КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВАГОНОВ.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВАГОНОВ.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в перевозках грузов и пассажиров. Учитывая огромную территорию России, стабильная работа железных дорог — обязательное условие экономического и социального развития страны. Решающую роль на результаты деятельности железнодорожного транспорта оказывает работа вагонного хозяйства. Совокупность всех вагонов называется вагонным парком. Вагоны предназначены удовлетворять потребности страны в перевозках грузов и пассажиров. По своему назначению вагоны разделяются на пассажирские и грузовые.

Назначение и классификация пассажирских вагонов

К пассажирским относятся вагоны для перевозки пассажиров, вагоны для их обслуживания (вагоны-рестораны, вагоны-бары, почтовые, багажные), специальные (например, вагон для перевозки спец- контингента, вагон для перевозки драгоценностей, вагон-прачечная, вагоны для перевозки высших должностных лиц ОАО «РЖД» и др.) и служебно-технические (вагоны-лаборатории, вагоны восстановительных и пожарных поездов, вагоны-дефектоскопы и др.).

Отличие современных вагонов дальнего следования

На железных дорогах в России в наше время эксплуатируется неходовой подвижной состав в основном двух типов: старого и нового образца. Обе эти разновидности при этом имеют практически одинаковое устройство. И оборудование в пассажирских вагонах новых и старых также используется почти одинаковое. Новый подвижной состав этого типа, однако, для пассажиров, конечно же, считается несколько более удобным.

И в старых, и в более современных отечественных пассажирских вагонах туалеты располагаются перед тамбуром и за купе проводников. В старом неходовом подвижном составе уборных оборудовано всего две. В новых вагонах предусматривается по три биотуалета. Рядом с тамбуром в таком подвижном составе имеется не одна, а две уборных. На станциях в санитарной зоне биотуалеты не закрываются.

Какие требования предъявляются

Проектируются и оснащаются пассажирские вагоны РЖД в соответствии с требованиями ГОСТ 2.29.00.02, 21889-76, 9238-83, 22269-76, РТМ 24.008. 59.82 и пр. Конечно же, такой подвижной рельсовый состав должен отвечать всем требованиями безопасности передвижения, а также санитарным нормам по микроклимату, шуму, вибрации и пр.

Рассчитаны выпускаемые на сегодняшний день в России пассажирские вагоны на скорость передвижения в 160 км/ч. Плавность хода их при этом не должна быть меньше 3.1-3.25. Помимо этого, согласно нормативам:

  • коэффициент теплопередачи кузова вагона в среднем должен быть равен 1.0-1.11 Вт/м2*К;

  • расход электроэнергии — 10.2-16.7 кВт/ч на 1000 пассажиров.

Классификация пассажирских вагонов

12. Обслуживание пассажиров в вагонах повышенной комфортности бизнес — класса работниками поездных бригад пассажирских вагонов и вагонов — ресторанов осуществляется с применением предметов сервировки улучшенного качества: столовой фарфоро — фаянсовой посуды (чайных и кофейных сервизов), столовых приборов из нержавеющей стали (чайных и кофейных ложек), сортовой стеклянной посуды, льняных салфеток.

Приложение N 1
к Порядку предоставления
пассажирам комплекса услуг,
стоимость которых включается
в стоимость проезда, в вагонах
повышенной комфортности
экономического класса
и бизнес — класса

Система отопления служит для поддержания нормального температурного режима внутри вагона независимо от изменения температуры наружного воздуха. Согласно техническим условиям на проектирование и постройку пассажирских вагонов температура воздуха в вагоне должна быть не менее +18 °С при наружной температуре -40 °С, а в предтамбурных коридорах и туалетах — не менее +16 °С; в вагонах с электрическим отоплением автоматическое управление должно обеспечивать температуру в пределах +20 ± 2 °С. Кроме того, система отопления должна подогревать воздух, подаваемый вентиляционной установкой, обеспечивать подогрев воды в системе горячего водоснабжения, а в вагонах последних лет постройки также обогрев головок водоналивных и сливных труб.

Приборы отопления любой системы должны быть безопасны в пожарном отношении, просты в обслуживании, надежны в работе и экономичны в эксплуатации. Температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 70 °С, с тем чтобы создавалась умеренная теплота и не было пригорания пыли. Воздух нагревается в вагоне при работе системы отопления в том случае, если имеется разность температур между нагревательными приборами и воздухом. Тогда тепло передается от приборов отопления, имеющих более высокую температуру, в воздух вагона, т.е. происходит теплообмен (конвекция).

В зависимости от способа получения тепла для обогрева пассажирских вагонов применяют три системы отопления: угольно-водяную, комбинированную (электроугольную) и электрическую.

В первых двух системах теплоносителем служит жидкость (вода), которая подогревается в котле углем (угольно-водяная система), углем или электронагревательными элементами, опущенными в котел (комбинированная система). При электрическом отоплении воздух в вагоне подогревается непосредственно электропечами.

Во всех вагонах с водяным отоплением помещения обогреваются с помощью обогревательных труб, в которых циркулирует горячая вода.

Читайте также:  Общероссийский классификатор занятий

Электрическое оборудование в пассажирских вагонах применяют для освещения, отопления, вентиляции помещения, подогрева подаваемого в вагон воздуха зимой и охлаждения его летом, охлаждения продуктов питания и питьевой воды, приготовления пищи и кипяченой воды, радиовещания и телефонной связи, облегчения труда поездной бригады, обеспечения безопасности движения поезда.

По назначению вагонное электрооборудование можно разделить на следующие основные группы:

  • источники электрической энергии (генераторы и аккумуляторные батареи);
  • преобразователи, изменяющие величину напряжения или тока, либо преобразующие один род тока в другой (постоянный в переменный и наоборот);
  • устройства для электрического освещения вагонов с лампами накаливания и люминесцентными лампами;
  • электрические приводы вентиляторов, насосов, компрессоров и др.;
  • электронагревательные приборы (электрические печи и калориферы);
  • аппаратура автоматического регулирования рабочих параметров источников электрической энергии (регуляторы напряжения, ограничители тока и др.);
  • пускорегулирующая аппаратура для включения и отключения потребителей электроэнергии, пуска электрических двигателей и др.;
  • аппаратура автоматического контроля и регулирования работы потребителей;
  • радио- и телеаппаратура;
  • устройства для защиты источников электроэнергии и потребителей от перегрузки и короткого замыкания;
  • сигнальные устройства;
  • электроизмерительные приборы и индикаторы;
  • вагонная электрическая сеть.

Все электрооборудование пассажирских вагонов разделяется на внутривагонное и подвагонное. Внутри вагона устанавливаются потребители электроэнергии, аппаратура управления, защиты, контроля и сигнализации, которыми пользуются обслуживающий персонал и пассажиры в пути следования (осветительные приборы, розетки, двигатель вентиляционного агрегата, нагревательные элементы кипятильника, электрических печей и калорифера, двигатели циркуляционных насосов, распределительный щит и пр.).

В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.

  • 2-местные вагоны РИЦ — по условиям и маркировке аналогичны вагонам класса люкс.
  • 3-местные вагоны РИЦ (класс 2И) — трёхместные купе с вертикальным расположением полок. Есть кресло, умывальник. Постельное бельё включено в стоимость билета.

Информация носит справочный характер. При необходимости уточните её у перевозчика.

Приятных путешествий!

Также по теме:

  • Особенности фирменных поездов
  • Виды поездов
  • Стоимость билетов на поезда РЖД
  • Динамическое ценообразование
  • Сезонные коэффициенты на 2019 год

Категории пассажирских поездов различаются в зависимости от следующих факторов: 1. Дальность следования Пассажирские поезда делятся на дальние и пригородные (до 200 км, АО «ФПК» не обслуживает) в зависимости от расстояния следования и условий проезда. 2. Скорость движения

Различают скоростные, скорые и пассажирские поезда:

  • скоростные пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость не менее 91 км/ч при допускаемых скоростях движения в интервале 141-200 км/ч;
  • скорые пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость от 50 км/ч до 91 км/ч;
  • пассажирские поезда имеют маршрутную скорость менее 50 км/ч.

Классификация вагонов в поездах

Перевозка людей — это, конечно же, основное назначение пассажирских вагонов. И устройство их проектировалось с учетом именно в первую очередь потребностей клиентов РЖД. Однако удобно перемещаться в таком подвижном составе, конечно же, должно быть не только пассажирам, но и обслуживающему персоналу. Купе для проводников в вагонах поездов дальнего следования оборудуются:

  • диваном с рундуком;

  • откидной полкой;

  • шкафом-столиком;

  • полками;

  • мойкой;

  • отсеком для хранения чистого белья;

  • крючками-вешалками;

  • шкафом для посуды.

Также в купе для проводников находится электрощиток и репродуктор.

В этой части конструкции вагона размещаются места для пассажиров и все системы, обеспечивающие комфортность перевозок. Кузов подвижного рельсового состава этой разновидности изготавливается из высоких марок нержавеющей стали и способен противостоять всем нагрузкам, которым он может подвергаться в пути.

Представляет собой кузов пассажирского состава тонкостенную цельнометаллическую конструкцию, укрепленную стойками и арками потолка. Внутри вагоны РЖД, предназначенные для перевозки пассажиров, изолированы утеплителями и облицованы в гармоничной цветовой гамме. Несущей конструкцией кузова является прочная стальная рама.

Поездка с людьми, имеющими ограниченные возможности

Категория граждан, нуждающихся в инвалидных колясках для передвижения, имеет право на оформление билетов в те типы вагонов, которые оборудованы специальными подъемниками. В настоящий момент на различных маршрутах поездов дальнего следования есть 683 состава, имеющих специальные купе для людей, нуждающихся в особых потребностях.

Благодаря подъемнику комфортная посадка возможна с любого вида платформы, без необходимости покидать средство передвижения. К услугам пассажира будет предоставлено более широкое купе, рассчитанное на 2 спальных места (второе для сопровождающего лица). Кроме того, здесь есть ремни, при помощи которых можно пересесть с кресла-каталки на полку и обратно без участия сторонних лиц.

Полку можно поставить в максимально удобное положение для пассажира с особыми потребностями. Розетки, выключатели и прочие удобства расположены значительно ниже, чем в стандартных составах. Для слабовидящих все кнопки оснащены рельефными обозначениями, а проводник вызывается благодаря автоматизированной системе.

Важно! При условии острой необходимости специальный вагон с дополнительными возможностями может быть прицеплен к поезду, осуществляющему поездку по любому маршруту. Чтобы воспользоваться его услугами, следует оформить специальную заявку в Центр содействия мобильности. Дополнительную информацию по данному вопросу можно найти на официальном сайте РЖД.

Туалеты также значительно больше и имеют дополнительное оборудование для слабослышащих и видящих пассажиров, а также передвигающихся на инвалидном кресле. Если возникает необходимость, пассажиру может быть предложена кресло-коляска «Старт», специально адаптированная для передвижения по составу.

Нумерация, установленная для пассажирских поездов

Поезда перевозчика АО «ФПК имеют следующую нумерацию:

Категория поезда

Нумерация

Скорые круглогодичные

1 — 150

Скорые сезонного и разового обращения

151 — 298

Пассажирские круглогодичные

301 — 450

601 – 698

Пассажирские поезда сезонные, разового назначения и детские

451 – 598

Скоростные

701 – 750

Высокоскоростные

751 — 788

Скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом

(кроме скоростных и высокоскоростных)

801 — 898

Туристические (коммерческие)

921 — 940

Классификация вагонов

Вагоном называют единицу железнодорожного подвижного состава, предназначенную для перевозки пассажиров или грузов преимущественно в поездах.

Если вагон передвигается без помощи локомотива, его называют автовагоном (самоходные), причем в зависимости от источника энергии и рода двигателя автовагоны разделяют на электромоторные, автомотрисы и др.

Если же перемещение вагона осуществляет локомотив, то вагон несамоходный. Моторные и прицепные вагоны электропоездов и автомотрисы относят к моторвагонному подвижному составу.

Большое значение имеет рациональность конструкций вагонов и их технико-экономических показателей, определяющая удобство перевозок пассажиров, провозную способность дорог, возможность широкого внедрения комплексной механизации и автоматизации при изготовлении и ремонте вагонов, а также их эксплуатации (формировании поездов, выполнении погрузочно-разгрузочных операций и др.), размеры капитальных вложений и себестоимость перевозок.

Классификация грузовых вагонов

Железнодорожные вагоны для грузовых перевозок отличаются друг от друга сразу по нескольким параметрам. Типы подвижного состава вагонов делятся на категории по таким характеристикам, как:

  • Количество осей. Их может быть две, четыре, шесть или восемь. Кроме того, вагон может быть многоосным, тележечным или бестележечным.
  • Вид кузова. Конструкция может быть цельной металлической, обшитой древесиной или сварной, с клепаными узлами.
  • Максимальная грузоподъемность, параметры тары и возможная нагрузка на ось.
  • Общие размеры состава в соответствии с шириной полотна железной дороги.
  • Сфера применения. Универсальные вагоны используются для универсальных грузов, а специальные – для ограниченного количества изделий с определенными характеристиками.

Преимущества железнодорожных перевозок

Независимо от типа подвижного состава вагонов, перевозка грузов железнодорожным транспортом особенно востребована. Это обусловлено такими преимуществами, как:

  • Выгодная стоимость по сравнению с перевозками на грузовом автомобиле или самолете.
  • Безопасность. Хрупкие грузы можно поместить в специализированный защитный контейнер. Кроме того, его сложно взломать или повредить.
  • Грузоподъемность. Ни один другой тип транспорта не способен перевезти массивные, длинные предметы нестандартных размеров.
  • Развитая логистика. Воспользоваться железнодорожным составом можно в любом регионе России. Пути проложены во всех направлениях, что является гарантом быстрой и экономичной доставки груза.
  • Надежная защита от погодных условий. Перевозка груза по ЖД не будет отменена или отложена по причине обильных осадков, высокой температуры воздуха или размытых дорог.

Пассажирские вагоны проходят:

  • техническое обслуживание ТО-1 — перед каждым отправлением в рейс и в поездах в пути следования, ТО-2 — перед началом, летних и зимних перевозок в пунктах формирования пассажирских поездов и ТО-3 — единую техническую ревизию основных узлов — через 6 мес после постройки, планового ремонта или предыдущей ревизии;
  • текущий ремонт с отщеплением вагонов от состава в пунктах формирования и оборота поездов или в пути следования с подачей их на специализированные ремонтные пути или в вагонное депо;
  • ДР — плановый ремонт вагонов с заменой или модернизацией отдельных узлов и деталей;
  • капитальный ремонт КР-1 для восстановления исправности и ресурса вагонов путем замены или ремонта изношенных и поврежденных узлов и деталей, а также их модернизации и КР-2, при выполнении которого дополнительно снимается часть обшивки кузова для замены теплоизоляции и электропроводки;
  • капитально-восстановительный ремонт (КВР) с использованием восстановленных существующих конструкций кузовов и тележек, обновлением внутреннего оборудования и созданием современного интерьера.

Классификация вагонов ~ Вагонник

Вагоном называется единица железнодорожного подвижного состава, предназначенная для перевозки пассажиров или грузов.

Вагонный парк характеризуется сложностью и многообразием типов и конструкций. Это вызвано необходимостью удовлетворения различных требований при перевозках: защиты ряда грузов от атмосферных воздействий, сохранения качества скоропортящихся грузов, обеспечения комфорта пассажирам и др.

Вагоны классифицируются по четырем основным признакам: назначению, месту эксплуатации, осности и ширине колеи.

По назначению вагоны разделяются на две основные группы: пассажирские и грузовые.
Парк пассажирских вагонов составляют

  • несамоходные вагоны, перемещаемые локомотивами,
  • и самоходные, имеющие свою энергетическую установку или получающие энергию от контактной сети.

К несамоходным пассажирским вагонам относятся вагоны дальнего следования, межобластного и пригородного сообщения, вагоны-рестораны, багажные, почтовые, почтово-багажные и специальные.

  • Вагоны дальнего следования — это некупейные и купейные вагоны со спальными жесткими местами, а также купейные с мягкими спальными местами.
  • Вагоны межобластного сообщения используют для перевозки пассажиров на расстояние до 700 км. Эти вагоны строятся открытого типа или купейными и оборудуются мягкими креслами для сидения.
  • В вагонах пригородного сообщения перевозят пассажиров на расстояние до 150 км. Пригородные поезда локомотивной тяги формируются из вагонов с креслами или жесткими местами для сидения.
  • Вагоны-рестораны предназначены для организации питания пассажиров в пути следования, почтовые — для перевозки почтовых грузов, багажные — для багажа. От вагонов для перевозки пассажиров они отличаются планировкой и внутренним оборудованием.
  • К специальным пассажирским вагонам относятся: служебные и санитарные вагоны, вагоны-клубы, вагоны-электростанции и др.
Читайте также:  Товарно-транспортная накладная по форме 1-Т — образец, бланк 2023 года

Самоходные пассажирские вагоны — это вагоны электро- и дизель-поездов, а также автомотрисы. Они используются для пригородного и местного сообщений.

Парк грузовых вагонов состоит из универсальных и специальных вагонов следующих типов:

  • крытые — для грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий и механических повреждений;
  • полувагоны — для навалочных, штабельных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий;
  • платформы — для длинномерных, штабельных, громоздких, сыпучих и колесно-гусеничных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий;
  • цистерны — для жидких, газообразных и пылевидных грузов;
  • изотермические — для скоропортящихся грузов;
  • хопперы — для массовых сыпучих грузов;
  • транспортеры — для крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые по своим размерам или массе не могут быть перевезены в других вагонах;
  • думпкары (вагоны-самосвалы) — для транспортировки и автоматизированной разгрузки горнорудных и земляных пород.

II. Знаки и надписи на пассажирских вагонах

На продольной стороне вагона посередине: разводной ключ с молотком – железнодорожный тех.знак – или герб РФ 061 или 062 – шифр Приволжской железной дороги.

III. Техническое обслуживание и ремонт вагонов

Для того чтобы вагоны были всегда в технически исправном состоянии проводится техническое обслуживание и ремонт вагонов.

1. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ:

ТО-1 – проводится в пункте формирования и оборота поезда, перед отправкой в рейс, а так же на промежуточных станциях – ежедневно – доскональный осмотр состава по техническим характеристикам;

ТО-2 – проводится до 15 мая (подготовка вагонов к работе в летний период) и до 15 октября (подготовка вагонов к работе в зимних условиях) – замывка;

ТО-3 (ЕТР) – проводится каждые 6 месяцев после заводского или деповского ремонта.

2. ВИДЫ РЕМОНТА:

Деповской –проводится ежегодно;

Заводской или Капитальный бывает двух объемов:

I – через 4 года после изготовления вагона;

II – все последующие через 16 лет, если не понадобится внеочередной.

С просроченным ремонтом вагоны запрещено допускать к эксплуатации.

Если вагоны после ремонта стояли (не эксплуатировались), то следующий срок ремонта может быть по пробегу или отсрочка (3 месяца), если вагоны в хорошем состоянии и нет замены.

УСТРОЙСТВО ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

I. Ходовые части вагонов

Кузов вагона опирается на две тележки расположенные по его концам на равном расстоянии от середины кузова.

По числу осей тележки бывают: двухосные; трехосные – применяются на некоторых вагонах специального назначения.

VI. Тормоза подвижного состава

Автотормоза подвижного состава предназначены для снижения скорости движения поезда, остановки и удержания вагонов в парке отстоя. Автотормоза на пассажирских вагонах бывают: 1. Ручные – применяются как резервный тормоз на случай выхода из строя основного тормоза;

Причины заклинивания колесных пар

Причины заклинивания колесных пар:

1. Затянут ручной тормоз;

2. Неисправный воздухораспределитель;

3. Выход штока из тормозного цилиндра не в пределах нормы;

4. Неправильно отрегулирована тормозная рычажная передача;

5. Разрушение подшипников в буксе;

Обледенение тормозной рычажной передачи в зимний период.

При заклинивании колесной пары при отправлении (тут же) есть возможность отпустить тормоз на ходу поезда, для этой цели имеется рукоятка отпуска тормоза расположенная между 3 и 4 купе, в проходе.

Если неизвестно когда произошло заклинивание колесной пары – производят остановку поезда стоп-краном.

Виртуальные туры по пассажирским вагонам

Кроме того, система отопления должна подогревать воздух, подаваемый вентиляционной установкой, обеспечивать подогрев воды в системе горячего водоснабжения, а в вагонах последних лет постройки также обогрев головок водоналивных и сливных труб.

Этими же факторами определяется сложность конструкций вагонов, оснащенных автоматическим тормозом, автоматической сцепкой, ходовыми частями, обеспечивающими движение с высокими скоростями, необходимой плавностью, малым сопротивлением и т. п. В зависимости от назначения вагоны оснащены также устройствами теплоизоляции, отопления, охлаждения, вентиляции, электрооборудования и др.

К вагонам промышленного транспорта относятся вагоны-самосвалы (думпкары) (рис. 2.28), шлаковозы, чугуновозы (рис. 2.29), коксосушильные и др.

Этими же факторами определяется сложность конструкций вагонов, оснащенных автоматическим тормозом, автоматической сцепкой, ходовыми частями, обеспечивающими движение с высокими скоростями, необходимой плавностью, малым сопротивлением и т. п. В зависимости от назначения вагоны оснащены также устройствами теплоизоляции, отопления, охлаждения, вентиляции, электрооборудования и др.

К вагонам промышленного транспорта относятся вагоны-самосвалы (думпкары) (рис. 2.28), шлаковозы, чугуновозы (рис. 2.29), коксосушильные и др.

К этой группе относятся транспортеры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, вагоны для перевозки автомобилей, цемента, скота, бункерные полувагоны для перевозки битума, цистерны для перевозки кислот, газов и других специфических грузов, а также вагоны-хопперы для зерна, минеральных удобрений и других грузов.

Система водоснабжения пассажирского вагона устройство имеет достаточно простое. Такая сеть в подвижном составе этого типа включает в себя наливные трубы, а также баки:

  • холодной и горячей воды;

  • пожаротушения.

Отказ, появление которого связано с другими отказами, называется зависимым. Отказ, до устранения которого использование подвижного состава по назначению невозможно, называется полным. Если, несмотря на отказ, остается возможность частичного использования подвижного состава по назначению, то такой отказ называется частичным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *