб, тогда они становятся сонанимателями. В случае смерти основного нанимателя или его переезда, договор продолжает действовать на прежних условиях для оставшихся в жилье лиц.

Читайте также:  Оценка земельных участков

Кроме того, наниматель и проживающие с ними граждане могут, с уведомления наймодателя, вселить в снимаемое ими жилье временных жильцов. Проживать они должны безвозмездно (то есть это не вариант поднайма) и сроком не более 6 месяцев. Запретить проживание временных жильцов наймодатель может, только если при этом не будет соблюдаться норма площади на одного человека.

Передача снимаемого жилья в поднаём возможна только с согласия наймодателя, при этом ответственным перед ним за сохранность жилья и своевременную оплату остается основной наниматель.

3.Преимущественное право на продление договора найма жилья дает нанимателю статья 684 ГК РФ. Обязанность инициативы продления лежит на наймодателе. Не позднее чем за три месяца до окончания срока договора найма он должен письменно предложить нанимателю заключить договор на тех же или других условиях. Чтобы доказать, в случае спора, факт такого предложения, рекомендуем наймодателю получить подпись нанимателя о том, что он получил такое извещение.

Если новые условия не устраивают нанимателя, то прежний договор расторгается по причине окончания его срока действия. Ну а если наймодатель не предложил своевременно продолжить договор, а наниматель при этом не сообщил об отказе продлевать договор, то он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

Наниматель по краткосрочному договору найма имеет меньше прав, чем по договору, заключенному на срок больше года:

  • в случае смерти или выезда нанимателя договор прекращает свое действие;
  • жилье нельзя сдать в поднаём;
  • вселение других лиц (не указанных сразу в договоре) и временных жильцов не допускается;
  • у нанимателя нет преимущественного права на продление договора найма.

Все эти ограничения действуют по общему правилу, т.е. прописаны в Гражданском кодексе, но наймодатель может в договоре снять эти ограничения.

Как видим, в теории договор найма жилого помещения полностью отвечает интересам нанимателя. Если вы хотите при съеме жилья избежать неприятных сюрпризов от наймодателя, рекомендуем прописывать в тексте договора права, данные Гражданским кодексом.

Допустимые основания и условия для приватизации

Закон определяет ряд условий для нанимателя, желающего оформить жилое помещение в собственность, иными словами – осуществить приватизацию квартиры на свое имя либо на имя одного или всех членов своей семьи:

  • наличие документа-основания пользования муниципальной квартирой;
  • наличие согласия или отказов от приватизации всех проживающих в квартире членов семьи.

Справка! Типовой договор социального найма жилого помещения служит основным и единственным документом, подтверждающим со стороны государства факт передачи проживающему в нем человеку жилья, а со стороны нанимателя – его официально подтвержденное право на проживание в нем, но лишь на ограниченных условиях.

Этот документ составляется с включением в него специальных требований, предписывающих человеку, с которым он заключается, условия на непосредственное владение помещением.

Обязанности нанимателя по заключенному договору соцнайма:

  • пользование квартирой согласно ее назначению и действующим нормам Жилищного Кодекса;
  • гарантия поддержания надлежащего вида жилья, не нарушая условий, например, Санэпидемнадзора;
  • за свой счет обеспечивать ремонт либо замену вышедших из строя узлов, участков помещения или коммуникаций;
  • регулярно, своевременно платить по счетам за квартплату.

Орган, управляющий государственным фондом жилья, принимает решение о том, что приватизировать квартиру можно на основании письменного заявления, если нет отметок о нарушении жильцом одного или нескольких вышеперечисленных пунктов.

Разработанные условия приватизации государственной квартиры включают также согласие в письменной форме на приватизацию всех прописанных лиц, в том числе детей старше 14 лет, претендующих на получение равных высчитанных для них долей.

Приватизация жилья может осуществляться прописанными в ней лицами:

  • мужем или женой;
  • родственниками с близкой степенью родства, например, детьми или родителями, сестрами, братьями;
  • другими родственниками с дальней степенью родства, но проживающими с нанимателем на общей территории и ведущими с ним общее, т.е. на одной территории, хозяйство.

Другие родственники, желающие участвовать в процессе приватизации, должны быть наделены этим правом с одобрения нанимателя через суд.

В процессе перевода из муниципальной собственности жилого помещения в частное все участвующие в процессе лица должны быть прописаны в договоре. Также, любой человек имеет право отказаться от участия в процессе.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях гражданин должен подать в орган местного самоуправления по своему месту жительства заявление. Такое заявление может быть подано также через многофункциональный центр (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).

Также вместе с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Так, в п. 8 Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденных приказом Минрегиона России от 25.02.2005 № 18′, установлены рекомендации, согласно которым для принятия на учет гражданин подает заявление с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи.

Основания и порядок выселения граждан из жилого помещения

В силу ст. 35 Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Собственник может быть выселен из жилого помещения в следующих случаях:

  • Использование жилья не по назначению, нарушение интересов соседей, бесхозяйственное обращение с жильем, влекущее разрушение при наличии предупреждения о возможном выселении (ст. 293 Гражданского кодекса РФ (далее – «ГК РФ»), 29 ЖК РФ)
  • Выселение с выкупом жилья из-за изъятия земли под домом для муниципальных или государственных целей, его аварийного состояния (статья 32 ЖК РФ).
  • Обращение взыскания кредиторов на имущество в виде жилья (статьи 237, 256 ГК РФ) с учетом положенийст. 446 ГПК РФ, а также ипотека.
  • В порядке, предусмотренном «Законом о реновации» (актуально для города Москвы).

Нормы предоставления площади жилого помещения в Московской области

Даже в пределах одного региона России нормы предоставления площади жилого помещения могут существенно отличаться. Также могут варьироваться нормы предоставления жилья в пределах одного муниципального образования в зависимости от категорий граждан (например, могут быть установлены повышенные нормы предоставления для одиноко проживающих граждан, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

В качестве примера можно привести нормы предоставления жилья по договору социального найма, установленные органами местного самоуправления в ряде муниципальных образований одного региона (на примере московской области):

Городской округ Балашиха МО — не менее 18 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 30.09.2015 N 16/10); для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не менее 27 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 20.09.2017 N 11/45);

Богородский городской округ МО — не менее 18 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов Богородского городского округа МО от 25.12.2018 N 129/10);

Городской округ Бронницы МО — 15 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Бронницы МО от 25.02.2021 N 100/33);

Городской округ Власиха МО — от 14,0 до 18,0 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 10.02.2010 N 14/2);

Волоколамский район МО — от 16 до 18 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Волоколамского района МО от 19.12.2005 N 282-38 (ред. от 06.04.2006);

Читайте также:  Малый бизнес для начинающих: налоги и отчетность без боли

Городское поселение Волоколамск Волоколамского муниципального района МО — 16 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района МО от 31.01.2018 N 159/37);

Волоколамский муниципальный район МО — 12 кв. м. на одного члена семьи для граждан, проживающих в сельских поселениях Волоколамского муниципального района Московской области (Решение Совета депутатов Волоколамского муниципального района МО от 27.08.2015 N 234-48);

Городской округ Восход МО — 13 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/15); для одиноко проживающих граждан в размере, превышающем норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (т.е. 26 кв. м.), если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/14);

Городской округ Дзержинский МО — 16 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Положение муниципального образования «г. Дзержинский» МО от 06.12.2005 N 6/22-ПД); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не менее 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Дзержинский МО от 18.04.2018 N ¾);

Городской округ Дмитровский МО — 33 кв. м. общей площади для одиноко проживающего гражданина, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 42 кв. м. общей площади для семьи составом из двух человек; 18 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек (Решение Совета депутатов Дмитровского городского округа МО от 30.04.2020 N 814/95);

г. Долгопрудный МО — 13 кв. м. (Решение Совета депутатов г. Долгопрудный МО от 25.04.2005 N 24-нр (ред. от 16.03.2006);

Городской округ Домодедово МО — 15 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Домодедово МО от 30.03.2016 N 1-4/710); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Домодедово МО от 28.09.2017 N 1-4/833);

г. Железнодорожный МО — от 12-16 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов г. Железнодорожный МО от 16.02.2005 N 09/57);

г. Жуковский МО — 15 кв. м. общей площади на одного члена семьи (Решение Совета депутатов г. Жуковский МО от 19.05.2005 N 32/СД (ред. от 30.06.2008);

Каширский муниципальный район МО — 12 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Каширского муниципального района МО от 15.12.2015 N 181-н);

г. Королев МО — 18 кв. м. на одного человека (Решение Совета депутатов г. Королева МО от 25.04.2005 N 85/516 (ред. от 15.11.2006)); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Королев МО от 27.09.2017 N 400/84);

Городской округ Красногорск МО — 30 кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина; 15 кв. м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек (Решение Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 27.04.2017 N 130/8).

Норма предоставления жилья в Московской области для отдельных категорий граждан

Статьей 10 Закона Московской области от 26 июля 2006 г. N 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма имеют состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях работники государственных учреждений здравоохранения Московской области, государственных аптечных учреждений, работники государственных образовательных организаций, работники государственных учреждений социального обслуживания населения, работники государственных учреждений сферы культуры, работники государственных учреждений агропромышленного комплекса, работники казенных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, работники физкультурно-спортивных государственных учреждений, работники государственных архивных учреждений. Для указанных категорий граждан установлены следующие нормы предоставления площади жилого помещения:

  • не менее 33 кв. м общей площади — на одиноко проживающих граждан;
  • не менее 42 кв. м общей площади — на семью из двух человек и трех человек;
  • не менее 18 кв. м общей площади — на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Круг лиц из числа детей-сирот, которым положено жилье

Право на получение квартиры детьми сиротами возникает в том случае, если они соответствуют следующим критериям:

  1. Претенденту исполнилось 14 лет. До 1 января 2019 года своеобразным «порогом» выступало совершеннолетие, то есть получить могли дети, которым исполнилось 18 лет. Сейчас возрастной ценз снижен.
    Такое снижение объясняется тем, что возраст постановки на учет и возраст, в котором лицо получает жилье, разнятся во времени. Ранее жилье предоставляли сразу, когда сироте исполнялось 18 лет, то есть ему не приходилось стоять в очередь. Сейчас же эти очереди растягиваются на много лет вперед, поэтому бывшие детдомовцы в свое совершеннолетие фактически остаются на улице.
  2. Он успел встать на учет до 23 лет. Само жилье может быть выдано и позже указанного возраста – главное до его наступления попасть в очередь.
  3. Отсутствие собственного жилья. Хотя получить могут даже те сироты, которые владеют недвижимостью (либо ею владеют лица, с которыми он проживает), однако она не соответствует нормативам жилплощади или санитарными условиям проживания.

Когда положено жилье детям-сиротам

Порядок получения жилья детьми-сиротами устанавливается Законом № 159-ФЗ. Исходя из ст. 8 этого правого акта, становится ясно, положено ли жилье детям без попечения и сиротам. Так, указанные категории вправе претендовать на жилплощадь, если:

  • достигли возраста совершеннолетия;
  • стали дееспособными до 18 лет.

Для реализации данного права нужно в обязательном порядке подать заявление на включение в специальный список лиц, подлежащих обеспечению отдельным жилым помещением. Общий порядок утверждения и формирования такого перечня регламентируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397. При этом на региональном уровне также должны приниматься акты, регулирующие эту процедуру.

В список претендентов на жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, вносятся:

  • сироты в возрасте от 18 до 23 лет;
  • сироты старше 23 лет, которые имели право на жилплощадь, но не смогли им воспользоваться по определенным обстоятельствам;
  • лица, оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет.

При этом не каждый сирота может претендовать на жилье. Существует ряд ограничений и требований. Выдача квартир детям-сиротам не производится, если они:

  • владеют жилым помещением на праве собственности (даже если имущество получено в подарок или унаследовано);
  • снимают квартиру по договору социального найма (или их члены семьи).

Использование финансовых средств

Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.

Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.

До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *